Шестеро в креслах, а страна без призора

№8(761) 26 февраля — 3 марта 2016 г. 24 Февраля 2016 5

Нам пишут

В последнее время в СМИ говорят о различных антикоррупционных органах (агентство, бюро, спецпрокуратура).

Но не совсем понятно, кто и чем будет заниматься (агентство — бюро), их взаимосвязь и подчиненность, а также полномочия.

Буду вам благодарен, если вы внесете ясность и кратко покажете основные задачи всех новых структур, их функции, взаимодействие с другими госорганами, подконтрольность и т. д. Не помешает и общий комментарий.

Особые органы для борьбы с коррупцией — не наше изобретение. В США этим занимается ФБР, в Англии — антикоррупционное ведомство при департаменте бизнеса и инновационной политики, а также комитет по стандартам публичной сферы, в Израиле —подразделение полиции «Лахав-433».

Однако мы в этом деле пошли дальше всех в мире и создали целую сеть органов: Государственное бюро расследований (ГБР), Национальное антикоррупционное бюро (НАБ), Национальное агентство по предупреждению коррупции, Национальное агентство по выявлению, розыску и управлению активами, полученными преступным путем, Национальный совет по антикоррупционной политике, а также Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП).

Прибежище для внештатных сотрудников

Согласно закону «О Государственном бюро расследований», эта структура будет заниматься раскрытием преступлений, связанных с деятельностью организованных групп и преступных организаций, также тех, за которые предусмотрено пожизненное лишение свободы, а еще военных злодеяний, случаев пыток и жестокости со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Кроме того, ГБР будет расследовать преступления, совершенные должностными лицами НАБ и прокурорами САП, а также госслужащими, занимающими особо ответственное положение, — президентом, главой ВР и его заместителями, народными депутатами, премьер-министром и членами правительства, генпрокурором и его замами, председателем и членами Конституционного Суда, руководителями и судьями Верховного и Высшего специализированного судов.

По сути в антикоррупционной иерархии у ГБР главенствующее положение. Оно имеет право заниматься оперативно-розыскной деятельностью, разыскивать лиц, скрывающихся от следствия, содержать внештатных работников и сотрудничать с полицейскими зарубежных стран. В его систему входят центральный аппарат, территориальные органы, спецподразделения, учебные заведения и научно-исследовательские учреждения. В центральном аппарате предусмотрена должность ответственного за взаимодействие со всеми госорганами.

ГБР имеет территориальные управления во Львове (отвечает за Волынскую, Закарпатскую, Ивано-Франковскую, Львовскую и Тернопольскую обл.), в Хмельницком (Винницкая, Житомирская, Ровенская, Хмельницкая и Черновицкая обл.), в Николаеве (Кировоградская, Николаевская и Одесская обл.), в Мелитополе (Крым, Севастополь, а также Запорожская и Херсонская обл.), в Полтаве (Днепропетровская, Полтавская, Сумская и Харьковская обл.), в Краматорске (Донецкая и Луганская обл.) и в Киеве (Киевская, Черкасская и Черниговская обл.).

Директора ГБР и его заместителей назначает Кабмин по представлению главы правительства в соответствии с представлением конкурсной комиссии, в которую входят по три человека от главы государства, ВР и Кабмина.

Директор ГБР обязан информировать президента, ВР и Кабмин о выполнении возложенных задач, соблюдении законодательства, прав и свобод, а также ежегодно до 1 апреля подавать им письменный отчет о работе за предыдущий год. Надзор за соблюдением ГБР законов при проведении оперативно-розыскной деятельности и досудебного расследования осуществляет генпрокурор непосредственно и через уполномоченных им прокуроров.

, Игорь КОНДЕНКО

500 минимальных зарплат

В законе «О Национальном антикоррупционном бюро» говорится, что его задачей «является противодействие криминальным коррупционным правонарушениям, совершенным высшими должностными лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления», если оно несет угрозу национальной безопасности. Состоит из центрального и территориальных управлений.

В НАБ входят следующие подразделения: детективов (занимаются оперативно-розыскными и следственными действиями), информационно-аналитические, оперативно-технические (выявляют имущество, которое может быть предметом конфискации), быстрого реагирования (обеспечивают безопасность участников уголовного судопроизводства и работников, представляющих интересы в иностранных юридических органах), а также экспертные, финансовые и кадровые.

Директора НАБ назначает и увольняет президент. Контролировать НАБ будет комитет ВР, к ведению которого относится борьба с коррупцией и организованной преступностью. Директор бюро информирует президента, ВР и Кабмин о выполнении возложенных задач и о соблюдении законодательства, прав и свобод лиц, а также ежегодно не позднее 10 февраля и 10 августа подает им письменный отчет о деятельности ведомства в течение предыдущих шести месяцев.

Начальствующий состав принимает присягу, в которой клянется оставаться преданным народу, соблюдать законы, охранять права, свободы и интересы человека и честь государства, быть честным, добросовестным и дисциплинированным, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну.

Работники бюро имеют право применять меры физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие при исполнении служебных обязанностей в случаях, на условиях и в порядке, предусмотренных законом «О Национальной полиции».

НАБ должно расследовать преступления, совершенные юридическими лицами, если они подпадают под ст. 191 (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением), 206-2 (противоправное завладение имуществом предприятия, учреждения, организации), 209 (отмывание доходов, полученных преступным путем), 210 (нецелевое использование бюджетных средств), 211 (издание нормативно-правовых актов, уменьшающих поступления бюджета или увеличивающих его расходы вопреки закону) и 354 (подкуп работника предприятия, учреждения или организации) Уголовного кодекса.

Отдельно нужно рассказать о других задачах НАБ, на которые распространяются ограничения. Следователи будут расследовать преступления, подпадающие под ст. 364 (злоупотребление властью или служебным положением), 368 (принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом), 368-2 (незаконное обогащение), 369 (предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу), 369-2 (злоупотребление влиянием) и 410 (хищение или присвоение военнослужащим оружия, боеприпасов, военного имущества путем мошенничества или злоупотребления служебным положением).

Однако заниматься этим следователи обязаны при условии, что преступление совершено народными депутатами, главой правительства и его членами, председателем НБУ и его заместителями, секретарем СНБО и его замами, госслужащими 1-й и 2-й категории, должностными лицами местного самоуправления, должности которых отнесены к 1-й и 2-й категориям, депутатами облсоветов, судьями Конституционного Суда и судов общей юрисдикции, народными заседателями, главой и членами Высшей квалификационной комиссии судей и Высшего совета юстиции. В список также входят генпрокурор, его замы и помощники, следователи ГПУ и руководители структурных подразделений, лица высшего начальствующего состава органов внутренних дел, государственной уголовно-исполнительной службы, органов и подразделений гражданской защиты, должностные лица таможенной и налоговой службы III ранга и выше, военнослужащие высшего офицерского состава Вооруженных Сил, СБУ, Госпогранслужбы, Государственной специальной службы транспорта, Нацгвардии и других военных формирований.

Но и это еще не все. НАБ имеет право расследовать вышеперечисленные преступления, если ущерб от них в 500 раз и более превышает минимальную зарплату, установленную на соответствующий год.

В НАБ также входят подразделения внутреннего контроля, которые осуществляют мониторинг работников бюро и членов их семей с целью установления соответствия уровня доходов имуществу.

А теперь переведем дух и зададимся вопросом, зачем понадобилось создавать две антикоррупционные структуры, имеющие много общего. Вопрос не праздный, ведь речь идет о миллионах гривен, которые пойдут на их содержание.

Предельный штат работников ГБР должен составлять 1500 человек. Оклад директора — 30 минимальных зарплат, установленных на соответствующий год. В 2016 г. минималка с 1 января равна 1378 грн., с 1 мая — 1450 грн., с 1 декабря — 1550 грн. Т. е. руководитель до мая будет получать 41 340 грн., его замы (коэффициент 28) — 38 584 грн., руководители теруправлений (26) — 35 828 грн., а следователи (20) — 27 560 грн. Плюс всевозможные доплаты за выслугу лет, за доступ к гостайне и специальные звания.

Предельная численность центрального и территориальных управлений НАБ — 700 человек, в том числе не более 200 — командного состава. Зарплата директора 50 минимальных зарплат, т. е. до мая 2016-го — 68 900 грн., его замов (40) — 55 120 грн., руководителя центрального или территориального управления (30) — 41 340 грн., детектива (19) — 26 182 грн. Также будут доплачивать за выслугу лет, научную степень и гостайну.

Инициаторы создания двух параллельных структур обосновывали это тем, что НАБ будет бороться с коррупцией среди высших должностных лиц, а ГБР — более низкого уровня, замещая ликвидированные управления по борьбе с оргпреступностью. Однако эксперты утверждают, что это приведет к неразберихе и нездоровой конкуренции. Например, не исключено, что когда ГБР откроет уголовное производство, в нем будут фигурировать небольшие суммы, но при дальнейшем расследовании они многократно увеличатся. А это означает, что дело нужно передавать в НАБ. Как это будет происходить на практике? К тому же в ГБР передали не только коррупционные, но и обычные уголовные дела, и при нынешнем штате оно в них утонет. Так что логичнее было бы создать один орган — ГБР, а НАБ включить в его состав в качестве структурной единицы.

Агентство есть, но нет активов

А теперь расскажем еще об одной боевой единице в деле борьбы со взяточниками.

Согласно закону «О предотвращении коррупции», Национальное агентство по предупреждению коррупции является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который реализует государственную антикоррупционную политику. Оно подконтрольно ВР и подотчетно Кабмину, который его и образует. В состав агентства входят пять человек, которых правительство назначает на четыре года по результатам конкурса. К его полномочиям относятся анализ предотвращения и противодействия коррупции в госорганах, подготовка соответствующих программ и нормативно-правовых актов, организация исследований, урегулирование конфликта интересов, проверка деклараций чиновников и мониторинг их образа жизни, контроль за соблюдением установленных законом ограничений по финансированию политических партий и избирательных фондов, сотрудничество с лицами, которые сообщают о возможных фактах коррупции, а также обмен информацией с компетентными органами иностранных государств.

Если выявляется административное правонарушение, связанное с коррупцией, составляется протокол и направляется в суд. В остальных случаях агентство «утверждает обоснованный вывод и направляет его другим специально уполномоченным субъектам в сфере противодействия коррупции».

Кроме того, в конце прошлого года ВР приняла закон «О Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, поиска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений», который уже подписан президентом.

Агенство подотчетно парламенту, подконтрольно и ответственно перед Кабмином, состоит из центрального аппарата и территориальных управлений. Председателя назначает на должность правительство сроком на пять лет по результатам конкурса.

К функциям агентства относятся анализ статистических данных, результатов исследований и другой информации об обнаружении, розыске и управлении активами и разработка проектов нормативно-правовых актов. Кроме того, оно имеет право по обращению следователя, детектива, прокурора или суда разыскивать активы, вести их реестр, а также представлять интересы нашей страны за рубежом по делам, связанным с возвращением денег.

Проверять его работу будет ежегодно комиссия в составе трех человек (по одному от президента, ВР и Кабмина), имеющих как минимум десятилетний опыт работы в органах предварительного расследования, прокуратуры, адвокатуры, научных учреждениях и судах в иностранных государствах. Агентство будет ежегодно готовить отчеты о своей деятельности, которые обнародуются до 15 апреля на его официальном сайте.

Агентство будет управлять активами, на которые наложен арест в уголовном производстве, если их сумма или стоимость равна или превышает 200 размеров минимальных зарплат, установленных на 1 января соответствующего года. Реализация активов по решению суда осуществляется определенными на конкурсной основе предприятиями и организациями. Порядок их отбора и реализации на публичных торгах (аукционах), а также перечень имущества, товаров или продукции определяются Кабмином. Вырученные деньги перечисляются на счета агентства.

В функции агентства также входит формирование и ведение Единого государственного реестра активов, на которые наложен арест в уголовном производстве. Он является открытым.

Оклад председателя (12 минимальных зарплат) до мая 2016-го будет составлять 16 536 грн., начальника управления (9) — 12 402 грн., специалиста (5) — 6890 грн.

Что касается Национального совета по вопросам антикоррупционной политики, то он был создан указом главы государства в октябре 2014 г. в качестве консультативно-совещательного органа. Он осуществляет комплексную оценку ситуации и тенденций в сфере предотвращения и противодействия коррупции в стране, анализирует национальное антикоррупционное законодательство и меры по его выполнению, участвует в подготовке соответствующих законопроектов и готовит предложения по повышению эффективности международного сотрудничества.

Председателя назначает президент. В состав совета входят заместитель главы АП, председатель комитета ВР по вопросам противодействия коррупции, по два человека от Кабмина и всеукраинских объединений предпринимателей, шесть представителей общественных объединений и по одному — от Совета судей, ГПУ, Счетной палаты и всеукраинских ассоциаций местного самоуправления. В сентябре 2015 г. совет возглавил народный депутат Мустафа Джемилев.

Досадное недоразумение

Создание Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) на правах самостоятельного структурного подразделения было предусмотрено в ст. 7 закона «О прокуратуре». На нее возложили надзор за соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования НАБ, поддержание гособвинения в соответствующих производствах, а также представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, связанных с коррупционными правонарушениями.

В структуру САП входят центральный аппарат и территориальные филиалы, которые располагаются в тех же местах, где и соответствующие управления НАБ. Руководитель такой прокуратуры назначает прокуроров по результатам открытого конкурса, а сам непосредственно подчиняется генпрокурору. В то же время генпрокурор и его замы не имеют права давать указания прокурорам САП.

САП пока только формируется. В декабре прошлого года Виктор Шокин назначил его руководителем бывшего первого зампрокурора Крыма Назара Холодницкого, который заявил, что «в среднем рядовой прокурор должен получать зарплату не менее 50 тыс. грн. в месяц». Между тем в середине декабря 2015-го глава государства подчеркнул, что в бюджете не предусмотрено выделение средств на САП, и это является «досадным недоразумением и технической ошибкой», которая будет исправлена.

В начале февраля 2016-го конкурсная комиссия порекомендовала главе САП назначить 12 прокуроров из 30, так что процесс близок к завершению. Между тем разразился скандал, когда глава государства своим указом присвоил 30-летнему Холодницкому чин советника юстиции третьего класса, что соответствует воинскому званию генерал-майора. Военный эксперт Олег Жданов заявил, что этим фактом должны заинтересоваться в НАБ, поскольку в положении о звании «генерал» говорится, что оно предоставляется за особые заслуги. С ним согласен и экс-председатель Службы внешней разведки Николай Маломуж, утверждающий, что для присвоения звания «генерал» нет юридических оснований.

В заключение следует отметить, что несмотря на обилие антикоррупционных ведомств, реальных успехов на фронте борьбы с взяточниками и вымогателями пока не наблюдается.

В конце января нынешнего года международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International опубликовала доклад, согласно которому в индексе восприятия коррупции CPI за 2015 г. Украина заняла 130-ю позицию из 168 возможных. Столько же набрали Иран, Камерун, Непал, Никарагуа и Парагвай. России досталось 119-е место, Беларуси — 107-е, Молдове — 103-е. США, Австрия и Гонконг разместились на 16-й позиции. Лидеры индекса — Дания и Финляндия — на первой и второй строчках соответственно. В конце индекса, на 167-й позиции, — Северная Корея и Сомали. В Transparency International отметили, что правительство Украины не демонстрирует решимости к работе по обузданию коррупции.

Выводы Transparency International совпадают и с результатами исследований отечественных организаций. Киевский международный институт социологии (КМИС) в июле—октябре 2015 г. провел опрос населения. На вопрос «Как часто вы сталкиваетесь с проявлениями коррупции?» 65,5% респондентов ответили, что это случается не реже одного раза в год.

По словам замдиректора КМИС Виктории Захожей, в 2015 г. наблюдалось падение уровня доверия в целом по Украине ко всем без исключения органам и уровням власти. По оценкам населения, наиболее эффективными в борьбе с коррупцией являются СМИ (27%) и гражданские организации (28%).

Справка «2000»

Национальное антикоррупционное бюро: 03035, Киев, ул. Василия Сурикова, 3, тел. (044) 246-3411, бесплатная телефонная линия: 0-800-503-200, info@nabu.gov.ua.

Национальное агентство по предупреждению коррупции: 01008, Киев, ул. Грушевского, 12/2, тел. (044) 256-6333.

Национальный совет по вопросам антикоррупционной политики: 01220, Киев, ул. Банковая, 11, тел. (044) 255-7333.

Специализированная антикоррупционная прокуратура: Киев, ул. Резницкая, 13/15, тел. (044) 200-7624, zvern@gp.gov.ua.

ГБР и Национальное агентство по выявлению, розыску и управлению активами, полученными преступным путем, не имеют контактов, поскольку только формируются.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка