Uber-пупер

№29–30(780) 15 — 21 июля 2016 г. 13 Июля 2016 4

Первые дни работы в Украине крупнейшего мирового онлайн-сервиса такси — Uber показали, что ожидания киевлян по поводу уровня обслуживания оказались сильно преувеличенными.

Uber пришел в Украину под бурные аплодисменты чиновников. Первым пассажиром онлайн-сервиса американского происхождения стал мэр Киева Виталий Кличко. Глава Мин-инфраструктуры Владимир Омелян приветствовал компанию, назвав ее «международным знаком качества, который теперь доступен и в Украине».

Но и без этого заявление о запуске с 30 июня работы в Киеве онлайн-сервиса, известного уже в 450 городах мира и 67 странах, предсказуемо стало одним из наиболее заметных событий экономической сферы начала июля.

Во всем мире Uber известен прежде всего тем, что дает возможность заработать на частном извозе не только профессиональным таксистам, но и легально «подкалымить» обычным автолюбителям. При этом сервис имеет репутацию весьма принципиального в отборе транспортных средств, давая клиентам возможность прокатиться в дорогом и опрятном авто по цене, близкой к таксомоторам экономкласса.

Но основной отличительной особенностью Uber от традиционных диспетчерских служб является мобильное интернет-приложение, которое при минимальных навыках пользования смартфонами или планшетами делает процесс вызова такси очень удобным. Роль посредника-диспетчера играет программное обеспечение.

Закачав приложение и открыв его на своем компьютерном устройстве, каждый пользователь может видеть на экране ближайшие автомобили, подключенные к системе, и приблизительное время их прибытия в вашу точку.

Указываете место на карте или вводите точный адрес, куда за вами приехать, а также место назначения. Водитель видит маршрут и в течение 5 минут заезжает за вами.

Ко всему этому приложение Uber способно выдать данные о водителе и рейтинге, который таксисту выставляют пассажиры за каждую совершенную поездку, о марке его автомобиля и номере машины.

К определенным минусам сервиса можно отнести невозможность уплаты за проезд наличными — только через карту. Что ж, это вряд ли остановит пользователей онлайн-банкинга, для которых оплата платежной картой даже более удобна, чем купюрами.

Название компании из Сан-Франциско, которая стала первопроходцем интернет-новаций в таксомоторном бизнесе, претенциозно и переводится как «супер».

Еще до своего прихода в Украину Uber вызвал ожесточенные протесты профессиональных таксистов в Северной Америке и Европе. Особенно там, где лицензия на частный извоз стоит дорого. Например, $800 тыс., как в канадском Ванкувере, или более $1 млн. — в Нью-Йорке.

Чтобы приобрести такую лицензию, водителям, как правило, пришлось брать банковский кредит сродни украинской ипотеке, а залогом по займам выступало жилье таксистов.

Приход же на рынок частного извоза интернет-технологий и водителей-непрофессионалов означал для работников традиционной сферы таксомоторных перевозок финансовое разорение, банкротство и жизненную трагедию.

В некоторых американских штатах и в Европе Uber также обвиняли в подстрекательстве к незаконной трудовой деятельности и сокрытии финансовых документов.

Сервис снижал издержки тем, что отказывался легально трудоустраивать работавших в нем водителей.

В 2014 г. президент Франции Франсуа Олланд даже призвал разогнать Uber и арестовать задействованные в деятельности службы автомобили, обвинив сервис в неуважении местного законодательства.

К счастью, в Украине лицензия на право предоставления услуг внутренних перевозок пассажиров и их багажа на такси обходится менее чем в 1 тыс. грн.

Сам же частный извоз для многих автолюбителей стал неплохим временным заработком и возможностью пережить времена нестабильности.

Отзывы в социальных сетях о первых днях работы Uber в Украине показывают, что характеристику «супер» сервису еще надо заработать.

Самая распространенная жалоба клиентов — банальная нехватка таксомоторов.

То ли наши потребители оказались настолько продвинутыми, что решили массово протестировать новый сервис, то ли украинское руководство Uber просчиталось с маркетинговой стратегией запуска сервиса в украинской столице.

Всем пользователям, впервые зарегистрированным приложением Uber, компания подарила 750 грн. на бесплатные поездки в пятницу, субботу и воскресенье стоимостью до 150 грн. каждая. Но в итоге это обернулось невозможностью обслужить всех пассажиров и недовольством киевлян новым сервисом.

Если верить записям в соцсетях, самые недовольные даже удалили приложение Uber со своих смартфонов и грозятся больше никогда не пользоваться услугами этой компании.

Не вполне ясной остается пока и стратегия завоевания онлайн-сервисом Uber нашего рынка. Как полагают эксперты, она сводится к экстенсивному расширению и генерированию убытков на первом этапе деятельности.

Сократить их предполагают в дальнейшем за счет развития премиальных услуг и привлечения инвестиций на глобальном фондовом рынке. Но пока что Uber вынужден будет работать в Киеве по весьма демократичным ценам.

Минимальная стоимость услуги составит 40 грн. В том числе 25 грн. за подачу такси, 4,5 грн. за каждый километр или 40 коп. за минуту поездки. Режим «оплата за время» включается, когда такси простаивает в заторе.

Это значит, что, по данным Liga.net, с Контрактовой до Софиевской площади можно будет доехать за 40 грн., с ж/д вокзала до Национального экспоцентра (ВДНХ) — за 71—88 грн., а от ТЦ «Украина» до центра «Скаймол» — за 82 грн.

Выбор ценовой категории, очевидно, был связан с высокой конкуренцией на рынке и наличием в Киеве отечественной онлайн-сервисной службы «Уклон-такси», с которой уже сотрудничают около 5 тыс. столичных таксистов.

Заявив о желании работать в Киеве, Uber вынужден переманивать таксистов «Уклона» и других служб, должен обеспечить водителям более высокий уровень оплаты, однако не может повышать цены существенно выше, чем у конкурентов.

На сайте uberlin.com.ua указано несколько тарифных планов для водителей — партнеров Uber, в том числе «еженедельный» (при наличии не менее 40 поездок в неделю — комиссия 8% + 5% налог, выплаты на карту 1 раз в неделю), «ежедневный безналичный» (комиссия 12% + 5% налог, ежедневные выплаты на карту) и «фиксированный» (комиссия — 600 грн. в неделю).

В то же время на первом этапе Uber гарантирует водителям почасовую оплату 50—180 грн. в зависимости от времени суток, а взамен берет с них комиссию 25%. Кроме того, за каждого друга, привлеченного в систему, водитель получает премию — 600 грн.

Весьма привлекательные для таксистов условия, если не считать необходимости водителям-партнерам регистрироваться в качестве частных предпринимателей, предварительно получив лицензию на извоз, а также заход компании в стандартную, а не премиальную нишу вызвали весьма острую критику со стороны экспертов.

Так, например, глава правления «Украинской таксомоторной ассоциации» Андрей Антонюк подсчитал, что на покрытие Киева онлайн-сервису понадобится не менее 1 тыс. машин, водителю каждой из которых Uber должен платить 3 тыс. грн. в сутки (или $120). В месяц получается $4—5 млн.

При этом основной контингент Uber — это водители на подработке, для которых «баранка» не является основным видом заработка. Поэтому возить людей по тарифам, указанным Uber, они будут лишь до тех пор, пока им за это будут доплачивать.

Uber совершенно сознательно решил ограничить круг партнерской техники классом «B» (обычно под этим классом понимают 5-местные авто шириной 1,7 м и длиной 3,4—4,3 м), а также годом выпуска автомобилей не ранее 2008 г. Кроме того, в перечень автобрендов, с которыми сервис будет иметь дело, не попали весьма распространенные в нашей стране ВАЗ и Lanos, которые часто ездят с «шашечками».

Вопреки весьма неоднозначному старту Uber на столице не остановится. Теоретически для запуска подойдут если не все областные центры Украины, то города-миллионники. К ним в Украине относятся Харьков, Днепропетровск, Львов и Одесса. Именно там и следует ждать следующего пришествия Uber.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Полонина в огне

С начала 2016 г. в Ивано-Франковской области возникло шесть чрезвычайных ситуаций...

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Страх способен подвигнуть политиков к готовности задействовать порой даже самые...

Швейцарская тюрьма установит защиту от дронов

Тюрьма швейцарского города Ленцбург (кантон Аргау) намерена потратить 200 000 франков на...

Прощай, забой! Гуд бай, мореходка!

Проблема не профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных специалистов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка