Владельцы облгазов довольны головотяпством правительства

№13(766) 1 — 7 апреля 2016 г. 30 Марта 2016 5

Пользуясь всеобщим хаосом в стране, владельцы облгазов нанесли очередной удар по карманам потребителей.

Не успели граждане оправиться от «реформы» рынка газоснабжения, фактически предполагающей дополнительную плату за так называемый доступ к мощности трубопровода (см. «Псевдоевропейские потрошители», «2000» №9(762) 4—10.03.2016), как их снова заставляют раскошелиться. И опять те же — принадлежащие кучке олигархов облгазы.

В середине марта подъезды киевских многоэтажек запестрели весьма красноречивыми объявлениями:

«Шановні споживачі природного газу! ДП «КиївГазЕнерджи» повідомляє Вас про зміну норм споживання природного газу для абонентів, помешкання яких не обладнане лічильниками газу.

У рахунках за лютий 2016 року проведене нарахування за природний газ за лютий відповідно до змінених норм споживання та здійснене донарахування за період з 29 по 31 січня 2016 р.

З 29.01.2016 р. норми споживання природного газу у разі відсутності лічильника становлять:

— за наявності плити газової та централізованого гарячого водопостачання — 6 куб. м у місяць на одну особу — 43,13 грн.;

— за наявності плити газової у разі відсутності централізованого гарячого водопостачання — 9 куб. м. у місяць на одну особу — 64,69 грн.;

— за наявності плити газової та газового водонагрівача — 18 куб. м у місяць на одну особу — 129,38 грн.

Донарахування за період з 29 по 31 січня 2016 р. становить:

— за наявності плити газової та централізованого гарячого водопостачання — 2,09 грн. на одну особу;

— за наявності плити газової у разі відсутності централізованого гарячого водопостачання — 3,13 грн. на одну особу;

— за наявності плити газової та газового водонагрівача — 6,26 грн. на одну особу.

Таким чином, абонентам, помешкання яких не обладнане лічильниками газу, нарахування за спожитий газ з 29.01.2016 р. і надалі буде проводитись за вищевказаними нормами споживання згідно Ухвали Вищого адміністративного суду України №826/16447/15 від 28.01.2016 року, якою визнано незаконною та нечинною з дати прийняття Постанови КМУ від 29.04.2015 року № 237 про зниження норм споживання вдвічі.

Нагадуємо, що ПАТ «Київгаз» та ДП «КиївГазЕнерджи» не встановлюють норми споживання та тарифи на газ для населення!

Норми споживання і тарифи встановлюються Кабінетом Міністрів України»

Практически одновременно жители жилого фонда всех регионов страны, где газ используется только для приготовления пищи, получили «утяжеленные» в два раза квитанции за газ за февраль.

Более того, некоторые облгазы в февральских квитанциях ввели дополнительную графу — «погашение разницы норм потребления», в результате чего каждый гражданин, живущий в квартире с газовой плитой без счетчика, должен доплатить за май 2015 г. — январь 2016 г. порядка 215 грн.

Грязная игра

29 апреля 2015 г. Кабинет Министров постановлением №237 внес изменения в «Нормы потребления природного газа населением в случае отсутствия газовых счетчиков», утвержденные постановлением КМ от 8 июня 1996 г. №619 (табл.1).

После принятия постановления А. Яценюк неоднократно рассказывал, как Кабмин заботится о простых гражданах. Мол, мы повысили тарифы, но значительно снизили нормы, чтобы люди могли платить меньше за потребленный газ.

Однако владельцы облгазов не захотели мириться с ежемесячной потерей порядка 300 млн. грн. Отлично зная, что все так называемые нормы потребления ни методически, ни технологически не обоснованы, то есть взяты «с потолка», осенью прошлого года они предприняли решительные шаги по восстановлению прежних норм потребления газа.

21 сентября 2015 г. Окружной административный суд Киева решением № 826/16447/15 полностью удовлетворил административный иск Мензака Игоря Дмитриевича и Лисоветченко Нины Спиридоновны и признал незаконным и недействительным постановление Кабинета Министров Украины №237 от 29.04.15 г. «О внесении изменений в нормы потребления природного газа населением в случае отсутствия газовых счетчиков».

4 ноября 2015 г. коллегия судей Киевского аппеляционного административного суда не удовлетворила аппеляционную жалобу Кабинета Министров и оставила решение Окружного админсуда Киева без изменений.

И, наконец, 28 января 2016 г. Высший административный суд Украины решением № К/800/49436/15 не удовлетворил кассационную жалобу Кабинета Министров и оставил без изменений решения Окружного админсуда города Киева от 21.09.15 г. и Киевского аппеляционного админсуда от 4.11.15 г. А так как данное решение не подлежит обжалованию, у облгазов появилось законное основание выставлять счета за потребленный газ с возвращенными судом нормами.

Скрупулезный анализ вышеуказанных решений судов позволил выяснить следующее.

К концу лета прошлого года поползли слухи, что ситуация, при которой норма потребления была снижена, возмутила потребителей с газовыми счетчиками. Будто бы они вынуждены были платить чуть ли не вдвое больше тех, кто прибора учета не имел. В результате в сентябре двое возмущенных дискриминационными нормами потребителей—пользователей счетчиков газа (И. Д. Мензак и Н. С. Лисоветченко) обратились в суд.

Первые сомнения в определенной игре возникли тогда, когда истцов в споре поддержала общественная организация «Ассоциация газового рынка Украины». Она была создана в июле 2015 г., и многие эксперты указывают на косвенную связь между организацией и владельцем большинства облгазов, олигархом Дмитрием Фирташем (табл.2).

Очевидно, что суд первой инстанции должен был проанализировать и сравнить счета истцов с нормами потребления, что являлось сутью исков. Однако ни в одном из решений судов нет и намека на сравнительный анализ. Это свидетельствует о том, что возмущенные дискриминационными нормами потребители—пользователи счетчиков газа не представили свои «огромные» счета суду.

Для снятия сомнений и подозрений в подлоге и подставных лицах мы решили провести данный анализ. Это оказалось достаточно сложной задачей, так как квартиры, использующие газ только для приготовления пищи и оборудованные при этом газовыми счетчиками, даже в столице можно пересчитать на пальцах.

Однако нам удалось обнаружить оборудованную газовым счетчиком четырехкомнатную квартиру, в которой зарегистрированы и проживают 7 человек (четверо взрослых и трое детей школьного возраста) (табл. 3).

Как видим, анализ дал ошеломляющий результат: при норме 3 куб. м на человека в месяц без счетчика фактическое среднемесячное потребление составило только 2,1 куб. м.

Видимо, «купленные» общественной организацией «Ассоциация газового рынка Украины» (читай Д. Фирташем) истцы не успели как следует «подготовиться» к суду, ведь для достижения показаний счетчиков, в два раза превышающих норму, необходимо было три летних месяца минимум полдня держать включенными газовые горелки.

Почему же тогда суды отменили постановление Кабмина о снижении норм потребления газа? Из-за юридической казуистики, возникшей из-за з головотяпства правительства.

Оказывается, при принятии постановления №237 Кабмин грубо нарушил ряд норм закона № 1160-IV от 11.09.03 г. «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». Кроме того, были нарушены и нормы закона № 794-VII от 27.02.14 г.

Приводим выдержки из решения суда.

«Згідно з ч. 1 ст. 7 Закону № 1160-IV, регуляторні органи (КМ. — Авт.) затверджують плани діяльності з підготовки ними проектів регуляторних актів на наступний календарний рік не пізніше 15 грудня поточного року. Відповідно до ч. 4 ст. 7 Закону № 1160-IV, якщо регуляторний орган готує або розглядає проект регуляторного акта, який не внесений до затвердженого цим регуляторним органом плану діяльності з підготовки проектів регуляторних актів, цей орган повинен внести відповідні зміни до плану не пізніше десяти робочих днів з дня початку підготовки цього проекту або з дня внесення проекту на розгляд до цього регуляторного органу, але не пізніше дня оприлюднення цього проекту.

Як встановлено під час судового розгляду справи, оскаржувана постанова відповідача (КМ. — Авт.не була включена до плану підготовки проектів регуляторних актів Кабінету Міністрів на 2015 рік.

Разом з тим, відповідно до ч. 2 ст. 13 Закону № 1160-IV повідомлення про оприлюднення проекту регуляторного акта з метою одержання зауважень і пропозицій, проект регуляторного акта та відповідний аналіз регуляторного впливу оприлюднюються шляхом опублікування в друкованих засобах масової інформації розробника цього проекту, а у разі їх відсутності — у друкованих засобах масової інформації, визначених розробником цього проекту, та/або шляхом розміщення на офіційній сторінці розробника проекту регуляторного акта в мережі інтернет. Частиною 6 ст. 9 цього Закону № 1160-IV визначено, що строк, протягом якого від фізичних та юридичних осіб, їх об'єднань приймаються зауваження та пропозиції, встановлюється розробником проекту регуляторного акта і не може бути меншим ніж один місяць та більшим ніж три місяці з дня оприлюднення проекту регуляторного акта та відповідного аналізу регуляторного впливу. Водночас, як встановлено судом першої інстанції та не заперечується відповідачем, будь-яка інформація щодо обґрунтування норм споживання природного газу населенням у разі відсутності приладів обліку та аналіз регуляторного впливу проекту цього нормативного акту відсутні. Тобто відповідач без нормативного обґрунтування, оприлюднення, громадського обговорення та аналізу впливу регуляторного акту зменшив норми споживання природного газу населенням у разі відсутності приладів обліку газу».

«Задовольняючи позов, суд першої інстанції, з висновками якого погодився суд апеляційної інстанції, виходив з того, що спірна постанова Кабінету Міністрів України, будучи регуляторним актом, видана без урахування вимог Закону України «Про засади державної регуляторної політики у сфері господарської діяльності» в частині порядку її розробки, оприлюднення та погодження, тому є нечинною, незаконною та підлягає скасуванню».

В результате выходит, что из-за нерасторопности и безответственности Кабмина (возможно, и умышленных) население должно отдать облгазам еще порядка 3 млрд. грн., которые, естественно, пойдут на офшорные счета их владельцев (табл. 2).

Те же грабли

24 февраля на заседании КМ, вероятно, чувствуя, что будет «горячо» от гнева граждан, решили еще раз обсудить ситуацию с нормами потребления газа для бытовых потребителей. Министр энергетики Владимир Демчишин сообщил, что в апреле 2015 г. норму снизили с 6 до 3 куб. м, но это решение отменено в судах. В результате с февраля 2016 г. газоснабжающие компании планируют не только взимать плату за 6 куб. м с человека, но и перечислить плату за предыдущие месяцы.

Далее прямая речь «энергетического спеца»: «Мы предложили установить норму в размере 4,4 куб. м на человека в месяц для потребителей, которые используют газ для плиты и имеют централизованное горячее водоснабжение. Почему 4,4? На самом деле норма потребления в течение отопительного сезона колеблется в диапазоне ближе к шести, в неотопительный сезон — меньше трех. Мы определили среднее значение».

После недолгого обсуждения премьер-министр заключил: «619-е постановление мы упраздняем, принимаем новое... Уберем предмет, который они обжалуют... Облгазы будут довольны».

В течение месяца мы тщетно пытались найти на сайте Кабмина принятое 24 февраля постановление. Не знали о его существовании и в ДП «КиївГазЕнерджи».

Но когда 23 марта правительство вернулось к обсуждению норм потребления газа (когда граждане уже получили и оплатили «утяжеленные» в два раза газовые счета), стало понятным, что 24 февраля постановление было принято на словах.

«Сейчас газоснабжающие предприятия приняли незаконное решение о начислении для граждан Украины платы за газ в том случае, если нет счетчиков, в размере 6 кубометров. Для каждого домохозяйства, в зависимости от домохозяйства, — это от 195 грн. за весь период отопительного сезона до 1800 грн., которые незаконно хотят получить с граждан Украины и засчитать как доходы облгазов», — сказал Яценюк на заседании правительства 23 марта.

«Я предлагаю сегодня принять соответствующее решение и установить норматив не 6 куб. м, как сейчас выставляют облгазы, а поставить норматив, рассчитанный Министерством энергетики и НКРЭКУ, это 4,4 куб. м. Безотлагательно это постановление подписать и обнародовать (табл.4. — Авт.). Я сразу обращаюсь ко всем газоснабжающим предприятиям, решение о начислении 6 куб. м не соответствует постановлению Кабмина, которое мы только что приняли, то есть незаконно. Я требую немедленно пересчитать и вернуть людям деньги», — заявил премьер.

Можно ли оспорить принятое постановление в суде? Почему нет, если оно очевидно принято с теми же нарушениями законов, что и апрельское 2015 г. постановление №237. Прислушаются ли владельцы облгазов к «гневному» окрику Яценюка? Маловероятно. Кто опять останется крайним? Конечно же, простые граждане.

Двойное толкование решений суда

Примечательно, что облгазы незамедлительно бросились выполнять решение суда по делу № 826/16447/15 о повышении норм потребления газа для бытовых потребителей.

Однако тот же Окружной административный суд Киева 3 ноября 2015 г. решением по делу № 826/9907/15 признал незаконным и недействительным с момента принятия постановление НКРЭКУ от 3 марта 2015 г. № 583 «Об установлении розничных цен на природный газ, используемый для нужд населения» (табл. 5).

По решению суда газ населению должен поставляться не по 7188 грн. за тыс. куб. м, а по 1089—3645 грн. за тыс. куб. м в зависимости от объемов потребления в соответствии с предыдущим решением тогда еще НКРЭ от 3 апреля 2014 г. (табл. 6).

Два однозначных решения одного и того же суда, при этом одно незамедлительно выполняется, а второе всеми способами замалчивается. В результате из карманов простых граждан в карманы олигархов перекладываются десятки миллиардов гривен. Следствие «деолигархизации» президента Порошенко и «реформ» премьера Яценюка?

Не поддаваться шантажу

По подсчетам экс-министра ЖКХ Алексея Кучеренко, в стране около 4 млн. квартир не оборудованы счетчиками газа, из которых 240 тыс. — с газовыми колонками.

В то же время в соответствии с законом № 3533-VI от 16.06.11 г. «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» поставки природного газа осуществляются при условии его коммерческого учета:

— для населения, проживающего в квартирах и частных домах, в которых природный газ используется комплексно, в том числе для отопления, — с 1 января 2012 г.;

— газ используется для подогрева воды и приготовления пищи — с 1 января 2016 г.;

— используется только для приготовления пищи — с 1 января 2018 г.

Таким образом, у жильцов вышеуказанных 4 млн. квартир осталось чуть более полутора лет, когда газ им будет поставляться без приборов его учета.

В связи с увеличением норм потребления газа в некоторых облгазах гражданам недвусмысленно намекают, что выгоднее потреблять газ по счетчику и платить только за фактически потребленный газ, то есть побуждают побыстрее установить счетчики.

Более определенно высказался Яценюк на заседании правительства при принятии по сути решения об увеличении норм потребления газа с 3 до 4,4 куб. м на человека в месяц: «И тогда все сразу засуетятся и быстро начнут ставить счетчики».

В очередной раз и правительство, и владельцы облгазов намерены переложить решение проблемы установки счетчиков с больной головы на здоровую. И снова бесцеремонно попирая закон.

Закон же № 3533-VI, в частности, гласит:

«Статья 3. Финансирование работ по оснащению счетчиками газа населения осуществляется за счет:

— средств субъектов хозяйствования, осуществляющих распределение природного газа на соответствующей территории;

— средств соответствующего бюджета.

Статья 4. Исполнителями работ по установке узлов учета газа являются субъекты хозяйствования, которые осуществляют распределение природного газа на соответствующей территории.

Статья 6. Субъекты хозяйствования, осуществляющие распределение природного газа на соответствующей территории, обязаны обеспечить установку счетчиков газа для населения, проживающего в квартирах и частных домах, в которых газ используется:

— комплексно, в том числе для отопления, — до 1 января 2012 г.;

— для подогрева воды и приготовления пищи — до 1 января 2016 г.;

— только для приготовления пищи — до 1 января 2018 г.».

Поэтому мы убедительно советуем гражданам не поддаваться шантажу правительства и облгазов, а незамедлительно требовать от газосбытовых предприятий бесплатной установки счетчиков газа в соответствии с требованиями вышеуказанного закона. Тем более что средства на установку приборов учета заложены в тарифы облгазов на его поставки.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Обманывать вкладчиков запрещено

Верховная Рада приняла два закона, которые напрямую касаются защиты прав вкладчиков

Полонина в огне

С начала 2016 г. в Ивано-Франковской области возникло шесть чрезвычайных ситуаций...

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Страх способен подвигнуть политиков к готовности задействовать порой даже самые...

Швейцарская тюрьма установит защиту от дронов

Тюрьма швейцарского города Ленцбург (кантон Аргау) намерена потратить 200 000 франков на...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка