Что общего у министра и бригадира грузчиков?

№47(797) 25 ноября — 1 декабря 2016 г. 23 Ноября 2016 4

Так устроена психика маленького человека, обывателя (пишу это слово без всякого негативного контекста), что медийных персон, чьи имена постоянно мелькают на страницах СМИ, он воспринимает как существ из какого-то иного, параллельного мира, живущих совершенно другой жизнью, с его, маленького человека, существованием практически никак не пересекающихся.

Вот и недавний скандал с е-декларированием воспринимается как нечто относящееся сугубо к обитателям украинского олимпа, на что простые украинцы могут смотреть с позиции стороннего, пусть и возмущенного, наблюдателя.

Завхозов станет меньше

Однако, как оказалось, новые порядки непосредственно коснутся и сотен тысяч (если не миллионов) людей, к олигархам себя совершенно справедливо не относящих. В Нацагентстве по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) сообщили, что с 1 января 2017 г. круг субъектов е-декларирования будет расширен.

«Вторая волна охватит больший круг субъектов электронного декларирования. Сейчас исчерпывающий перечень содержится в законе Украины «О предотвращении коррупции», — сообщил замглавы НАПК Руслан Радецкий. Под вторую волну е-декларирования подпадут лица, которые уже заполняли е-декларации за 2015 г., т. е. все без исключения лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления, а также приравненные к ним для целей Закона Украины «О предотвращении коррупции» должностные лица, юридические лица публичного права.

НАПК сопроводил это сообщение инфографикой, согласно которой в новые категории е-декларантов попадают абсолютно все силовики, включая, к примеру, сотрудников лесоохранной службы, за исключением военнослужащих срочной службы, а также работники, выполняющие административно-хозяйственные функции (обязанности по управлению или распоряжению государственным или коммунальным имуществом).

К таковым отнесены: руководители государственных, коммунальных предприятий, учреждений или организаций, их заместители; руководители планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб; заведующие складами, магазинами, ателье, их заместители; руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами, их заместители), лица, которые руководят участками работ (мастера, прорабы, бригадиры).

В общем, если брать этот список с конца, то теперь завхозу какого-нибудь музея или бригадиру грузчиков в принадлежащем государству порту придется коптеть над электронной декларацией, ознакомиться с которой в интернете сможет каждый желающий. Сообщать придется о любом имуществе, стоимость которого превышает 50 минимальных зарплат на момент приобретения, о кредитных обязательствах, о новых приобретениях, превышающих данную сумму.

Это же относится к народным и присяжным заседателям на период выполнения ими своих функций. И что-то мне подсказывает, что количество готовых возлагать на себя эти обязательства (и без того крайне незначительное) сократится практически до нулевых величин.

Да и желающих становиться бригадирами, другими работниками младшего звена может резко поубавиться. Надбавки за выполнение функций бригадиров обычно невелики, а кому понравится, что данные о его имущественном и финансовом положении окажутся в общем доступе? Распространены и ситуации, когда супруги руководителей младшего и среднего звена неплохо зарабатывают в негосударственном секторе, и в такой ситуации вопрос об обнародовании соответствующей информации также может быть весьма чувствителен.

И ведь не забалуешь! Закон «О предотвращении коррупции» вносит изменения в ст. 366-1: «Представление субъектом декларирования заведомо недостоверных сведений в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства... наказывается лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

При этом у НАПК весьма широкие полномочия по проверке декларантов, включая и «мониторинг образа жизни субъектов декларирования»: «Национальное агентство проводит проверку декларации на основании информации, полученной от физических и юридических лиц, из средств массовой информации и других источников, о возможном отражении в декларации недостоверных сведений».

Причем: «Сообщение о нарушении требований этого Закона может быть осуществлено работником соответствующего органа без указания авторства (анонимно). Анонимное сообщение о нарушении требований этого Закона подлежит рассмотрению, если приведенная в нем информация касается конкретного лица, содержит фактические данные, которые могут быть проверены. Анонимное сообщение о нарушении требований этого Закона подлежит проверке в срок не более пятнадцати дней со дня его получения».

Отдельно в законе прописана защита «обличителей». Т.е. законодательно закреплено возвращение к практике анонимок, берущей начало в приснопамятные 30-е. В 60—80-х тема анонимок стала предметом многолетней дискуссии, ведь часто анонимщики превращали жизнь своих недругов в ад. Вводилась даже уголовная ответственность за заведомо ложные обвинения, анонимщиков разыскивали правоохранительные органы, пока уже при Горбачеве проблема не была решена кардинально: анонимные обращения перестали рассматривать.

И вот «демократия»... Много ли фантазии нужно, чтобы сообщить «куда следует», что, скажем, у завлаба районной поликлиники (а сколь часто случаются склоки в таких учреждениях, общеизвестно) незадекларированный гарнитур стоимостью выше 50 минимальных зарплат на момент покупки, аналогичные по стоимости ювелирные украшения или бытовая техника! И пожалуйста, «сведения, которые могут быть проверены», а значит — должны быть проверены в пятнадцатидневный срок. А ведь такие «сигналы» можно поставить на поток.

Мелкоячеистая сеть

НАПК обнародовало инфографику, показывающую, насколько такие практики распространены в мире: «В 2/3 стран Большой двадцатки (G-20) есть законы, которые делают информацию в декларациях доступной для общественности. 8 из 10 стран с высоким уровнем доходов открыли содержание деклараций служащих для общественности.

Те страны, которые открывают данные деклараций для общественности, являются намного менее коррумпированными, чем те, что скрывают эту информацию. Использование электронных систем рекомендуется как хорошая мировая практика. 2/3 стран с высоким уровнем доходов открывают данные деклараций партнера соответствующего государственного служащего».

В общем, как принято в Украине, особенно в последние два года, ссылка на передовой мировой опыт. Но нигде в мире не требуется публичное обнародование полной информации об имуществе портовых грузчиков и кладовщиков на принадлежащих государству объектах. Самый распространенный подход заключается в определении круга высших государственных должностных лиц, который включает в себя членов парламента и министров, а также отдельные категории должностных лиц, которые осуществляют политическую власть или занимают руководящие позиции.

Нюансы везде разные. Так, в Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии декларации подают только члены правительства, а на парламентариев эта норма уже не распространяется. А в Финляндии, Франции, Германии, Ирландии, Италии, Нидерландах — наоборот. Далеко не везде «субъекты декларирования» обязаны сообщать не только о доходах, но и о принадлежащем им имуществе.

Также особенностью западноевропейских стран является то, что судьи, даже на высшем уровне, освобождаются от обязанности декларирования. В 11 государствах – членах ЕС нет обязанности декларирования у судей верховного суда (Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Германия, Ирландия, Люксембург, Португалия и Испания).

Точно так же украинский вариант является крайним с точки зрения доступности содержащейся в декларациях информации. И тут нет универсального подхода, но практически везде находят баланс между антикоррупционными запросами общества и правом личности на защиту частной жизни. Это касается и определения еще более узкого круга лиц, данные деклараций которых могут быть обнародованы (часто это касается только занимающих выборные должности), процедуры доступа к этой информации (повальное размещение деклараций в общем доступе встречается крайне редко), особенно же — информации относительно сопряженных лиц (т.е. членов семей).

Нельзя обойти и риторический вопрос: какое отношение имеет Украина к странам с высоким уровнем доходов (что, как правило, подразумевает и низкий уровень преступности)? О том, что обнародованные декларации стали справочником для криминалитета, уже говорилось, но пока их фигуранты — люди, которые в принципе могут себя защитить. А что получится, когда в сеть попадут данные об имущественном положении множества «маленьких людей»?

В общем, зачем понадобилось ставить сеть со столь мелкими ячейками, непонятно. Ведь крупная рыба в мелкоячеистую сеть как раз не попадает. Или в этом и смысл — за массовой охотой за мелкой сошкой скрыть бездействие в отношении тяжеловесов, а заодно показать западным партнерам, которые и настояли на внедрении системы электронного декларирования, свою старательность?

А может, имеет место обычное чиновничье рвение — стремление вновь созданного органа (НАПК) получить как можно больше полномочий, власть над максимально большим числом людей и соответствующие задачам штаты? Ведь в законе «О предотвращении коррупции» про начальников цехов, завлабов и бригадиров ничего не говорится — это уже подзаконное нормотворчество руководства НАПК.

Впрочем, трудно не заподозрить и более глобальный план власти: используя разные поводы, установить максимально полный и жесткий контроль над максимальным числом граждан. К слову, и порядком назначения жилищных субсидий предусмотрена возможность проверки образа жизни соискателей, число которых может достигнуть 2/3 от общего числа домохозяйств. Ведь держать на крючке каждого подчиненного (или подданного, если речь идет об общегосударственном масштабе) — голубая мечта определенного типа руководителей.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Покажи свое IT

Все стали перепечатывать новости о масштабной акции протеста «Гройсман, не кошмарь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка