Веселящие транши

№10v(738) 20 — 26 марта 2015 г. 20 Марта 2015 4.6

Арсений ЯценюкДвойной «праздник» — 100 дней работы нынешнего состава правительства и решение совета директоров МВФ об утверждении новой кредитной программы расширенного финансирования для Украины — вызвали у многих чиновников, мягко говоря, неадекватное веселье, а у экспертов — тревогу за их психическое здоровье.

Накануне статистическое ведомство опубликовало результаты работы промышленности за январь—февраль, из которых следует, что падение промпроизводства усиливается и по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом составило уже 22,5%. В некоторых сферах деятельности, в частности в добыче каменного и бурого угля или в производстве металлургического кокса, производство упало более чем наполовину. Перевозка грузов всеми видами транспорта сократилась почти на четверть.

Большинство жителей Украины еще не отошли от шока, связанного с очередным витком девальвации гривни и ростом цен практически на все товары на потребительском рынке. Хотя и не вполне осознали будущие коммунальные расходы из-за повышения уже с апреля газовых тарифов.

Но чем хуже экономическая ситуация, тем более витиеватыми становятся пресс-релизы чиновников. К примеру, в электронной брошюрке «100 дней деятельности правительства: путь к стабилизации», подготовленной пресс-службой Кабмина, в коротеньком вступительном слове Арсения Яценюка 4 раза используется слово «реформы» и еще 2 раза — «шаги» в качестве синонима реформ. (www.kmu.gov.ua)

Упоминается также Путин, который «выступает против украинских реформ», и Большая семерка вместе с нашими американскими и европейскими партнерами, которые «поддерживают все, что сделано правительством». Но ни слова не говорится о цели и задачах реформ.

Не меньшую оторопь вызывает прочтение отчетов других членов Кабмина.

Вот вице-премьер-министр от Радикальной партии Валерий Вещевский пишет, что работает сейчас над созданием национального рынка торговли квотами на выбросы углекислого газа и внедрением системы эффективного использования инструментов «зеленых инвестиций».

И это в то время, когда правительство заявило о снижении на 20% «зеленого» тарифа для энергии, выработанной с помощью солнца, и на 10% — для всех остальных видов возобновляемой энергетики. Возможно, это и уместно в нынешней форс-мажорной ситуации.

Но теперь попробуйте убедить зарубежных инвесторов вкладывать деньги в зеленую энергетику. Ранее украинские власти пообещали зафиксировать высокие тарифы на энергию из возобновляемых источников до 2029 г., чтобы гарантировать возврат инвестиций. А теперь отменяют данное обещание.

Еще один вице-премьер, министр регионального развития Геннадий Зубко отчитался о передаче на местный уровень дополнительного ресурса более чем на 26 млрд. грн.

Как можно понять из прошлых пресс-релизов Кабмина, речь идет о новых местных акцизах на алкоголь, автомобильное топливо и налоге на недвижимость, которые еще предстоит отработать. Налог на недвижимость пойдет на места только в следующем году.

Но ни слова не говорится о том, что уже с этого года Киев забирает у регионов 25% налога на доходы физических лиц, который является основой формирования местных бюджетов.

Министр финансов Наталья Яресько ставит себе в заслугу принятие бюджета, позволяющего уменьшить дефицит сектора общего госуправления, и соглашения о предоставлении масштабной финансовой помощи МВФ и другими партнерами. Об этом мы поговорим подробно чуть позже.

Министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус не постеснялся упомянуть о сокращении штата чиновников собственного ведомства на 30% в ближайшее время и еще на 20% осенью. А заодно и о новой прозрачной процедуре назначения руководителей госпредприятий на конкурсах с участием независимых экспертов.

Однако, как уже писали «2000», первый такой конкурс на должность директора «Укрзалізниці» в конце февраля был заблокирован в судебном порядке по иску одного из неудачливых кандидатов. Как результат бездействует представительная отборочная комиссия, состоящая из действующих министров и управляющих международных финансовых организаций в Украине. Еще один удар по репутации и правительства, и страны в целом.

При этом критерии отбора руководителя стратегического транспортного предприятия, обеспечивающего половину грузоперевозок, категорически не устраивают профсоюзы железнодорожников. Они опасаются, что к руководству отраслью будут допущены непрофессионалы и вместо обеспечения безопасности перевозок из железной дороги начнут всеми способами выкачивать прибыль.

Министр энергетики Владимир Демчишин считает безусловным достижением успешное проведение отопительного сезона в условиях сверхкритичных проблем с углем и поврежденной транспортной и энергетической инфраструктурой на востоке. Но, по-видимому, именно за это его теперь называют самым скандальным чиновником нового правительства и первой кандидатурой на вылет из Кабмина.

«Демчишин связан с Сергеем Курченко (крупнейшим бизнесменом из окружения экс-президента Януковича), Евгением Файницким (министром энергетики и угольной промышленности ДНР). Мне кажется, только Оппозиционный блок откажется голосовать за его отставку», — заявила недавно член комитета Верховной Рады по борьбе с коррупцией Татьяна Чорновил.

Еще одним кандидатом на увольнение она назвала министра экологии и природных ресурсов Игоря Шевченко по той же причине — связи с людьми из окружения Януковича и нежелание отзывать лицензии, выданные их предприятиям.

По логике, утверждение новой кредитной программы МВФ для Украины должно утихомирить склоки между правительством и президентом и заставить их сообща работать над стабилизацией экономики. Т. е. установить глубину, на которую страна упадет и начать медленный, но неуклонный подъем вверх, а не раскачивать курс гривни, как на качелях, а вместе с ним и цены на все товары первой необходимости. Но в том, что будет именно так, есть большие сомнения.

А поскольку практически о всех значимых экономических изменениях, влияющих на благосостояние граждан, мы вот уже год узнаем из документов, подписываемых украинскими чиновниками и их коллегами из МВФ, есть смысл процитировать данные из меморандума о технической и финансовой политике, подписанного одновременно Петром Порошенко, Арсением Яценюком, Натальей Яресько и Валерией Гонтаревой.

Этот документ предшествовал решению совета директоров фонда об утверждении новой кредитной программы. В нем украинские политики уверяют крупнейшего кредитора в том, что падение экономики, вызванное конфликтом на востоке, будет остановлено в середине этого года, а затем начнется ее восстановление.

По данным МВФ, это позволит замедлить падение ВВП Украины с 6,9% в 2014 г. до 5,5% в 2015-м. А уже в 2016-м нам обещают, что реальный ВВП увеличится до 2% и до 4% в среднесрочной перспективе.

Выполнено это условие будет за счет увеличения государственного и гарантированного долга Украины до 94% ВВП. По итогам 2014 г. этот показатель оценивался в $70 млрд. по курсу НБУ 15,7 грн./$, а до наступления смутных времен соответствовал 33% ВВП.

Валовый внешний долг страны к концу года может составить 158% ВВП. По итогам того же 2013 г. (данные за 2014 г. НБУ не публикует) обязательства всех резидентов перед нерезидентами равнялись 137,4 млрд., или 76,5% ВВП.

Выделенные фондом деньги не пойдут на увеличение социальных стандартов — выплату помощи, пенсий и зарплат, о чем упомянул премьер-министр Арсений Яценюк. Но, по его словам, являются залогом того, что экономика начнет расти. Мы увеличим доходы госбюджета, и это даст нам возможность пересмотреть социальные стандарты в сторону повышения.

По информации МВФ, из первого транша нового кредита размером около $5 млрд. $2,7 млрд. пойдет на бюджетные нужды. Таким образом, оставшиеся $2,3 млрд. будут направлены на пополнение золотовалютных резервов.

Дальнейшие выплаты будут производиться по результатам ежеквартальных обзоров миссии МВФ, на основании их заключения об эффективности работы правительства и выполнения оговоренных реформ.

До конца года в Кабмине рассчитывают еще на $5 млрд. от МВФ, которые, видимо, также будут распределены между бюджетом и резервами Нацбанка.

Кроме того, Арсений Яценюк сообщил о дополнительных $7,5 млрд., которые Украина получит от правительств других стран и международных финансовых организаций.

Между тем уже сейчас можно говорить, что параметры пополнения резервов НБУ, заложенные в программе МВФ и необходимые для поддержания стабильного курса (а лучше укрепления) гривни, нереальны.

К концу 2015 г. по данным фонда они должны достигнуть уровня 3,3 месяца импорта. Если взять за основу данные 2014 г. — $60 млрд., то к концу т. г. перед НБУ поставлена задача иметь в закромах по меньшей мере $16,5 млрд.

Для Нацбанка, имевшего до выделения МВФ первого транша в резервах менее $6,5 млрд., — цифра недостижимая. Она предполагает, что Украина уже в этом году должна получить никак не меньше половины всей заявленной на 4 года международной помощи. А это навряд ли.

Чтобы сдерживать дальнейшую девальвацию гривни, регулятор должен не только скупать валюту, но и проводить интервенции, удовлетворяя спрос импортеров.

Без поддержания этого баланса национальная валюта продолжит прерывистое падение и показатель инфляции, заложенный на этот год, — 27% также окажется недостижимым.

Сомнение вызывает не только способность властей выполнить многосложную задачу: имея гибкий валютный курс, удержать гривню от девальвации, а цены — от дальнейшей инфляции.

Сотрудничество с МВФ обещает в этом году столько бурных событий, что и без обострения боевых действий на востоке мало не покажется.

И это помимо предварительных мероприятий, которые были выполнены до утверждения 4-летней программы расширенного кредитования, к коим относится ограниченный 78 млрд. грн. дефицит сектора государственного управления, повышение розничных тарифов на газ и тепло для населения, начало процедуры консультаций о реструктуризации внешнего долга и т. д.

В энергетическом секторе власти обязались отменить мораторий на банкротство должников НАК «Нафтогаз України». Крупными должниками являются региональные коммунальные предприятия тепло- и водоснабжения, которые, очень вероятно, уже в этом году начнут переходить в частные руки.

Среди обещаний есть и стратегия реформирования предприятий государственного сектора. К чему она сведется, рассказала недавно министр финансов Наталья Яресько: «продать все, что только можно». По ее словам, в настоящее время в Украине насчитывается 3,3 тыс. госпредприятий, большинство из которых убыточны. Государство не имеет от них ни налогов, ни дивидендов.

Нас ждет целый ряд новаций в антикоррупционном законодательстве. В том числе поправки в законодательство для наиболее полного выявления финансовых операций т. н. «политически значимых лиц», среди которых действующие чиновники и депутаты. А также расширение полномочий Национального антикоррупционного бюро до возможности вести расследования в отношении бывших президентов Украины.

Власти обязались провести модернизацию фискальной службы. Все крупные плательщики скоро будут обслуживаться единым центральным офисом.

Уже к маю планируется избирательно увеличить поступления от судебного сбора, чтобы к концу года увеличить их вдвое.

Однако наибольшие потрясения меморандум о сотрудничестве с МВФ обещает банковскому сектору. До конца года под руководством международных экспертов Нацбанк должен провести аудит всех финучреждений на предмет выдачи кредитов связанным лицам. И уже до конца сентября на основе технического задания, согласованного с МВФ, регулятор должен завершить комплексный анализ 10 крупнейших банков.

Проверяться будет, как правильно банки отразили в отчетности кредиты, более 1% и 3% собственного капитала, выданные связанным физическим и юридическим лицам.

Затем учреждения должны подать регулятору графики уменьшения сверхлимитного кредитования собственных акционеров и их предприятий, рассчитанные на 3 года. Если следовать букве меморандума, контроль НБУ над коммерческими банками должен включать графики погашения кредитов, взятых владельцами, надлежащее оформление ими залогового имущества и другие гарантии.

МВФ настаивает на имплементации законодательства, предполагающего уголовную ответственность для владельцев банков. И по некоторым данным, требует судебно-бухгалтерской экспертизы во всех проблемных учреждениях. Все идет к тому, что прошлогодний банкопад, вызванный экономическим спадом и девальвацией нацвалюты, в этом году усилится крахом проблемных банков. И они будут за копейки скуплены более удачливыми коллегами. Будут ли среди них иностранные, вопрос открытый.

Как видим, реформы правительством Арсения Яценюка все же ведутся. Вот только сказать о них понятным языком власти стесняются. Наверное, потому, что и сами не уверены, а точнее, боятся последствий и результатов.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

МВФ прогнозирует рост экономики Украины на 2%

По мнению миссии МВФ, фискальная и монетарная политика Украины соответствуют целям на...

МВФ предъявил Украине дополнительные условия для...

Свободный рынок продажи земли, повышение пенсионного возраста, ускорение...

Миссии МВФ предъявили пенсионную реформу. На очереди...

Накануне согласования Кабмином Украины пенсионной реформы в страну прибыла миссия...

Арбузов: золотовалютные резервы Украины переходят в...

МВФ отобрал 80% золотовалютных резервов Украины за долги, рассказал экс-глава НБУ

Загрузка...
Загрузка...

История болезни: найдите Квиташвили

«В названии законопроекта №6327 надо было написать: о лишении украинцев любых...

Мирный атом для Пхеньяна

В иррациональности следует обвинять вовсе не Пхеньян, а Соединенные

Фальшивая практичность рукотворного яда

Производство экоупаковки экономически более выгодно, чем приносящая огромный вред...

Российская угроза: Германия укрепляет рубежи...

Каждый год в Потсдаме, в исследовательском аналитическом IT-центре «Институт имени...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка