Большой и сытый

№23(822) 9 -- 15 июня 2017 г. 07 Июня 2017 5

Уровень содержания украинских чиновников не соответствует степени экономического развития государства

Уровень содержания украинских чиновников не соответствует степени экономического развития государства

Наиболее хлебная должность на госслужбе — штатный борец с коррупцией. Так, зарплаты высших сотрудников Антикоррупционного бюро или Агентства противодействия коррупции больше, чем у премьер-министра. При этом уровни ответственности главы исполнительной власти и топ-менеджеров специальных органов правопорядка несопоставимы.

Несмотря на распространенное заблуждение о крайне низком жалованьи украинских чиновников, из-за чего им якобы и приходится брать взятки, уровень расходов на оплату труда в сфере государственного управления нашей страны приближается к показателям богатых европейских государств.

Можем себе позволить?

Сколько сейчас насчитывается чиновников в Украине, сказать сложно, ведь после каждого запланированного сокращения госаппарата число госслужащих странным образом возрастает. И, по расчетам экспертов рынка труда, в 2016 г. от имени государства осуществляли полномочия около 380 тыс. человек.

По данным анализа Центра экономической стратегии, в странах с низким уровнем дохода вроде Украины на содержание госаппарата тратят 7,5% ВВП, в экономически развитых — около 10%. Например, в прошлом году в среднем по Евросоюзу на эти цели выделили 9,6% ВВП.

Тем не менее совокупные расходы на оплату труда госслужащих нашей страны в 2013—2014 гг. составляли соответственно 10,6% и 11,5% ВВП, в 2015—2016 гг. несколько сократились — 9,3—9,4%. Но уже в этом году чиновники отыграют ситуацию на уровень двухлетней давности. По прогнозам, до конца 2017 г. расходы на госаппарат составят 10,8% ВВП. И это очень высокий показатель для страны с переходной экономикой.

Расходы на оплату труда в госсекторе зависят от количества сотрудников и уровня их зарплат. Больше всего госслужащих в скандинавских странах: 20—25% трудоспособного населения. В других развитых государствах данный показатель не превышает 10%. Страны с низким уровнем дохода не могут себе позволить более 2% занятых в секторе госуправления.

Впрочем, небогатая Украина имеет большую долю госпредприятий и сравнительно высокий процент занятых на них. На европейском континенте по этому показателю мы уступаем только Республике Беларусь.

В 2015—2016 гг. несколько ниже, чем в странах континента, были наши расходы на оплату труда сотрудников органов центральной власти (в т. ч. силовиков и сферы общеобязательного социального страхования): 4,4—4,6% ВВП. В аналогичный период времени в Восточной и Центральной Европе этот показатель составлял 5,7% , в ЕС — 5,1%. Но уже в этом году расходы на центральный аппарат у нас, скорее всего, вырастут до 5,2—5,3% ВВП.

В Украине процент занятых в секторе общего госуправления и доля ВВП, расходуемая на их зарплату, были сопоставимыми с аналогичными показателями европейских стран. Но, например, у новых членов ЕС (Польши, Словакии и Хорватии) населения, занятого в государственной сфере, примерно на 25% меньше, чем у нас.

Если сравнить Украину со странами, приблизительно сопоставимыми по количеству населения и административному устройству, то численность служащих центрального уровня госуправления у нас больше втрое — 1,2% общего количества занятых. Ведь данный показатель в Польше или Италии составляет в среднем 0,4%.

Страны, имеющие значительную долю служащих центрального аппарата, как правило, небольшие. Количество чиновников не имеет прямо пропорциональной зависимости от размера страны, как по территории, так и по населению. Всем государствам необходимо содержать, к примеру, армию и дипломатический корпус. Скажем, в Финляндии, Нидерландах и Швеции доля населения, занятого в центральном аппарате, составляет 1,6%.

Кормовая база

По идее, оплата труда в разных гражданских ведомствах государства обязана быть сопоставимой для должностей с аналогичным функционалом. Тем не менее неравномерность темпов реформ в различных секторах и несогласованность в подходах привели к резким диспропорциям в сфере денежного вознаграждения чиновников.

Так, наиболее высокие зарплаты сейчас установлены для сотрудников Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и Национального агентства противодействия коррупции (НАПК), жалованье которых в разы превосходит должностной оклад премьер-министра. При этом НАПК является центральным органом исполнительной власти (пусть и со специальным статусом), подотчетным Кабинету Министров.

Базовыми компонентами зарплаты чиновника являются оклад, а также постоянные надбавки за выслугу лет и ранг госслужащего. Предусмотрены и дополнительные стимулирующие выплаты — премии и непостоянные надбавки, зависящие от условий, сложности и результатов работы.

Кроме того, госслужащие имеют право на два вида материальной помощи: для решения социально-бытовых вопросов и для оздоровления во время ежегодного отпуска (совокупно в размере двух среднемесячных зарплат в год).

Соотношение минимального и максимального должностного оклада (т. н. средний коэффициент компрессии оплаты труда) между специалистами районного уровня до руководителя государственного учреждения центрального аппарата составляет 1 к 7.

При этом каковы бы ни были результаты работы чиновника, механизм надбавок за выслугу лет позволяет повышать ему зарплату ежегодно в размере от 3% до максимум 50%.

В среднем должностной оклад и надбавки за выслугу и ранг (т. е. основные компоненты зарплаты) составляют 30—40% общего денежного вознаграждения чиновника. А дополнительные надбавки и премии вообще составляют преобладающую долю дохода — 60—70%.

Индивидуальные зарплаты по своей структуре могут отличаться в широчайших пределах. Так, закон «О госслужбе» установил ограничения на максимальный совокупный размер ежемесячных/ежеквартальных премий на уровне 30% фонда должностного оклада работника за год, но действие этой нормы отсрочено до 2019 г.

Размер ежегодной индивидуальной премии по результатам работы законом не ограничен, но лимитирован общий премиальный фонд организации — не более 20% годового фонда оплаты труда.

Сегодня действует система бюджетирования расходов на оплату труда по штатному расписанию (фонд оплаты труда формируется исходя из обязательных выплат и с минимальным премиальным фондом). Поэтому руководители структурных подразделений удерживают определенное количество вакантных должностей (примерно 10—15% от штатного расписания) с целью увеличить объем ресурсов (т. н. фонд экономии оплаты труда).

Именно этот фонд и служит источником финансирования премий и разовых надбавок. Такая система позволяет руководителям финансово стимулировать сотрудников с минимальной выслугой лет (либо вообще без нее), которые выполняют аналогичную работу наравне со старожилами госслужбы.

Но, с другой стороны, большая часть стимулирующих выплат в зарплате вынуждает чиновника к предельной лояльности по отношению к руководству.

Мотивировать соискателей на вступление в ряды чиновников призваны еще ряд преференций от государства. В их числе, во-первых, более надежные гарантии занятости, ведь в госсфере риск безработицы ниже, чем в частном секторе.

Во-вторых, у госслужащего выше продолжительность оплачиваемого отпуска — 30 дней против 24-х по общему трудовому законодательству. Кроме того, существуют предпосылки для дополнительного отпуска, в т. ч. для обучения.

В-третьих, более широкие возможности для повышения квалификации — обучение и тренинги за государственный счет.

В-четвертых, имеется доступ к медицинскому обслуживанию в ведомственных учреждениях здравоохранения.

В-пятых, соблюдаются требования трудового законодательства в случае временной нетрудоспособности (так, для женщин важным фактором является сохранение гарантий занятости на время перерыва в работе в связи с беременностью и родами).

Наконец, никто не отменял норму о праве чиновника на служебное жилье. Такой преференцией не могут воспользоваться повсеместно все сотрудники госаппарата, тем не менее она существует. При этом, по закону, выселить человека из служебного жилья практически невозможно. Ведь, как правило, муниципалитеты без проблем соглашаются на его приватизацию, чтобы не содержать на балансе такой жилой фонд.

Прощай, бизнес!

Минимальный уровень надбавок за выслугу лет может получать работник, пришедший на госслужбу из частного сектора или после учебы. Максимальные надбавки имеет опытный служащий, на которого возложены дополнительные нагрузки, демонстрирующий высокую интенсивность труда. Кроме того, он привлечен к выполнению особо важных и секретных заданий.

Заметим, что дополнительные надбавки являются временными по своему характеру и теоретически не могут предоставляться работнику на постоянной основе.

Из-за того, что законодательная норма, ограничивающая размер регулярной премии (не более 30% фонда должностного оклада в год) отложена до 2019 г., сегодня максимальный размер вознаграждения чиновника может превышать должностной оклад.

Для специалиста заработная плата теоретически может варьировать от 5280 грн. до 15 234 грн. в месяц (до налогообложения) при добавлении к должностному окладу минимальных и максимальных надбавок и премий. В таком случае соотношение надбавок и других стимулирующих выплат к базовому должностному окладу составит при их минимальном размере 25%, а при максимальном — 360%(!).

Для высшего руководящего звена в структуре центральных органов исполнительной власти с минимальной выслугой доля должностного оклада в совокупной денежной выплате может быть доминирующей (77%). При этом совокупная среднемесячная выплата окажется сопоставима с максимальным расчетным уровнем вознаграждения руководителя управления в составе департамента с большим стажем и надбавками.

При максимальных надбавках и премиях должностной оклад составит лишь 27% денежного вознаграждения руководителя госучреждения центрального уровня, которое достигнет 48 898 грн. в месяц. Для госсекретарей министерств среднемесячные выплаты будут в пределах от 28 589 грн. до 60 699 грн. в месяц.

По данным Госстата, в 2015 г. доля руководителей на государственной службе с выслугой 15 лет и более (т. е. имеющих надбавку за выслугу на уровне 45—50%) составляла 46%, и еще 43% руководящих работников имели стаж госслужбы от 10 до 15 лет (надбавка 30—42%).

В 2016 г. среднемесячная заработная плата рядовых сотрудников министерств колебалась в диапазоне от 2882 грн. до 9377 грн. при среднем показателе по всем министерствам — 6374 грн. в месяц.

Самые низкие средние выплаты на одного сотрудника зафиксированы в органах, имеющих территориальные отделения (к примеру, Минюст, Фонд госимущества, Госказначейство и т. д.). Это объясняется большим количеством штатных работников данных структур.

Больше всех получали сотрудники Минэкономики и Минфина. Это, вероятно, связано со структурной перестройкой министерств и пересмотром функционала чиновников. Численность штатных работников сократили, но фонд оплаты труда оставили на прежнем уровне, за счет чего и выросли размеры выплат на каждого сотрудника.

В целом за 2016 г. средняя зарплата чиновников центральных аппаратов органов государственной власти была на 11,4% выше среднего жалованья в промышленности, но на 31% ниже оплаты в секторах финансовых услуг и информационных технологий. Таким образом, уровень оплаты труда в государственном секторе достаточно конкурентен. Даже несмотря на привычку частных компаний платить часть денег в конвертах.

Так, в декабре 2016 г. около 35% чиновников в Киеве получили месячную заработную плату в размере от 5 тыс. до 10 тыс. грн., а в пределах всей страны таких работников было 30%. Еще 47,6% госслужащих столицы получили за этот же период более 10 тыс. грн. (25,4% по всей Украине).

Примечательно, что только 5,4% киевских чиновников в декабре 2016 г. получили заработную плату менее 3,5 тыс. грн. Тогда как среди всех работников столицы (с учетом частного сектора) доля категории низкооплачиваемых профессионалов составила почти 30%. Но это, скорее, свидетельствует о значительном проценте теневых зарплат.

Результаты анализа Центра экономической стратегии показывают — вознаграждение в госсекторе выше для рабочих специальностей и линейных руководителей. Но существенно уступает выплатам, которые получают менеджеры среднего и высшего звена в частном секторе. Хотя, как мы видели, чиновники аналогичных категорий тоже далеко не бедствуют.

Так, зарплата специалиста (нижний профессиональный уровень) на 25—30% выше, чем в бизнесе. Уже начиная со среднего руководящего звена частный сектор предлагает заработную плату выше на 70—250%. А жалованье высшего руководства госслужбы и вовсе в 3—6 раз ниже, чем у топ-менеджеров частных компаний.

Резюмируя изложенное, сложно воздержаться от совета для рядовых сотрудников частных предприятий переходить в госорганы, покидая нестабильные рабочие места в бизнес-структурах (на которые к тому же власти всех уровней продолжают оказывать постоянное давление).

Конечно, если вы поклонник спокойной непыльной бумажной работы с понедельника по четверг с 09.00 до 18.00, а в пятницу — до 17.00, с гарантированным обеденным перерывом и 30-дневным ежегодным отпуском. И главное, как показывает практика, на госслужбе вы не будете нести абсолютно никакой ответственности.

Справка «2000»

Центр экономической стратегии: 01033, Киев, ул. Саксаганского, 36д, 3-й подъезд, 3-й эт., тел. (044) 492-7970,

office@ces.org.ua, www.ces.org.ua

*Подготовил по материалам исследования Центра экономической стратегии «Реформа оплаты труда государственных служащих».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Мах на сонце — ляп на землю

Київські євросмітники — символ наших мертвонароджених реформ

Ажиотажные сборки

Малоизвестный житель Полтавщины стал обладателем госпакета межгосударственной...

Россия «искалечила» наши отходы

Общий объем перечислений в фонд составляет более 4,5 млрд. грн. Но фонда при этом нет!

Кому Bugatti по карману

Французская компания выпустила всего 500 суперкаров модели Chiron, а цена одного авто лишь...

Экс-лидер СПУ Александр Мороз: «Наша кадрированная...

Как можно говорить о реформах и вести агитацию через телевидение, если Конституция...

Мели, тополь, мели

Нас убеждают, что без логотипов счастья нашим городам не будет

Загрузка...

Человек неба, ставший открытием года

Полковник Александр Оксанченко из Миргорода получил приз «За безупречный...

Жертва прогресса, или Прощай, телефония

Кабмин готов ликвидировать ГАХК «Днепровский машиностроительный завод», где...

«Шатун» высшего образования

В одном только Днепре дети шахтеров отсуживают у украинских вузов миллионы гривен...

Паром Шведа

Общее количество груза, который можно погрузить на паром, — больше полутора...

Бывшие — не значит новые

Если Высший совет правосудия не поднимет планку добропорядочности и профессиональной...

Швейцарцы бьют рекорды по минимальной зарплате

Швейцарский Невшатель первым из кантонов страны сумел добиться введения минимальной...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка