Секреты лаборатории

№12v(740) 3 — 9 апреля 2015 г. 02 Апреля 2015 5

Кто в ответе за качество и безопасность продуктов питания — производитель или торговая сеть? Скорее всего, первый, так как именно он отвечает за изготовление товара. С другой стороны, население платит за продукцию как раз магазину, поэтому ответственность должна быть как минимум солидарной.

Какой путь проходят продукты питания, прежде чем попасть на полки магазинов, мы выяснили, побывав в распределительном центре одной из крупнейших отечественных торговых сетей Fozzy Group.

Руководитель департамента качества Fozzy Group Максим Барабух

Село Перемога в Броварском районе — в получасе езды от столицы. Территория промзоны, проезжаем мимо завода пластмасс. «Вас не угнетает соседство?» — спрашиваю у руководителя департамента качества Fozzy Group Максима Барабухи. «А вы учуяли какой-то посторонний запах? — вместо ответа спрашивает он. — Нет? Поэтому и не угнетает. Наш центр построен в соответствии со всеми правилами размещения промышленных объектов».

Общая площадь распределительного центра — 30 тыс. кв. м. Он обслуживает все торговые сети Fozzy Group («Сильпо», «Фора», Fozzy Cash & Carry). На окраинах Киева функционируют еще три РЦ. Подобные центры имеются также в Харькове, Запорожье и Одессе.

Вся продукция поступает в магазины через РЦ или по прямым поставкам в магазин. Как только машина с грузом прибывает на склад, начинается приемка товара с проверкой по качеству и количеству.

Разработаны требования, которым должна отвечать доставленная продукция: от документации, правильной маркировки, целостности упаковки, соответствия сроков производства датам, указанным в документах, до соблюдения нужного температурного режима при транспортировке товара.

Группа компаний Fozzy Group первой среди торговых розничных сетей получила аттестацию лаборатории качества на госуровне. Свидетельство об аттестации выдано ГП «Киевский областной научно-производственный центр стандартизации, метрологии и сертификации».

Подготовительная работа к аттестации лаборатории велась в течение полугода. Было установлено новое оборудование, в т. ч. измерительная и испытательная техника. Начальные инвестиции в лабораторию составили около 700 тыс. грн.

«Лаборатория по контролю качества Fozzy Group основана в апреле 2014 г. Цель — контроль качества входных товаров торговых сетей группы, — рассказывает Максим Барабуха. — Проводятся плановые проверки качества, а также оперативный анализ продуктов питания по физико-химическим и органолептическим показателям в ответ на рекламации потребителей».

Если партия товара не соответствует стандартам качества, на склад ее не принимают. Плохо, что дальнейшая судьба забракованной партии никого не волнует. А ведь она вполне может оказаться и на стихийных рынках города.

«Вы подняли очень правильный вопрос, — говорит руководитель департамента качества. — Во многих странах существуют единые государственные порталы, где ретейлеры размещают информацию о недобросовестных поставщиках. Нечто подобное мы тоже пытались организовать еще пару лет назад, однако нас не поддержали представители других торговых сетей».

Но пройдем непосредственно на склад. Из-за огромной площади помещение кажется полупустым. Горят яркие лампы освещения. Между рядами с товаром снуют поломоечные машины и вилочные погрузчики. На складе довольно прохладно — постоянно поддерживается средняя температура плюс 4—5оС.

Зона экспедиции РЦ. Здесь происходит приемка товара. Разгрузка одной фуры занимает максимум 30 минут. Склад работает круглосуточно. До 17:00 происходит прием товара, после этого – начинается комплектация заявок от магазинов

Проходим в зону экспедиции РЦ. Здесь происходит прием товара. Разгрузка одной фуры занимает максимум 30 минут. Склад работает круглосуточно. До 17.00 товар принимают, после этого начинается комплектация заявок от магазинов.

На униформе персонала центра виднеются индивидуальные номера, как у команды атлетов в игровых видах спорта. Дело в том, что камеры внутреннего наблюдения не дают четкого изображения лица сотрудника, а вот по номеру можно легко определить трудовой вклад каждого работника за смену.

Одна из главных проблем поставщиков – несоблюдение температурного режима при транспортировке продукции

Одна из главных проблем поставщиков — несоблюдение температурного режима при транспортировке продукции. Поэтому входной контроль начинается с измерения именно этого показателя 

Зона хранения продукции РЦ. Каждый проход между стеллажами считается отдельной улицей со своим номером

Далее зона хранения продукции РЦ. Все проходы между стеллажами считаются отдельными улицами со своим номером. Каждый поддон промаркирован уникальным кодом, который содержит наименование товара, его количество, срок хранения и адрес поставки.

Зона сформированных партий товаров для отдельных магазинов почти по всей территории Украины

Затем продукты попадают в зону сформированных партий товаров для отдельных магазинов почти по всей территории Украины. Здесь проверяется соответствие продуктового набора заявке торговой точки и правильное размещение продукции на поддонах. Более тяжелые товары должны, разумеется, быть в самом низу.

Склад плодовоовощной продукции. Занимает половину площади РЦ – 15 тыс. кв. м

Склад плодово-овощной продукции занимает половину площади РЦ — 15 тыс. кв. м. Кроме основной зоны, организованы четыре отдельных бокса для продукции с особым режимом хранения. К примеру, чеснок должен находиться в помещении с температурой от 0 до плюс 1оС, бананы — от плюс 12 до 14 выше нуля.

В лаборатории трудится три человека, ими освоено около полутора сотни методик исследований

В лаборатории трудятся три человека, ими освоено примерно полторы сотни методик исследований. График работы — с 9.00 до 18.00. Требования к персоналу: высшее образование (химия, биология), опыт работы и незаангажированность. Сотрудников пригласили (или переманили?) в новую лабораторию из других организаций, в т. ч. государственных.

Раньше все исследования заказывались у сторонних организаций на коммерческой основе. Но уже в 2014 г. лабораторией компании были проведены более 3 тыс. исследований. В этом году такое же количество работ осуществлено только за первые три месяца.

На вопрос о сроках окупаемости лаборатории Максим Барабуха предлагает оценивать этот показатель по разным параметрам. Во-первых, происходит колоссальная экономия времени. Получить результат исследования в собственной лаборатории можно в среднем за час. Аналогичный срок в сторонней организации — 5 дней.

Что касается финансов, то за 3 тыс. исследований другим организациям пришлось бы заплатить не менее 30 тыс. грн. Интересуюсь, какова средняя зарплата сотрудников подразделения. «Достаточная, чтобы мотивировать людей», — улыбается Максим.

Демонстрируя собственную мотивацию и скоростные преимущества исследований, лаборант Евгения Маринина тестирует молоко. Происходит проверка пастеризации напитка

Демонстрируя собственную мотивацию и скоростные преимущества исследований, лаборант Евгения Маринина тестирует молоко. Идет проверка пастеризации напитка.

В образец продукции добавляют специальный реактив, и если ровно через две минуты молоко поменяет белый цвет на темно-фиолетовый, значит, молокозавод неправильно провел пастеризацию и сроки хранения такого напитка не будут отвечать указанной на бутылке дате. При этом его употребление весьма небезопасно, поскольку при нагревании молока не все микроорганизмы погибли, в т. ч. и патогенные. В данном случае качество молока было подтверждено: цвет не изменился.

На этой неделе в зоне особого внимания лаборатории свежие огурцы и клубника. Плоды исследуют на содержание нитратов

На этой неделе в зоне особого внимания лаборатории — свежие огурцы и клубника. Плоды исследуют на содержание нитратов.

Сначала образец размельчают в миксере и заливают специальным раствором. Затем при помощи иономера измеряют количество нитратов. В данной партии огурцов оно значительно не дотягивает до стандарта. Всего лишь 200 мг/кг при норме не более 400 мг/кг. Отметим, что пока проводилось тестирование, фуру с огурцами не разгружали. Ждали результата исследования.

Кстати, в прошлом году лаборанты усиленно проверяли на нитраты томаты и арбузы. Поводом к тестированию именно этой продукции стало активное недовольство покупателей в социальных сетях.

Любопытно, что европейские нормы никак не регламентируют количество нитратов в плодовоовощной продукции. Тем не менее практика показывает, что несмотря на это, в импортных овощах и фруктах ни разу не было обнаружено превышение данного показателя. В лаборатории объясняют этот феномен высокой культурой сельхозпроизводства европейских аграриев.

Лаборант Мария Репа показывает простейший тест на определение крахмала в вареной колбасе и сосисках. Если нанести на изделие капельку йода и продукт окрасится в черно-зеленый цвет, значить в нем имеется крахмал

Лаборант Мария Репа показывает простейший тест на определение крахмала в вареной колбасе и сосисках. Если нанести на образец капельку йода и продукт окрасится в черно-зеленый цвет, значит, в нем имеется крахмал. Эта добавка не несет вреда здоровью, но если о наличии крахмала производитель постеснялся указать на этикетке, а стоимость товара при этом как на изделия исключительно из мяса, то вас обманывают. Самым наглым образом.

Наиболее ответственная работа сегодня у руководителя лаборатории Марины Бонько. Она тестирует образец уксуса, который поставщик хотел бы реализовать через торговые сети Fozzy Group

Наиболее ответственная работа сегодня у руководителя лаборатории Марины Бонько. Она тестирует уксус, который поставщик хотел бы реализовать через торговые сети Fozzy Group.

Заметим, что образец взят не у производителя, а куплен в одном из магазинов. Так честнее. Проверять будут соответствие продукта заявленным 9% содержания уксусной кислоты. Через несколько минут выясняется, что показатель, мягко говоря, завышен — уксус на поверку оказался всего лишь 3%-ный.

А потом хозяйки удивляются, почему банки с консервацией огурцов-помидоров, приготовленных строго по рецепту, вдруг начинают вздуваться и взрываться. Просто уксус, который они использовали для маринада, не прошел проверку лабораторией.

Справка «2000»

Fozzy Group — одна из крупнейших торгово-промышленных групп нашей страны. Специализация: торговля продуктами питания и товарами для дома через сети супермаркетов «Сильпо», оптовых гипермаркетов Fozzy Cash & Carry, магазины у дома «Фора». Группа владеет сетью фармацевтических супермаркетов «Белая Ромашка» и магазинами персональной электроники Ringoo.

Промышленное направление представлено Нежинским консервным заводом и птицефабрикой «Варто».

Имеется ресторанный бизнес в составе заведений: «У Хромого Пола», «Старомак», La Bodeguita del Medio, «У Голема», «Диван», «Чарка, кружек и Гачек», Mi Piace, Tatami, «Славянский двор», Karluv Most, «Фреш-кафе».

Центральный офис Fozzy Group: 02090, Киев, ул. Калачевская, 13, тел. +38 (044) 496-3201, тел./факс: +38 (044) 496-3200, www.fozzy.ua

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка