«Украина» уйдет с молотка

№15(815) 14 -- 20 апреля 2017 г. 12 Апреля 2017 4.6

Судьба недостроенного ракетного крейсера «Украина» предрешена. Корабль, который 17 лет после спуска на воду простоял у причальной стенки ГП «Судостроительный завод имени 61 коммунара» в Николаеве, согласно указу главы государства, демилитаризуют — вооружение и оборудование передадут Минобороны, а корпус и турбины выставят на продажу.

Очень или не очень?

Таким нетривиальным способом государство решило проблему с невыплатой зарплат работникам предприятия, которым по состоянию на 1 марта 2017 г. задолжало 48 646,1 тыс. грн. Как заявил по этому поводу первый зампредседателя Николаевской ОГА Вячеслав Бонь, вырученных от продажи денег хватит на компенсацию зарплат, да «еще и останется три раза на столько же».

В связи с этим уместно вспомнить, что еще в 2015 г. бывший командующий ВМС Украины вице-адмирал Сергей Гайдук заявил: крейсер «Украина» — «отломленный от государства кусок», на нем 80% вооружения российского производства, включая навигационное оборудование, для его поддержки нужны 3—4 корабля (фрегаты или эсминцы), а для базирования нет необходимой инфраструктуры. Так что крейсер нужно продать, а на вырученные деньги построить новые корабли и катера.

В николаевской прессе появились статьи, авторы которых, ссылаясь на мнения корабелов, предложили несколько вариантов решения проблемы. Можно достроить крейсер без существенных изменений проекта и ввести в состав ВМС или переделать проект, чтобы корабль выполнял на море совсем иные задачи. Если это невозможно, продать его Индии или Китаю. Пусть они сами решают, доводить его до ума или пустить на металлолом. В крайнем случае — снять все вооружение и сделать из крейсера платный плавучий музей, за туристами дело не станет, поскольку такие объекты на дороге не валяются.

В феврале 2016 г. на сайте главы государства появилась петиция главного специалиста отдела комплектования одного из военкоматов Владимира Ковтуна под заголовком «Достроить ракетный крейсер «Україна». Автор сослался на мнение корабелов, которые утверждали, что корабль готов выполнять боевые задания и «способен простреливать всю акваторию Черного моря, даже не отходя от пристани».

В разные годы готовность корабля, по заверениям чиновников различных уровней, составляла 90—97%. Несколько раз недостроенный крейсер пытались продать России. Осенью 2013 г. обсуждался вопрос покупки крейсера всего за 1 млрд. рублей (330—350 млн. грн., или чуть более $40 млн. по тогдашнему курсу). Попытки продать корабль в другую страну блокировались Россией, мотивировавшей это наличием на крейсере секретных российских разработок. В данный момент Россия пытается убедить украинскую общественность, что крейсер — металлолом, он не нужен ВМС Украины как слишком крупный и мощный для Черного моря.

Украинские адмиралы боятся корабля такого класса и делают все, чтобы от него избавиться. Их главный аргумент — он не нужен, слишком старый, у нас нет для него вооружения. В свое время говорили, что стратегический бомбардировщик ТУ-160 без ракет со специальной боевой частью неэффективен. Но когда самолеты передали РФ, соседи убедились, что с новыми бомбами эти самолеты «очень и очень».

Между тем принятие ракетного крейсера «Украина» на вооружение ВМС способно сильно изменить состав сил в Черном море. Ракетное вооружение можно заменить нашими разработками, которые сейчас ведутся. В этих новых системах предусмотрено ракетное вооружение для уничтожения воздушных, наземных и надводных целей. В итоге можно получить крейсер с совершенно новым вооружением (а не со старыми союзными разработками) украинской разработки и производства.

Продажа ракетного крейсера «Украина» приведет лишь к унижению нашей страны, потере возможной боеготовности, разворовыванию средств от продажи. По утверждению корабелов Николаевского судостроительного завода, корабль готов выйти в море, на нем имеется часть вооружения, кроме ракетного.

Если крейсер встанет в строй, мы получим хороший паритет в акватории Черного моря, сохраним школы корабелов, а также моряков, которые могут работать и управлять таким типом кораблей, сможем растить не управляющих резиновыми лодками, а будущих адмиралов, высказал убежденность г-н Ковтун.

Петиция в установленные сроки набрала лишь 87 подписей из 25 тыс. необходимых и не была рассмотрена.

Рухлядь по цене металлолома

Насколько реально предложение Владимира Ковтуна? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить историю строительства ракетного крейсера. В 70—80 гг. прошлого столетия противостояние между СССР и США достигло пика, и всерьез рассматривались варианты применения ядерного оружия. Появилась необходимость в создании кораблей, способных противостоять авианосным соединениям противника.

Тогда и возник проект 1164 («Атлант»), в рамках которого планировалось построить четыре корабля, оснащенных зенитно-ракетными комплексами С-300Ф для отражения атак противника и ударными ракетными комплексами «Базальт», способными поражать цели на удалении 550 км ракетами с ядерными и обычными боеголовками. Корабли этого проекта тогда называли «убийцами авианосцев».

Три корабля этой серии успели построить: крейсер «Москва» числится в составе Черноморского флота, «Варяг» — Тихоокеанского флота, а «Маршал Устинов» — Северного флота России. Что касается украинского крейсера, то его строительство началось летом 1984 г., в августе 1990 г. он был спущен на воду под названием «Адмирал флота Лобов», а в октябре 1993 г. перешел в собственность Украины. Теперешнее имя он получил только в 1998 г.

К тому времени уже было ясно, какую головную боль он может принести стране. В феврале 1998 г. после ожесточенных споров все же было принято решение достроить крейсер в проектном варианте, в 1999 г. на эти цели планировалось выделить 40 млн. грн., а годом позже 60 млн. грн. Однако из этой затеи ничего не вышло, денег не нашли.

Тогда-то с новой силой и разгорелись споры, а нужен ли он вообще ВМС Украины. Сергей Кривко, в то время занимавший должность главного конструктора проектов Казенного исследовательско-проектного центра кораблестроения Украины, одному из отечественных изданий дал пространное интервью. Он обратил внимание на то, что техническая готовность корабля не соответствует заявленной, поскольку крейсер много лет простоял без обслуживания и отопления, да еще и подвергался нашествиям охотников за цветным металлом.

Что касается главного ракетного комплекса «Базальт», то он безнадежно устарел, и, по мнению экспертов, ни одна из его ракет не достигнет цели, поскольку на вооружении ВМС США имеются куда более эффективные средства ПВО. Причем эти ракеты есть только в России, но они сняты с производства. То же самое можно сказать и о С-300Ф, и об артиллерийском вооружении «Украины». Они не идут ни в какое сравнение с аналогичными американскими.

По словам г-на Кривко, достройка и ввод в строй крейсера ни политического, ни экономического престижа Украине не добавит. К примеру, Россия, без участия которой не обойтись, не горит желанием обзаводиться кораблями такого класса. Никто потребность Минобороны в крейсере на деле не доказал, а его содержание, если его и введут в строй, будет ежегодно обходиться как минимум в 0,5 млрд. грн. Единственная возможность — достроить корабль, но только не в ударном варианте.

Следует отметить, что такое мнение г-н Кривко высказал почти 18 лет назад, и дальнейшие события подтвердили его правоту. Переговоры о достройке крейсера с российской помощью с целью его дальнейшего приобретения Россией велись с 2010 г., но ни к чему не привели.

В сентябре 2013 г. правительства Украины и РФ вроде бы договорились, что россияне купят его в недостроенном виде за 1 млрд. рублей. В прессе ссылаются на то, что сделка не состоялась, поскольку наступил 2014-й, и сотрудничество в военной сфере прекратилось. Это утверждение достаточно спорно. Если бы России крейсер в его нынешнем виде действительно был нужен, она бы его давно купила.

Наглядное свидетельство тому — мнение российского военного эксперта Андрея Головатюка, который в 2015 г. заявил: «Кораблю уже 25 лет, разрабатывался он еще раньше — лет 30 назад. Те нормы и тактико-технические данные, которые тогда закладывались, сейчас устарели. Даже с этой точки зрения он нам не нужен. Не лучше ли заказать современный крейсер, чем покупать какую-то рухлядь, а потом еще вкладывать в нее деньги?»

Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что мнения некоторых украинских экспертов почти полностью совпадают с мнениями российских коллег. Например, еще в 2010 г. бывший командующий ВМС Украины вице-адмирал Владимир Безкоровайный в интервью отечественному изданию заявил: «Мы своевременно уяснили неприменимость этого корабля в составе своих ВМС, но самостоятельно его продать не могли, а точнее, никто не изъявил желания его купить. На нем российское вооружение, и обслуживать и поставлять ракеты может только Россия. Времена изменились, и такой класс кораблей уже не востребован, поэтому диалог с Россией закончился ничем. Крейсер устарел морально и физически. Мир вступил в совершенно другой этап своего развития. Поэтому найти область для применения таких кораблей и с такими ракетами в морской стратегии НАТО, США или России невозможно».

Моряки на паперти

В этой связи нельзя обойти вниманием финансовую сторону достройки крейсера. Не следует забывать, что ВМС Украины с каждым годом теряет свои позиции, старые корабли списываются, на постройку новых не хватает средств. Из новинок — два речных артиллерийских катера БК-01 и БК-02 («Гюрза»), построенных на столичном заводе «Ленинская кузница» и спущенных на воду в ноябре 2015-го. Они предназначены для патрулирования приграничных рек и в прибрежной морской зоне. Заменить боевые корабли они не в состоянии.

Программу «Украинский корвет» вообще заморозили. Строительство головного корабля, предназначенного для противолодочной обороны корабельного соединения или береговых объектов, началось в мае 2011-го. Его проектная стоимость — 250 млн. евро. В октябре 2015 г. от финансирования проекта отказались, решив сэкономленные средства «использовать для модернизации имеющегося корабельного состава ВМС».

Дело дошло до того, что Украина вынуждена закупать военно-морской секонд-хенд. В феврале 2017 г. командующий ВМС Игорь Воронченко заявил, что «за тот ресурс, который у нас есть, мы сможем купить минно-тральный комплекс. То же самое прорабатывается по приобретению кораблей прибрежной зоны». Какая страна готова продать нам старые корабли, он не уточнил, зато отметил, что их можно «получить по специальным схемам оплаты».

В марте начальник штаба ВМС Андрей Рыженко сообщил, что переговоры о передаче двух патрульных катеров ВМС США, предназначенных для охраны портов и патрулирования морского побережья, находятся «на финальной стадии».

Когда военные моряки ходят с протянутой рукой, разговоры о том, как бы заполучить еще и ракетный крейсер, выглядят несерьезными. А что касается Китая, то его представители несколько раз посетили Николаев, осмотрели корабль и отбыли с непроницаемыми лицами.

В заключение остается только отметить, что автор петиции на сайте президента Владимир Ковтун совершенно справедливо указал на то, что деньги от реализации военного имущества очень часто всплывали «в виде многоэтажных домов, частных лесов, последних моделей автомобилей и яхт с вертолетами».

Разумеется, долги по зарплате работников ГП «Судостроительный завод имени 61 коммунара» должны быть погашены. Но неужели после этого завод можно закрыть? Если нет возможности строить военные корабли, предприятие можно перепрофилировать под строительство гражданских судов или обеспечить другими заказами. В противном случае мы окончательно потеряем квалифицированные кадры и будем пользоваться только подержанными кораблями и судами.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Если разрешит неверная жена

Закон «О частной детективной (розыскной) деятельности» — еще один холостой...

Частная сыскная деятельность в США: перечень...

Начнем с важной оговорки: речь идет лишь об общих (типичных) запретах. Не следует...

«Грязная бомба» для Украины

Донбасс как большой промышленный регион всегда вызывал тревогу у экологов.

В Европу за 20 евро

В ближайшей перспективе — не рост пассажиропотока, а передел уже существующих...

Домой — сквозь штормы

22 апреля в международном аэропорту «Борисполь» сотрудники Национального...

Крах абонента

Попытка властей ввести плату за подключение к газовым сетям рикошетом ударила по...

Загрузка...

Возвращение Гарнюни и Спрытко

Месяц популяризации Украины в Европе стоит треть годового PR-бюджета НАК «Нафтогаз...

Разрекламированные корабли LCS оказались «флотскими...

В распоряжении ВМФ США сегодня имеется 272 боевых корабля (это не так много, как кажется,...

Курение листьев подсолнечника

В Украине марихуану употребляют от 2 до 5 млн. человек

Выходя из дома, прихватите с собой автомат

Времена, когда можно было спокойно гулять по улицам, безвозвратно ушли, каждый должен...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка