В суд обращаться станет еще дороже. Всем

№9–10(733) 31 июля — 6 августа 2015 г. 29 Июля 2015 5

На прошлой неделе президент подписал закон № 484-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно оплаты судебного сбора», которым были значительно увеличены ставки судебного сбора. Изменения ставок следует ждать с 1 сентября этого года, когда закон вступит в силу.

В комментариях к нему чиновники поспешили обозначить, что увеличение ставок практически не коснется простых граждан: закон лишь усовершенствует систему оплаты судебного сбора путем дифференциального подхода к его уплате в зависимости от категории субъекта. Иными словами, львиная доля тяжести возросшего сбора ложится на юридических лиц (предприятия, учреждения и организации) и предпринимателей, а не на физических (граждан).

Поэтому с 1 сентября юрлица и предприниматели будут оплачивать судебный сбор по повышенным ставкам, а не как ранее, когда, допустим, для подачи исков в общие суды были единые ставки судебного сбора.

В новом законе ставки для юридических и физических лиц разделены. Однако, сравнив нынешние ставки судебного сбора и те, которые начнут действовать после 1 сентября, можно сделать вывод, что на практике последние (что бы там ни писали и ни говорили чиновники) негативно коснутся и простых граждан.

Т. е. ставки судебного сбора возрастут не только для юридических, но и для физических лиц.

Возьмем хотя бы ставку судебного сбора за подачу иска имущественного характера в общий суд. Так, ранее для всех она составляла 1% цены иска, но не менее 0,2 и не более 3-х размеров минимальной заработной платы. Теперь же юрлица заплатят вполовину больше, т. е. 1,5% цены иска, но не меньше одного размера минимальной зарплаты, высшая же граница вообще не установлена. А гражданин или предприниматель заплатит, как и раньше, 1% цены иска, но не менее 0,4 и не более 5 размеров минимальной заработной платы.

Таким образом, новым законом, несмотря на вроде как неизменность 1-процентной ставки судебного сбора для физлиц, значительно увеличивается и минимальная, и максимальная ставка сбора.

Так, если гражданин сегодня платит за подачу иска по имущественному спору минимально 243 грн. 60 коп., а максимально — 3654 грн., то после 1 сентября эта сумма будет составлять 487 грн. 20 коп. и 6090 грн. соответственно.

И после этого чиновники могут утверждать, что принятая новелла (безусловно, негативная) не коснется кошельков простых граждан? Действительно, сколько там, всего-навсего зарплата за два месяца (максимальный размер сбора для физлиц в имущественных спорах увеличен на две минимальные зарплаты).

Такая же ситуация и с подачей исков в общие суды по неимущественным спорам, скажем, иска о расторжении брака. Ныне сумма оплаты — 0,2 минимальной заработной платы, а с 1 сентября будет 0,4 размера минимальной зарплаты, т. е. на 243 грн. больше.

Обжаловать же решения судов станет вообще дорогим удовольствием. Сейчас, например, если мы в общем суде за подачу апелляций платим 50% того, что платили в суде первой инстанции при подаче апелляционной жалобы, то после 1 сентября надо будет выложить 110% соответствующей ставки!

Ну а при подаче апелляции в имущественном споре с максимальной ставкой 6090 грн. в качестве судебного сбора за подачу апелляционной жалобы придется расстаться аж с 6699 грн.

С такими ставками кассации и пересмотр дел в Верховном Суде Украины (а они там еще выше, чем за подачу апелляций) кажутся вообще неподъемными.

Правительство и президент, пытаясь всеми путями наполнить бюджет, очевидно, забыли, что одним из требований Евросоюза было реформирование судебной системы — но вовсе не сдирая последнюю шкуру с граждан, чтобы те фактически потеряли доступ к судебной защите. С учетом плачевного финансового состояния наших граждан разве смогут они обратиться в суд, допустим, с имущественными спорами, если судебный сбор (максимальный) будет составлять 5 минимальных зарплат? Ведь многие именно минимальные зарплаты и получают, и это заработок гражданина почти за полгода!

Европейская конвенция по правам человека, которая действует с 3 сентября 1953 г., предусматривает, что каждый имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8), и что каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право на основе полного равенства, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (ст. 10).

Напомним, что согласно национальным нормам процессуального права следствием неуплаты судебного сбора является оставление иска без движения или же без рассмотрения.

В гражданском процессе, где предусмотрена возможность рассрочки оплаты сбора и освобождение от его уплаты на усмотрение суда, данный механизм практически не применяется; сбор платят по сути все, кроме тех, кто освобожден от его уплаты законом.

Поэтому на практике такое значительное увеличение сумм судебных сборов, безусловно, ограничит право граждан на судебную защиту.

И непонятно, почему президент, взяв вектор на евроинтеграцию, соглашается с законом, который фактически нарушает основоположную европейскую конвенцию.

Приводим таблицу размеров судебного сбора, который мы будем платить при обращении в суд с 1 сентября с. г. 

Новые ставки судебного сбора в соответствии с законом №484-VIII

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка