Стамбул не помог одесситу

№43(793) 28 октября — 3 ноября 2016 г. 27 Октября 2016 5

Слухи о том, что таможенники объявили охоту на нерастаможенные легковушки, вызвали большой переполох среди автолюбителей. Неравнодушными не остались даже те, кому волноваться было не о чем.

Турция судью не убедила

Одним из первых неприятную новость на своей странице в Фейсбуке сообщил главный операционный директор международной компании в сфере бизнес-консалтинга Wiseman Rose LLP Сергей Креймер. По его словам, ГФС составляет списки всех автомобилей, которые были ввезены на территорию Украины в режиме временного ввоза начиная с 1 января 2007 г. Авто, владельцы которых нарушили таможенный режим более чем на 48 часов, будут переданы в розыск. Планируется запустить систему автоматического анализа режимов, подача в розыск будет производиться автоматически.

Выявлены явные рекордсмены из Болгарии и Литвы, которые ввезли более 2 тыс. машин на одно юрлицо. Абсолютный рекордсмен — литовская контора, которая ввезла более 3800 легковушек в режиме временного ввоза. Нарушителям придется платить огромные штрафы или даже нести уголовную ответственность. Сотрудники налоговой начнут патрулировать улицы вместе с полицейскими.

Один из автомобильных порталов направил в ГФС письмо с просьбой прояснить ситуацию. Вот что написали налоговики: «Таможнями ГФС во взаимодействии с территориальными подразделениями Национальной полиции Украины проводятся совместные проверки с целью выявления транспортных средств, ввезенных или находящихся на таможенной территории Украины с нарушением таможенного законодательства. При необходимости из числа сотрудников таможен ГФС и главных управлений НПУ создаются совместные мобильные группы для отработки автодорог на предмет выявления и пресечения фактов нахождения на таможенной территории Украины автотранспорта с нарушением таможенного законодательства».

Нарушителям есть о чем беспокоиться. Согласно ст. 481 Таможенного кодекса, если авто не растаможено до 3 суток, предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа в 850 грн. За просрочку от 3 до 10 суток или за повторное нарушение в течение года оштрафуют на 5100 грн. Более 10 суток — штраф 17 тыс. грн.

При выявлении фактов эксплуатации автомобиля, находящегося в режиме «временный ввоз», согласно ст. 485, могут наложить штраф в размере 300% от таможенных платежей для данной легковушки. За нарушение сроков транзита на сутки могут предупредить или оштрафовать на 170 грн. Просрочка от 2 до 10 суток обойдется в 3400 грн. Более 10 суток — штраф 8500 грн. (ст. 470).

К слову, первая ласточка уже есть. Гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко на своей странице в Фейсбуке сообщил, что процесс уже давно идет, просто мало кто об этом знает. Гражданин Иордании в 2014 г. ввез в нашу страну в режиме временного ввоза

Volvo V70 и передал ее в пользование жителю Одессы. В сентябре 2015 г. машину остановили полицейские, а таможня выписала водителю штраф в сумме 618 395 грн.

Одессит подал иск в суд, в котором сослался на Стамбульскую конвенцию, однако судью это не убедило. В решении суда указано, что Стамбульская конвенция распространяется на нерастаможенные автомобили, ввезенные с целью перевозки пассажиров или грузов на промышленной и коммерческой основе. Истец не предоставил доказательств коммерческого использования машины. А что касается его ссылки, что виноват гражданин Иордании, то она неправомерна. В итоге одессит остался без машины, а на его квартиру наложили арест, чтобы продать ее для оплаты штрафа.

Однако хозяин Volvo не сдался и подал апелляцию. Одесский апелляционный административный суд отменил решение суда первой инстанции, мотивируя это тем, что платежи должен уплачивать декларант — лицо, ввезшее авто с иностранными номерами на территорию Украины. Именно декларант несет ответственность за неуплату сборов, а одессит только пользовался легковушкой. Убедило судей и то, что согласно предоставленным ответчиком документам Volvo зарегистрирована на болгарскую фирму, в которой он работает водителем-экспедитором. Штраф платить не надо, но арест авто обоснован. Так что машину одессит все равно потерял.

Ездят как бараны

Реакция большинства автомобилистов на грядущую «облаву» была крайне негативной. В соцсетях и на сайтах пользователи обрушили гору критики на руководство страны и возмущались по поводу того, что за легальный ввоз авто до 2000 года выпуска нужно заплатить намного больше, чем оно стоит. «Почему в Литве растаможка и постановка на учет стоит 200 евро и занимает 30 минут? Почему в Европе авто на порядок дешевле, чем в Украине?» — задавался вопросами один из пользователей.

Другой, вторя ему, указал: «В Украину разрешен ввоз автомобилей не старше 5 лет и по экологии Евро 5. Кто может себе позволить купить такой автомобиль? Только не работяга. Законы пишут под диктовку владельцев украинских автозаводов и автосалонов. Им невыгодно, чтобы народ покупал машины на стороне. Во главе стоит нажива, а не безопасность на дорогах». Третий высказался категорически: «Налоги плачу, на работе по 12 часов 6 дней в неделю, на войне был. Платить за растаможку 3 стоимости авто не имею никакого желания».

Правда, нашлись и такие граждане, которые встали на сторону ГФС. «Правильный шаг, но запоздавший. Срочно запретить ввоз таких авто вообще», — написал некий Михаил Михайлович. Еще один пользователь указал на то, что не понимает, почему поднялся такой шум. Нарушением закона является просрочка времени пребывания транспорта в пределах украинской таможенной зоны. Добропорядочным гражданам нечего беспокоиться.

Его поддержал другой автомобилист: «Машинам до 2000 года выпуска в Германии въезд в крупные города запрещен. Мой коллега пригнал машину 2012 года выпуска, по сниженным акцизам обошлась в $5500, думаю, что это нормально». А некий Олег написал следующее: «Я лично против авто с европейскими номерами. Достали уже, ездят как бараны, ведут себя неадекватно. Слишком много таких машин развелось. В нашем городе большие пробки. Если не представляется возможным купить машину с нашими номерами, ходите пешком».

К слову, нерастаможенных легковушек в нашей стране действительно слишком много, а ссылки их владельцев на то, что ввоз машины с ее официальной регистрацией в Украине стоит дорого, не совсем корректны.

Многие почему-то забывают, что с 1 августа нынешнего года можно ввозить подержанные авто не старше 2010 г. в. по сниженным акцизам. Но только если они происхождением не из страны-агрессора. В законе №1389 «О внесении изменений в подраздел 5 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития» указано, что сделать это гражданин может только один раз в год. Документ действует до 31 декабря 2018 г.

Растаможить авто можно по месту постоянного или временного проживания гражданина не позднее 10 дней со времени пересечения границы. Исключение составляют транзитные машины, а также те, которые человек хочет вывезти за пределы таможенной территории нашей страны.

На таможне при пересечении границы необходимо предоставить следующие документы: право собственности на транспортное средство или пользование им, его регистрацию с отметками о снятии с учета, право на льготы в налогообложении, обычный или заграничный паспорт или другой документ о постоянном (временном) проживании в Украине либо за границей. Таможенники обязательно осмотрят машину. Никто не запрещает передать автомобиль для управления родственникам или знакомым.

Единственное, что нужно помнить, — на подержанные машины, произведенные в России, льгота не распространяется. Чтобы узнать происхождение авто, достаточно взглянуть на VIN-код, выбитый на кузове и указанный в техпаспорте. Он состоит из 17 символов, первый из которых говорит о стране-производителе. Символы X3-X0, Z7-Z0 и XS-XW означают, что легковушка сработана в РФ.

Ну а тем автолюбителям, которые продолжают кататься на нерастаможенных авто с европейскими номерами, есть о чем подумать. Их придется либо официально регистрировать, либо продавать.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Полонина в огне

С начала 2016 г. в Ивано-Франковской области возникло шесть чрезвычайных ситуаций...

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Страх способен подвигнуть политиков к готовности задействовать порой даже самые...

Швейцарская тюрьма установит защиту от дронов

Тюрьма швейцарского города Ленцбург (кантон Аргау) намерена потратить 200 000 франков на...

Прощай, забой! Гуд бай, мореходка!

Проблема не профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных специалистов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка