Веселящие транши

№10v(738) 20 — 26 марта 2015 г. 20 Марта 2015 4.6

Арсений ЯценюкДвойной «праздник» — 100 дней работы нынешнего состава правительства и решение совета директоров МВФ об утверждении новой кредитной программы расширенного финансирования для Украины — вызвали у многих чиновников, мягко говоря, неадекватное веселье, а у экспертов — тревогу за их психическое здоровье.

Накануне статистическое ведомство опубликовало результаты работы промышленности за январь—февраль, из которых следует, что падение промпроизводства усиливается и по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом составило уже 22,5%. В некоторых сферах деятельности, в частности в добыче каменного и бурого угля или в производстве металлургического кокса, производство упало более чем наполовину. Перевозка грузов всеми видами транспорта сократилась почти на четверть.

Большинство жителей Украины еще не отошли от шока, связанного с очередным витком девальвации гривни и ростом цен практически на все товары на потребительском рынке. Хотя и не вполне осознали будущие коммунальные расходы из-за повышения уже с апреля газовых тарифов.

Но чем хуже экономическая ситуация, тем более витиеватыми становятся пресс-релизы чиновников. К примеру, в электронной брошюрке «100 дней деятельности правительства: путь к стабилизации», подготовленной пресс-службой Кабмина, в коротеньком вступительном слове Арсения Яценюка 4 раза используется слово «реформы» и еще 2 раза — «шаги» в качестве синонима реформ. (www.kmu.gov.ua)

Упоминается также Путин, который «выступает против украинских реформ», и Большая семерка вместе с нашими американскими и европейскими партнерами, которые «поддерживают все, что сделано правительством». Но ни слова не говорится о цели и задачах реформ.

Не меньшую оторопь вызывает прочтение отчетов других членов Кабмина.

Вот вице-премьер-министр от Радикальной партии Валерий Вещевский пишет, что работает сейчас над созданием национального рынка торговли квотами на выбросы углекислого газа и внедрением системы эффективного использования инструментов «зеленых инвестиций».

И это в то время, когда правительство заявило о снижении на 20% «зеленого» тарифа для энергии, выработанной с помощью солнца, и на 10% — для всех остальных видов возобновляемой энергетики. Возможно, это и уместно в нынешней форс-мажорной ситуации.

Но теперь попробуйте убедить зарубежных инвесторов вкладывать деньги в зеленую энергетику. Ранее украинские власти пообещали зафиксировать высокие тарифы на энергию из возобновляемых источников до 2029 г., чтобы гарантировать возврат инвестиций. А теперь отменяют данное обещание.

Еще один вице-премьер, министр регионального развития Геннадий Зубко отчитался о передаче на местный уровень дополнительного ресурса более чем на 26 млрд. грн.

Как можно понять из прошлых пресс-релизов Кабмина, речь идет о новых местных акцизах на алкоголь, автомобильное топливо и налоге на недвижимость, которые еще предстоит отработать. Налог на недвижимость пойдет на места только в следующем году.

Но ни слова не говорится о том, что уже с этого года Киев забирает у регионов 25% налога на доходы физических лиц, который является основой формирования местных бюджетов.

Министр финансов Наталья Яресько ставит себе в заслугу принятие бюджета, позволяющего уменьшить дефицит сектора общего госуправления, и соглашения о предоставлении масштабной финансовой помощи МВФ и другими партнерами. Об этом мы поговорим подробно чуть позже.

Министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус не постеснялся упомянуть о сокращении штата чиновников собственного ведомства на 30% в ближайшее время и еще на 20% осенью. А заодно и о новой прозрачной процедуре назначения руководителей госпредприятий на конкурсах с участием независимых экспертов.

Однако, как уже писали «2000», первый такой конкурс на должность директора «Укрзалізниці» в конце февраля был заблокирован в судебном порядке по иску одного из неудачливых кандидатов. Как результат бездействует представительная отборочная комиссия, состоящая из действующих министров и управляющих международных финансовых организаций в Украине. Еще один удар по репутации и правительства, и страны в целом.

При этом критерии отбора руководителя стратегического транспортного предприятия, обеспечивающего половину грузоперевозок, категорически не устраивают профсоюзы железнодорожников. Они опасаются, что к руководству отраслью будут допущены непрофессионалы и вместо обеспечения безопасности перевозок из железной дороги начнут всеми способами выкачивать прибыль.

Министр энергетики Владимир Демчишин считает безусловным достижением успешное проведение отопительного сезона в условиях сверхкритичных проблем с углем и поврежденной транспортной и энергетической инфраструктурой на востоке. Но, по-видимому, именно за это его теперь называют самым скандальным чиновником нового правительства и первой кандидатурой на вылет из Кабмина.

«Демчишин связан с Сергеем Курченко (крупнейшим бизнесменом из окружения экс-президента Януковича), Евгением Файницким (министром энергетики и угольной промышленности ДНР). Мне кажется, только Оппозиционный блок откажется голосовать за его отставку», — заявила недавно член комитета Верховной Рады по борьбе с коррупцией Татьяна Чорновил.

Еще одним кандидатом на увольнение она назвала министра экологии и природных ресурсов Игоря Шевченко по той же причине — связи с людьми из окружения Януковича и нежелание отзывать лицензии, выданные их предприятиям.

По логике, утверждение новой кредитной программы МВФ для Украины должно утихомирить склоки между правительством и президентом и заставить их сообща работать над стабилизацией экономики. Т. е. установить глубину, на которую страна упадет и начать медленный, но неуклонный подъем вверх, а не раскачивать курс гривни, как на качелях, а вместе с ним и цены на все товары первой необходимости. Но в том, что будет именно так, есть большие сомнения.

А поскольку практически о всех значимых экономических изменениях, влияющих на благосостояние граждан, мы вот уже год узнаем из документов, подписываемых украинскими чиновниками и их коллегами из МВФ, есть смысл процитировать данные из меморандума о технической и финансовой политике, подписанного одновременно Петром Порошенко, Арсением Яценюком, Натальей Яресько и Валерией Гонтаревой.

Этот документ предшествовал решению совета директоров фонда об утверждении новой кредитной программы. В нем украинские политики уверяют крупнейшего кредитора в том, что падение экономики, вызванное конфликтом на востоке, будет остановлено в середине этого года, а затем начнется ее восстановление.

По данным МВФ, это позволит замедлить падение ВВП Украины с 6,9% в 2014 г. до 5,5% в 2015-м. А уже в 2016-м нам обещают, что реальный ВВП увеличится до 2% и до 4% в среднесрочной перспективе.

Выполнено это условие будет за счет увеличения государственного и гарантированного долга Украины до 94% ВВП. По итогам 2014 г. этот показатель оценивался в $70 млрд. по курсу НБУ 15,7 грн./$, а до наступления смутных времен соответствовал 33% ВВП.

Валовый внешний долг страны к концу года может составить 158% ВВП. По итогам того же 2013 г. (данные за 2014 г. НБУ не публикует) обязательства всех резидентов перед нерезидентами равнялись 137,4 млрд., или 76,5% ВВП.

Выделенные фондом деньги не пойдут на увеличение социальных стандартов — выплату помощи, пенсий и зарплат, о чем упомянул премьер-министр Арсений Яценюк. Но, по его словам, являются залогом того, что экономика начнет расти. Мы увеличим доходы госбюджета, и это даст нам возможность пересмотреть социальные стандарты в сторону повышения.

По информации МВФ, из первого транша нового кредита размером около $5 млрд. $2,7 млрд. пойдет на бюджетные нужды. Таким образом, оставшиеся $2,3 млрд. будут направлены на пополнение золотовалютных резервов.

Дальнейшие выплаты будут производиться по результатам ежеквартальных обзоров миссии МВФ, на основании их заключения об эффективности работы правительства и выполнения оговоренных реформ.

До конца года в Кабмине рассчитывают еще на $5 млрд. от МВФ, которые, видимо, также будут распределены между бюджетом и резервами Нацбанка.

Кроме того, Арсений Яценюк сообщил о дополнительных $7,5 млрд., которые Украина получит от правительств других стран и международных финансовых организаций.

Между тем уже сейчас можно говорить, что параметры пополнения резервов НБУ, заложенные в программе МВФ и необходимые для поддержания стабильного курса (а лучше укрепления) гривни, нереальны.

К концу 2015 г. по данным фонда они должны достигнуть уровня 3,3 месяца импорта. Если взять за основу данные 2014 г. — $60 млрд., то к концу т. г. перед НБУ поставлена задача иметь в закромах по меньшей мере $16,5 млрд.

Для Нацбанка, имевшего до выделения МВФ первого транша в резервах менее $6,5 млрд., — цифра недостижимая. Она предполагает, что Украина уже в этом году должна получить никак не меньше половины всей заявленной на 4 года международной помощи. А это навряд ли.

Чтобы сдерживать дальнейшую девальвацию гривни, регулятор должен не только скупать валюту, но и проводить интервенции, удовлетворяя спрос импортеров.

Без поддержания этого баланса национальная валюта продолжит прерывистое падение и показатель инфляции, заложенный на этот год, — 27% также окажется недостижимым.

Сомнение вызывает не только способность властей выполнить многосложную задачу: имея гибкий валютный курс, удержать гривню от девальвации, а цены — от дальнейшей инфляции.

Сотрудничество с МВФ обещает в этом году столько бурных событий, что и без обострения боевых действий на востоке мало не покажется.

И это помимо предварительных мероприятий, которые были выполнены до утверждения 4-летней программы расширенного кредитования, к коим относится ограниченный 78 млрд. грн. дефицит сектора государственного управления, повышение розничных тарифов на газ и тепло для населения, начало процедуры консультаций о реструктуризации внешнего долга и т. д.

В энергетическом секторе власти обязались отменить мораторий на банкротство должников НАК «Нафтогаз України». Крупными должниками являются региональные коммунальные предприятия тепло- и водоснабжения, которые, очень вероятно, уже в этом году начнут переходить в частные руки.

Среди обещаний есть и стратегия реформирования предприятий государственного сектора. К чему она сведется, рассказала недавно министр финансов Наталья Яресько: «продать все, что только можно». По ее словам, в настоящее время в Украине насчитывается 3,3 тыс. госпредприятий, большинство из которых убыточны. Государство не имеет от них ни налогов, ни дивидендов.

Нас ждет целый ряд новаций в антикоррупционном законодательстве. В том числе поправки в законодательство для наиболее полного выявления финансовых операций т. н. «политически значимых лиц», среди которых действующие чиновники и депутаты. А также расширение полномочий Национального антикоррупционного бюро до возможности вести расследования в отношении бывших президентов Украины.

Власти обязались провести модернизацию фискальной службы. Все крупные плательщики скоро будут обслуживаться единым центральным офисом.

Уже к маю планируется избирательно увеличить поступления от судебного сбора, чтобы к концу года увеличить их вдвое.

Однако наибольшие потрясения меморандум о сотрудничестве с МВФ обещает банковскому сектору. До конца года под руководством международных экспертов Нацбанк должен провести аудит всех финучреждений на предмет выдачи кредитов связанным лицам. И уже до конца сентября на основе технического задания, согласованного с МВФ, регулятор должен завершить комплексный анализ 10 крупнейших банков.

Проверяться будет, как правильно банки отразили в отчетности кредиты, более 1% и 3% собственного капитала, выданные связанным физическим и юридическим лицам.

Затем учреждения должны подать регулятору графики уменьшения сверхлимитного кредитования собственных акционеров и их предприятий, рассчитанные на 3 года. Если следовать букве меморандума, контроль НБУ над коммерческими банками должен включать графики погашения кредитов, взятых владельцами, надлежащее оформление ими залогового имущества и другие гарантии.

МВФ настаивает на имплементации законодательства, предполагающего уголовную ответственность для владельцев банков. И по некоторым данным, требует судебно-бухгалтерской экспертизы во всех проблемных учреждениях. Все идет к тому, что прошлогодний банкопад, вызванный экономическим спадом и девальвацией нацвалюты, в этом году усилится крахом проблемных банков. И они будут за копейки скуплены более удачливыми коллегами. Будут ли среди них иностранные, вопрос открытый.

Как видим, реформы правительством Арсения Яценюка все же ведутся. Вот только сказать о них понятным языком власти стесняются. Наверное, потому, что и сами не уверены, а точнее, боятся последствий и результатов.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Обманывать вкладчиков запрещено

Верховная Рада приняла два закона, которые напрямую касаются защиты прав вкладчиков

Полонина в огне

С начала 2016 г. в Ивано-Франковской области возникло шесть чрезвычайных ситуаций...

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Страх способен подвигнуть политиков к готовности задействовать порой даже самые...

Швейцарская тюрьма установит защиту от дронов

Тюрьма швейцарского города Ленцбург (кантон Аргау) намерена потратить 200 000 франков на...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка