Банку заройте в землю — вместе с банковской картой

№26(825) 30 июня -- 6 июля 2017 г. 28 Июня 2017 4.3

20 июня ВР приняла в первом чтении президентский законопроект №6232 «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты», который может больно ударить по карманам некоторых граждан. Из 370 присутствующих в зале народных депутатов документ поддержали 253 и только четверо высказались против.

Низкий уровень правовой культуры

Разработчики законопроекта полны оптимизма. В пояснительной записке они указали, что его принятие «будет способствовать преодолению процессуальных проблем, препятствующих эффективной судебной защите». К ним принадлежат формальное отношение судов к соблюдению конституционных и установленных законом принципов судопроизводства, в том числе состязательности сторон, а также недостаточный уровень единства и последовательности правоприменительной практики.

В список также входят «несовершенство, а иногда и отсутствие эффективных процессуальных инструментов для защиты прав и интересов лиц, обращающихся в суд, несовершенство правил и несогласованность в разграничении юрисдикции судов». Сюда же относятся «чрезмерная продолжительность рассмотрения дел и отсутствие правовой определенности» из-за практически неограниченной возможности пересмотра решения суда по существу спора и «неоправданных формальных и неформальных ограничений в использовании некоторых средств доказывания».

Кроме того, наличествуют «абсолютизация принципа распространения юрисдикции судов на все правоотношения, неразвитость инструментов поддержки системы альтернативных способов разрешения споров и чрезмерные расходы организационных, человеческих и финансовых ресурсов для рассмотрения судом дел незначительной сложности и таких, спор в которых фактически отсутствует».

А напоследок — «низкий уровень правовой культуры участников процесса, злоупотребление процессуальными правами и невыполнение процессуальных обязанностей, сопряженные с неэффективными мерами ответственности за нарушение правил судебного процесса».

Разработчики документа указали, что согласно новым правилам юрисдикция между общими, хозяйственными и административными судами разграничивается в зависимости в первую очередь от предмета спора, а не субъектного состава сторон. Кроме упорядочения и доработки норм, касающихся способов защиты, кодексы дополнены новеллами, которые, в частности, регулируют определения, порядок предоставления и исследования электронных доказательств, проведения экспертизы не только на основании решения суда, но и по заказу участников дела и т. п.

Соблюдение разумных сроков рассмотрения дел, процессуальная экономия и уменьшение нагрузки на суды должны быть достигнуты за счет упрощения процедуры и ускорения рассмотрения несложных и менее значительных дел, а в предусмотренных законом случаях — рассмотрения дела без вызова сторон. В таких делах срок рассмотрения составляет не более 60 дней со дня открытия производства по делу.

Стороны могут обратиться к неформальной процедуре рассмотрения — урегулированию спора с участием судьи, по результатам чего они могут или заключить мировое соглашение, или продолжить судебное разбирательство.

В хозяйственном и гражданском судопроизводствах вводится возможность взыскания неоспариваемой задолженности в порядке приказного производства. Так, по заявлению лица, которому принадлежит право требования о взыскании неоспариваемой денежной задолженности по письменным договорам, не превышающей 100 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, суд выносит судебный приказ о взыскании задолженности с должника.

Заявление о вынесении судебного приказа рассматривается без вызова заявителя и должника и без проведения судебного заседания. В течение 20 дней со дня вынесения судебного приказа должник вправе подать заявление об отмене судебного приказа. Если он воспользуется своим правом — суд отменяет судебный приказ, если нет — приказ вступает в законную силу. Использование такой процедуры не является обязательной, и заявитель вправе требовать решить его дело в порядке искового производства.

Законопроектом предусматривается, что все расходы участников дела, связанные с судебным разбирательством и подготовкой к нему, должны быть компенсированы в полном объеме. При этом устанавливается четкий порядок доказывания размера судебных расходов, их эффективного распределения, а также возражения.

Нормы законопроекта предполагают широкие возможности осуществления судопроизводства с применением информационных технологий (электронный суд), в частности, совершение всех процессуальных действий через средства электронной связи. Участникам дела обеспечивается возможность принимать участие в судебном заседании в режиме видеоконференции, не покидая своего жилого или рабочего помещения, а для свидетелей, экспертов — в помещении другого суда.

Решение суда по конкретному делу пересматривается Верховным Судом по соответствующей жалобе только один раз.

Авторы убеждены, что «следствием принятия законопроекта станет внедрение эффективных механизмов защиты нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц, интересов государства».

Неограниченные полномочия

Между тем специалисты Главного научно-экспертного управления ВР указали на то, что создание электронного суда является преждевременным, т. к. сегодня значительная часть граждан лишены возможности пользоваться новейшими информационными технологиями. Получится, что им придется обращаться в суд в бумажной форме и платить полную ставку судебного сбора.

Однако для аналогичных документов в электронной форме будет применяться понижающий коэффициент 0,8. Такое неравенство с одновременным существенным повышением ставок судебного сбора (как это предлагается законопроектом) фактически сделает невозможным доступ к правосудию значительного количества граждан.

Законодательная неопределенность может привести к тому, что часть документов по делу будет существовать в электронном виде, а часть — в бумажном. При этом одного целостного дела фактически не будет, что может вообще сделать невозможным судебное разбирательство соответствующих категорий дел.

Процедура электронного правосудия не соответствует принципу гласности и открытости судебного процесса. А что касается предоставления суду права определения способа защиты, не предусмотренного законом или договором, то это означает принятие судом решения за пределами законодательного регулирования и предоставление ему полномочий нормотворческого органа, что не согласуется с его правовой природой.

Одной из основных новелл законопроекта является определение Верховного Суда как единой кассационной инстанции и внедрение нового порядка рассмотрения им дел. При этом проект направлен на ограничение круга дел, которые могут подлежать кассации.

Предлагается, чтобы суд обеспечивал доказательства допросом свидетелей, назначением экспертизы, истребованием и осмотром письменных или вещественных доказательств, в том числе по месту их нахождения, запретом совершать определенные действия по доказательствам и обязательствам. В необходимых случаях судом могут быть применены другие способы обеспечения доказательств, определенные им.

Т. е. «указанный выше перечень видов обеспечения доказательств является неисчерпаемым, что предоставляет суду фактически неограниченные полномочия, создает предпосылки для возможных злоупотреблений, а следовательно, для нарушения прав и законных интересов широкого круга лиц».

Не согласились эксперты и с предложенным в проекте способом вызова в суд ответчика, третьего лица или свидетеля путем объявления на официальном веб-портале судебной власти. Такой способ нерационален, поскольку, во-первых, у значительного числа граждан нет доступа к указанному ресурсу, во-вторых, пользователями официального веб-портала судебной власти является достаточно узкий круг лиц, а потому вряд ли сообщение на нем можно считать официальным вызовом в суд.

Список претензий экспертов к законопроекту занимает 33 страницы, и все они аргументированы и подробно разъяснены. Тем не менее документ выходит на финишную прямую.

Своевременная и гуманная инициатива

А теперь расскажем о тех подводных камнях законопроекта, о которых его разработчики предпочитают умалчивать. В Хозяйственном процессуальном кодексе появится ст. 7, согласно которой вводится система автоматизированного ареста средств, находящихся на банковских счетах. Ее пользователями являются судьи. Информация об аресте вносится судьей на основании соответствующего постановления суда.

В Гражданском процессуальном кодексе будет введена аналогичная ст. 15, в законе «Об исполнительном производстве» — ст. 91, а в законе «О банках и банковской деятельности» — ст. 62.

Экс-министр юстиции Елена Лукаш на своей странице в Фейсбуке написала по этому поводу, что нововведения прежде всего коснутся должников услуг ЖКХ.

— У вас есть банковская карта. Любая, в том числе зарплатная или пенсионная. Организация, предоставляющая жилищно-коммунальные услуги, обращается за взысканием задолженности в суд. Одновременно взыскатель просит наложить арест на ваши денежные средства на банковских счетах.

Суд оперативно выносит соответствующее определение, после чего в течение нескольких минут накладывается арест на ваши денежные средства. Узнаете вы об этом только тогда, когда будете использовать свою банковскую карточку при расчетах. И пока будете выяснять причину блокировки банковской карточки, суд в порядке приказного производства по упрощенной процедуре, без уведомления заявителя и должника, вынесет судебный приказ о взыскании вашей задолженности.

Все решится без вас. Суд направит вам копию судебного приказа по почте или на ваш электронный адрес. В 15-дневный срок со дня получения этой копии вы можете подать заявление в суд об отмене этого приказа. Но банковская карточка будет заблокирована до тех пор, пока вы не рассчитаетесь по своим долгам.

Невероятно своевременная и гуманная инициатива в обнищавшем государстве, где за последние три года цены на коммунальные услуги повысились на 400%, на газ — на 590%, на теплоснабжение — на 250%, на воду — на 212%, на электроэнергию — на 140%, — написала г-жа Лукаш.

Один возмущенный пользователь сети написал по этому поводу, что в таком случае следует вернуть зарплаты и пенсии на уровень 2014 года по курсу доллара. А что касается субсидий, то они покрывают оплату за газ, воду, электроэнергию и квартплату в рамках установленных социальных нормативов. Действующий норматив на холодную воду 2,4 кубометра на человека в месяц, на горячую — 1,6, на газ — 6 (если отключили горячую воду — 9), на электроэнергию — от 90 кВт.ч на 1—2 человека + 30 кВт.ч на каждого следующего. Люди потребляют значительно больше.

Финансовый эксперт Алексей Кущ заявил в интервью одному из отечественных изданий, что сегодня обнаружить счета должников сложно, а когда все банки будут подключены к единой автоматизированной системе ареста счетов, все будет как на ладони. Должник не сможет открыть другой счет, система его заблокирует. Согласно законопроекту, заблокировать счет можно не только по решению суда, но и с помощью судебного приказа. Должника в суд могут по разным причинам не вызвать, а решение он может и не получить, например, потому, что не живет по этому адресу или почта документы задержала. В результате если в течение 10 дней судебный приказ не будет оспорен в суде, то деньги с должника будут сняты и перечислены кредитору.

Народный депутат Евгений Мураев в своем блоге на одном из интернет-порталов также обратил внимание на то, что законопроект позволяет снять арест со счета, если взыскатель в пятидневный срок не явился забрать отсуженные деньги. Возникает дополнительный повод для любого бизнеса уйти в тень, подальше от тех, кто может запросто заморозить счета на пять дней для банального шантажа, вовсе не собираясь отнимать деньги.

А вот судья Хозсуда Харьковской обл., член Совета судей Украины Татьяна Суярко с ним не согласна. Она считает, что с внедрением процедуры приказного производства малый и средний бизнес получит эффективный инструмент защиты своих прав в суде.

Однако это далеко не единственное огорчение для граждан. Для споров имущественного характера судебный сбор возрастет с 110% суммы иска до 150% — за апелляционные жалобы и с 120% до 200% — за кассационные.

Между тем судебный сбор и сегодня отнюдь не для бедных граждан. За подачу в суд искового заявления имущественного характера человеку нужно заплатить от 640 грн. до 8 тыс. грн., за расторжение брака — 640 грн., за подачу апелляционной и кассационной жалобы на определение суда — 320 грн.

Насколько доступным станет правосудие для обычных граждан и юридических лиц в случае вступления в силу законопроекта, вопрос риторический. Остается только еще раз констатировать, что в нашей стране хранить деньги лучше в банке. Стеклянной.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Россия «искалечила» наши отходы

Общий объем перечислений в фонд составляет более 4,5 млрд. грн. Но фонда при этом нет!

Ажиотажные сборки

Малоизвестный житель Полтавщины стал обладателем госпакета межгосударственной...

Мах на сонце — ляп на землю

Київські євросмітники — символ наших мертвонароджених реформ

Экс-лидер СПУ Александр Мороз: «Наша кадрированная...

Как можно говорить о реформах и вести агитацию через телевидение, если Конституция...

Кому Bugatti по карману

Французская компания выпустила всего 500 суперкаров модели Chiron, а цена одного авто лишь...

«Шатун» высшего образования

В одном только Днепре дети шахтеров отсуживают у украинских вузов миллионы гривен...

Загрузка...

Жертва прогресса, или Прощай, телефония

Кабмин готов ликвидировать ГАХК «Днепровский машиностроительный завод», где...

Человек неба, ставший открытием года

Полковник Александр Оксанченко из Миргорода получил приз «За безупречный...

Мели, тополь, мели

Нас убеждают, что без логотипов счастья нашим городам не будет

Пролетая над гнездом «Мотор Сичи»

В недавнем полете Петра Порошенко в качестве второго пилота истребителя МиГ-29 в День...

Позиция «Антонова» может убить харьковский авиазавод

Документация в Россию по самолету Ан-148 была передана всего за 30 тыс. долл. —...

Швейцарцы бьют рекорды по минимальной зарплате

Швейцарский Невшатель первым из кантонов страны сумел добиться введения минимальной...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка