Законопроект 4733-1: Борьба с падающими кранами, или Шаг к европейским стандартам

10 Октября 2016 3

Фото Ukrainian Building Community

10 октября в Киеве состоялся круглый стол, участники которого обсуждали законопроект 4733-1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности». Нардепы и соавторы закона утверждали, что его внедрение поможет застройщикам. В свою очередь застройщики отметили, что нововведения осложнят ситуацию в отрасли и отпугнут иностранных инвесторов.

Поводом для разногласий между застройщиками, экспертами и депутатами-реформаторам стали завышенные ожидания — все надеялись, что с принятием закона произойдут масштабные улучшения в сфере строительства.

Застройщики предполагали, что законопроект значительно снизит уровень коррупции и минимизирует зависимость отрасли от внутриполитических процессов в стране, разрушит монополию разрешительных структур и станет основой для конструктивного сотрудничества.

В свою очередь представители экспертного сообщества, комментируя необходимость принятия законопроекта 4733-1, отметили, что он сырой и требует значительных доработок, особенно в части формулировок, понятий и стандартов.

Народный депутат Дмитрий Андриевский (БПП), соавтор законопроекта, заявил, что основная цель законопроекта состоит в реформировании разрешительной системы путем ее упрощения. По прогнозам Андриевского, введение двухступенчатой разрешительной системы, которая будет базироваться на двух документах  — уведомлении и разрешении, значительно снизит коррупционную составляющую.

Законопроект 4733-1 поддержали представители отраслевых министерств и ведомств. В частности, директор департамента государственных программ и развития жилищного строительства Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Наталия Козловская отметила, что в законопроект войдут все предложения застройщиков.

Глава Государственной архитектурно-строительной инспекции Алексей Кудрявцев отметил, что законопроект исключит незаконные застройки, а законопослушным застройщикам ничего не угрожает.

Законопроект 4733-1

Инфографика Ukrainian Building Community

Елена Шуляк, руководитель направления «Строительство» Офиса эффективного регулирования (Better Regulation Delivery Office), не согласилась с чиновниками и депутатами и заявила, что законопроект не способствует реформированию строительной сферы.

«Согласно пояснительной записке причиной разработки этого законопроекта стали следующие события: в селе Леточки частный дом использовался как объект социальной сферы с несоответствующими характеристиками, в городе Ирпень произошло падение башенных кранов, а также занижение категории строительства, что лишает возможности контролирующие органы пресечь незаконное строительство.

Я хочу отметить, что ни одна из этих проблем не решается с помощью законопроекта. Поскольку он не устанавливает режим использования частных домов, он не устанавливает ответственности за неправильную установку башенных кранов и не решает проблему самовольного строительства.

Мне кажется, что реальной причиной разработки законопроекта стала ситуация с оформлением строительства, относящегося к четвертой категории сложности, в третью категорию. Обществу совершенно безразлично, есть ли разрешение и какая категория у строительства. У общественности главные претензии к застройщику — нарушение строительной документации и нарушение градостроительных ограничений, когда по бумагам все окей, а то, что строится, — полный ужас. Мне кажется, необходимо доработать вопрос санкций, вплоть до сноса лишних этажей или зданий, если такое строительство незаконно или не соответствует нормам действующего законодательства», — выразила уверенность Елена Шуляк.

Соавтор законопроекта Дмитрий Андриевский согласился с позицией Елены Шуляк, заявив при этом, что законопроект вызван не падением крана и не пожаром в доме.

«Это не пояснительная записка, я не знаю что это. Это материалы, которые раздавались нам во время… Это примеры, это конкретные примеры, на которых были показаны конкретные проблемы. Естественно этот закон не решает основных проблем. Его основная цель — дать новый импульс для развития строительства», — сказал Андриевский.

Хотя в пояснительной записке пример с кранами так и остался.

Народный депутат Ирина Суслова (БПП), возглавляющая подкомитет по вопросам гендерного равенства и недискриминации Комитета ВРУ по вопросам прав человека, национальных меншинств и межнациональных отношений, выступив в поддержку законопроекта 4733-1, просто зачитала текст пояснительной записки.

«Слід зазначити, що за рейтингом сприятливості ведення бізнесу Doing Business, Україна має найкращі показники як щодо самої процедури, так і часу на її проходження при отриманні дозволів на будівництво.

Водночас щодо якості контролю в будівництві у порівнянні до країн Європи, в Україні показник є найнижчим, що вимагає невідкладного реформування будівельної сфери.

З огляду на викладене є очевидною необхідність внесення змін до законодавчих актів України з метою приведення їх у відповідність до кращих європейських практик, зокрема Польщі, де будівництво здійснюється на підставі дозволу на виконання будівельних робіт або повідомлення і, як наслідок, відсутнє таке ганебне явище, як «самочинне будівництво».

Тому обґрунтованою є необхідність скасування категорії складності об’єктів будівництва, об’єднання дозвільних процедур в межах одного класу наслідків та переходу від триступеневої дозвільної системи (повідомлення, декларація, дозвіл) до двоступеневої (повідомлення, дозвіл).

Враховуючи зазначене, підготовлено проект Закону України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів щодо удосконалення містобудівної діяльності», який передбачає заміну процедури реєстрації декларації на здійснення будівництва та прийняття в експлуатацію об’єктів із середнім та значним класом наслідків (відповідальності) на підставі дозволу на виконання будівельних робіт та сертифікату відповідно, а об’єктів із незначними класами наслідків (відповідальності) — на підставі повідомлення», — зачитала Суслова.

Нардеп надеется, что законопроект получит поддержку не только в парламенте, но и у экспертов.      

Сергей Овчинников, член совета Украинского строительного сообщества, не согласился с нардепами.

«Новое — это враг хорошего. Иностранным инвесторам очень важно, чтобы законы не менялись принципиально. Меня, как представителя инвесторов, интересует вопрос отмены разрешения на строительство. Я понимаю, могут быть разные случаи, но чаще всего отмена разрешения на строительство происходит по политическим причинам, когда после выборов происходит замена руководящего звена. Они начинают вставлять нам палки в колеса. Нам нужно понимать, что помимо государственных инвестиций есть деньги частных инвесторов. Деньги любят порядок и тишину. Если мы получили разрешение и там нет никаких нарушений, то его отмена должна быть очень взвешенной и правильной. Если была коррупция — наказывайте тех людей, которые подписали эти документы. О таких случаях я еще не слышал», — сказал Овчинников.

Один из участников мероприятия заявил, что в помещении, где проходит круглый стол, нарушены государственные строительные нормы Украины, регулирующие естественное и искусственное освещение (ДБН ДБН В.2.5-28-2006. — Ред.): «Освещение на вашем столе составляет, например, 1000 люксов. Проектировщик получит штраф за это или нет?»

Ответ на этот вопрос так и не прозвучал, как и на вопросы застройщиков о том, что изменит новый закон.

Справка

Соавтор законопроекта 4733-1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности» Дмитрий Андриевский.

Родился 6 января 1967 г. в пос. Ольга Приморского края (РФ).

В 1984 г.окончил среднюю школу в г. Ржев Калининской области. В этом же году поступил на первый курс Политехнического института г. Калинина.

С 1985-го по 1987 г. проходил службу в рядах Советской Армии.

С 1987 г. живет в Украине.

В 1992 г. окончил Киевский политехнический институт, факультет горной электромеханики (получил диплом инженера по энергоснабжению).

В 2005 г. защитил диплом с отличием, получив степень магистра госуправления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины.

В 2011 г. защитил кандидатскую диссертацию по государственному управлению в Академии муниципального управления.

Карьера

В 1992 г. Андриевский работал инженером-технологом на Киевском заводе реле и автоматики. Позже стал директором по маркетингу малого частного предприятия "Оникс".

С 1996-го по 2001 г. — глава представительства "Франклин Групп, Лтд" (Великобритания) в Украине.

С 2001-го по 2007 г. — вице-президент ООО "Концерн "Киевподземдорстрой", который специализируется на строительстве и реконструкции инженерных сетей.

С 2007 г. — президент ООО "Концерн Киевподземдорстрой".

С 2008-го по 2012 г. — председатель совета директоров ООО "Интеко-Холдинг" (группа компаний, в состав которых входят специализированные строительные, производственные, торговые предприятия, инвестиционный, финансовый и другие департаменты).

С 2002-го по 2008 г. — депутат Киевсовета IV–V созывов (фракция "Наша Украина", которую и возглавил в V созыве), член постоянной комиссии Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития.

Во время президентской избирательной кампании 2004 г. — доверенное лицо кандидата на пост Президента Украины Виктора Ющенко по территориальному округу №222 (Соломенский район Киева).

В январе 2006 г. был назначен на должность руководителя исполнительного комитета Киевской городской организации политической партии "Народный Союз — Наша Украина".

С июня 2008 г. — депутат Киевсовета VI созыва (фракция "Блок Виталия Кличко").

В августе 2010-го был исключен из фракции.

В августе 2008 г. возглавил Украинскую селянскую демократическую партию (УСДП).

До 6 марта 2009 г. — член наблюдательного совета ПАО "Киевводоканал".

С 2012-го по 2014 г. — народный депутат Верховной рады (ВР) VII созыва. Баллотировался и был избран от партии "Батькивщина" (по одномандатному избирательному округу №222, г. Киев). Заместитель главы Комитета по вопросам строительства, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики. Член специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации.

С ноября 2014 г. — народный депутат Украины VIII созыва (фракция партии "Блок Петра Порошенко"). Баллотировался и был избран от БПП по одномандатному избирательному округу №222, г. Киев.

С 4 декабря 2014 г. — первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Награды

Награжден орденом "За заслуги" III степени, Почетной грамотой Кабинета Министров Украины, нагрудным знаком "Знак почета".

Две стороны одного карабина

В общей сложности в арсенале семьи Дмитрия Яроша 15 стволов

Крадут чаще, чем грабят

С 27 ноября по 4 декабря в Николаевской области зарегистрировано 1332 чрезвычайных...

От «винтиков» до «белых хакеров»

Отправить могут в любую точку страны, ни о каком выборе места службы речь идти не может

Залоговый кредит — «вишенка на торте»

Банкам проще забыть о мелких кредитах от 1,5 до 3 тыс. грн, чем бороться за них. В 90%...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка