Демарш авиаторов

№12v(740) 3 — 9 апреля 2015 г. 03 Апреля 2015 1 3.7

Полеты без правил

В украинском небе разгорелись бои за право назначать и отменять авиарейсы

Вследствие прошлогоднего 20%-ного сокращения международных авиаперевозок и 46%-ного спада активности на внутренних авиалиниях украинские перевозчики проявляют завидную судебную активность. В марте они едва не досудились до того, что остались бы без правил назначения и аннулирования прав на эксплуатацию авиалиний.

В настоящее время сложилась беспрецедентная ситуация, когда приказ Госавиаслужбы № 686 от 24 октября 2014 г., который должен был определять правила работы отечественных и зарубежных авиакомпаний, так и не вступил в силу. На его незаконности настаивает украинско-турецкая компания «AtlasJet Украина».

А в марте нынешнего года оказался под вопросом еще один документ, определяющий порядок назначения и аннулирования авианазначений (слотов), — приказ Министерства инфраструктуры № 245 от 23 апреля 2013 г. На этот раз возмутителем спокойствия стала крупнейшая авиакомпания «Міжнародні авіалінії України» (МАУ), которую считают близкой к экс-губернатору Днепропетровской области Игорю Коломойскому.

В начале прошлого месяца МАУ выиграла дело об отмене приказа Мининфраструктуры в Окружном административном суде Киева, т. е. в первой инстанции. Однако приказ о назначении и аннулировании права на эксплуатацию авиалиний все еще остается действующим, поскольку министерство 20 марта подало апелляцию на это решение в Высший административный суд Украины.

Как видно из этих дел, авиаперевозчики воюют за полномочия чиновников определять, кто и сколько будет летать в/из Украины. Так, например, приказ Госавиаслужбы предполагал, что назначения должна выдавать комиссия, состоящая из сотрудников этой организации, которую возглавляет выходец из МАУ Денис Антонюк. Тогда как приказ министерства предписывает это совместной комиссии из числа инфраструктурного органа и Госавиаслужбы. Фактически на назначения влияет Мининфраструктуры.

Кроме того, документ Госавиаслужбы в первой редакции предполагал, что право работать в украинском небе получили бы исключительно авиакомпании, зарегистрированные в нашей стране.

Юрист, представляющий интересы «AtlasJet Украина», Андрей Гук рассказал «2000», что эта норма является дискриминационной для иностранных перевозчиков, а существующие международные договоренности, на основании которых Украина и другие страны распределяют наиболее выгодные рейсы, этого не предполагают. В лучшем случае иностранные компании регистрируют у нас свои представительства.

Видимо, поэтому в конце прошлого года Министерство юстиции отказалось регистрировать скандальный приказ. И сейчас к нему готовятся некие изменения, содержание которых, впрочем, широкой общественности еще не доступно.

Объем пассажирских перевозок (помесячно) авиационным транспортом Украины за 2012-2014 гг., тыс. чел.

Другая спорная норма — возможность получить международные рейсы только после того, как авиакомпания отлетала не менее года на внутренних линиях. Документ предполагает ее отсрочку также ровно на год. Но и такая возможность вряд ли прибавила бы популярности украинскому небу среди иностранных перевозчиков.

Однако в отличие от приказа Мининфраструктуры № 245, приказ Госавиаслужбы № 686 очень детально прописывает процедуру выдачи тех назначений, на которые претендуют две или больше компаний.

Подробно расписана система распределения международных направлений, которые по определению являются самыми доходными. Наибольшее количество таких рейсов имеют право совершать перевозчики, выполняющие за последний год не только рейсы первой категории (с пассажиропотоком свыше 100 тыс. человек в год), но и менее престижные — до 100 тыс. Предложенная система стимулирует расширение авиаперевозок.

Кроме того, рейсы, совершаемые по договорам код-шеринга — совместного использования авиалиний, когда одна авиакомпания летает, а еще несколько продают билеты на ее рейсы от своего имени, засчитываются только оператору.

Интересно, что попытке «AtlasJet Украина» опротестовать неудобный для себя приказ Госавиаслужбы предшествовал бизнес-конфликт компании с крупнейшим авиаперевозчиком Украины — МАУ, где засветился и отраслевой регулятор.

В середине прошлого года комиссия Мининфраструктуры по формированию и реализации государственной политики по эксплуатации воздушных линий сократила с 16 до 14 количество рейсов МАУ по маршруту Киев—Стамбул и с 7 до 5 на линии Одесса—Тель-Авив, передав их украинско-турецкой авиакомпании.

Однако Госавиаслужба отказалась регистрировать документы на выданные маршруты, а МАУ подала иск на Мининфраструктуры, требуя отмены всех решений правительственной комиссии, благодаря которым «AtlasJet Украина» получила в общей сложности 82 международных авиарейса. Суды по ним до сих продолжаются.

Тем временем блокирование разработанных чиновниками документов о порядке назначения и аннулирования эксплуатации авиалиний способствует тому, что существующие операторы продолжат эксплуатировать имеющиеся у них направления, препятствуя приходу на рынок новых участников.

Заинтересована в этом больше других та же МАУ. Хотя авиакомпании нельзя отказать в известной логике. Чтобы авиапарк быстрее окупался, необходимо совершать больше рейсов. Хочешь получить прибыльные международные авиалинии — летай на внутренних рейсах.

Тем не менее нынешняя экономическая ситуация и падение доходов населения, а вместе с ними и объема перевозок вряд ли привлекут в Украину новых перевозчиков. Последний случай — заявление об уходе с рынка первого лоукостера, «дочки» венгерской Wizz Air — «Визз Эйр Украина».

Раскачивание же законодательной базы в отрасли является одним из эффективных инструментов конкурентной борьбы. И активно участвуют в ней не только крупнейшие перевозчики, но и чиновники, которые быстро сориентировались, поделившись на кланы.

Справка «2000»

По информации Госавиаслужбы Украины, в 2014 г. регулярные международные рейсы осуществляли 8 отечественных авиакомпаний в 35 стран. По итогам прошлого года количество перевезенных пассажиров по сравнению с 2013 г. сократилось на 10,6%, до 3924,7 тыс. Одновременно регулярные рейсы в/из Украины совершали 42 иностранные авиакомпании из 28 стран.

Регулярные внутренние пассажирские перевозки осуществлялись между 11 городами Украины шестью отечественными авиакомпаниями. В 2014 г. ими было перевезено 692,2 тыс. пассажиров. По итогам года падение составило 46%.

В 2014 г. средний процент занятости пассажирских кресел на международных регулярных рейсах украинских авиакомпаний уменьшился на 4,9%, до 73%. На внутренних сократился на 6,9% и составил 64,9%.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Выпускники вузов не хотят работать по специальности

Они учились ради «корочки», а нужные навыки приобретали в процессе работы или...

Прощай, забой! Гуд-бай, мореходка!

Проблема не в профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных...

Сдутый сектор

Европейские финансисты не уверены в стабильности украинской валюты и не знают, каким...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Елена Власева
03 Апреля 2015, Елена Власева

Все логично - зачем незалежной авиация - на волах как предки-казаки когда-то прямиком в Европу.

- 10 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка