Украинским НПЗ необходима «властная» рука государства

06 Июля 2009 0

По международным меркам, задержка Украины в модернизации своих нефтеперерабатывающих заводов, ввиду тех или иных причин, составляет около 10-15 лет. Речь идет о необходимости инвестировать в нефтяную промышленность колоссальную сумму денег, в рациональности чего многие специалисты сегодня сомневаются. Виной всему политика, которую в Украине ставят впереди экономики. А это всегда приводит к сбоям.

– Мнение, о том, что в Украине невыгодно заниматься производством топлива – неверное, – считает эксперт, заместитель генерального директора ровенской фирмы Транснефтетрейд («ТНТ») Владимир Малыхин. – Выгодно, но качество продукции, которую мы вырабатываем – оставляет желать лучшего. Беда в том, что не все украинские НПЗ модернизированы. Из шести ныне существующих заводов, глубокой и серьезной модернизации был подвергнут только Одесский НПЗ, выкупленный НК «Лукойл».

Многие инновации внедряются на заводе ЗАО «ЛИНИК» в Лисичанске, более-менее держится НПЗ ЗАО «Укрататнафта» в Кременчуге. Но проблема еще и в том, что действующие заводы были построены по устаревшей схеме – каждый блок представляет собой отдельную установку: первичной переработки, вторичных процессов и т.д. Несмотря на то, что любая модернизация потребует огромных финансовых вложений, затрат времени на реконструкцию, добиться кардинальных изменений в технологическом процессе будет нелегко, поскольку это не изменит саму схему переработки.

С другой стороны, мы видим конкретные результаты от модернизации заводов в соседних странах. В свое время два существующих в Беларуси НПЗ – Мозырьский и Новополоцкий – были обновлены с помощью государства. Российские заводы, хотя и отстают в этом плане, сумели за несколько лет повысить уровень, а некоторые из них уже начали выпускать топливо евростандарта – дизельное и бензин. Смена хозяина и сбои поставок, не остановили глубокое переоснащение и на Мажейкяйском НПЗ в Литве. Сегодня этот завод можно назвать одним из лучших на территории постсоветских стран. Он выпускает: во-первых – качественные продукты; во-вторых – под заявку потребителя; в-третьих – в широком ассортименте. При этом глубина переработки поступающей нефти составляет более 80 процентов. Если говорить о наших заводах, то глубина переработки на них составляет 50-52 процента (за исключением ОНПЗ).

А что лучше характеризует нефтеперерабатывающий завод, чем выпуск качественной продукции?! То есть, речь идет о проблеме высокотехнологической вторичной переработки, как, например, резкое снижение содержания серы в дизельном топливе. Для этого на заводах должна работать специальная система гидроочистки; установка изомеризации бензина; установка, которая убирает серу из авиационного топлива и т.д. Этого нет, что ощутимо бьет по нефтяному рынку Украины.

Во всем мире считают, что в дизельном топливе должен быть низкий процент серы. Мировой стандарт на сегодняшний день составляет 0,01 процента объемного. В то же время, например, Дрогобычский НПЗ выпускает дизельное топливо с содержанием в размере 0,5 процентов объемных. В российском топливе, которое поступает по железнодорожной эстакаде в Новоград-Волынский, при их стандарте в 0,2, процент объемный колеблется от 0,15 до 0,17. Мозырьский НПЗ производит дизтопливо с содержанием в 0,05. Стандарт Надвирнянского НПЗ – 0,6 процента объемных. Таким образом, ясно, что украинское топливо – экологически небезопасное.

Качество продукции, которую сегодня предлагают на АЗС тоже разное. Чтобы не было неприятностей, «Лукойл», например, внедрил в работу передвижные лаборатории качества. Но, каждый день проверять все заправки просто невозможно. Пусть в каждой компании подобных лабораторий будет с десяток, но, например, заправок только WOGа в Украине насчитывается около 300.

Строительство нового НПЗ – весьма рационально

– Если качественный продукт получить на существующих НПЗ невозможно, насколько рационально предложение о строительстве нового НПЗ в Одессе, система контроля за которым была бы сосредоточена в руках государства?

– Строительство завода с высокой степенью переработки – это весьма выгодная затея, требующая, однако, крупных капиталовложений для приведения топлива, хотя бы приблизительно, к современным стандартам. Выгодно строительство еще и ввиду четкого влияния государства. Но, в силу того, что его представители рассматривают появление нового НПЗ больше с политической точки зрения, называются нереальные сроки строительства и весьма заниженная сумма.

Для денег нет цвета: красный, белый, черный. Нет для них и границ: восточная или западная. Кто платит деньги, тот и заказывает музыку – и это основной принцип, все остальное – политика. И, к сожалению, ее до сих пор стараются поставить впереди экономики. Сколько раз мы слышали о строительстве новых заводов в Одессе, Крыму, под Львовом?!

В Одессе? А почему бы и нет. Там есть все возможности для диверсификации поставок: морем, железной дорогой. Существует и развитая инфраструктура трубопроводов. Но даже если нам удастся построить НПЗ определенного уровня, а качество топлива поднять до европейского, рассчитывать на то, что вся продукция останется на Украине не следует, так как экспорт – это возможность заработать средства на дальнейшею реконструкцию.

Построить завод в другом месте достаточно проблематично, потому что он должен «сидеть» на ресурсе. А где взять нефть, когда при годовом потреблении в 25-30 миллионов тонн, Украина добывает меньше 4-х миллионов тонн? Можно «тянуть» ее из российской трубы, но для этого необходимо вначале об этом попросить.

В любом случае ломать устоявшуюся систему не нужно. Ее следует откорректировать, отрегулировать и дополнить. При этом помощь государства, безусловно, должна быть.

– В чем именно должна заключаться помощь?

– Для того, чтобы создать элементарные условия для строительства НПЗ нужно предпринять определенные шаги: снизить ввозные пошлины на дорогостоящее оборудование, поставляемое из-за рубежа; обеспечить льготный режим налогообложения в период наладки, запуска и выхода на проектный режим завода. Государство, безусловно, должно владеть определенным процентом акций. Но только в случае хотя бы частичного финансирования строительства завода за счет межгосударственного кредита. Я считаю, что строительство НПЗ не может проходить только на основании частного капитала. Но государственная доля не должна быть размыта, как на других существующих заводах. И это одно из направлений, которому всегда уделяла внимание Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. Учитывая тот факт, что украинский нефтерынок еще дикий, ее стремление построить завод, который можно контролировать, очевидно. Новый НПЗ может обеспечивать необходимые приоритеты государства в части обеспечения нефтепродуктами, создавая на рынке конкуренцию. Тем самым, Украина поднимает уровень своего имиджа. И нужно отдать должное Юлии Владимировне, которая таки ужесточила контроль над украинским нефтерынком.

– Что Вы подразумеваете под ужесточением, ведь еще во время своего первого премьерства Тимошенко уже практически контролировала нефтерынок?

– Во-первых, между нефтетрейдерами и правительством был подписан Меморандум. Во-вторых, Кабинет Министров Украины создал специальную мониторинговую группу, которая, исходя из внешних и внутренних факторов, определяет коридор цены на топливо. Такой рычаг управления был, но точность прогнозов аналитиков сегодня гораздо выше. Учитывается гораздо больше объективных факторов, которые могут влиять на цену нефтепродуктов: ситуации на нефтерынках стран СНГ, факторы добычи нефти странами ОПЕК, колебания финансового рынка и др.

Кроме того, любой премьер работает через Кабинет Министров путем заседаний, решением оперативных вопросов...

– Существует ли региональное отличие в обеспечении Украины топливом?

– На мой взгляд – нет, потому что сегодня нефтерынок Украины более-менее стабилизирован. Неважно даже, что колеблются цены – это вполне естественный процесс. Главное, что нефтетрейдеры знают, кому именно они поставляют топливо. Те, в свою очередь, ориентируются в поставщиках и качестве, на которое могут рассчитывать. Говоря о качестве, я не имею в виду джобберские АЗС, которых берут в партнеры. И поэтому единственное региональное отличие состоит в том, откуда именно поставляются продукты. Если мы говорим о кременчугском или лисичанском топливе, которое идет на западную Украину, то естественно присутствует достаточно высокий транспортный тариф.

– Тогда почему, при полном обеспечении нефтепродуктами в Украине так часто скачет цена на разные виды топлива, а период несоответствия с мировыми перепадами иногда составляет около месяца?

– Факторов дестабилизации цен может быть много: военные действия, повышения цены на нефть на мировом рынке, отсутствие запаса. Но почему именно разница колебания между мировыми, европейскими и украинскими ценами на нефтепродукты составляет столь долгий период – для меня загадка. Возможно, на ситуацию влияет тот факт, что количество поставщиков на украинском рынке сужается, и это накладывает свои ограничения.

С другой стороны, цена на топливо продолжает расти и такими темпами Украина приблизится к Европе раньше, чем рассчитывала. По зарплатам не дотягивает, зато по ценам – с лихвой.

Пути поставки горючего удлинились

– В Украине в целом существует проблема нехватки нефтебаз. Особенно сильно это затрагивает аграрный сектор. Насколько эта проблема существенна для Ровенской области?

– Проблема дефицита нефтебаз двоякая: новых емкостей строится мало, а те, что есть, находятся не всегда в надлежащем техническом состоянии.

В сегодняшних аграрных хозяйствах отсутствует емкостной парк. Многие, из ранее существующих нефтебаз межрайсельхозтехники, ликвидированы. Все имеющееся там оборудование и резервуары – сданы в металлолом. Например, в Ровенской области, большинства нефтебаз уже нет. Можно, конечно, понять позицию руководства, которому трудно было содержать такой объект, тем более понимая, что без топлива нефтебаза еще более опасна, чем заполненная.

Что же касается нефтебаз, которые наряду с аграрным, обеспечивали еще и промышленный комплекс, то в Ровенской области они все функционируют. Нет, правда, подключенных к ним трубопроводов. Но это тоже проблема всеукраинского масштаба. И вина тут не самих трубопроводчиков, а тех, кто в свое время не захотел брать «трубы» на баланс.

Дефицит привел к трудностям в поставках, поскольку сегодня объемы необходимого топлива заказываются в соответствии с имеющимися емкостями. И, обобщая сказанное, хочу отметить, что сегодня пути поставки горючего к колхозам значительно удлинились по времени. Если раньше с большой базы, областного или межрайонного масштаба, доставка проходила напрямую на базы сельхозтехники, то сегодня это не всегда обеспечивается.

– Значит ли, что это и есть основная причина разработки альтернативных видов энергии?

– Не следует тешить себя надеждой, что альтернативные источники будут обеспечивать всю потребность Украины. Нет. Представьте сколько гектаров нужно засеять рапсом или подсолнухом, чтобы полностью заменить солярку биодизелем. А если все поля засеять этими культурами, то что тогда мы будем кушать?!

Нужна, значит, разумная альтернатива. Например, если выпускается много спирта, то действительно, почему бы его не использовать вместо бензина, если это приведет к экономии невозобновляемых источников?! То есть, альтернативные виды топлива имеют право на существование только в виде дополнения, а не замены.

Думаю, что в течении 10-15 лет, будет открыт альтернативный источник энергии, который полностью заменит топливо. Какой именно, неизвестно. Когда «на стакане» этого горючего можно будет проехать тысячу километров – вот тогда произойдет «прорыв». Поэтому, нужно работать над разработкой альтернативных видов энергии, но на полную замену производимого из нефти топлива рассчитывать не стоит.


Загрузка...

Барометр туризма указывает на Францию

2 августа Всемирная туристическая организация при ООН (UNWTO) опубликовала традиционный...

«Подайте в суд, и это несложно»

«То, что напринимал Киевсовет, — чистый популизм, скорее всего, готовятся к...

Фальсификация истории: уроки бойни в Мальмеди

17 декабря 1944 г. у городка Мальмеди, что на востоке Бельгии, немецкий отряд войск СС...

Чехия: огонь по террористам

Чешские государство, парламент и правительство не боятся своих граждан и людей,...

Оставьте деньги в покое

В первые дни «войны против терроризма» президент Джордж Буш подписал указ №13224....

Гиперугроза кибербезопасности

Спустя две недели после крупнейшей в истории Украины хакерской атаки власти и...

Загрузка...

Узбекистан — Украина: обход на вираже

«Еврокар» — практически единственный стабильно работающий украинский...

И вода закипит

В парламенте зарегистрирован проект закона, который может взбудоражить каждый пляж

История болезни: найдите Квиташвили

«В названии законопроекта №6327 надо было написать: о лишении украинцев любых...

Мирный атом для Пхеньяна

В иррациональности следует обвинять вовсе не Пхеньян, а Соединенные

Фальшивая практичность рукотворного яда

Производство экоупаковки экономически более выгодно, чем приносящая огромный вред...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка