Бесплатная приватизация земли. Проблема даже для избранных

№44(840) 3—9 ноября 2017 г. 01 Ноября 2017 5

, УНИАН

Когда бывшие бойцы широкими колоннами пошли за причитающимися им земельными наделами, выяснилось, что органы местного самоуправления и государственной власти не в полной мере владеют информацией о свободных землях на своих территориях и месте расположения этих земель. Также выяснилось, что территории, имеющие развитую инфраструктуру, практически не имеют свободных земельных участков.

Учитывая острую социальную напряженность, возникшую в связи с большим количеством обращений граждан, желающих реализовать свое право на бесплатную приватизацию земельных участков, правительство весьма своеобразно отреагировало на это, ограничив объем выделяемых земель государственной формы собственности и закрепив за участниками АТО статус первоочередного права на приватизацию земли.

, УНИАН

Так продолжает ли в Украине действовать бесплатная приватизация? Некоторые вопросы и нюансы земельного законодательства еженедельнику «2000» разъяснил старший преподаватель Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры (ПГАСА) Владимир Гряник.

— Владимир, какие конституционные права имеют граждане Украины для бесплатной приватизации земельных участков под строительство жилого дома, дачи, гаража, сельскохозяйственных нужд и т. д.?

— Право гражданина на бесплатную приватизацию земли прописано в статьях 118 и 121 Земельного кодекса Украины. Ст. 118 — это порядок обретения в частную собственность, а ст. 121 — это нормы бесплатной приватизации.

Фактически неважно, где проживает гражданин Украины, в городе или в селе. Он имеет право на бесплатную приватизацию шести земельных участков разного целевого назначения:

— для ведения фермерского хозяйства — в размере земельного пая;

— для ведения личного сельского хозяйства — не более 2 га;

— для ведения садоводства — не более 0,12 га;

— для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений — в селах до 0,25 га, в поселках до 0,15 га, городах до 0,1 га;

— для индивидуального дачного строительства — до 0,1 га;

— для строительства индивидуальных гаражей — до 0,01 га.

— Ситуация с участниками АТО, которым государство пообещало выделить землю бесплатно, показала, что даже этой, казалось бы, привилегированной категории не так просто реализовать это право. Почему так происходит?

— Земля для воинов АТО — острый и болезненный социальный вопрос. Государство пообещало им земельные участки, но органы местного самоуправления и государственной власти не владеют в полной мере информацией о количестве, местоположении свободных земельных участков, обеспечении этих участков соответствующей инженерной и социальной инфраструктурой, позволяющей дальнейшее освоение этих земель. Мы можем увидеть, что один и тот же человек неоднократно обращается в соответствующие органы с просьбой дать разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и получает отказ за отказом. А это приводит к огромным очередям и социальной напряженности вокруг земельного вопроса.

Также надо учитывать, что «свободная» земля не всегда обеспечена необходимыми инженерными сетями, а то же строительство индивидуального жилого дома предполагает большие капиталовложения, накопить которые гражданину достаточно сложно, а дополнительные затраты на создание или развитие соответствующих инженерных сетей могут быть неподъемными. Обеспечение территорий инженерными сетями — очень важный фактор, который влияет на стоимость дальнейшего строительства и проведения земельных улучшений. Проанализировав данные обращения, мы увидим, что на уже освоенных территориях свободной земли в объеме, необходимом для реализации права каждого воина на бесплатную приватизацию, нет.

Многие специалисты считают: чтобы государство могло выполнить свое обещание и обеспечить каждого воина землей, органам местного самоуправления и государственной власти надо комплексно подойти к решению данного вопроса: инициировать процесс инвентаризации земель государственной и коммунальной собственности, зарегистрировать права на эти участки, создать и реализовать проекты по развитию территорий и их обеспечению соответствующей инфраструктурой.

Постановлением Кабинета Министров №413 от 07.06.2017 принята Стратегия усовершенствования механизма управления в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения государственной формы собственности и распоряжения этими землями. Нельзя не отметить несколько моментов, содержащихся в данном документе, которыми граждан Украины ущемили в правах на бесплатную приватизацию земель сельхозназначения:

— ограничили право граждан на бесплатную приватизацию, обязав Госгеокадастр публиковать список земельных участков, предполагаемый к передаче земель в следующем квартале. Т. е. фактически запретили (или поставили в зависимость от Госгеокадастра) гражданину, который нашел свободный земельный участок, реализовывать свое право на бесплатную приватизацию. Ведь если этот участок не внесен Госгеокадастром в перечень, в собственность гражданину его не передадут;

— разрешили передавать в частную собственность только 25% площади, которую продало управление Госгеокадастра на земельных торгах на территории соответствующей области за предыдущий квартал. Т. е. фактически поставили граждан в прямую зависимость от эффективности работы соответствующего управления Госгеокадастра. Если орган Геокадастра не продал по каким-то причинам на торгах землю, граждане не могут реализовать свое право на бесплатную приватизацию на данной территории;

— разделили граждан на две категории — участники АТО и другие граждане Украины. Участники АТО имеют первостепенное право на земельную приватизацию. Между тем по Конституции все равны. И те воины, которые нас защищали, думаю, делали это, чтобы каждый из нас был равен в своем праве. Неважно, какое это право, на землю, на защиту или другое право, гарантированное Конституцией Украины.

— Куда надо обращаться и какие документы собрать, чтобы реализовать свои земельные права?

— Перечень документов прописан ст. 118 ЗКУ. В большинстве случаев необходимо написать заявление в соответствующий орган, приложить копии паспорта, идентификационного кода и графический материал с указанием желаемого места размещения земельного участка. Ст.122 ЗКУ определены органы, которые имеют право распоряжения землей. Заявление пишется в зависимости от того, где находится земельный участок. Как правило, в границах населенного пункта распорядителем является соответствующий орган местного самоуправления, за границами населенного пункта —- областной Госгеокадастр.

Ст.118 ЗКУ предусмотрено, что в течение одного месяца с момента подачи заявления о разрешении разработки землеустроительной документации с целью последующей приватизации земельного участка соответствующий орган должен дать разрешение на изготовление землеустроительной документации или же — мотивированный отказ. Если же вас в течение месяца не уведомили о принятом решении, разрешение считается полученным, но для этого надо письменно уведомить соответствующий орган о заключенном договоре.

Данная норма ЗКУ ставит Госгеокадастр в двоякое положение: с одной стороны, Земельный кодекс обязует соответствующий орган принять решение в течение месяца, причем запрещено требовать какие-либо дополнительные документы от заявителя, а причиной отказа может быть исключительно несоответствие места положения земельного участка требованиям законов, принятым в соответствии с ними нормативно-правовым актам, генеральным планам населенных пунктов и другой градостроительной документации, схемам землеустройства и технико-экономическим обоснованиям использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектам землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденным в надлежащем порядке.

А с другой стороны, согласно постановлению КМУ №413 от 07.06.2017 г. Госгеокадастр не сможет дать разрешение на разработку землеустроительной документации, если этого участка нет в перечне, который составляется на протяжении квартала.

Также следует отметить, что действующим законодательством не предусмотрены никакие промежуточные ответы. Специально уполномоченные органы обязаны в течение месяца дать либо разрешение, либо — мотивированный отказ.

После получения разрешительного документа или по истечении месячного срока (в случае отсутствия мотивированного отказа) надо обратиться в любую землеустроительную организацию и заключить договор на изготовление землеустроительной документации, которая в свою очередь подлежит согласованию и утверждению в соответствии со ст.ст.186,1861 ЗКУ.

— Насколько появление кадастра в электронном виде и его доступность повышают возможность поиска земельных участков для их получения?

— Для поиска свободных земельных участков можно воспользоваться интернет-ресурсом map.land. gov.ua/kadastrova-karta, но очень часто свободный земельный участок — согласно данным этого интернет-ресурса — может находиться в чьей-то собственности или пользовании. Это связано с тем, что наполнение национальной кадастровой системы должно было проводиться с 2002 г., а фактическое наполнение началось в 2004 г., данная система не имеет полной информации о тех участках, которые были сформированы ранее.

Также нормативно-правовыми актами, регулирующими земельные отношения, предусмотрено, что права пользования или собственности на земельный участок, зарегистрированные надлежащим образом на момент формирования данного объекта земельных отношений, действуют.

Например, садовым товариществам в советское время передавались земельные участки для ведения садоводства. На тот момент они были документально оформлены правильно. На сегодняшний день эти правоустанавливающие документы не аннулированы и действуют.

В период с 1992-го по 2004 г. физические и юридические лица получали правоустанавливающие документы на землю. Данные об этих участках не в полном объеме внесены в национальную кадастровую систему, и информация о правах на эти земельные участки в государственном кадастре отсутствует.

Вопрос наполнения информацией национальной кадастровой системы (НКС) законодатель решил таким образом, что у физических и юридических лиц нет возможности совершить действия по распоряжению недвижимым имуществом (вступление в право наследования, дарение, купля-продажа или согласно другому хозяйственному договору) до момента внесения данных о земельном участке и правах на него в НКС.

Т. о. наполнение этой системы происходит за счет юридических и физических лиц, собственников либо пользователей этих земельных участков по мере того, как происходят какие-то действия.

— Для чего необходимо регистрировать право собственности или пользования на земельный участок в новом реестре прав на недвижимое имущество?

— Внесение информации о земельном участке и правах на него (присвоение кадастрового номера) необходимо государству, чтобы гарантировать данные права на объект земельных отношений. Фактически собственник или пользователь земельного участка, информация о котором не внесена в НКС и не зарегистрирована должным образом в реестре прав на недвижимое имущество, находится в зоне риска — его владелец/пользователь может столкнуться с мошенничеством.

Так, встречались такие случаи, когда в Киевской области было по 4 документа, подтверждающие право собственности на один и тот же земельный участок. При установлении границ земельного участка, приватизированного в 1994 г., выявляли дом, построенный иным собственником этого же земельного участка, приватизированного в 2008 г. Потом люди долго в судах выясняли, кто же все-таки является собственником данного земельного участка.

Поэтому присвоение кадастрового номера — рекомендуемая специалистами в области права и земельных отношений процедура, которая согласно законодательству должна быть инициирована либо собственником, либо пользователем участка. Она необходима для регистрации прав на землю в реестре прав на недвижимое имущество, что в свою очередь является необходимым условием получения гарантий государства. Иначе доказывать свое право, возможно, придется в суде.

Учитывая, что земля — это актив, который больше не производится, а также имеет высокую экономическую стоимость, она привлекает большое внимание мошенников, именно этим и вызвана необходимость регистрации данных прав.

— В Великобритании люди, определенное время проживавшие в бесхозном доме/усадьбе или пользующиеся такой бесхозной недвижимостью, получают возможность оформить данный объект в собственность. У нас есть такие возможности?

— Ст. 119 ЗКУ предусмотрено получение права собственности на земельный участок по приобретаемой давности. Для этого гражданину надо доказать, что он открыто и непрерывно пользовался земельным участком на протяжении более чем 15 лет. Поэтому он имеет право обратиться в соответствующий орган местного самоуправления или государственной власти с просьбой о передаче такого участка в собственность или пользование. В случае передачи такого участка в собственность его размер устанавливается.

Приобретаемая давность прописана ст.344 Гражданского кодекса Украины: переход права собственности по приобретаемой давности может произойти в случае открытого непрерывного пользования не принадлежащим этому лицу имуществом:

— по истечении десяти лет, для недвижимого имущества (кроме земельных участков);

— по истечении пяти лет открытого и непрерывного пользования, для движимого имущества.

Зарубежный опыт показывает, что в некоторых случаях органы местного самоуправления или государственной власти могут продавать «безхозные» или не используемые объекты (для которых необходим существенный объем инвестирования) за символическую плату в 1 доллар. Это выполняется, чтобы привлечь инвесторов для объектов, имеющих какую-то историческую или социальную ценность (в противном случае поддерживать такие объекты приходится за бюджетные деньги). Государство и органы местного самоуправления т. о. избавляются от имущества, которое не приносит дохода, создают благоприятную среду для инвесторов, рабочие места и в конечном итоге получают дополнительный доход от налога на недвижимое имущество и аренды земли.

Также в некоторых странах тщательно отслеживают и контролируют моменты, связанные с реализацией права собственности/пользования на землю. В таких случаях собственнику/арендатору предоставляется земля для создания объектов недвижимого имущества вместе с его обязательством по строительству таких объектов и их дальнейшему вводу в эксплуатацию.

В случае невыполнения сроков строительства у тебя не только аннулируют право пользования, но и обязуют оплатить существенные штрафные санкции. Украинским законодательством подобное не предусмотрено, в результате чего мы и видим много «бесхозных» объектов.

Касаемо получения права собственности на земельные участки по приобретаемой давности. Поскольку ЗКУ был принят в 2001 г., в нынешнем году как раз истекает это время, и люди скоро смогут оформлять землю в результате пользования ею.

— То есть ты на земле косишь траву 15 лет и затем получаешь право на владение этим участком?

— Ты должен доказать, что ты им пользуешься. Это может быть подтверждено, например, соседями, платежами за пользование коммунальными услугами, квитанциями об уплате земельного налога. Оптимальным доказательством является именно уплата земельного налога, но большинство пользователей таких платежей не совершают. Поэтому доказать право на приватизацию по факту приобретаемой давности будет непросто. Но там, где есть доказательная база, через суд это можно сделать.

— По данным Госгеокадастра, с начала года по состоянию на 20 октября 2017 г. по заявлениям граждан было зарегистрировано 1 087 700 земельных участков и выдано 907 710 выдержек из кадастровой системы. Много это или мало?

— Математика наука точная, статистика — необходимая. Давайте вместе посчитаем. В Украине 490 районов и 176 городов областного подчинения, всего 29 742 населенных пункта, период — почти 10 месяцев. За это время:

— регистраций в месяц: 3,66 участка на населенный пункт, 163,32 участка на район и город областного подчинения; 4028,52 участка на регион Украины;

— выдержек из кадастра в месяц: 3,05 участка на населенный пункт, 136,29 участка на район и город областного подчинения; 3361,89 на регион Украины;

— регистраций в день: 0,17 участка на населенный пункт, 7,77 участка на район и город областного подчинения; 191,83 участка на регион Украины;

— выдержек из кадастра в день: 0,14 участка на населенный пункт, 6,49 участка на район и город областного подчинения; 160,09 на регион Украины.

Учитывая, что территории, отнесенные нашим законодательством к АР Крым и Севастопольскому горсовету, контролируются Россией, а часть территорий Донецкой и Луганской областей — самопровоз-глашенными «ДНР» и «ЛНР», погрешность наших вычислений можно ориентировочно принять как не более 10%.

Осталось уточнить количество сотрудников Госгеокадастра для каждого региона Украины, и мы поймем — много ли это.

— Сейчас много вопросов поднимается о землях сельскохозяйственного назначения государственной формы собственности, используемых государственными или коммунальными предприятиями. Какой есть зарубежный опыт, и как земли сельскохозяйственного назначения государственной формы используются в Украине?

— В развитых странах земля действительно является национальным богатством. Она вся посчитана, на нее зарегистрированы соответствующие права и ограничения в использовании. За нарушение правил использования следуют огромные штрафные санкции. Аграрии получают реальную поддержку государства и органов местного самоуправления, которая направлена на применение новых технологий, переработку сельскохозяйственной продукции, повышение ВВП в сельском хозяйстве, равенство всех игроков сельскохозяйственного рынка — как государственных и коммунальных, так и частных предприятий.

Еще в 2016 г. тогдашним премьер-министром Арсением Яценюком и Максимом Мартынюком (на тот момент — глава Госгеокадастра. — Ред.) было анонсировано, что в Украине более 2 млн. свободных земель сельскохозяйственного назначения государственной формы собственности. А также заявлено об инициативе государства, связанной с необходимостью продажи с аукционов 1 млн. га государственных земель сельхозназначения.

Исходя из этих цифр, можно сделать следующие выводы: порядка 4 млн. га пашни находятся в постоянном пользовании, от 1 млн. га пашни государство дохода не получает. За земли, которые находятся в постоянном пользовании, государство получает 1% от нормативной денежной оценки, что в 2017 г. составляет 309 грн. с 1 га пашни. Соответственно за постоянное пользование в бюджет должно поступать 1,236 млрд. грн., с 1 млн. га пашни бюджет не получает 309 млн. грн.

Теперь посмотрим на равные условия для бизнеса и для государственных предприятий: бизнесу Госгеокадастр предлагает платить 12% от нормативной денежной оценки, что составляет 3712 грн. с 1 га, а госпредприятиям — 309 грн. с 1 га. Государственные же чиновники постоянно говорят о том, что сельхозпредприятия государственной формы собственности убыточны. Так, Академия аграрных наук Украины анонсировала передачу Госгеокадастру более 80 тыс. га сельскохозяйственных земель, поскольку предприятия, обрабатывающие эти земли, работают неэффективно.

Я проанализировал эти цифры, и у меня возникает вопрос: при таком экономическом неравенстве плата, предлагаемая Госгеокадастром бизнесу, на 3403 грн. с одного гектара выше, чем плата за тот же гектар госпредприятия; если же уравнять бизнес и госпредприятия в платежах за землю, то государство может получить дополнительные 13, 612 млрд. грн. в год только за пашню.

Полученные средства можно частично использовать для создания и наполнения национальной кадастровой системы информацией о земле, лесах, водах, недвижимом имуществе, полезных ископаемых и других неучтенных ресурсах нашей прекрасной страны. Естественно, их можно направить на создание эффективных геоинформационных систем, которые позволят публично контролировать эти ресурсы, а также на регистрацию соответствующих прав, ограничений в использовании. Государству стоит оказать поддержку органам местного самоуправления в освоении новых технологий, связанных с переработкой сельхозпродукции, повышением ВВП в сельском хозяйстве, равенством всех игроков сельскохозяйственного рынка — как государственных, коммунальных, так и частных.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Халатная диверсия или диверсионная халатность?

Взрывы на военных складах по масштабам последствий сопоставимы с интенсивным...

«Любіть Україну», чтоб вами не занялись

Программы воспитания гордости за происхождение по этническому принципу нет ни в...

Поражение в электронных правах

Эстония по праву считается мировым лидером в области внедрения электронного...

Карнавал в Майлине: «Будда» дозревает

На дереве, отдаленно напоминающем грушу, висели фигурки Конфуция, Будды и бюсты Мао...

Сел в такси — задолжал 70 гривен

В каждой стране к такси предъявляют собственные требования, а правила их пользованием...

Гнать в шею или Нобеля?

За последние полтора месяца Владимир Гройсман сделал по крайней мере три разных...

Загрузка...

Krab вместо «Гвоздики»

Ежегодно 3 ноября принято поздравлять украинских артиллеристов с их профессиональным...

Зло-качественное образование

Днепропетровский облсовет принял решение о ликвидации лучшего в стране областного...

В «Планете кино» — «Злопамятные мытари»

Самым громким скандалом недели, стала попытка столичных налоговиков обложить...

Новые ракеты Турции

12 сентября 2017 г. Турция подписала соглашение стоимостью в $2,5 млрд. на приобретение у РФ...

Фальшивая сенсация

Есть ли превышение предложения над спросом на рынке? Безусловно! Это результат...

Украина & Россия: максимальная заморозка в режиме...

Визу в ЕС можно получить за 2 недели, а украинскую приходится ждать месяц, да и стоит она...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка