Трехгорбый верблюд лучше одногорбого

№7(807) 17 — 23 февраля 2017 г. 15 Февраля 2017 1 4.5

Тем, кому осталось доработать до пенсии год или два, можно только посочувствовать. Будет ли проведена пенсионная реформа, и если да, то в каком направлении?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, какие законопроекты находятся на рассмотрении в ВР.

Старт реформе был дан после внесения правительством в парламент в мае прошлого года проекта закона №4608 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и единых принципов начисления пенсий».

Авторы предложили ввести с 1 июля 2017 г. накопительную систему пенсионного страхования. К участию в ней привлечь лиц, которым на эту дату осталось более 10 лет до достижения пенсионного возраста. Те, кому до пенсии осталось меньше, имеют право не платить страховые взносы.

Ставка взноса в накопительную систему устанавливается на уровне 2% с 1 июля 2017 г. и увеличивается на 1% ежегодно — до 5% с 1 января 2020 г. Государство гарантирует застрахованным лицам сохранность страховых взносов в размере уплаченных, с учетом уровня инфляции.

Согласно проекту закона, институт «специальных» пенсий должен быть отменен. С 1 июля 2017 г. предусматривалось назначение пенсий всем категориям пенсионеров, которые работают на «специальных» должностях, в одном законе и по единым правилам.

В законопроекте предполагалось введение накопительных профессиональных пенсионных программ для лиц, занятых определенной профессиональной деятельностью, связанной, как правило, с вредным, тяжелым и опасным характером работы. Участниками накопительной профессиональной пенсионной программы будут лица, которым на 1 июля 2017 г. исполнится не более 35 лет. Предложено пять категорий участников профессиональных пенсионных программ. Работодатель в пользу этих работников платит дополнительный вклад — в зависимости от категории — в размере от 2,5% до 15%.

Что касается реформирования солидарной составляющей пенсионной системы, то было предложено следующее. Унифицировать в одном законе определения размеров всех надбавок, повышений, ежемесячной дополнительной пенсии, доплат, ежемесячной выплаты целевой денежной помощи на проживание и компенсаций.

Осуществлять финансирование доплаты до минимального размера пенсии, который устанавливается на уровне прожиточного минимума, за счет госбюджета.

Временно «заморозить» (с 1 января 2017 г. до 1 января 2019 г.) показатель средней зарплаты за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии, на уровне показателя за 2013, 2014 и 2015 гг. для всех пенсий, которые будут назначаться в этот период.

Возобновить проведение ежегодных перерасчетов пенсий с 1 марта каждого года в связи с ростом средней зарплаты, а также провести перерасчеты пенсий в случае увеличения прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, независимо от факта работы пенсионера, в период с 1 апреля по 31 декабря 2016 г.

Главное научно-экспертное управление ВР в октябре прошлого года не оставило от законопроекта №4608 камня на камне. Оно указало, что предложение об отмене специального пенсионного обеспечения госслужащих с уменьшением размеров пенсий нарушает права граждан и противоречит сразу трем статьям Конституции.

Отмена специального пенсионного обеспечения выглядит дискриминационным, социально несправедливым шагом со стороны государства. Проблема устранения диспропорции в размерах пенсий между получателями пенсий по специальным законам и на общих основаниях должна решаться путем повышения уровня общего пенсионного обеспечения, прежде всего размеров тех пенсий, которые не обеспечивают достаточный жизненный уровень граждан.

Весьма сомнительными с точки зрения соответствия Конституции и международным стандартам в сфере судопроизводства выглядят также предложения по ограничению пенсионного обеспечения судей. Предложение о временном «замораживании» (с 1 января 2017 г. до 1 января 2019 г.) средней зарплаты приведет к занижению размеров пенсий гражданам, которые достигнут пенсионного возраста в этот период. И такая заниженная средняя зарплата будет зафиксирована в пенсионных делах этих граждан на будущее.

Юристы управления, поддержав в целом предложение о целесообразности введения накопительной системы, пришли к выводу, что этот процесс должен начаться только после объективного определения факта роста экономики в Украине, что даст возможность эффективного размещения и использования средств накопительной пенсионной системы. В противном случае собранные средства не дадут желаемого для нормального функционирования этой системы прибыли, что приведет к дискредитации самой идеи такого страхования.

После столь негативной оценки правительственного законопроекта в ВР поступило еще три альтернативных.

В проекте закона №4608-1 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования системы пенсионного обеспечения, установления единых принципов назначения пенсий и внедрения накопительного уровня пенсионного страхования» предлагается восстановить проведение ежегодных перерасчетов пенсий с 1 марта в связи с ростом средней зарплаты.

Предусматривается урегулировать правовой пробел, возникший 1 июня 2015 г. в связи с отменой пенсионного обеспечения по специальным законам. Одновременно для работников, которые уже отработали на то время необходимый стаж и оплатили взносы по повышенной ставке, — сохранить предоставленные пенсионные гарантии. Ввести второй уровень системы пенсионного обеспечения — накопительный с 1 июля 2017 г.

Авторы доработанного законопроекта № 4608-2 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования пенсионного обеспечения, внедрения единых принципов начисления пенсий и отмены привилегий в пенсионном обеспечении» предложили внести изменения в порядок исчисления страхового стажа и определения показателя средней зарплаты. Увеличить максимальную величину базы начисления единого взноса до уровня 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Кроме того, отменить спецпенсии, с учетом компенсации сумм взносов, уплаченных в солидарную систему по повышенной ставке. Пенсии, предназначавшиеся в порядке, отличном от общего, независимо от даты их назначения, выплачивать в размере, вычисленном согласно закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Авторы проекта закона № 4608-3 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и содействия достижению бездефицитности бюджета Пенсионного фонда» предложили установить, в отличие от правительственного законопроекта, более жесткие условия введения накопительной системы. Так, положения законодательства, касающиеся Накопительного фонда, предлагается вводить в действие не ранее 1 января года, следующего за годом, в котором достигнута бездефицитность бюджета ПФУ.

Предполагается предоставить гарантии пенсионного обеспечения лицам, работавшим на «специальных» должностях и платившим страховые взносы в повышенном размере. Обновлять ежегодные перерасчеты пенсий с 1 марта каждого года в связи с ростом средней зарплаты.

18 января 2017 г. Комитет по вопросам соцполитики, занятости и пенсионного обеспечения ВР наконец-то определился с четырьмя вышеназванными законопроектами.

Он указал, что действующую в стране систему пенсионного обеспечения необходимо менять. В то же время основными угрозами при внедрении накопительной системы являются дальнейшее ухудшение финансового состояния ПФУ, обесценивание пенсионных накоплений вследствие инфляции и влияние финансово-экономического кризиса.

С учетом современного состояния экономики и уровня инфляции возникают сомнения относительно способности финансовых институтов государства в полной мере гарантировать сохранность страховых взносов в Накопительном фонде в размере фактически уплаченных взносов.

Требование об участии во 2-м уровне всех застрахованных (кроме 50-летних и старше) достаточно противоречиво. Ведь ясно, что не только за 10, но и за 15—20 лет величина накопленных средств не позволит существенно повлиять на размер получаемой пенсии, однако эти средства будут нуждаться в администрировании уже сегодня, а в будущем человек получит небольшую единовременную выплату.

Не предусмотрено повышение коэффициента страхового стажа за период участия в солидарной и накопительной системах. Таким образом, выплаты из солидарной системы для участников двух систем будут меньше, чем для участников исключительно солидарной системы.

Неоднозначными и дискуссионными являются некоторые новеллы законопроектов №4608-2 и 4608-3. Нельзя поддержать без финансово-экономического обоснования предложения по изъятию величины оценки одного года стажа (1,08%) за период участия в солидарной и накопительной системах.

То же касается введения нового показателя в формуле определения заработка для исчисления размера пенсии, увеличения максимальной величины базы начисления единого взноса, «замораживания» в формуле определения заработка для исчисления пенсии показателя средней зарплаты на уровне среднего размера за последние три года и т. д.

В итоге члены комитета пришли к выводу, что законопроект №4608 по результатам рассмотрения в первом чтении следует отклонить. Проект закона №4608-1 принять за основу. При доработке ко второму чтению нужно учесть новеллы законопроектов №4608-2 и №4608-3. В общем, слепить трехгорбого верблюда.

Вызывает сомнение, получится ли он, ведь правительство на достигнутом не остановилось и представит в ВР новый проект закона об основах накопительной системы и негосударственном пенсионном страховании, а также об усовершенствованиях действующей солидарной системы.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Порошенко дал старт секретной реформе системы...

Проект Концепции реформирования пресс-служба президента публиковать не будет

В Раде определились с размером минимальной пенсии...

С 1 октября для назначения и перерасчета пенсий будет применяться прожиточный минимум...

Вексельный измор

Мы — ветераны труда, дети войны. Среди нас металлурги, врачи, офицеры, моряки...

Трамп организует встречу мировых лидеров для запуска...

Приглашение на встречу получат только те лидеры, которые согласятся подписать...

Как "заботятся" "постреволюционное" правительство,...

Предложенная Премьер-министром Гройсманом пенсионная реформа, анонсирована, как...

Загрузка...

От катаклизмов сбежать в Украину!

Вопрос выбора наиболее безопасного места на планете неизменно упирается в две...

Автомобильные грузоперевозки: автономное будущее не...

Действие фантастического боевика «Логан» (очередной серии чрезвычайно...

Украинско-саудовский Ан-132 заинтересовал военных

На авиасалоне Dubai Airshow-2017 состоялась официальная презентация транспортного...

Аудитор Михаил Крапивко: «Национальная валюта,...

В конце октября президент Петр Порошенко подписал закон о внесении изменений в закон...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Александр Юрченко
16 Февраля 2017, Александр Юрченко

Сегодняшние действия власти показали, что правительство проявляет свою точку зрения на право граждан получать пенсию, что, практически, сводится к позиции – хочу дам, хочу – не дам, а в дальнейшем – ой, беда, так что же делать?
Невольно, в очередной раз, возникает вопрос – до каких пор наши пенсионеры, отдававшие всю свою трудовую жизнь часть зарплаты, по сути, часть собственных, заработанных ими средств, часть своих денег, «на сохранение и в пользование» государства, с надеждой на использование этих средств в старости, оказываются, практически, как говорят в народе – у разбитого корыта!

- 12 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка