ВНО-2015 как хороший борщ

14 Мая 2015 3 4.8

Главные характеристики ВНО-2015

Для поступления в вуз можно использовать только сертификаты ВНО-2015.

Каждый участник ВНО имеет право сдавать тесты не более чем по четырем предметам.

Впервые введены два уровня сложности теста – базовый и углубленный.  Какой именно тест – базовый или углубленный нужен для поступления, определяют сами вузы. Углубленный уровень включал в себя все вопросы базового уровня плюс дополнительные, более сложные.

До 2015 года школьники сдавали госатттестацию по украинскому языку и литературе непосредственно в стенах своей школы. Теперь выпускники сдают ВНО, которое засчитывается как результат госаттестации. Причем, учитываются баллы, набранные за выполнение задач только по украинскому языку.

По каждому предмету ВНО-2015 установлен «порог», то есть минимальное количество тестовых баллов, которое должен набрать абитуриент. Те, кто не преодолел «порог», не смогут поступать в вуз.

В ВНО-2015 каждый абитуриент может заказать и получить электронную копию своей тестовой работы. Прежде увидеть проверенную работу можно было, только подавая апелляцию.

Свой язык в Украине знают на троечку

Уровень знания украинского языка не является ни отличным, ни даже хорошим, заявляет директор Центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук. При этом родной язык - это основной предмет для нынешних школ, на него в учебном плане выделяется наибольшее количество часов.

Только 158 человек из почти 300 тыс. абитуриентов за тест базового уровня получили максимальные 200 баллов.

Лишь 15 человек из 21 тыс. школьников, которые сдавали тест углубленного уровня, получили 200 баллов. А ведь тест углубленного уровня выбирали те, кто считает себя знатоками родного языка!

Только 1% выпускников умеет думать

Тест состоял из двух частей: в первой нужно было выбрать правильные ответы из нескольких вариантов, во второй – письменно выразить свое отношение к заданной проблеме. Выяснилось, что большинство абитуриентов не умеют формулировать собственные мысли (а возможно просто их не имеют).

Школьникам предложили ответить на вопрос, нужно ли прислушиваться к мнению окружающих. Достаточно было выразить согласие либо опровергнуть это утверждение, подкрепляя примерами из литературы и историями из жизни. 20% абитуриентов не написали ни слова!

Те, кто справился с заданием, могли набрать сразу 20 баллов. Так вот, этот максимум набрали всего 334 человека из почти 300 тысяч выпускников страны! Грустно, что школьники плохо знают родной язык, но гораздо страшнее, что меньше 1% из них вообще научились думать.

Некоторые изложили свои ответы на русском, венгерском языках. Немало было и тех, кто писал вещи, вообще не связанные с темой, зато заученные с репетиторами.

Фаворитом стал роман Панаса Мирного «Хіба ревуть воли, як ясла повні». Особенно отличились выпускники Винничины – там каждый третий писал об этом произведении в своем высказывании. Тут явно видна работа некоего репетиторского центра, где детей просто вынудили заучить цитаты из произведения для подготовки к ВНО.

Позор вам, школы Ровненской и Черновицкой областей!

8 абитуриентов страны сумели показать высочайший уровень, набрав по 200 баллов за тест и базового, и углубленного уровня. Эти лучшие из лучших – представители Киевской, Ивано-Франковской, Львовской, Одесской и Черкасской областей. Все восемь умниц – девушки, четверо из них учатся в сельских школах.

Из тех 158 человек, которые набрали 200 баллов за тест базового уровня, большинство проживают во Львовской области (более 30 человек).

Киев, в отличие от прошлых лет, не показал высоких результатов. Показатели столичных школьников в ВНО-2015 значительно хуже обычных.

Есть регионы, в которых только один выпускник сумел справиться с тестами на 200 баллов. Такой результат считается позором для области. Например, Николаевская, Ровненская, Черновицкая. Учтите, что в Черновицкой области в прошлом году было больше всего медалистов по стране!

Прощайте, медали, здравствуйте, единицы в аттестатах!

В этом году ВНО выполняло функции государственной аттестации, школы никак не могли повлиять на его результаты. Теперь мы имеем уникальные данные, которые показали удручающее состояние изучения украинского языка и литературы.

Высокий уровень знаний показали всего 11% выпускников. А значит, многие потенциальные отличники не получат свои медали и блестящие аттестаты.

Пожалуй, ни в одной школе Украины за выпускной экзамен прежде никогда не ставили единиц. После ВНО-2015 у 19% выпускников в аттестатах в графе «украинский язык» будут стоять оценки 1, 2 и 3 (по двенадцатибалльной системе). Эти 19% выпускников средней школы показали низший, начальный уровень знаний. Конечно, возникает вопрос, чем занималась школа и что делал сам ученик все 11 лет за партой?

Как показали результаты тестов, количество тех, кто ничего не знает (9%), одинаково и в селе, и в городе. Но в городских школах гораздо больше детей, показавших средний уровень знаний, что снова подтверждает огромные проблемы сельского образования. Прежде украинский язык и литература преподавались в сельских школах на приличном уровне.

Еще одно наблюдение – далеко не все школы с громкими названиями показали высокие достижения. Почти 7% учеников специализированных школ не смогли подтвердить свои знания. 6,2% учеников лицеев показали начальный уровень знаний. Лицейное обучение одаренных детей давно превратилось в бизнес. В коллегиумах, созданных для углубленного изучения гуманитарных наук, 7,5% выпускников еле-еле справились с тестом.

Ректоры вузов дали индульгенцию неудачникам

В ВНО-2015 определялся пороговый балл «сдал-не сдал». По предварительным оценкам, порог не преодолели 13% выпускников – это более 36 тыс. человек. Но цифру должен был утвердить экспертный совет. Совет принял решение снизить порог для этого года. Неудачников стало 22 тысячи вместо 36-ти. В базе данных против фамилий этих выпускников стоит прочерк – «не сдал».

Почему порог был снижен? Предложение внесли ректоры вузов, директора техникумов, которые входят в экспертный совет. По сути мы видим стремление глав вузов принять в университеты как можно больше народу, независимо от уровня знаний. Так наши вузы становятся некими заведениями социальной защиты для молодежи. Куда же подадутся они, бедняжки, плохо сдавшие тест? Конечно, надо дать им возможность идти в вуз, нежели отправлять их приобретать нормальную рабочую профессию, например!

Скандала вокруг пунктов 29-32 можно было избежать

Анализируя результаты тестов этого года, нельзя не вспомнить скандал вокруг заданий 29-32. В любой стране мира, использующей тесты для оценки знаний, есть такая система: если какое-то задание имеет низкие психометрические характеристики, то его результаты не учитываются в тесте. В таких случаях анализируют массу разных показателей. Например, показатель сложности: если с заданием справились менее 25% участников, то задание должно быть из теста изъято. Такие ситуации бывали и в прошлые годы.

И в этот раз, когда стало ясно, что задания 29-32 представляли особенную сложность, было принято аргументированное решение: всем, кто работал над ними, засчитать по одному баллу за каждый пункт. Это распространенная международная практика оценивания.

В Министерстве образования главной причиной громкого скандала называют высокую ценность аттестата этого года. ВНО-2015 существенно влияет на то, кто и сколько медалей получит, хотя медаль в нынешней вступительной кампании практически ничего не стоит.  Встревоженные и огорченные мамы едут в министерство, чтобы высказать свое возмущение: их дети уже фактически лишились медалей. Как рассказала одна из мам, фамилия ее ребенка в школьном журнале весь год была подчеркнута красной линией – чтобы никто из учителей ненароком не поставил потенциальной медалистке низкую оценку.

Репетиторы звали на акции протеста, а учителя писали жалобы

Специалисты центра оценивания качества образования внимательно наблюдали, кто именно призывал к акциям протеста против признания результатов тестов действительными. Оказалось, активистами были репетиторы. В Украине оборот средств на рынке репетиторства давно уже оценивается миллионами, причем не в гривнах. Расценки некоторых специалистов перед ВНО составляли 50 евро за час занятий. Незлым тихим словом вспомнили в министерстве львовского репетитора, который за курс по подготовке к сдаче теста берет от 800 до 1000 долларов. Этот преподаватель не стеснялся публично призывать абитуриентов к акциям протеста, направленным на срыв вступительной кампании.

Немало писем пришло из школ, от педколлективов. А в некоторых школах вообще организовали массовое написание жалоб, писем протеста по одному и тому же образцу. Всего было получено порядка 300 «писем счастья». Представители Центра обнародовали одну из таких жалоб – ее автор при написании сделал почти 50 ошибок!

Немалый интерес вызвала жалоба отдела образования Лохвицкого района Полтавской области. Тамошняя группа учителей украинского языка и литературы высказала несогласие с результатами тестов. Правда, среди 269 абитуриентов Лохвицкого района на тестах 42% показали уровень ниже среднего, от 100 до 150 баллов.

Когда директор Центра слышит об учителях, ругающих тесты, он предлагает: посадите десяток человек в ряд и налейте им всем борщу из одной кастрюли. Кто-то скажет: «Борщ хорош», кто-то – назовет невкусным, а кому-то будет все равно. Так и с тестами. Не стоит полагаться на чьи-то суждения, оценкой качества тестов являются вполне конкретные математические и статистические показатели, принятые во всем мире.

График учебного процесса надо менять перед тестами

Конечно, ВНО-2015 заметны и недостатки. Тесты на базовый и углубленный уровень должны быть разграничены во времени. В этом году они сдавались одновременно, в один день.

Необходимо вынудить школы изменить график учебного процесса. Тестирование проводилось в пятницу, а в четверг на пятом-шестом уроках в некоторых школах  одинадцатиклассники писали контрольную работу по математике. По сути школы сами не захотели дать ученикам возможность нормально подготовиться к сдаче тестов. Во многих странах мира учебный процесс приостанавливается за месяц до сдачи ВНО.

Недостатком нынешних тестов эксперты называют и небольшое количество заданий когнитивного типа. Это задания, которые призваны выявить компетенции абитуриентов, а не просто оценить приобретенные знания. Пока что мы видим, что даже понимать прочитанное абитуриенты не умеют.

СПРАВКА

ВНО в цифрах

Дата проведения - 24 апреля.

Дата объявления результатов - 13 мая.

Общее количество зарегистрированных участников - 267 394 человек (базовый уровень), 21 583 (углубленный уровень).

Фактическая явка на пункты тестирования - 95,4% зарегистрированных.

Количество заданий теста - 58 (базовый уровень), 74 (углубленный уровень).

Максимальный рейтинговый балл - 200 баллов (базовый и углубленный уровень).

Время, отведенное на выполнение теста, - 150 минут (базовый уровень), 210 минут (углубленный уровень).

Процент участников, которые не преодолели порог «сдал / не сдал» - 8,4%.

Две стороны одного карабина

В общей сложности в арсенале семьи Дмитрия Яроша 15 стволов

Крадут чаще, чем грабят

С 27 ноября по 4 декабря в Николаевской области зарегистрировано 1332 чрезвычайных...

От «винтиков» до «белых хакеров»

Отправить могут в любую точку страны, ни о каком выборе места службы речь идти не может

Залоговый кредит — «вишенка на торте»

Банкам проще забыть о мелких кредитах от 1,5 до 3 тыс. грн, чем бороться за них. В 90%...

Комментарии 3
Войдите, чтобы оставить комментарий
Egor Nikolaev
09 Декабря 2015, Egor Nikolaev

Грусть(
Ребят, а есть тут кто-то, кто к ЗНО в онлайне готовился. Либо тут online.zno.ua, либо на похожих платформах. Отпишитесь, плиз

- 0 +
Ольга Бондаренко
15 Мая 2015, Ольга Бондаренко

Ну да, во всём виноваты учителя. А ученики нет, что вы. Невозможно научить человека, если он не хочет учится. Практически все думают, что "как-нибудь напишут", выбирая ответы в тестовых заданиях наобум. Скорее всего все категорически путают систему образования при Союзе с новой системой. Когда программы меняются каждые два-три года. Рычагов воздействия на учеников нет в принципе - что хочу, то и делаю, а вы мне ничего не сделаете. И это правда. И ещё, в нашей стране очень любят попраздновать, поэтому много уроков просто вылетают. Умилил призыв, что школы должны пересмотреть график учебного процесса. Это мог написать человек, который в принципе не понимает КАК проводятся уроки и как происходит планирование, не представляете себе объёмы учебного материала. Сейчас система подачи свелась к "голопом по Европе", иначе учитель просто физически не успеет вычитать материал. Так может подвинуть сроки написания ЗНО, а не рубить учебный процесс и забирать лишние 2 месяца, которые можно спокойно посвятить подготовке. Конечно проще сразу охаять учителей, назвать иъх бездарностями. Самое смешное, что это пишут люди, которые явно не являются специалистами в области образования. А скорее всего являютсяспециалистами в областе "люблю критиковать, просто поговорить".

- 6 +
Староста
14 Мая 2015, Староста

К сожалению, это ожидаемый результат. И, боюсь, подобное состояние дел и по другим предметам.
А все потому, что в школах все меньше и меньше УЧИТЕЛЕЙ, а все больше и больше ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ. Да и программа в любых классах рассчитана в основном на самостоятельное обучение, т.е. с расчетом на то, что очень большому проценту школьников приходится нанимать репетиторов, которыми в большинстве случаев становятся их же учителя.
Интересно, как результаты ВНО отразятся на зарплате и вообще будущем ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ нерадивых учеников с НИКАКИМ уровнем знания предметов?

- 4 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка