Договор о закрытом небе

№29–30(743) 9 — 15 октября 2015 г. 30 Сентября 2015 3 2.9

Крупнейшая отечественная авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ) заявила, что готова полностью вернуть пассажирам деньги за уже приобретенные на 26 октября и последующие дни билеты в Россию. Напомним, что с 25-го числа вследствие взаимных санкций и запретов авиационное сообщение между нашей страной и РФ будет практически остановлено.

Негативный экономический эффект, который прогнозирует МАУ от остановки своих рейсов между Украиной и РФ, составляет порядка $10 млн.

— Это неприятно, но не критично для авиакомпании, — заявила корпоративный пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая, подчеркнув, что цифры, которые озвучивались ранее и варьировали от $35 до $42 млн., — это не убытки, а недополученная прибыль от рейсов в Российскую Федерацию.

Влет в ситуацию

Так или иначе, все это досадно. Тем более что для остальных украинских авиакомпаний, для которых закрыли российское небо, убытки могут быть действительно критичными, если не фатальными. Особенно если иметь в виду, что санкции Россия ввела исключительно по политическим мотивам, по первобытному принципу «око за око».

— Зеркальные санкции Российской Федерации в отношении наших авиакомпаний нарушают условия двустороннего соглашения о воздушном сообщении, — говорит эксперт по авиации и партнер юридической фирмы «Анте» Андрей Гук.

Андрей Гук напоминает, что российские санкции нарушают условия двустороннего соглашения о воздушном сообщении, а украинские – нет

По его словам, согласно документу, принятому 12 января 1994 г., полеты украинских авиационных компаний в России могут быть аннулированы в случае несоблюдения российских законов и правил либо условий межправительственного соглашения — и при соблюдении процедуры, которая предполагает проведение консультаций соответствующих органов двух стран.

— Именно этой нормой руководствовалась Украина, вводя санкции в отношении российских авиакомпаний. В частности, нарушения «Аэрофлота» оформлены соответствующими протоколами Госавиаслужбы и доказаны в судебном порядке. В свою очередь украинские авиакомпании не нарушали законодательства РФ, не выполняли полеты в закрытые зоны, — подчеркивает Андрей Гук.

Эксперт по авиации общественной кампании по мониторингу соответствия Украины евростандартам «Европатруль» Вячеслав Коновалов считает, что санкции с нашей стороны должны были быть введены еще год назад. Если не раньше.

Вячеслав Коновалов говорит, что по закону Украина должна была закрыть для российских авиаперевозчиков свое небо еще год назад

— После аннексии Крым был объявлен запретной зоной, — рассказывает эксперт. — Это не просто наше решение, это признали ИКАО*, ИАТА**, «Евроконтроль» — международная организация, объединяющая авиационных диспетчеров. На каждый полет российских самолетов, который нарушал статьи 126 и 127 Воздушного кодекса Украины, подавался административный иск; санкции за нарушение правил авиаперевозок — полеты без разрешения — подразумевают крупные штрафы. Но они не платились, оспаривались. В конце концов дело дошло до Высшего административного суда, и 20 августа вступило в силу решение о взыскании долгов на общую сумму около полумиллиарда гривен.

______________________________
*ИКАО (англ. ICAO — International Civil Aviation Organization, Международная организация гражданской авиации) — специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее ее развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

**ИАТА (англ. IATA — International Air Transport Association, Международная ассоциация воздушного транспорта) — международная неправительственная организация, штаб-квартира которой находится в Монреале (Канада). Имеет 101 представительство по всему миру.

— Но российские авиакомпании точно так же могут эти штрафы не платить...

— В принципе они могут дойти до Европейского суда, но в конечном итоге платить все равно придется.

— Говоря о санкциях, которые должны были быть введены год назад, вы имели в виду только штрафы?

— Конечно, нет. Запрещение полетов. СНБО сделал это только сейчас, но многократные нарушения статей 126 и 127 Воздушного кодекса (полетов, к примеру, десять) подпадают уже под статью 95. Что предполагает закрытие воздушного пространства.

— Почему это не было сделано раньше?

— Могу только догадываться. Все эти решительные решения, извините за тавтологию, по времени совпали с увольнением Дениса Антонюка с должности председателя Государственной авиационной службы. А он, как известно, с 1997 г. и до назначения в марте 2014-го главой Госавиаслужбы работал в МАУ: прошел путь от диспетчера до главы дирекции развития сети. Я ничего не утверждаю, но в «Международных авиалиниях Украины» прекрасно знали, к чему приведут украинские санкции (российская сторона не скрывала, что поступит аналогично), и были заинтересованы в отсрочке соответствующего решения СНБО. Так что такое совпадение подозрительно.

Вылет из положения

— Каким вы видите дальнейшее развитие событий в российско-украинском воздушном пространстве?

— Удивлен, что сказав «А», мы не сказали «Б», — говорит Вячеслав Коновалов. — Украина должна настаивать на запрете полетов российских авиакомпаний на международном уровне. Они нарушают украинские правила безопасности полетов, которые соответствуют мировым. А значит — нарушают мировые правила.

— Считаете, мировое сообщество пойдет на такой шаг?

— Россия пригрозила, что в случае введения международных санкций (т. е. запрета на полеты российских авиакомпаний) закроет Транссибирский воздушный коридор***. Мировое сообщество пошло на попятную, но если будет судебное решение, инициированное Украиной, то уже не помогут никакие политические договоренности.

______________________________
***Транссибирский воздушный коридор (ТВК) — маршрут протяженностью 10,5 тыс.км, открытый для западных авиакомпаний в период «оттепели» в 1974 г. За его использование Россия получает роялти 225—375 млн. евро. Полет по ТВК позволяет экономить до 20 тыс. евро на одном рейсе, при запрете полетов потери крупных авиаперевозчиков за три месяца могут превысить 1 млрд. евро.

— Тогда ведь действительно будет закрыт Транссибирский воздушный коридор.

— И Россия получит такие санкции, что нынешние покажутся даже не цветочками.

— Но все-таки, как решить сложившуюся проблему? Летать-то все равно надо.

— Выход — как в ситуации с Северным Кипром. Когда он был захвачен Турцией, была создана отдельная авиакомпания, причем с собственными самолетами (а не взятыми в лизинг), и она только на Кипр до сих пор и летает. А к другим турецким авиакомпаниям претензий не было — международные правила воздушных перевозок они не нарушали.

— Почему Россия не создала подобную «эксклюзивную» авиакомпанию?

— Она создала. Точнее, уже был бюджетный авиаперевозчик «Добролет». Его на Крым и поставили. Но там самолеты были в лизинге у западных лизинговых компаний, договор прервали, и в результате «Добролет» остался без воздушного флота. Покупать собственные лайнеры, как это сделали в Турции, дорого: один самолет стоит от 50 млн. долл. Вот и летали российские авиакомпании, кто хотел, с нарушениями.

— После введения санкций для авиакомпаний с обеих сторон какая страна может стать транзитной для пассажиропотока между Украиной и Россией?

— Думаю, очень сильно выиграет Турция. В Москву летели почему? Дешевле было потом добираться отдыхать в тот же Таиланд. Или в Америку.

По мнению директора компании «Стиль Авиа» Евгения Хайнацкого, основным транзитным аэропортом может стать аэропорт Минска. Кроме того, будет хватать работы для Риги, Варшавы и Стамбула. В меньшей мере — Вильнюса и Будапешта.

Евгений Хайнацкий главный транзитный аэропорт между Киевом и Москвой видит в столице Беларуси

— Но я надеюсь, что власти наших стран договорятся о сообщении на чартерной основе. Как это ранее было в Грузии — когда авиакомпании «Сибирь» давалось разрешение на выполнение таких рейсов, — предполагает Евгений Хайнацкий.

А та часть пассажиропотока, которой не требуется ни Таиланд, ни Америка, а только Россия и Украина, пересядет на железнодорожный и автомобильный транспорт. Дешевле, но более сердито.

Справка «2000»

16 сентября было введено в действие решение СНБО от 2 сентября 2015 г. «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)», под которые попали 27 российских авиакомпаний. Из них самые крупные:

«Аэрофлот», «ВИМ-Авиа», «Газпром-Авиа», «Донавиа», «Когалымавиа», «Оренбургские авиалинии», «Полет», Red Wings, «Россия», «РусДжет», «РусЛайн», «Сибирь», «Трансаэро», «Уральские авиалинии», «Якутия», «Ямал» и «224 летный отряд» (дочерняя структура минобороны РФ).

Россия, в свою очередь, 29 сентября ввела запрет на использование своего воздушного пространства для таких украинских авиакомпаний, как МАУ, «Днепроавиа», YanAir, WizzAir и «Моторсич».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Две стороны одного карабина

В общей сложности в арсенале семьи Дмитрия Яроша 15 стволов

Крадут чаще, чем грабят

С 27 ноября по 4 декабря в Николаевской области зарегистрировано 1332 чрезвычайных...

От «винтиков» до «белых хакеров»

Отправить могут в любую точку страны, ни о каком выборе места службы речь идти не может

Залоговый кредит — «вишенка на торте»

Банкам проще забыть о мелких кредитах от 1,5 до 3 тыс. грн, чем бороться за них. В 90%...

Комментарии 3
Войдите, чтобы оставить комментарий
Елена Власева
03 Октября 2015, Елена Власева

Всё как всегда - вначале делаем - потом - думаем и считаем убытки, ах да это не убытки, а "упущенная выгода" особенно рады будут летать через Минск или Стамбул те тысячи украинских заробитчан, которые работают на нефтепромыслах в Сибири вахтенным методом. А что касается "пересесть на ж/д" то видимо пан не знает, что большинство поездов в РФ отменены. Вот так, малятко. Слава Украине!

- 9 +
Yana Kim

Украина заговорила о законности. Уже смешно. "А нам то за что?"

- 18 +
S_UGA

Что же Украина не призывает наказать Турцию, не запретит полеты туда? Это же страна-агрессор?! И из НАТО ее выгнать!

- 15 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка