Борьба с пэтэушниками

№4(757) 29 января — 4 февраля 2016 г. 28 Января 2016 1 4.6

Их могут уничтожить как класс

Современная политика государства в области профтехобразования может привести к тому, что будущие строители смогут осваивать профессию разве что при помощи конструкторов «Лего», //Катерина ЛАЩИКОВА

Реформирование системы профессионально-технического образования в том виде, в котором это происходит сейчас, может просто-напросто привести к ликвидации ПТУ как таковых.

И как следствие — к постепенному исчезновению таких жизненно необходимых рабочих специальностей, как, например, электрик или сантехник.

Об этом с тревогой говорилось в ходе работы «круглого стола», состоявшегося в Киеве 20 января и посвященного реформированию отечественного профтехобразования.

Происки Минфина

В мероприятии, надо отметить, приняли участие не только работники Министерства образования и науки (что естественно), но и представители отраслевых промышленных ассоциаций. Ведь проблема очень серьезная.

Суть ее заключается в изменении системы финансирования ПТУ. (Сейчас, кстати, эту аббревиатуру в Минобразования стараются не употреблять, заменяя старое советское название — к примеру, «профессионально-техническими лицеями». Что сути не меняет.) Раньше училища, готовящие кадры по рабочим профессиям, финансировались из госбюджета. Но теперь эту почетную обязанность переложили на плечи местных бюджетов. А откуда там деньги, особенно в маленьких городах?

Некоторые чиновники Минобразования говорят, что это решение, видимо, принято в рамках децентрализации: мол, регионам будут оставлять больше собираемых на местах налогов, а те в свою очередь начнут самостоятельно финансировать различные программы.

Впрочем, чиновники тут же удивляются, что децентрализации нет и в помине, и когда это случится — совершенно неясно, но данная норма (о финансировании ПТУ из местных закромов) уже заложена в госбюджет на 2016 г.

Самые проницательные представители Минобразования во всем случившемся видят руку Минфина, который экономит на всем чем может. В основном на таких святых вещах, как здравоохранение и образование.

Вячеслав Супрун , //Катерина ЛАЩИКОВА

— Это позиция Министерства финансов — переложить финансовое бремя на кого-нибудь другого, — прямо так и сказал в ходе своего выступления директор департамента профессионально-технического образования Минобразования и науки Вячеслав Супрун (в этой системе он работает уже 30 лет). — Если это не остановить, в следующем году в подобной ситуации окажутся профессионально-технические техникумы и колледжи. Необходимо срочное принятие закона «О профессиональном образовании», где четко должны быть прописаны вопросы финансирования.

По словам Вячеслава Васильевича, ситуация с рабочими специальностями в стране и так далека от идеальной. Большинство родителей хотят, чтобы их дети имели высшее образование, но кто-то же должен работать руками. («Экономисты и юристы экономику не построят», — прозорливо отметил директор департамента.)

Если раньше (при советской власти) в Украине в ПТУ поступали более 250 тыс. чел., то сейчас их количество сократилось до 150—160 тыс. В настоящее время всего в 824 профтехучилищах учится 302,2 тыс. юношей и девушек (их обучают 44 тыс. преподавателей), из них 13,4 тысячи — сироты, 4 тыс. имеют физические и психические отклонения.

Остальных учащихся ПТУ в подавляющем большинстве тоже трудно назвать благополучными подростками. Многие из них — так называемые трудные дети, из малообеспеченных, многодетных семей и т. д.

— Система профтехучилищ играет важную социальную роль, — сказала глава Национального отраслевого партнерства в легкой промышленности Украины Голда Виноградская. — Многие ученики, желающие в будущем зарабатывать собственными руками, приезжают в ПТУ зимой в резиновых сапогах; да им бы хоть съесть тарелку горячего супа. Что будет с такими детьми, если закроются училища? Они окажутся выброшенными на улицу — со всеми вытекающими последствиями.

Отсутствие диалога

Представители отраслевых промышленных ассоциаций бьют тревогу и по другому поводу, не имеющему отношения к социальной политике. Отсутствие специалистов с профтехобразованием — это исчезновение механиков и сварщиков, строителей и крановщиков. Это невозможность решения множества сервисных вопросов и проблем. Потому что не станет слесарей и электриков, которые делают ремонты в наших домах. Пропадут повара, парикмахеры, сапожники...

— Если так пойдет, — сказал представитель Федерации работодателей, — то через год кран починить некому будет.

Как рассказала руководитель одного из частных столичных швейных предприятий, за 7 лет она не взяла на работу ни одного нового человека — не идут. А нужны не только швеи, но и электрики, механики. На фирме 50 работников, их средний возраст — 50—52 года. На центры занятости никакой надежды: люди не получают новые, востребованные рабочие специальности, а идут туда ради пособий. Или более того — с целью получить деньги на развитие бизнеса.

Эксперт Совета предпринимателей Наталья Потапова говорит, что одна из насущных проблем — это отсутствие диалога между профтехучилищами, властью и бизнесом. То есть ПТУ зачастую оторваны от реалий, там не знают, какие именно специалисты сейчас востребованны. (Кое-где, например, до сих пор готовят операторов компьютерного набора.)

Бизнес тоже не особо обращает внимание на выпускников ПТУ. Некоторые предприниматели говорят, что уровень подготовки там такой, что парень просто боится подойти к современному станку, он не знает, что это такое. Ну а власти в свою очередь безразличны проблемы как бизнесменов, так и профтехучилищ.

Поэтому странно ожидать, что местная власть, у которой денег не хватает даже на ремонт дорог, с энтузиазмом возьмется за финансирование ПТУ. «Если в Киеве, — сказала одна из выступавших, — еще можно передать профессионально-технические училища на баланс города, то какова ситуация будет, к примеру, в Жмеринке?»

Хотя что Жмеринка? Вот, допустим, даже вполне благополучная Одесса уже столкнулась с трудностями, связанными с необходимостью финансирования ПТУ. На 27 профтехучилищ области облсовет смог выделить 318 млн. грн. Этих денег на оздоровление, питание и одноразовые выплаты льготникам хватит, а на зарплату преподавателям, содержание зданий и оплату коммунальных услуг — уже нет.

Проблема не только в том, что у местной власти не хватит средств на содержание ПТУ. У мэра небольшого городка, например, может возникнуть вопрос: «К нам приезжают учиться дети из других регионов. Они получат образование и разъедутся по домам. Почему мы должны платить за их обучение из своего кармана?»

Вполне возможна и вообще уж неприятная ситуация. ПТУ — это здания собственно училища, общежития, какие-никакие производственные базы. Велик ли шанс, что градоначальники устоят перед соблазном под предлогом отсутствия финансирования закрыть профтехучилище и поступить с освободившимися фондами по своему усмотрению?

Как мне представляется, в наших современных реалиях подобный шанс минимален.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
svjatoslav

вопрос на засыпку:а сколько детей из этих 150000 будет трудоустроено?не по фиктивным справкам в училище для отмазки,а взаправду и не за800-1000гривен и полгода испытательного срока с ненормированным рабочим днем и быть кандидатом№1 на"вылет",а че "бурсаков"много завтра возьму следующего раба

- 0 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка