Декларирование с пристрастием

№12(765) 25 — 31 марта 2016 г. 24 Марта 2016 5

Украинским чиновникам разрешили переписывать декларации о доходах, но за неточности обещают наказывать штрафами, лишением должностей или даже свободы.

Месяц назад глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский раскритиковал усилия украинских парламентариев по изменению национального законодательства по борьбе с коррупцией. Принятый ВР закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты об особенностях подачи служебными лицами деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера в 2016 г.» он назвал «не соответствующим обязательствам украинского руководства». Законодатели вынуждены были провести работу над ошибками.

15 марта ВР приняла поправки Президента Украины к этому закону, а президент на следующий день подписал их.

В новой версии закона № 3755 ответственность чиновников за подачу имущественных деклараций с недостоверными сведениями, вплоть до уголовной, ужесточается не с 2017 г., как изначально хотели депутаты, а уже в нынешнем году.

Как утверждает глава правления общественной организации «Transparency International Украина» Андрей Марусов, многие из нынешних народных депутатов вообще не хотели бы, чтоб их имущественные декларации, равно как и других высокопоставленных чиновников, были размещены в свободном доступе на едином интернет-портале. Поэтому решение о проведении электронного декларирования чиновников уже в этом году г-н Марусов оценивает позитивно.

Полный список должностей, на которые распространяются новые правила декларирования, должен быть опубликован созданным недавно Нацагентством по противодействию коррупции (НАПК). Это же ведомство разработает новые бланки декларирования для должностных лиц, занимающих в иерархии госслужащих ответственное и особо ответственное положение, а в системе органов местного самоуправления — с первой по третью категории.

Принятый же в 2014 г. закон «О предотвращении коррупции» распространяется не только на высших должностных лиц государства, руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, депутатов всех уровней, судей, прокуроров и следователей, высший офицерский состав, но и на лиц, которые не являются чиновниками, но предоставляют публичные услуги. К ним относятся аудиторы, нотариусы, оценщики, арбитражные управляющие, третейские судьи.

К потенциально коррупционно опасным законодательство приравняло и представителей частных юридических лиц, деятельность которых связана с исполнением организационно-распорядительских или административно-хозяйственных функций.

Таким образом, круг лиц, имущество которых однозначно заинтересует антикоррупционные органы, автоматически увеличивается за счет бизнесменов и руководителей частных предприятий. А общее количество электронных деклараций о доходах за 2015-й, поданных в нынешнем году, может достичь 1 млн.

Способно ли еще не вполне сформированное НАПК обеспечить качественную проверку хотя бы половины поданных деклараций, вопрос риторический. Пока что агентство не смогло избрать себе даже председателя и не приступило к комплектованию штата.

Впрочем, г-н Марусов рассказал «2000», что простейшую проверку деклараций способна будет провести компьютерная система. Ведь очень часто в декларациях чиновников данные о совокупном доходе не сходятся с суммированными источниками, а расходы могут заметно превышать доходы.

Сложнее провести проверку соответствия поданной декларации стилю жизни чиновника. Методология таких проверок должна быть разработана НАПК, определены источники информации, которые допустимо будет использовать в ходе таких проверок.

Помимо первых лиц государства, министров и их заместителей, народных депутатов, глав ведомств, НАПК должна будет держать под контролем чиновников, занимающих должности, связанные с повышенным коррупционными риском. Это руководители и секретари тендерных комитетов на коммунальных и госпредприятиях, главы земельных комиссий в местных органах власти и т. д.

Как утверждает адвокат-партнер компании FTL Assistance Лина Новикова, в отличие от простых сотрудников полиции, фискальных органов и других госучреждений, декларации ответственных или особо ответственных госслужащих подлежат обязательной полной проверке НАПК в течение 90 дней с момента подачи.

Сведения об имуществе рядовых чиновников будут проверяться с учетом логичного и арифметического контроля. Если в декларациях таких служащих имеются серьезные расхождения между расходами и доходами, они подлежат полной проверке, которая заключается в выяснении достоверности задекларированных сведений, точности оценки задекларированных активов, проверке на наличие конфликта интересов и признаков незаконного обогащения.

Полной проверке также подлежат декларации граждан, если их члены семьи отказались предоставить данные о своих доходах и расходах.

Еще в минувшем году, проанализировав 250 имущественных деклараций чиновников за 2014 г., в том числе 70 документов правоохранителей и судей, в Transparency International Украина пришли к выводу, что около трети из них полны математических ошибок или несоответствий. А это говорит о том, что даже имея многолетний опыт работы в органах власти, чиновники продолжают безответственно относиться к своим обязанностям по декларированию доходов.

В Transparency International констатировали, что еще в прошлом году поведение постмайданных госслужащих мало чем отличалось от привычек чиновников времен президентства Януковича.

По итогам декларационной кампании за 2014 г. самым богатым среди украинских правоохранителей оказался глава Государственной фискальной службы Роман Насиров, задекларировавший доход в 4,8 млн. грн. Его заместитель Константин Ликарчук заработал в 2014-м 2,9 млн. грн.

Годовые доходы более 1 млн. грн. показали министр внутренних дел Арсен Аваков, судья Конституционного Суда Александр Тупицкий, первый заместитель секретаря СНБО Олег Гладковский.

Последний среди декларантов оказался крупнейшим владельцем недвижимости, задекларировав 2,2 тыс. кв. м жилья. Однако все шесть квартир были оформлены не на него, а на родственников.

Непосредственный начальник г-на Гладковского — секретарь СНБО Александр Турчинов имел в позапрошлом году наибольшую сумму на банковских счетах — 11,4 млн. грн.

Наибольшее количество автомобилей (Mitsubishi Pajero, Mercedes-Benz и два Chevrolet Niva) задекларировала жена замминистра внутренних дел Василия Паскала.

При этом многие высокопоставленные чиновники с миллионными или близкими к ним доходами, в том числе глава МВД Арсен Аваков, генпрокурор Виктор Шокин, судья Конституционного Суда Юрий Баулин и замглавы Верховного Суда Анатолий Ярема, вообще не декларировали автомобили в собственности.

Замглавы Государственной пограничной службы Олег Бляшенко задекларировал наименьшую среди чиновников годовую зарплату в 26 152 грн., но при этом имел две квартиры и три автомобиля. За чей счет обслуживалось все это движимое и недвижимое имущество?

Первый заместитель руководителя Государственной исполнительной службы Агия Ахундова при доходе в 84 тыс. грн. выплатила 152 тыс. платежей по кредитам и 55 тыс. грн. страховых выплат. Но из каких источников производились эти выплаты, также не сообщалось.

По новому законодательству, за недостоверные данные об имуществе и объектах декларирования (ценные бумаги, векселя, депозиты, роялти и т. д.) чиновникам грозит административная ответственность, если разница между заявленной стоимостью отличается от реальной на 100—250 минимальных зарплат (145 000—362 500 грн.).

При более серьезных расхождениях в отношении декларанта может быть заведено уголовное дело по ст. 3661 УК Украины. В этом случае чиновнику может грозить штраф от 2500 до 3000 не облагаемых налогом минимальных доходов граждан, общественные работы или лишение свободы до двух лет без права занимать должности на госслужбе.

Правда, в отличие от прежней практики, декларанту теперь не возбраняется в течение недели после подачи декларации уточнить данные. Раньше переписывать декларацию запрещалось категорически.

По новым правилам, подлежат декларированию сведения о подарках стоимостью более 5 минимальных зарплат (6590 грн.), а также наличные деньги, одолженные третьим лицам, и взносы в финансовые учреждения.

С нынешнего года чиновники обязаны указывать в декларациях все расходы стоимостью свыше 20 минимальных зарплат (26 360 грн.). К ним можно отнести авиаперелеты, проживание в гостиницах, коммунальные платежи, банковские переводы, посещение спортивных мероприятий, концертов и т. д.

Хотя до сих пор неясно, попадут ли в декларацию 10 перелетов внутри страны стоимостью 4,5 тыс. грн. каждый или их можно будет не указывать? Это станет понятно, когда будет опубликована новая форма декларации.

В два раза до 100 минимальных зарплат (145 тыс. грн.) увеличена стоимость движимого имущества, подлежащего декларированию.

Кроме того, декларированию подлежат финансовые обязательства, банковские кредиты (в том числе в валюте), займы у физических лиц стоимостью более 50 минимальных зарплат (65,9 тыс. грн.) с указанием даты возникновения обязательства и кредиторов. Обязательства на меньшую сумму указываются без дополнительных сведений.

Сомнительные декларации НАПК будет передавать Национальному антикоррупционному бюро Украины (НАБУ), которое и займется выявлением реальных источников доходов чиновников и происхождением их капиталов.

На этой неделе заместитель НАБУ, бывший замгенпрокурора Грузии Гизо Углава рассказал, что действующее законодательство позволяет вести расследования в отношении чиновников, которые не смогут обосновать законность своих доходов и происхождение имущества.

Так, в конце декабря НАБУ по заявлению одного из народных депутатов начало досудебное расследование в отношении бывшего сотрудника Генпрокуратуры и руководителя специализированной прокуратуры АТО, которого народный избранник обвинил в незаконном приобретении двух квартир в престижном жилом комплексе столицы Украины, а также двух дорогостоящих автомобилей.

Одна из квартир приобреталась на имя матери фигуранта, а впоследствии была передарена сыну. Купчая второй квартиры была оформлена на сожительницу, от которой экс-сотрудник прокуратуры имеет ребенка, но не состоит в официальном браке.

В ходе расследования детективы НАБУ исследовали доходы всех членов семьи для подтверждения того, что имущество было приобретено из законных источников, не связанных с получением взяток.

Из материалов дела видно, что в течение месяца сотрудники НАБУ сумели получить доступ к нотариально заверенным договорам купли-продажи жилья, выяснили подробности оформления договоров ипотеки и обеспечения займа от физического лица, который следствие считает сомнительным, истребовали документы, подтверждающие оплату дорогостоящих расходов на коммунальные платежи и содержание квартиры, а также договора аренды помещения ателье, принадлежащего жене фигуранта, и квитанции на оплату ею абонемента, дающего право на посещение престижного фитнес-клуба.

Кроме того, сотрудники НАБУ получили доступ к распечаткам мобильных переговоров между владельцами спорного жилья (кроме СМС-сообщений), что позволило доказать частые контакты между ними.

Таким же образом детективы получили доступ к информации о приобретении автомобилей фигуранта, которые, как считают в НАБУ также были куплены с помощью неустановленных источников дохода.

Статья 368 УКУ «Незаконное обогащение», по которой было открыто досудебное расследование в отношении экс-сотрудника Генпрокуратуры, предполагает незаконное приобретение активов на сумму более тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан. В переводе на американскую валюту — менее $56 тыс.

Деньги весьма незначительные не только для политиков первого эшелона, но и для региональных чиновников. И учитывая легкость, с которой можно открыть следствие по этой статье, «незаконное обогащение» может стать одним из наиболее действенных инструментов очищения власти.

Если же новые антикоррупционные органы не смогут или не захотят сохранить аполитичность, то обвинение в неизвестно откуда свалившемся богатстве станет и одним из самых популярных способов расправы с неугодными политиками.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Покажи свое IT

Все стали перепечатывать новости о масштабной акции протеста «Гройсман, не кошмарь...

Хозяйка железной горы и марганцевых руд

Занимая немногим более 5% территории Украины, Днепропетровская область может по праву...

Рейдерство под прикрытием реформ

Хаос и некомпетентность. Реформа здравоохранения по-херсонски

Индустрия питания убивает наших детей

В Полтаве ужаснулись педиатрической статистике и предложили естественный выход из...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка