Пресс-брифинг заместителя госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Роуз Геттемюллер

№4(757) 29 января — 4 февраля 2016 г. 28 Января 2016 0

22 января в региональном медиацентре госдепартамента США в Брюсселе состоялся традиционный телефонный брифинг для представителей СМИ. На сей раз речь шла о подготовке к назначенной на 27 января международной политической конференции по вопросам инициативы по безопасности и борьбе с распространением (ИБОР) оружия массового уничтожения (ОМУ), а также о грядущем Саммите по ядерной безопасности, который состоится в марте-апреле в Вашингтоне.

На вопросы журналистов отвечала Роуз Геттемюллер, заместитель госсекретаря США по вопросам международной безопасности и контроля над распространением вооружений. Корреспондент «2000» принял участие в брифинге.

Роуз Геттемюллер // INTERFAX.RU

СПРАВКА «2000»

Роуз Геттемюллер — кадровый дипломат и политолог — занимает пост замгоссекретаря США с 2009 г., а с 2006-го по 2009 г. руководила работой московского представительства Фонда Карнгеги. Во время работы в совете национальной безопасности США принимала непосредственное участие в программе ядерного разоружения Украины, Беларуси и Казахстана. 6 августа 2015 г. стала первым в истории США высокопоставленным чиновником, посетившим в Японии траурную церемонию, посвященную 70-летию бомбежки американцами Хиросимы и Нагасаки.

РОУЗ ГЕТТЕМЮЛЛЕР (рг): 27 января состоится важное событие — в Вашингтоне пройдет политическая конференция представителей стран, участвующих в реализации программ ИБОР ОМУ. Напомню, ИБОР ОМУ представляет собой обязательство 105 государств по предотвращению распространения на планете оружия массового уничтожения и систем его доставки.

Страны — участницы ИБОР занимаются активным предупреждением, перехватом и срывом любых сомнительных поставок ОМУ или связанных с ним компонентов между государствами и негосударственными структурами. При этом они неизменно соблюдают нормы национального и международного права.

Конечно, ИБОР основана на понимании того, что одним перехватом поставок распространителей ОМУ не остановить. Для этого следует совершенствовать наш коллективный потенциал в области выявления и пресечения деятельности финансовых сетей, оказывающих поддержку черному рынку этих опасных товаров.

Отличный пример реальных результатов ИБОР — проводимая в течение нескольких лет подряд ротация ежегодных учений по ИБОР в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Речь идет о соглашении между США, Новой Зеландией, Сингапуром, Австралией, Южной Кореей и Японией о проведении учений раз в год на протяжении шести лет. В рамках инициативы нам удалось привлечь к участию в них страны региона — они совместно тренируются и совершенствуют потенциал перехвата.

Важно рассказать и о том, как работает ИБОР. В ее рамках не предусмотрено никакого оперативного механизма координации действий по проведению перехватов поставок. Все эти действия осуществляются на национальном уровне. Да, страны ИБОР имеют возможность сотрудничать в вопросах перехватов, но все операции они проводят в соответствии со своими законами и принципами международного права. По сути речь идет о добровольной международной инициативе, а не о некоем обязательном к исполнению международном соглашении.

Вот лишь один практический пример реализации такого сотрудничества. В мае 2011 г. мы совместно с другими государствами — членами ИБОР сумели положить конец вояжу грузового судна под названием M/V Light. Этот корабль под флагом Белиза вышел из КНДР. Имелись подозрения, что судно перевозит противозаконный груз в нарушение многочисленных санкций СБ ООН. Более всего беспокоило, что это могло быть ОМУ.

США при тесном сотрудничестве с Белизом и другими подписантами ИБОР удалось остановить эту отправку. Вот такие плоды приносит деятельность партнеров по ИБОР.

Конференция 27 января должна дать странам, отправившим своих представителей в Вашингтон, возможность подтвердить намерение и далее соблюдать обязательства по ИБОР, а также наращивать усилия в этой области в преддверии грядущего 15-летия инициативы и встречи на высшем уровне, запланированной на 2018 г.

Что касается Саммита по ядерной безопасности, то его четвертое заседание состоится в Вашингтоне 31 марта — 1 апреля 2016 г. и пройдет под эгидой Барака Обамы. Президент на протяжении всего периода работы своей администрации уделяет самое пристальное внимание борьбе с ядерным терроризмом, поскольку считает это явление наиболее актуальной и серьезной угрозой для глобальной безопасности.

По сути конференция 27 января и весенний саммит дополняют друг друга, поскольку стимулируют государства к добровольному международному сотрудничеству в предотвращении противозаконных отправок ОМУ путем выявления, перехвата таких отправок и противодействия им.

ТАСС: США отказываются обсуждать тему отказа от размещения вооружений в космосе. Не могли бы вы объяснить причины отказа? Если вы не согласны с проектом данного предложения, выдвинутым Россией и Китаем, почему бы вам не внести собственные предложения по этому поводу, почему бы не изложить свое видение этого вопроса?

И второй вопрос. США так и не ратифицировали Договор о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Какова причина? Когда можно ожидать ратификации?

РГ: Соединенные Штаты готовы вести работу по проблеме размещения вооружений в космосе. Мы чрезвычайно плотно сотрудничаем в этом аспекте с нашими коллегами из ЕС, а на международном уровне — в рамках разработки Кодекса поведения в космосе. Откровенно говоря, эти усилия не были столь успешными вопреки нашим ожиданиям.

На наш взгляд, в ближайшем будущем важнее всего сосредоточить усилия на проведении мероприятий, касающихся наиболее острых проблем, с которыми сегодня столкнулись государства, занимающиеся освоением космоса. Речь идет о практике проведения таких космических испытаний, генерирующих мусор, которые мешают странам использовать в космическом пространстве коммуникационные спутники.

Вот почему мы демонстрируем прагматичный подход к этому вопросу и занимаемся укреплением доверия и реализацией других мер, позволяющих предотвратить дальнейшее накопление существующих в космосе проблем, таких как увеличение количества мусора. И мы считаем это самой насущной потребностью.

Что касается китайско-российского проекта соглашения о вооружениях в космосе, оно вызывает у нас серьезное беспокойство, ибо не поддается контролю. Мы всегда исходили из того, что нам необходимы действенные соглашения по контролю над вооружениями, соблюдение которых можно проконтролировать в любой момент. В российско-китайском проекте мы этой возможности не видим.

Мы никоим образом не намерены отказываться от обсуждения упомянутых вопросов. Более того, мы крайне заинтересованы в том, чтобы реализовать определенные прагматичные шаги, обеспечивающие доступность космоса для всех стран, ради экономического процветания всех государств.

Что касается ДВЗЯИ — в 1999 г. мы предприняли попытку по его ратификации в сенате США, однако сенат не дал разрешения. Повторно это соглашение сенатом пока не рассматривалось.

Сегодня мы ведем разъяснительную работу в американском обществе в отношении этого договора. С 1999 г. прошло уже 15 лет, но американское общество так и не знает обо всех выгодах договора. И недавние неудачные испытания Северной Кореей ядерного устройства в очередной раз служат напоминанием о значимости ДВЗЯИ. Потому мы намерены и далее вести работу с общественностью, чтобы вновь внести в сенат этот документ.

АГЕНТСТВО AP: Не могли бы назвать — помимо Белиза — конкретные примеры реализации принципов ИБОР другими государствами, в частности Латинской Америки? И почему эта тема имеет такую важность в регионе, где, как известно, нет особой активности в ядерном вопросе?

РГ: Да, в регионе нет особой активности в ядерной сфере. Зато, что вполне очевидно, чрезвычайно активна морская торговля, особенно в зоне Панамского канала. Вот почему в ИБОР должны принимать участие страны этого региона: корабли очень часто проходят по Карибскому бассейну. К тому же важно обучать эти страны, чтобы действовать были готовы сотрудники не только таможни, но и береговой охраны и других спецслужб. Они должны понимать, откуда исходят угрозы, каковы процедуры их пресечения и какими международными стандартами последние регулируются.

Иными словами, это мощная группа стран — с учетом их интересов в обеспечении жизнеспособности и эффективности режима противодействия распространению ядерного оружия.

РИА НОВОСТИ: Два вопроса. Первый в связи с недавними ядерными испытаниями Северной Кореи. Что нового в этом вопросе, в частности в сфере вашего сотрудничества с такими международными партнерами, как Китай и Россия? Госсекретарь Керри сказал, что подход Китая в отношении КНДР не работает, и ему бы хотелось видеть изменение курса.

Второй вопрос связан с Договором о ликвидации ракет средней и малой дальности РСМД. Как известно, у США есть определенное беспокойство по поводу соблюдения Россией договора об РСМД, а у России — сомнения в отношении противоракетной системы обороны США в Европе. Есть ли какие-то подвижки — хотя бы в будущем — в этих переговорах, помимо традиционного «выражения беспокойства»?

РГ: Позвольте начать со второго вопроса. Мы всегда готовы обсуждать прогресс в этом важном деле. В последние месяцы мы с удовольствием наблюдаем, что Россия (как и Соединенные Штаты), продолжает демонстрировать, в том числе на самом высоком уровне, полнейшее соблюдение условий Договора об РСМД. И поверьте мне, мы искренне нацелены на достижение дипломатических успехов в решении этого вопроса. Мы надеемся, что 2016 г. ознаменует новую фазу в наших совместных усилиях.

На этом позвольте поставить точку. Я уверена: если обе стороны имеют желание разрешить вопрос, то для этого существуют все возможности.

Вернемся к КНДР. Я бы отдельно хотела обсудить вашу характеристику слов госсекретаря Керри о наших китайских коллегах. На самом деле мы высоко ценим поддержку решения Совета Безопасности в отношении ядерных испытаний Северной Кореи со стороны министра иностранных дел КНР Вана. Все признают, что упомянутые ядерные испытания стали грубейшим нарушением множества ранее принятых СБ ООН резолюций.

Наш посол в ООН Саманта Пауэрс уже через несколько часов после северокорейских испытаний заявила: «Международному сообществу следует обеспечить реальные последствия для этого режима за его дестабилизирующие действия, и реагировать следует методом постоянного усиления давления. Ключевую роль в привлечении Северной Кореи к ответственности играет Совет Безопасности — путем введения в действие жесткого, всеобъемлющего и ощутимого пакета новых санкций, а также за счет обеспечения неукоснительного соблюдения ранее принятых резолюций».

И вновь подчеркну — мы приветствуем поддержку действий Совбеза ООН, продемонстрированную министром иностранных дел КНР.

РИА НОВОСТИ: А как вы оцениваете реакцию России?

РГ: Реакция России — насколько я могу судить — работа над ней ведется, и очень важно продолжать это. Считаю, что все наши партнеры по шестисторонним переговорам, в том числе Россия, как и весь Совет Безопасности и международное сообщество в целом, признают необходимость решительных действий по привлечению Северной Кореи к ответственности за нарушение обязательств по ядерному разоружению и других международных обязательств. Иными словами, Россия входит в число могущественной группы государств, добивающейся реализации такой цели.

Correio da Manha (Португалия): Появилась ли какая-то возможность — после заключения ядерной сделки с Тегераном — привлечь Иран к участию в ИБОР в обозримом будущем?

РГ: В отношении Ирана мы продвигаемся вперед чрезвычайно осторожно. Госсекретарь, как известно, без промедлений подписал некоторые документы, по сути снимающие с Ирана определенные санкции, связанные с ядерной программой. Он сообщил об этом в Вене 16 января.

Но необходимо подчеркнуть еще один момент: разногласия с Ираном у нас есть, и они никуда не исчезнут. Мы намерены и далее выражать беспокойство по поводу этих разногласий, особенно в тех случаях, когда они связаны с разрушительной для международной безопасности деятельностью — с нарушением постановлений СБ ООН по вопросу баллистических ракет или с террористической деятельностью.

Несколько дней назад мы ввели дополнительные санкции в отношении иранских юридических лиц, имеющих отношение к запуску баллистических ракет. Иными словами, даже снятие санкций, связанных с ядерным вопросом, после работы Ирана по демонтажу своей ядерной программы не означает сглаживания всех различий и снятия всех наших беспокойств.

КОММЕРСАНТ: Известно, что Россия не намерена принимать участие в работе Саммита по ядерной безопасности. Будут ли российские представители принимать участие в конференции ИБОР? Если да, то кто?

И второй вопрос: запланированы ли на ближайшее будущее какие-то переговоры с Россией по договору об РСМД?

РГ: Что касается второго вопроса — процесс консультаций у нас никогда не прекращается, и я считаю, что в этой сфере между Москвой и Вашингтоном с мая 2013-го проходят регулярные контакты. Иными словами, проект не остановлен. Как я уже отмечала, мы рассчитываем на новые подвижки, и в 2016 г. вижу новые возможности для них.

Вы совершенно правы, говоря, что Россия предпочла не принимать участия в работе весеннего Саммита по ядерной безопасности. Тем не менее РФ все еще активно действует в рамках ИБОР ОМУ, и мы приветствуем этот факт. Россия — член т. н. Оперативной экспертной группы, активно участвует в ее ежегодных заседаниях. Кроме того, РФ имеет огромный опыт в ядерной сфере, и мы всегда приветствуем ее участие в работе Оперативной экспертной группы.

Россия отправляет делегацию — пять человек — на политическое заседание среднего уровня, проходящее в Вашингтоне 27 января, и мы с радостью будем принимать их.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Госсекретарем США может стать сторонник идеи...

Одним из главных претендентов на должность государственного секретаря США в...

Россия и Иран готовят оружейную сделку на $10 млрд

Иран заинтересован в покупке российских танков Т-90, артиллерийских систем, самолетов и...

В 2017-м Украина потратит 11 млрд грн на вооружение, —...

Каждый гражданин имеет право видеть технику, в которую он инвестирует ежемесячно свои...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка