Прокати меня, Рада, на тракторе

№31(781) 5 — 11 августа 2016 г. 26 Июля 2016 1 4.2


Фото из архива "2000"

Похоже, аграрное лобби уже распрощалось с иллюзией снабдить каждого украинского фермера американским трактором John Deere и другими образцами суперсовременной импортной техники. Ведь при нынешней покупательной способности многих аграриев им не по карману даже ремонт имеющихся у них тракторов и комбайнов отечественной сборки.

Во второй половине июля в ВР был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в закон «О стимулировании развития отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса» относительно некоторых вопросов производства и обновления сельскохозяйственной техники.

Как становится понятно уже из названия, закон, создавший основу для частичного финансирования государством приобретения аграриями новой техники, теперь хотят дополнить пунктом о восстановленной технике и оборудовании для АПК.

В случае его принятия владельцы б/у сельхозтехники смогут брать кредиты с частичной (до 40%) компенсацией государством стоимости ее ремонта и восстановления.

Среди авторов законопроекта представители президентской фракции в парламенте — Леонид Козаченко (глава Украинской аграрной конфедерации), Александр Бакуменко, Федор Негой и Анатолий Кузьменко.

Компанию им составили один из ближайших соратников Юлии Тимошенко — Иван Кириленко и его коллега по фракции, зампредседателя комитета ВР по вопросам агрополитики и земельных отношений Вадим Ивченко, а также Игорь Брыченко из «Народного фронта», Олег Кулинич из группы «Возрождение» и Иван Мирошниченко из «Самопомочі».

Все эти депутаты в той или иной мере связаны с сельским хозяйством, переработкой или реализацией агропродукции. Поэтому ситуация в отрасли им известна не понаслышке.

В пояснительной записке к законопроекту приводятся данные о том, что наибольшие проблемы аграрии сегодня испытывают с тракторным парком. Из 300 тыс. тракторов, зарегистрированных в Украине, больше четверти были выпущены 20 лет назад и более, а еще 57% прослужили свыше 10 лет.

Немалая часть этой техники уже сейчас подлежит (или будет подлежать в ближайшие годы) ремонту либо восстановлению. А если ее владельцы смогут компенсировать некоторые затраты на обновление или модернизацию, то ремонтировать трактора и комбайны аграрии будут с большей охотой.

Стратегически программа господдержки обновления б/у сельхозтехники способствовала бы увеличению мощностей тракторного парка в Украине. Как указано в пояснительной записке, на сегодняшний день нагрузка на один трактор в нашей стране составляет более 105 га по сравнению с 64 га — в Канаде, менее 38 га — в США, порядка 16 га во Франции или 12 га — в Великобритании.

Однако это связано не с недостатком техники, а с ее малой производительностью. В фермерских хозяйствах и у единоличников преобладают трактора мощностью 40—100 кВт, доля которых в парке сельхозтехники оценивается почти в 67%.

По прогнозам же авторов законопроекта, увеличение сбора зерновых в стране потребует и наращивания мощностей сельхозмашин. В перспективе доля сельхозтехники мощностью до 120 кВт должна сократиться, а сегмент 121—280 кВт — вырасти более чем до трети общего количества тракторного парка.

Законодатели неспроста заговорили о восстановлении и модернизации именно тракторов отечественного производства. Конечно, в случае принятия дополнений к закону о развитии сельхозмашиностроения его нормы распространились бы и на другие виды техники. Но ситуация в тракторном производстве выглядит совсем печальной.

В Украине имеются два крупных тракторных производства — Харьковский тракторный завод (ХТЗ) и «Южмаш». Оба с хорошей экспортной историей, и оба сейчас фактически простаивают.

ХТЗ был остановлен еще в апреле т. г. после того, как СБУ обвинила руководство предприятия в попытке вывезти в Россию оборудование литейного цеха. На директора Андрея Коваля было даже заведено уголовное дело о диверсии.

Ранее ХТЗ производил подвески для бронетехники и бронированные гусеничные тягачи МТ-ЛБ различного назначения. И хотя завод уже давно не производит технику для ВСУ или Нацгвардии, намерение акционеров ХТЗ из группы «Русские машины» Олега Дерипаски перевезти в РФ неиспользуемое заводское оборудование было воспринято украинскими властями как попытка подрыва обороноспособности.

В начале апреля решением Киевского районного суда Харькова по ходатайству СБУ счета ХТЗ были арестованы и завод остановлен. В том же месяце урегулированием проблем предприятия начал заниматься бывший акционер ХТЗ, самый известный харьковский бизнесмен (и друг Олега Дерипаски) Александр Ярославский.

Судя по всему, к середине июля ему удалось решить проблемы завода с силовиками и договориться с местной налоговой о рассрочке старых долгов и пени в общей сложности на 400 млн. грн.

По информации предприятия, с 1 августа завод должен был возобновить свою работу, но за 120 дней простоя работники ХТЗ недополучили 30 млн. грн. зарплаты, а государство — около 4,7 млн. грн. налогов.

Свое тракторное производство есть и на днепропетровском «Южмаше». Ранее оно служило прикрытием для основного вида деятельности — производства межконтинентальных баллистических ракет.

Еще в советский период предприятие преодолело рубеж в 1,5 млн. тракторов. Значительная часть этой продукции шла на экспорт в страны Азии, Африки и Латинской Америки. Однако в последние годы «Южмаш» выпускал лишь единичные партии тракторов под заказ или машинокомплектов на экспорт.

Как рассказал «2000» руководитель тракторного производства днепропетровского завода Виктор Гармаш, вся необходимая ремонтная база для восстановления ранее выпущенной техники на «Южмаше» имеется. Поэтому предприятие с удовольствием приняло бы участие в таком проекте. Нужны лишь прозрачные финансовые механизмы лизинга или господдержки.

Такое же мнение высказали и на Харьковском тракторном. Завод имеет необходимые мощности и готов рассмотреть возможность восстановления произведенной ранее техники.

Общие затраты на обновление одного только тракторного парка в стране законодатели оценивают в 32 млрд. грн. Но понимая, что государство не сможет сконцентрировать такие ресурсы, реализацию перспективной программы хотят возложить на местные власти.

При ежегодных расходах каждого региона на переоснащение сельхозтехники в размере 3—4 млн. грн. в масштабах страны можно будет ежегодно восстанавливать 600—700 тракторов.

Если модернизация имеющейся техники окажется на 20—30% дешевле приобретения аналогичной новой и часть затрат можно будет компенсировать из государственного и местных бюджетов, то новая программа наверняка будет пользоваться спросом у мелких аграриев, не избалованных большим вниманием властей.

Однако чтобы идея поддержки отечественных сельхозмашиностроителей претворилась в жизнь, авторам законопроекта необходимо преодолеть сопротивление импортеров белорусской техники в Украине, которая сейчас выигрывает у отечественной и по цене, и по качеству.

Сборкой минских тракторов «Беларус» в нашей стране занимается ООО «Укравтозапчасть», которое ранее входило в холдинг «Укрпроминвест» Петра Порошенко. Но в процессе реструктуризации бизнеса это направление отошло одному из деловых партнеров нынешнего президента — Олегу Зимину.

Очевидно, что приток на рынок украинской восстановленной техники отрицательно повлияет на реализацию собранной у нас в стране новой белорусской. Уже это дает основания полагать, что законопроект о поддержке отечественного сельхозмашиностроения ожидает в Раде непростое будущее.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Две стороны одного карабина

В общей сложности в арсенале семьи Дмитрия Яроша 15 стволов

Крадут чаще, чем грабят

С 27 ноября по 4 декабря в Николаевской области зарегистрировано 1332 чрезвычайных...

От «винтиков» до «белых хакеров»

Отправить могут в любую точку страны, ни о каком выборе места службы речь идти не может

Залоговый кредит — «вишенка на торте»

Банкам проще забыть о мелких кредитах от 1,5 до 3 тыс. грн, чем бороться за них. В 90%...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Александр Юрченко
30 Июля 2016, Александр Юрченко

Люди имеют полное право своим трудом зарабатывать достаточно средств для благополучной, спокойной жизни, а не жить на подачки англосаксонских «благодетелей» через холуйские «заботливые» руки!

- 4 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка