В Донецке ищут формулу бюджетной автономии

17 Октября 2008 0

На одном патриотизме горожан основу устойчивости жизнедеятельности мегаполиса не сохранить. А уж о малых городах говорить нечего — они все чаще умирают до уровня «депрессивных зон».

Малопродуктивны и споры на тему «кто кого кормит». Спорна и сама концепция так называемого «формульного подхода» (это когда центр по своим формулам «нарезает» бюджетные ассигнования и решает, сколько в городе будет школ, больниц, дорог и домов престарелых). И чем судорожнее функционирует экономика страны, тем суровее бюджетные споры между Киевом и регионами. Сегодня вопрос формирования местного бюджета беспокоит не только власти Донецка. Эта проблема стала просто взрываться всевозможными ЧП, парализуя города и поселки. Алчевск — это уже имя нарицательное, как знак паралича местной власти.

По-деловому обсудить вопросы управления городом, проанализировать опыт новаций в Донецк ежегодно съезжаются люди, мыслящие на перспективу: ученые, руководители крупных предприятий, топ-менеджеры, предприниматели.

9 октября завершилась уже VI международная научно-практическая конференция «Город, регион, государство: экономико-правовые проблемы». Вел работу конференции академик НАН Валентин Мамутов, директор Института экономико-правовых исследований НАН Украины.

«2000» попросили одного из инициаторов проведения конференции и идеолога концепции бюджетной автономии Сергея Богачева подытожить интеллектуальные наработки этого собрания (Богачев заведует отделом экономико-правовых проблем градоведения Института экономико-правовых проблем НАНУ и является депутатом Донецкого горсовета.

— Сергей Валентинович, какие проблемы приоритетны сегодня, насколько эффективны новые подходы к формированию местных бюджетов?

— Проблемы эти не такие уж и местные, — заметил собеседник. — Это все подтачивает власть как таковую. Ей же не на чем будет держаться, если градоуправление не оздоравливать реформированием. Пример: сегодня в Украине уменьшилось число регионов, которые самостоятельно себя обеспечивают за счет налоговых поступлений. Было 30, теперь — 7. Причина лежит на поверхности: центр «спускает» местному бюджету суммы не по результатам работы органа местного самоуправления, а по формульному методу. То есть городу нет мотивации наращивать прибыли: все равно по формуле из Киева из «общего котла» поделят между всеми. Сейчас это стало правилом — увеличивать переброску из местных доходов крупных и экономически активных городов, перевыполняющих план, в госбюджет.

Тем самым города лишаются своих сверхплановых доходов. И где брать средства на разрешение местных проблем, развитие социально-культурной, бытовой сфер? Чтобы решить эту проблему, надо иметь политическую волю.

— И что, настал такой исторический момент?

— А иначе государству не жить. Проблема уже перезревшая — государственные полномочия, делегированные органам местного самоуправления. Это — образование, здравоохранение и культура. Если, конечно, мы действительно хотим работать по европейским стандартам.

А там иная модель финансирования. В ряде стран финансирование на 100% обеспечивается за счет собственных и закрепленных источников. Как правило, это — местные налоги и сборы. Система местных налогов и сборов в Украине сегодня в различных городах от 1 до 8%. Причем 8% — это в приграничных городах. Напомню, что наиболее весомыми в составе местных налогов и сборов являются рыночный и коммунальный сборы. В приграничных городах — там, где развиты рынки (допустим, Черновицкая, Хмельницкая области удельный вес выше.

В таких городах, как Донецк, поступления за счет коммунальной сферы достигают 5—7%, а в остальных городах, депрессивных, имеющих какие-то свои территориальные проблемы, местные налоги и сборы составляют менее 1%. Поэтому опираться им на эти источники нет смысла.

А полномочия местной власти обеспечиваются государством на 70%. Все прочие средства местные органы изыскивают сами. Но ведь это противоречит Европейской хартии местного самоуправления! Хартию Украина ратифицировала в 1977 году. Скажем, по причине нехватки средств мы не можем купить новое диагностическое оборудование для больниц, обновить в школах мебель и инвентарь и т. д. Мы сейчас смогли изыскать на ремонт зданий 46 млн. грн., а в 2007 году, когда действовала госпрограмма, нам было выделено из госбюджета 200 млн. грн.

— Выходит, законом вы ограничены в поисках и расширении налогового поля?

— Да, проблемы хозяйствования на территориях городов «завязаны» между собой правовыми коллизиями. Казалось, остались у городской власти рычаги по налоговым поступлениям — аренда, приватизация, продажа земли. В Донецке, например, уже наработан и такой источник — средства, поступающие как пай в строительство городской инфраструктуры. Наш горсовет утвердил положение, по которому при строительстве или реконструкции каких-либо объектов на специальный счет города перечисляются деньги на паевое участие в строительстве объектов инфраструктуры. В 2007 г. благодаря конкурсному определению права застройки мы получили около 70 млн. гривен. Подчеркну — такой опыт есть пока только в Донецке.

С другой стороны, можно говорить о передаче в аренду свободных земельных участков на конкурсной основе (но механизм тут досконально не отработан).

Есть и такая проблема — налоговые ставки, но их госрегулирование фактически лишь усугубляет ситуацию на местах. Если мы хотим расширения доходной части местных бюджетов, надо наделить местные советы правом (в определенных пределах) устанавливать виды и ставки местных налогов. Например: подоходный налог, налог на прибыль, акцизы могли бы увеличиваться на 2—3 процента по решению органов местной власти.

Как пример: сейчас обсуждаются вопросы концессионного создания предприятий, опыт работы концессии есть в Хмельницком, Киеве (для концессионной основы есть такие предприятия, как Гортеплосеть или Горводоканал).

— Концепция бюджетной автономии — последний шанс дать городам и регионам развиваться? Или это путь к политическим реформам?

— Во многих государствах уже успешно работает бюджетный федерализм. Хотя я все же предпочитаю термин «бюджетная автономия». Это бюджетная система государства, в которой каждый уровень государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Принципы построения бюджетных отношений при этом позволяют — в условиях самостоятельности каждого бюджета — сочетать интересы государства с интересами органов местного самоуправления.

И очень важно, чтобы работали такие принципы взаимоотношений между государством и органами местного самоуправления, как разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности; самостоятельность бюджетов различных уровней.

Для Украины — с ее большой территорией, исторической и национальной спецификой отдельных регионов — совершенствование модели бюджетной автономии имеет исключительно важное значение.


Загрузка...

Барометр туризма указывает на Францию

2 августа Всемирная туристическая организация при ООН (UNWTO) опубликовала традиционный...

«Подайте в суд, и это несложно»

«То, что напринимал Киевсовет, — чистый популизм, скорее всего, готовятся к...

Фальсификация истории: уроки бойни в Мальмеди

17 декабря 1944 г. у городка Мальмеди, что на востоке Бельгии, немецкий отряд войск СС...

Чехия: огонь по террористам

Чешские государство, парламент и правительство не боятся своих граждан и людей,...

Оставьте деньги в покое

В первые дни «войны против терроризма» президент Джордж Буш подписал указ №13224....

Гиперугроза кибербезопасности

Спустя две недели после крупнейшей в истории Украины хакерской атаки власти и...

Загрузка...

Узбекистан — Украина: обход на вираже

«Еврокар» — практически единственный стабильно работающий украинский...

И вода закипит

В парламенте зарегистрирован проект закона, который может взбудоражить каждый пляж

История болезни: найдите Квиташвили

«В названии законопроекта №6327 надо было написать: о лишении украинцев любых...

Мирный атом для Пхеньяна

В иррациональности следует обвинять вовсе не Пхеньян, а Соединенные

Фальшивая практичность рукотворного яда

Производство экоупаковки экономически более выгодно, чем приносящая огромный вред...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка