Децентрализации без жертв не бывает

№17-18(737) 28 августа — 3 сентября 2015 г. 26 Августа 2015 4.7

Куда исчезают территориальные общины?

Если этот процесс остановить, то всем будет очень плохо, а может быть, еще хуже, потому что никогда, никогда мы не увидим европейскую Украину. Именно так можно понять слова спикера ВР Владимира Гройсмана, который ответил на обращение группы известных интеллектуалов, призвавших остановить децентрализацию. Ее ключевое звено — территориальные общины. О них и поговорим.

Но для начала — о полемике Гройсмана с интеллектуалами. 13 августа деятели культуры, науки, отставные политики и эксперты обратились к президенту и к Верховной Раде. Под обращением стояли подписи более 30 человек, среди них, в частности, были Дмитро Павлычко, Юрий Щербак, Мирослав Попович, Владимир Огрызко, Степан Хмара и Левко Лукьяненко. Подписанты просили ввести мораторий на внесение изменений в Конституцию в той ее части, которая касается децентрализации, а именно — пунктов об особенностях местного самоуправления в Донецкой и Луганской обл.

То есть вообще отменять децентрализацию интеллектуалы не просили. Но власть, похоже, увидела в обращении угрозу всей территориально-административной реформе и 17 августа ответила ласковым (это я о тональности) посланием Владимира Гройсмана, обнародованным на его страничке в Фейсбуке.

Председатель парламента объяснил, что без преобразования местного самоуправления европейская Украина не состоится, а именно этого добивается ее враг (сами понимаете, о ком речь). Кроме того, Владимир Борисович считает, что надо сломать советскую матрицу, которая живет в наших головах, страхах и раз за разом возрождает себя в виде новых постсоветских режимов. Также спикер заявил, что готов к дискуссии, и еще раз подчеркнул: децентрализация — ключ к успешному европейскому будущему.

В унисон с Гройсманом выступает и вице-премьер — министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко. Он ответственный за децентрализацию. Геннадию Григорьевичу уже видится успешное украинское село, которое расцветет благодаря проводимой реформе. При этом вице-премьер выдает народу интересную цифирь.

Так, 14 августа г-н Зубко собрал пресс-конференцию и сообщил, что в регионах уже созданы 78 территориальных общин. В тот же день Геннадий Григорьевич появился в эфире «5 канала», и зрители от него услышали, что общин сегодня всего 73. Куда делись еще пять и сколько их вообще? Впрочем, вице-премьер рассказал, что децентрализация должна привести к появлению 600—700 общин. Так что, видимо, пропажа какой-то пятерки общин — сущий пустяк.

Особенно повезло, считает Геннадий Зубко, тем, кто уже создал общины — они смогут предложить инвесторам вкладывать деньги, а также получат возможность распоряжаться своей землей. Помимо этого, ныне существующим общинам выделят в госбюджете отдельные статьи финансирования.

В общем, как можно видеть, первые лица государства и высокопоставленные чиновники возлагают на создание европейско-общинного строя большие надежды. Что должна принести эта реформа стране? Давайте разбираться.

Скоро придет наш староста

Начнем с законодательной базы. Она пока находится в стадии разработки. Самое главное — изменения в Конституцию сейчас пребывают в состоянии законопроекта. Конституционный Суд признал его не противоречащим Основному Закону, однако депутаты будут голосовать за проект только в конце августа, если не позже.

Зато уже приняты законы о добровольном объединении территориальных общин, о сотрудничестве территориальных общин, об основах государственной региональной политики и внесены некоторые изменения в Налоговый кодекс.

Создание общин идет несколько месяцев. Среди передовиков — Хмельницкая область: здесь уже 22 новых образования. Отстают Тернопольщина с Закарпатьем: в этих регионах нет еще ни одной общины.

Теперь о том, кто может их создавать. Инициаторами данного процесса могут быть сельский, поселковый и городской председатель или не менее трети депутатов сельского, поселкового и городского совета. Также старт образованию общины могут дать сами жители. Затем это решение должен поддержать областной совет. Возможно, подобный порядок скоро изменится и утверждать создание общин будут обладминистрации.

Важная деталь: объединяться могут только те села, поселки и города, которые являются соседями. Причем лишь в пределах одной области. Вступать в общину другого региона закон запрещает.

Ведать делами нового образования будет совет общины (некоторые из них выберут уже 25 октября). Возглавит его председатель. Поскольку в процессе децентрализации многие населенные пункты лишатся своих сельских и поселковых советов, то начальством на местах станут старосты.

Что получат общины? Обещают им немало, а именно:

— землю, движимое и недвижимое имущество, природные ресурсы и другие объекты, находящиеся в коммунальной собственности;

— право устанавливать местные налоги и сборы;

— возможность утверждать социально-экономические и культурные программы и контролировать их выполнение;

— возможность проводить местные референдумы и обеспечивать их реализацию;

— право создавать, проводить реорганизацию и ликвидировать коммунальные предприятия и учреждения, а также контролировать их деятельность;

— право оказывать населению административные услуги;

— право иметь собственную муниципальную стражу, которая будет охранять общественный порядок, патрулировать населенные пункты, стеречь коммунальное имущество и взаимодействовать с органами внутренних дел.

Совет распустить, председателя уволить

Самый интересный вопрос, конечно же, деньги. Автору этих строк не раз приходилось слышать жалобы работников органов местного самоуправления на то, что львиную долю собранных средств они передают в Киев, а потом бегают по коридорам Кабмина и выпрашивают финансирование на разные социально-культурные объекты. С этим пережитком мрачного прошлого обещают покончить.

Однако если заглянуть в закон о внесении изменений в Налоговый кодекс, принятый в конце прошлого года, то выяснится, что к местным налогам и сборам относятся только налог на имущество, единый налог, сбор за место парковки и туристический сбор. А вот право собирать налог на доходы предприятий, экологический налог и госпошлину, не говоря уже о НДС и акцизах, государство оставило за собой.

Правда, Кабмин с гордостью сообщает, что в 2015-м он передал на места 25 млрд. грн. из тех сумм, что ушли раньше в Киев. Но если сегодня правительство деньги дало, то неизвестно, даст ли завтра. Тем более что бюджет-2016 примут в лучшем случае только в конце года. Соответственно, какими средствами будут располагать общины, остается только догадываться.

При этом уже точно известно, что содержание и ремонт дорог лягут именно на плечи общин. Государство будет заниматься только общенациональными магистралями. Об этом недавно заявил г-н Зубко. Учитывая состояние наших дорог, данное решение не может не вызывать тревогу — потянут ли общины (особенно сельские) такую ношу.

А ведь им еще предстоит самим строить и ремонтировать школы с поликлиниками, открывать новые больницы, содержать муниципальную стражу и финансировать собственную пожарную охрану.

Вызывают беспокойство и некоторые другие аспекты децентрализации. Так, предполагается, что после изменения нескольких статей Конституции страна будет состоять из общин, те объединятся в районы, а районы — в регионы. Регионами, согласно проекту, являются нынешние области и Автономная Республика Крым. Исполнительную власть в районах и регионах станут представлять префекты, которые подотчетны президенту и Кабмину.

В отношении органов местного самоуправления префект получит широкие полномочия. Он сможет остановить действие любого акта местного самоуправления, если документ не соответствует Конституции. Одновременно префект должен обратиться в суд.

Полномочия президента в отношении общин, районов и регионов еще обширнее. Если вдруг где-то примут акт, нарушающий Основной Закон или создающий угрозу государственному суверенитету, территориальной целостности, а также национальной безопасности, то глава государства вправе действие документа остановить. При этом он одновременно обращается в Конституционный Суд, который обязан рассмотреть президентское представление незамедлительно.

Такие же права президент получает в отношении председателя общины, райсовета или облсовета. Их полномочия можно будет приостановить и назначить временного государственного управляющего. То же относится и к самим советам. А если Конституционный Суд решит, что имело место нарушение Основного Закона, то совет распускается, председателя от занимаемой должности освобождают и назначаются новые выборы.

В пока еще действующей Конституции подобных положений нет — прямое воздействие президента на глав местного самоуправления не предусмотрено.

Будет у общин еще один «надсмотрщик» — Верховная Рада. Она получит право создавать и ликвидировать общины. Сейчас парламент может это делать в отношении районов и областей.

Несколько слов о том, как обстоит дело с территориальными общинами в «горячих» Донецкой и Луганской областях. В первой из них по распоряжению главы областной военно-гражданской администрации Павла Жебривского 14 августа создали шесть общин. Существовали (пусть и на бумаге) они ровно неделю, пока губернатор Донетчины собственное распоряжение не отменил.

На Луганщине документ об образовании трех общин появился на свет еще в июле. 25 августа Георгий Тука поступил подобно своему донецкому коллеге. Причина: приведение актов администрации в соответствие с требованиями законодательства, поскольку распоряжения являются нереализованными.

Т. е. в обеих областях общины создать попросту не смогли, и главам администраций пришлось распоряжения отменять.

Теперь подведем итоги. Получается, что если все законопроекты примут в таком виде, как они существуют сегодня, то общины будут находиться под жестким контролем префекта и президента, а в случае чего Верховная Рада сможет объединение упразднить. За свою инфраструктуру и социальные объекты общины станут отвечать сами, а вот дадут ли им на это деньги — вопрос темный. И откуда тогда возьмется успешное украинское село и цветущие города? Ответа на это нет.

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Покажи свое IT

Все стали перепечатывать новости о масштабной акции протеста «Гройсман, не кошмарь...

Хозяйка железной горы и марганцевых руд

Занимая немногим более 5% территории Украины, Днепропетровская область может по праву...

Рейдерство под прикрытием реформ

Хаос и некомпетентность. Реформа здравоохранения по-херсонски

Индустрия питания убивает наших детей

В Полтаве ужаснулись педиатрической статистике и предложили естественный выход из...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка