Зайцев.нет

07 Ноября 2015 0

Можно предположить, что и введение электронных средств платежей в общественном транспорте будет внедряться не так быстро, как хотелось бы

У правительства дошли руки до регулярных пассажирских перевозок. На прошлой неделе в Верховной Раде зарегистрирован правительственный законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно электронных средств безналичной оплаты проезда в городском пассажирском транспорте».

Название законопроекта говорит само за себя. Документ предлагает внести изменения в десяток законов о льготах и социальной помощи для различных категорий граждан, а также в базовые законы об автомобильном и городском  электротранспорте и о местном самоуправлении.

Во всех этих документах пропишут определение электронного средства оплаты проезда — специальной электронной карты или разового электронного билета, а также аналогичных персональных средств оплаты, которые будут выдаваться льготникам, а также автоматизированной системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте (АСОП), которыми должны будут обзавестись транспортные предприятия.

Как полагают в Министерстве инфраструктуры, которому принадлежит авторство законопроекта об электронных платежах на транспорте, это поможет  решить сразу несколько серьезных проблем национальных пассажирских перевозок, в том числе невозможности ведения точной статистики относительно объемов перевозок, минимизации убытков самих предприятий, связанных с несвоевременной и неполной компенсацией из бюджета проезда льготных категорий пассажиров, а также с высокими эксплуатационными затратами, которые перевозчики несут на организацию сбора платы за проезд.

Пассажирам же нововведения сулят дополнительные удобства. Электронные средства оплаты позволят ездить с одним и тем же билетом или персональной картой на различных видах коммунального транспорта как минимум в пределах одного населенного пункта.

Как утверждают авторы документа, в настоящее время перевозчики тратят на организацию сбора платы за проезд до 25% своего дохода. Поверить в это трудно. Но если это действительно так, то свидетельствует лишь о двойной бухгалтерии, глубоко пустившей корни на транспорте и больших финансовых потоках, которые не подлежат налогообложению.

Ведь в маршрутном городском автомобильном транспорте профессия контролер не прижилась, как раз из-за желания перевозчиков сэкономить на эксплуатационных затратах. Оплату за проезд в маршрутках собирают сами водители, а выданные ими билеты вряд ли можно назвать серьезным платежным документом.

Коммунальные предприятия электротранспорта в различных городах печатают собственные разовые билеты,  месячные или годовые абонементы. Однако, их также трудно назвать очень дорогими и хорошо защищенными от подделок. Как правило, затраты на производство таких проездных документов составляют не более 1-2% стоимости поездки в общественном транспорте, а то  и меньше.

Единственным серьезным проектом в стране по переводу платежей в коммунальном транспорте в безналичную форму стала возможность оплатить проезд в столичном метро с помощью банковской карты. Услуга была введена в столичной подземке этим летом.

Поэтому основная проблема, которую государство пытается решить с помощью АСОП и электронных платежей — это вывод из тени пассажирских перевозок и монетизация транспортные льгот для пенсионеров, чернобыльцев, военнослужащих и других категорий.

Так, например, в Госбюджете т. г. предусмотрена субвенция местным бюджетам за проезд в общественном транспорте льготных категорий пассажиров в размере 1,9 млрд. грн. Правом на бесплатный проезд в Украине пользуется примерно каждый пятый гражданин.

Однако, частные перевозчики на автомобильном транспорте сплошь и рядом игнорируют права льготников, ссылаясь на отсутствие государственной компенсации. В свою очередь местные власти также не спешат тратить деньги на эти цели, поясняя это отсутствием объективных данных о перевозках льготных категорий пассажиров.

Более того, в большинстве городов Украины отсутствуют и достоверные расчеты пассажиропотоков на отдельных маршрутах. Подсчет перевезенных пассажиров, как правило, проводится перед объявлением новых конкурсов на право обслуживания населения на маршрутах общего пользования.

Но делается это, что называется, «на коленке», без применения электронных средств, а студентами транспортных вузов, которые садятся в ту или иную маршрутку и записывают количество вошедших и вышедших пассажиров в различное время суток.

Более серьезные способы фиксации пассажиропотока не приветствуются ни местными властями, ни транспортными компаниями, поскольку эти данные являются базовыми для определения стоимости проезда в общественном транспорте.

Непрозрачность рынка перевозок позволяет чиновникам получать взятки при раздаче самых лакомых маршрутов, объединять прибыльные направления с неприбыльными, экономя на этом бюджетные субвенции. Перевозчики вынуждены с этим мириться, иначе давно бы прекратили обслуживать убыточные маршруты. Однако, каждое повышение стоимости горючего или курса доллара влечет за собой удорожание проезда на маршрутах общего пользования.

Поэтому можно предположить, что и введение электронных средств платежей в общественном транспорте будет внедряться не так быстро, как хотелось бы.

Во-первых, закон вступает в силу только через полгода после принятия Верховной Радой и его опубликования. 

Во-вторых, задачу провести необходимые изменения в системе перевозок законопроект возлагает исключительно на местные власти и не оговаривает для них точные сроки и санкции за пробуксовку реформ.

Таким образом, воздействовать на местных чиновников центральные власти могут лишь избирательной выплатой субвенции для льготников. По логике, города, которые постараются быстрее внедрить платежную реформу на транспорте, быстрее получат дотации в необходимом объеме, чем те, кто этого не сделает.

Но если в Мининфраструктуры признают, что существующий компенсационный механизм на транспорте является несовершенным. Иначе говоря, есть города, которые получали дотации больше, чем должны за перевезенные льготные категории пассажиров, будут ли местные власти заинтересованы в учете и контроле пассажиропотоков? Навряд ли.   

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка