Депрессивная стабильность

№22v(750) 12 — 18 июня 2015 г. 12 Июня 2015 5

За макроэкономическую стабилизацию заплатят вкладчики и льготники

В мае МВФ, а вслед за ним и Европейский банк реконструкции и развития ухудшили прогноз развития украинской экономики в 2015 г. Ранее эксперты МВФ допускали падение ВВП по итогам года 5,5%, в ЕБРР в начале года прогнозировали спад в 5%, а затем увеличили цифру до 7,5%.

Теперь и МВФ, и ЕБРР прогнозируют падение ВВП Украины в конце 2015 г. на 9%, считая, что негативное влияние конфликта в восточных регионах оказалось большим, чем предполагалось. Что, в общем-то, неудивительно.

Ухудшение жизни в стране ее жителям видно невооруженным взглядом. Да и отечественная статистика не дает повода для оптимизма. Углубление экономического кризиса отражается в самых разных показателях.

Согласно последним статданным, в январе—апреле индекс промышленного производства в целом по Украине составил 78,5% к аналогичному периоду прошлого года. Наибольший спад зафиксирован в Луганской (48,3%) и Донецкой (12%) областях.

Основные промышленные регионы — Днепропетровская (89%), Харьковская (82,5%) и Запорожская (92,5%) области — также не радуют.

Шутка уместна

— Папа, а чем отличаются льготы от привилегий?

— Льготы получают те, кто живет на милостыню, а привилегии те, кто на взятки.

Автор польского «экономического чуда» Лешек Бальцерович похвалил правительство Украины за консолидацию госбюджета.
Ключевую роль в этом играет Минсоцполитики Павла Розенко, которое продолжает авральное урезание расходов на социальные программы

Некоторое оживление наблюдается в западных областях. Наибольшее — в Ровенской (109,7%) и Черновицкой (107,7%). Но это, по-видимому, связано не с появлением в стране новых предприятий, а с переносом уже существующих мощностей из восточных и близких к ним регионов в западные.

Показатели внешнеэкономической деятельности в первом квартале ухудшились примерно на треть. Экспорт товаров сократился на 32,9% — до $9,4 млрд., а импорт на 36,5% — до $9 млрд. Власти и дальше будут поддерживать положительное сальдо внешнеторгового баланса.

Транспортные перевозки в январе—апреле сократились до 76,8% к объему аналогичного периода 2014 г.

В сегменте железнодорожных перевозок, которыми перемещается около 60% всех грузов, увеличились только перевозки зерновых на 7,3%. Тогда как отгрузки металлопроката сократились на 31,3%, нефтепродуктов — на 41,6%, а угля — на 48,2%.

Уменьшились объемы перекачки аммиака (на 18,4%) и газа (на 22,9%) трубопроводным транспортом.

Пассажирские перевозки всеми видами транспорта сократились на 11,3%. Больше всего — автомобильные и авиационные.

Таким образом, статистика показывает, что ухудшение международными экспертами экономического прогноза для Украины закономерно. Интересно другое. Вместе с падением ВВП миссия МВФ, в мае изучавшая состояние экономики в Киеве, прогнозирует до конца года замедление инфляции до 46%. Хотя по итогам апреля этот показатель в годовом измерении составил 60,9%, а в конце мая — 58,4%.

Иначе говоря, по прогнозам экспертов МВФ, до конца года ситуация в экономике Украины будет стабилизироваться. Серьезных ценовых и курсовых (за которыми следуют ценовые) всплесков не предвидится. Гривня, возможно, даже немного укрепится к главным мировым валютам. Цены на основные товары повседневной необходимости останутся неизменными, а то и снизятся.

На чем основаны подобные ожидания? Ответ на этот вопрос в начале июня дал автор польских экономических реформ Лешек Бальцерович, побывавший в нашей стране.

В интервью порталу Hubs.ua он заявил, что в Украине наблюдается прогресс в вопросе консолидации бюджета. «Это очень важная предпосылка для роста. Консолидация бюджета в свою очередь привела к стабилизации гривни», — рассказал г-н Бальцерович.

Консолидацией бюджета в теории называется сокращение бюджетного дефицита, возникшего во время кризиса или по каким-то другим причинам. Проводится консолидация за счет роста доходов, в том числе налогов, или сокращения расходов.

Но если с ростом доходов в Украине пока откровенно не складывается, о чем свидетельствуют данные о падении производства и сокращении внешнеэкономической деятельности? Значит, власти будут проводить стабилизацию путем урезания расходов, что и происходит в настоящее время в авральном порядке и с неприкрытым цинизмом.

Возьмем, к примеру, транспортные льготы. Сами чиновники признают, что не в состоянии подсчитать точный объем дотаций, которые перевозчики должны получать за перевезенные ими льготные категории пассажиров. Именно этим власти и мотивируют необходимость изменения системы предоставления льгот и замену их монетизацией.

В частности, министр социальной политики Павел Розенко заявил 4 июня: «Льготы на проезд останутся. И в этом году мы обойдемся без сокращения: выделенного финансирования для этого достаточно. Впоследствии будем менять принцип предоставления льгот на проезд. Они сохранятся и далее, но будут работать в другом виде». (www.mlsp.gov.ua)

Однако несколькими днями ранее, с 1 июня власти все же изменили правила предоставления льгот в транспортной отрасли. Странно, что об этом не знал г-н Розенко. Под нож попали 7 категорий льготников на железной дороге. Среди тех, кому теперь недоступны бесплатные поездки на пригородных электричках и бесплатный проезд раз в год в оба конца или 2 раза в год в одну сторону, — Герои Советского Союза и Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы и ордена Трудовой Славы, награжденные четырьмя и более медалями «За отвагу», удостоенные звания за труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., а также награжденные орденом Героев Небесной Сотни.

Вместе с ними лишились льгот на ж/д-транспорте участники войны, труженики тыла, дети войны, узники концлагерей и некоторые другие категории льготников.

Вслед за «Укрзалізницею» в проезде льготным категориям пассажиров начали отказывать и автотранспортные компании.

Ранее в Минсоцполитики утверждали, что транспортными льготами пользуются в общей сложности около 11 млн. человек. Последние законодательные изменения затронули не менее 7 млн. граждан, имевших различные льготы на проезд в поездах и электричках. По данным «Укрзалізниці», эти категории давали железнодорожникам около 8 млрд. грн. убытка, подлежавших компенсации из госбюджета.

Но вернемся к г-ну Розенко. Как утверждает глава Минсоцполитики, «победить коррупцию в этой сфере можно только путем монетизации льгот на проезд, когда льготник физически оплачивает свой проезд, а государство эти деньги компенсирует непосредственно ему, а не перечислением непонятных сумм предприятиям общественного транспорта». Однако над монетизацией транспортных льгот Минсоцполитики начнет работать не ранее 2016 г. Пока же чиновники к этому не готовы.

Учет количества поездок льготников потребует выпуска электронных карточек и оборудования всего(!) транспорта приборами для их считывания. А это тоже немалые затраты, которые как минимум сопоставимы с годами государственных дотаций на проезд. Кто будет нести эти расходы и как они будут компенсироваться, также пока неясно.

Теоретически пионером в налаживании новой системы монетизации льгот могла бы выступить та же «Укрзалізниця». Но, как видим, руководство Минсоцполитики предпочитает дистанцироваться от процесса.

Решение об отмене железнодорожных льгот было принято полгода назад. И у министерства было достаточно времени, чтобы урегулировать этот вопрос с «Укрзалізницею». Но конкретным шагам по изменению системы предоставления льгот власти предпочли тотальную экономию и разговоры о коррупции.

Отмена транспортных льгот — не единственная неприятность для самых заслуженных или необеспеченных граждан. С 1 июля изменяется система начисления льгот в жилищно-коммунальной сфере.

Уже со следующего месяца льготы по оплате угля и сжиженного газа, а также услуг связи большинству украинцев будут предоставляться, исходя из доходов конкретной семьи.

Получателям этих льгот, а это порядка 4 млн. человек, придется переоформлять документы, предъявив справку о доходах семьи за последние полгода.

Льготы продолжат действовать, если доход на одного члена семьи окажется менее 1710 грн. в месяц. Более состоятельным домохозяйствам придется с ними распрощаться. Исключение сделано для инвалидов войны, участников боевых действий, ветеранов Вооруженных сил и МВД или их вдов, чернобыльцев I и II категорий и реабилитированных. Учитывая масштабы переоформления, госбюджет ожидает экономия в размере нескольких миллиардов гривен.

Ранее власти упразднили 4-ю чернобыльскую зону радиологического загрязнения, в которую попадал 1291 населенный пункт с населением 1,7 млн. человек.

Проживающим там людям полагалась ежемесячная доплата на приобретение продуктов питания, компенсация на оплату детсада для детей и санаторно-курортное обеспечение. Льготы оставили только инвалидам. Экономия для бюджета составила более 900 млн. грн.

Но наибольшую «консолидацию» украинские власти получат благодаря повышению цен на природный газ и коммунальные услуги.

Без субсидии не проживем
Без субсидии не проживем

По подсчетам сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, в 2015 г. даже с учетом начисленных субсидий жители страны дополнительно заплатят за газ, отопление и горячую воду (без электроэнергии, холодной воды и печного топлива) 24 млрд. грн. Эта цифра сопоставима со всеми коммунальными выплатами украинцев за год. Для сравнения, в 2014 г. платежи за услуги ЖКХ составили 37 млрд. грн. (www.rbc.ua)

И это еще идеальный случай. В Минсоцполитики затрудняются сказать, сколько обращений за субсидиями к ним поступит. По данным на начало июня, органами соцзащиты было оформлено 1,5 млн. субсидий. С наступлением отопительного сезона ожидается еще 3—4 млн. заявок.

В нашем случае ограничение соцвыплат — всего лишь один из способов достижения макрофинансовой стабильности и борьбы с инфляцией. Деньги, которые могли быть потрачены на потребительском рынке, теперь уйдут в ЖКХ и достанутся коммунальным монополистам. На монетизацию власти не пойдут по этой же причине.

Еще один способ связывания денег и ограничения покупательной способности — вывод с рынка проблемных банков. По информации директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) Константина Ворушилина, для возмещения депозитов вкладчикам 46 «обвалившихся» банков ФГВФЛ понадобится 33 млрд. грн. (www.ukrinform.ua)

Фонд возмещает вклады до 200 тыс. грн. Как правило, вернуть более крупные депозиты не удается. Поэтому в ликвидационной процедуре «сгорит» не один миллиард денег вкладчиков.

Только по «Дельта Банку» г-н Ворушилин назвал 1 млрд. грн. т. н. дробленых вкладов из 16,7 млрд. грн., подлежащих выплате через фонд, когда вкладчики умышленно дробили депозиты по 200 тыс. грн. и на более мелкие, чтобы получить полное возмещение в случае банкротства банка. Но полного возврата депозитов такие вкладчики не дождутся.

Потеря 9% ВВП в 2015 г. равнозначна 135 млрд. грн. в национальной валюте. Компенсировать эту сумму с лихвой могла бы международная финансовая помощь. Однако текущие выплаты по внешнему долгу превышают объем новых кредитов. В 2014 г. Украина получила $9 млрд., а выплатила $14 млрд. В нынешнем году картина будет примерно та же. Поэтому сокращать дефицит бюджета приходится за счет своих, резко снижая покупательную способность населения и жестко контролируя денежную массу.

Обратной стороной такой «стабильности» является утрата экономических стимулов. Все большая часть бизнеса не хочет работать на обедневшее население и выводит деньги за границу, а жители страны теряют веру в то, что можно зарабатывать и жить достойно. В результате страна превращается в депрессивную территорию.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка