Провайдерам не поздоровится

№37–38(747) 6 — 12 ноября 2015 г. 02 Ноября 2015 5

В парламенте прошел регистрацию разработанный Кабмином законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по защите авторского права и смежных прав в сети интернет», напрямую затрагивающий интересы отечественных провайдеров и хозяев сайтов.

Админкодекс планируется дополнить двумя статьями. Согласно ст. 164-17, невыполнение владельцем сайта или поставщиком услуг хостинга требований по удалению или предотвращению доступа к информации, нарушающей авторское право или смежные права, или непредоставление владельцем сайта информации, идентифицирующей пользователя, разместившего на сайте такую информацию, или непредоставление поставщиком услуг хостинга информации, идентифицирующей владельца сайта, влечет наложение штрафа от 500 до 1 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ). За повторные действия в течение года штраф составит 1—2 тыс. НМДГ.

В ст. 164-18 говорится, что нарушение владельцем сайта или поставщиком услуг хостинга правил размещения на своем сайте информации, устанавливающей владельца сайта или поставщика услуг хостинга, влечет наложение таких же штрафов, как в ст. 164-17.

В ст. 52 закона «Об авторском праве и смежных правах» должно появиться дополнение, что субъекты авторского права (САП) могут требовать удаления или предотвращения доступа к информации, а также сведений, идентифицирующих пользователя-нарушителя.

В новой ст. 52-1 расписан порядок прекращения и предотвращения нарушений авторского права. САП вправе обратиться к владельцу сайта с жалобой, которая содержит требование удалить или сделать невозможным доступ к этой информации. Владелец сайта не будет нести ответственность, если не позднее чем через 24 часа с момента получения жалобы удалит или сделает невозможным доступ к информации, будет препятствовать ее повторному размещению, проинформирует об этом жалобщика. Если САП не предоставит документы, подтверждающие, что инициировал судебное разбирательство, владелец сайта не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 14 дней восстанавливает доступ к информации. То же самое касается и поставщиков услуг хостинга.

Любопытно, что сайты и поставщики услуг хостинга будут обязаны разместить у себя полное имя или наименование владельцев, адреса места жительства или местонахождения, адрес электронной почты и номер телефона, по которым с ними можно оперативно связаться. В статье также указаны требования к жалобам, но доказывать САП ничего не должен, ему достаточно подтвердить, «что информация, предоставленная в жалобе, является достоверной».

Ст. 52-2 называется «Право на получение информации от владельца сайта и поставщика услуг хостинга». САП имеет право получить от владельца сайта информацию, идентифицирующую пользователя-нарушителя, чтобы подать на него иск в суд. Он также получит право потребовать информацию от поставщика услуг хостинга о владельце сайта, чтобы подать в суд исковое заявление по поводу неправомерности его действий.

В пояснительной записке указано, что развитие информационных технологий обеспечивает возможность преобразования информации в электронную форму и способствует легкости воспроизведения объектов авторского или смежных прав, а также быстрому доступу к ним в интернете.

Вместе с тем возникло множество возможностей для нарушения авторских прав. Количество нелегального контента, который распространяется в сети, постоянно растет. В условиях отсутствия быстрого и эффективного способа его удаления, а также ответственности за нарушение авторских прав обращение лицензированного контента и развитие сервисов, предоставляющих доступ к нему, затруднено. Такая ситуация сказывается на имидже страны и ее экономике в целом.

Распространение нелегального контента в украинской доменной зоне привело к крайне неблагоприятным последствиям уже в 2013 г., когда Украину признали «приоритетной иностранной страной» в «Специальном списке 301». То есть государством, в котором уровень защиты прав интеллектуальной собственности является наиболее низким и к которому могут быть применены соответствующие санкции. Одной из причин получения соответствующего статуса стало «упорное нежелание имплементировать эффективную и прозрачную систему борьбы с онлайн-пиратством».

В 2015 г. «Специальный список 301» включил Украину в число государств, в отношении которых осуществляется «приоритетный надзор», указано на отсутствие позитивных сдвигов в осуществлении эффективной борьбы с интернет-пиратством и в привлечении к ответственности третьих лиц, способствующих нарушениям.

Таким образом, принятие данного законопроекта — одна из первоочередных задач на пути построения позитивного имиджа Украины как страны, где имеется высокий уровень уважения к авторскому праву.

Интернет-ассоциация Украины (ИнАУ) по достоинству оценила нововведения Кабмина. На пресс-конференции на тему «Под фальшивыми лозунгами защиты авторского права планируется тотальная зачистка интернета», прошедшей в агентстве УНИАН, эксперты подвергли этот документ беспощадной критике.

По словам председателя консультационно-совещательного совета ИнАУ Александра Баранова, законопроект наряду с декларируемой защитой авторских прав одновременно приводит к нарушениям прав и интересов других участников этих процессов, прежде всего операторов и провайдеров телекоммуникаций, а также тех, кто занимается хостингом.

Глава комитета ИнАУ по вопросам электронной коммерции Александр Ольшанский отметил, что провайдеры будут вынуждены блокировать или удалять контент по заявлению правообладателя. При этом заявитель обязан всего лишь подать заявление в суд, от него не требуется представлять доказательства, подтверждающие владение авторскими правами. Если в дальнейшем суд он проиграет, никто не возвратит провайдеру убытки за блокировку или удаление контента.

В Европе существует практика, когда информация блокируется до решения суда. Но тогда заявитель обязан в срок от 36 до 60 часов подать заявление в суд и получить от него постановление об открытии производства. Если суд пришел к выводу, что заявитель не прав, государство компенсирует все убытки сторон.

Управляющий партнер адвокатского объединения «Юскутум» Артем Афян отметил, что законопроект позволяет заблокировать практически любой интернет-контент, в том числе журналистскую статью, фотографию и прочее. Документ очень уязвим к злоупотреблениям. Чтобы парализовать работу любого сайта, достаточно раз в 10 дней отправлять жалобу по электронной почте. Это четкий сигнал глобальным сервисам, что в Украине им работать не стоит. А украинским придется подумать об использовании других юрисдикций, например США и Европы.

Специалисты ИнАУ пришли к выводу, что законопроект требует доработки с участием общественности, юристов и правообладателей контента.

К слову, не исключено, что документ в таком виде не будет принят в первом чтении, свое веское слово еще не сказали представители научно-экспертного и юридического управлений ВР, которые, как правило, довольно серьезно относятся к своей работе. Но само желание правительства «оседлать» украинский сектор интернета под видом борьбы с пиратством не может не настораживать.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка