Сергей Гуназа: «Микростоки пытаются заработать на множестве дешевых продаж. Макростоки — на качестве и эксклюзивности»

№37(787) 16 — 22 сентября 2016 г. 15 Сентября 2016 3.7

Как утверждает профессиональный фотограф, дизайнер, издатель и организатор фотокурсов и фотовыставок Сергей ГУНАЗА, наибольших успехов в работе на стоках достигают женщины-фотографы. Поскольку у них хорошо развит художественный вкус, они упорны и усидчивы.

«Сток — это системная работа, а мужчины-фотографы зачастую холерики. Для них монотонная системная работа утомительна. В моей практике был случай, когда девушка снимала натюрморт 14 часов, рисуя его световым пером. В результате получился шедевр, который невозможно снять никаким другим способом. Многие из фотографов-мужчин на такой подвиг не способны», — утверждает Гуназа.

«2000» воспользовались общением с профессионалом, имеющим большой опыт, чтобы подсказать нашим читателям, как проще заработать первые деньги в фотостоках.

— Сергей, можно ли быть успешным в фотостоках, используя технику, представленную в обычных супермаркетах электроники, или придется приобретать что-то эксклюзивное?

— Любой сток наверняка возьмет у вас фото даже плохого качества с уникальным сюжетом, например о встрече с инопланетянами. Поэтому стартовать можно даже со снимками с камеры смартфона. Тем более что в новых моделях встроенные камеры имеют сверхбольшое разрешение и всегда с тобой.

Но надо учитывать, что если ты снимаешь «мыльницей» событие, которое, кроме тебя, снимают десятки фотографов с топовой профессиональной техникой, например проход звезд по красной дорожке в Каннах, то вероятность продать такой снимок резко снижается.

От оборудования зависит техническое качество — размер в пикселях, контурная резкость, цветовая насыщенность и динамический диапазон. Хорошая техника позволяет снимать быстро происходящие события со скоростью десятки кадров в секунду. Она обладает огромной надежностью и ресурсом, большим количеством принадлежностей. А это незаменимые качества и преимущества при любом жанре фотосъемки.

Но если ты захочешь запечатлеть цветы на подоконнике для открыток, то камера, позволяющая делать 15 кадров в секунду, тебе не понадобится.

Поэтому без преувеличения можно сказать, что оборудование, которое продается в наших магазинах электроники, вполне достаточно для работы в стоках. Сейчас вообще нет технически плохих камер, самая простенькая современная — мечта любого профи еще 15 лет назад. Тем более что большинство некачественных фотографий получаются такими не из-за слабой техники, а из-за ошибок фотографов.

Но для работы в стоках любителю наверняка придется ознакомиться со штативом, научиться использовать естественный и студийный свет.

Случаев, когда человек с нуля схватил фотоаппарат и сразу же стал известным профи, — единицы. К сожалению, в отличие от Европы и США у нас нет фотографических вузов. Знания можно получить на курсах фотомастерства. Как правило, это снимает массу начальных творческих и технических трудностей и экономит несколько лет жизни.

Такие курсы помогут лучше ориентироваться в технических вопросах (объективы, фильтры, насадки), получить специальные знания для работы в основных популярных жанрах — от предметной и пейзажной съемки до портретной и репортажной.

К тому же эти занятия могут быть познавательными и интересными. Ведь в последние годы появилось множество новых технологий съемки. То же коллажирование, используемое при съемке дорогих и уникальных предметов.

— Да уж, для композиции «небо в алмазах» коллажирование будет намного дешевле покупки сотни алмазов...

— Затем появилось много способов постобработки — HDR (съемка с различной экспозицией, позволяющая получить очень широкий диапазон цвета), панорамное фото, круговая панорама, макросъемка, когда по кусочкам снимаешь и сшиваешь снятое в один кадр, и т. д.

Есть цифровая фотография вообще без фотоаппарата, когда предметы выкладывают на поверхности сканера (предварительно защитив пленкой) и сканируют их. Получаются изображения, идеальные по качеству для печати на упаковке.

— Одни фотографы говорят, что заработать на стоках легко и просто даже любителю, другие — что это практически невозможно, особенно в последние годы. Можно говорить лишь о везении. Какое мнение вам ближе?

— На продвинутых стоках есть разделы с рейтингом самых продаваемых фотографий. Оцените свои возможности по съемке подобных изображений. Подумайте, как можно сделать это лучше и интереснее. Ищите свои темы, которые будут продаваться.

Одна молодая девушка — любительница путешествий — прихватила в поездку по Камчатке хорошую камеру. Ей повезло с погодой, и она очень художественно и с оригинальным видением отсняла редкие виды. Выложила фотографии на стоки. И они продавались так хорошо, что в месяц у нее набегало до $8000.

Но бывает и так, что фотограф считает гениальными снятые им пейзажи, а продаются почему-то исключительно фото готовых кулинарных блюд.

Большинство фотографов ошибаются, когда свое эмоциональное восприятие переносят на сделанное изображение. Я это могу проиллюстрировать примером — влюбленный парень снимал свою девушку обнаженной, при этом он висел вверх ногами, зацепившись за люстру, в комнате играла красивая музыка и разливались благовония. Но на фото посторонний зритель увидел лишь голую женщину на черном диване. Потому что в кадре не было всего бэкстейджа (закулисья) той съемки.

Один важный совет: сюжет для стоков должен начинаться и заканчиваться в самом кадре. Если мама держит ребенка на руках, а ребенок смотрит на белочку, которой нет на фотографии, то этот сюжет заказчик не купит. Если же белочка есть в кадре и грызет орешек, снимок может быть продан большим тиражом, потому что сюжет получается понятным и отвечает на вопрос, кто и что делает, — в нем есть событие!

Далее, необходимо учитывать запросы вашего потенциального покупателя. Изготовителя календаря с видами Австралии или Южной Америки вы не сможете удивить пейзажами средней полосы России с березками. Их интересуют совсем другие виды.

Если вы размещаете фотографии на стоках, покупателями которых являются серьезные печатные издания, при съемке надо помнить, что иллюстрации для них специально снимаются с нарушением композиции. Пустое место специально оставляется, например, для заголовка. Многие начинающие стоковики этого не учитывают.

Сюжеты должны быть с налетом легкой абстракции и философствования. Например, для публикации о туристическом бизнесе вполне подойдет фото пары, сидящей на острове под наклоненными пальмами. Но пальмы, опять-таки, должны быть поданы таким образом, чтобы они не достигали воды и на этом месте хорошо помещался заголовок.

Газеты чаще требуют горизонтальных композиций, а иллюстрированные журналы — вертикальных. Для разворотов существуют свои требования. Все это учитывается покупателями фотографий, а чтобы работы продавались, об этом необходимо думать и авторам.

— Допускается ли обработка снимков в Photoshop?

— Практически все серьезные фотокамеры снимают в формате RAW, а стоки принимают фото в формате TIFF или JPEG, поэтому обработка и чистка изображений от «шумов» и лишних деталей производится.

На каждом стоке есть упоминание о видах допустимой обработки. Но когда 10 лет назад новостные стоки разрешили изменять перспективу присланных работ, это назвали настоящей революцией. Тогда это было связано с массовым применением и популярностью среди фотолюбителей широкоугольной оптики. Сейчас большинство стоков возьмут у вас все что угодно. Лишь бы оно продавалось.

Однако новостные стоки, действующие при информационных агентствах, запрещают любое вмешательство в исходное изображение и допускают лишь минимальную обработку. Можно изменять яркость снимка и цветовой баланс. Новостная фотография — это прежде всего документ события!

— Идут ли в стоки профессиональные фотографы?

— Если говорить не о гигантах, таких как Getty Images, а о микростоках, которых в мире появилось великое множество, то профессиональные фотографы в стоки идут неохотно.

Они предпочитают гарантированный заработок, а в стоках присутствует изрядный элемент случайности.

В мире продано сотни миллионов хороших фотокамер, поэтому на рынке стокового фото существует большая конкуренция. Многим любителям удается побывать в самых отдаленных точках планеты, куда способен добраться не каждый профессиональный фотограф, или оказаться в нужное время и в нужном месте, чтобы запечатлеть какое-то уникальное событие.

Кроме того, работа в стоке — это необходимость присылать сотни фотографий ежемесячно. Если пропустил хотя бы месяц — опускаешься вниз в рейтинге и теряешь в заработке.

До появления интернета стоков было мало, и они требовали, чтобы авторы присылали слайды. Меньше 50—100 слайдов не принимали и требовали, чтобы работы были эксклюзивными и не поставлялись другим агентствам.

Сейчас такого правила придерживаются лишь крупнейшие фотобанки, а микростоки в основном предлагают дешевые фото своим подписчикам.

Польза этой практики в том, что она позволяет рекламным агентствам, полиграфическим фирмам, СМИ и интернет-сайтам в любое время суток и недорого получать фото, векторные изображения, иллюстрации, видеоролики и т. д.

При этом одна и та же работа может быть скачана тысячи раз и способна принести ее автору сотни и даже тысячи долларов. Правда, не за один день или неделю, а за год или больше.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Полонина в огне

С начала 2016 г. в Ивано-Франковской области возникло шесть чрезвычайных ситуаций...

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Страх способен подвигнуть политиков к готовности задействовать порой даже самые...

Швейцарская тюрьма установит защиту от дронов

Тюрьма швейцарского города Ленцбург (кантон Аргау) намерена потратить 200 000 франков на...

Прощай, забой! Гуд бай, мореходка!

Проблема не профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных специалистов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка