Детские знания — гордость родителей

27 Октября 2016 0

Традиционные детские дошкольные учреждения не способны вместить всех желающих и обеспечить полноценную подготовку к школе. Требования же к образованию даже самых маленьких постоянно растут и позволяют неплохо заработать частным педагогам.

Тенденция к омоложению образования была заметна еще в прошлом веке. В 60—70-е гг. педагогика настойчиво изучала феномен особо одаренных детей — вундеркиндов, способных за один год пройти 2—3 школьных программы, закончить вуз в 17—20 лет и еще в студенческом возрасте защитить диссертацию.

Большую популярность еще в те годы получила методика раннего развития семьи Никитиных, интеллектуальные игрушки которых и сейчас можно купить в России, Украине и других странах.

В 80-е в нашей стране узнали о японском педагоге Синтъиро Судзуки, разработавшем методику обучения детей музыке и обучившем игре на скрипке тысячи маленьких японцев возрастом от 3 лет.

В последние годы весь мир восхищается феноменом китайской школы фортепианного искусства, предполагающей обучение с самого раннего детства. Юных виртуозов в КНР на сегодняшний день миллионы. Через методики раннего обучения музыке прошли, по некоторым данным, 70—100 млн. человек. А это означает не только торжество детского таланта и одаренности, но и победу педагогических методик раннего обучения.

Ставка — на развитие

В наше время украинцам становится все труднее получить хорошую работу или удержаться на гребне собственных достижений. Конкуренция в обществе и на рынке труда растет, а потому все больше родителей хотят обеспечить своим детям поступление сначала в хороший лицей или школу, а затем — в престижный вуз, чтобы после его окончания они могли получить высокооплачиваемую работу или начать собственное дело.

Едва ли не главным средством достижения этих целей на начальной стадии становится раннее образование, включающее не только обучение самых маленьких иностранным языкам и математике, но и подготовку их родителей, в том числе до- и послеродовую.

Государственные медицинские и образовательные центры таких услуг, за редким исключением, не оказывают. Поэтому развивающие курсы для детей и их родителей — это широкая нива, на которой могут себя найти молодые педагоги, медики, психологи, спортивные тренеры и представители художественных профессий.

Большинство таких центров делают акцент на развитии личности и индивидуальных способностей ребенка, обещая выявить и развить те из них, которые помогут выделиться из среды индивидуумов, гарантируют тщательный отбор педагогов и обещают уникальные методики, которые, как правило, являются синтезом уже известных и получивших признание в мире.

Преподаватель частной школы «Ориана» Татьяна Антонова

Преподаватель киевской школы для детей 2—6 лет «Ориана» Татьяна Антонова рассказала «2000», что наиболее выраженными тенденциями последних лет стали снижение возрастной планки обучения до отметки моложе 3 лет и обучение различным предметам на английском языке.

Раньше родители начинали готовить детей к школе примерно с 5—6 лет, сейчас же обучение стартует раньше. Этого требуют возросшие стандарты для приема в элитные школы или лицеи. Детские сады, которые, по логике, должны были бы взять на себя эту обязанность, не справляются. Группы по 30—40 человек не способны обеспечить качественное обучение. Поэтому родители все чаще прибегают к услугам частных развивающих центров.

В работе с маленькими детьми педагоги таких центров, как правило, пользуются методиками Монтессори (итальянский педагог начала прошлого века Мария Монтессори, разработавшая систему обучения, основными принципами которой являются: самостоятельность ребенка, свобода в установленных границах, его естественное психологическое, физическое и социальное развитие. — Авт.), наработками Вальфдорской школы (базу для нее заложила антропософия Рудольфа Штайнера. В этой системе отрицается возможность ранней специализации, а занятия ведутся без учебников. Для самых маленьких, наверное, это оправданно. — Авт.), другими известными методиками или их авторскими переработками.

Занятия с детьми математикой или рисованием на иностранных языках ведутся в более старшем возрасте. Но даже игры для двух-трехлеток могут включать в себя разучивание стихов, песен, распространенных слов и фраз на английском.

Основательница семейного центра «Абрикос» Ольга Корж

Как отмечает основатель семейного центра «Абрикос» — одного из самых успешных развивающих детских центров в Днепре — Ольга Корж, сегодня законодательство стало более лояльным к их деятельности.

Раньше в Украине действовали санитарные нормы и правила, которым не вполне соответствовали даже некоторые коммунальные детские учреждения. СЭС контролировала не только соотношения между площадью помещений, высотой потолков и размером окон, влияющие на освещенность, но и количество питьевых кранов и санузлов на единицу детского населения.

Из-за этого случались казусы, когда детсад не мог принять больше малышей, чем ему позволял проект помещения, если перепланировка санузлов по каким-то причинам была невозможной. Сегодня законодательство позволяет создавать частные садики в любых жилых помещениях, в том числе в частных квартирах.

Лицензия на организацию внешкольного учреждения также не требуется. Частные сады и развивающие центры могут оформляться как места пребывания детей, а с педагогами, ведущими развивающие курсы, заключается трудовой договор.

Тот же семейный центр «Абрикос» оформлен как городская неприбыльная общественная организация. Ее основателем выступила сама Ольга — маркетолог по образованию и мать 5 детей в возрасте от 3 до 11 лет, а также ее подруги — такие же мамы, поставившие перед собой цель обеспечить своим чадам качественный уход и развитие.

Поэтому, начав работу как развивающий центр в арендованном помещении, «Абрикос» примерно за два года смог аккумулировать средства и прошел путь до создания собственного частного детского садика.

Помимо этого, центр предлагает беременным женщинам курсы по подготовке к родам, включающие 8 занятий по 2,5 часа каждое, авторскую программу Aqualuna — занятия в бассейне для молодых мам и детей с самого раннего возраста, разработанную медиками, психологами, телесно-ориентированными терапевтами и тренерами по плаванию, а также некоторые другие программы.

«Рассчитывать на высокую прибыльность подобных проектов не стоит, — утверждает Ольга Корж. — У нас есть направления, которые остаются убыточными, но мы их сознательно поддерживаем, потому что считаем полезными и необходимыми для наших детей».

В настоящее время в Днепре насчитывается примерно десяток подобных центров, расположенных в центре города. Еще пару десятков центров поменьше можно обнаружить в спальных районах.

Создавая подобных проекты, их организаторы столкнулись с тем, что ставка на развлечения далеко не всегда оправданна. Инвестиции родителей в эту область находятся в прямой зависимости от экономической ситуации. Как только она ухудшается, всевозможные «игроленды» терпят убытки и закрываются.

Зато в крупных промышленных и научных центрах всегда высоко ценилось обучение и развитие ребенка. Поэтому качественные образовательные и развивающие курсы менее подвержены воздействию кризиса. Любой нормальный родитель найдет возможность перераспределить семейный бюджет, обеспечив ребенку занятия в развивающих группах.

Текучесть кадров

Как правило, детские развивающие центры остро реагируют на общественный запрос и конъюнктуру. Курсы по подготовке к родам сегодня стараются посещать едва ли не все состоятельные роженицы, демонстрируя своим мужьям личную ответственность в вопросе потомства. Тенденция к трудовой миграции или желание трудоустроить наследника в крупную международную компанию гарантирует популярность английских, а с недавних пор и китайских языковых курсов.

Руководитель запорожского центра «Вундеркинд» Светлана Бганка утверждает, что одной из последних тенденций на рынке детских развивающих услуг в Запорожье стало включение в программы технического конструирования. Это реакция на увеличение спроса и госзаказа на инженерные специальности.

Наиболее распространенная в Украине педагогическая платформа для этого — конструктор Lego. Многоуровневый образовательный проект с игрушками известной датской фирмы для дошкольников от 3 лет и школьников до 11 класса включает разные программы — от азов и до робототехники. После того как они были утверждены на уровне Минобразования и науки, в крупнейших городах Украины открылось более 70 дошкольных учреждений, в которых внедряется Lego-конструирование.

Этот вид деятельности развивает мелкую моторику и активизирует зоны головного мозга, близко расположенные к речевой зоне, что влияет на развитие у ребенка способности точно и последовательно выражать свои мысли.

Впрочем, мелкой моторикой занимаются абсолютно все детские центры, обучая малышей шнуровке, перекладыванию орехов или других предметов. Но конструирование позволяет лучше воспринимать точные науки, расширяя представление о пространстве, архитектуре, транспорте и закладывая фундамент будущей креативности.

Игрушки датской компании недешевы. Однако в детских магазинах появляется много аналогов, а популярность курсов будет способствовать возвращению на рынок детских образовательных услуг былых кружков юного техника, авиа- и судомодельных секций.

«Лицензия на организацию внешкольного учреждения сейчас действительно не требуется. С одной стороны, это хорошо, что силы высвобождаются на занятия с детьми. Но с другой — к этой деятельности могут быть допущены непрофессионалы. Есть курсы, не соответствующие никаким требованиям», — признает Татьяна Антонова.

Действительно, вход в развивающий детский бизнес на сегодняшний день не требует больших затрат. Достаточно зарегистрировать организацию, не обязательно в форме предприятия, арендовать приспособленное помещение, изготовить и поддерживать сайт и периодически делать смс-рассылку целевой аудитории.

Расходы на внешнюю рекламу не обязательны. Но предварительно, конечно, лучше изучить существующий местный рынок и предложить продукты и услуги, отсутствующие у конкурентов.

Все опрошенные автором организаторы детских центров единодушны в том, что информацию об их услугах лучше всего передают родители из уст в уста на детских площадках или находят через интернет. Удостоверившись в качестве обучения, родители приводят на те или иные курсы сначала первого, а затем второго ребенка.

Размером своего заработка педагоги, многие из которых официально трудоустроены в государственных или коммунальных учреждениях, делятся неохотно. Но если учесть, что за часовое занятие с их чадами родители выкладывают около 50 грн., а в группе, как правило, 3—5 детей, педагогический гонорар по нынешним временам получается вполне адекватным даже со скидкой на аренду помещения и налоги.

Родителям ежемесячное посещение развивающих курсов в столице обходится в 500—2000 грн. В среднем 1200—1500 грн. В регионах цены могут быть несколько ниже. Однако 500 грн. — это минимум, который заботливые родители должны быть готовы заплатить педагогам и организаторам развивающих курсов.

Конкуренцию растущим частным развивающим курсам могут составить разве что бывшие городские и районные Дома пионеров. В годы независимости они были переоформлены в коммунальные центры внешкольной работы и Дома творчества.

Но пока коммунальные и частные организации вполне мирно уживаются друг с другом. Центры занимаются в основном кружковой работой и принимают детей минимум с 4 лет (на танцы) или с 5—6 лет — в спортивные секции. Однако в дальнейшем частные студии будут расширять аудиторию за счет увеличения услуг, а Дома творчества — принимать детей младшего возраста.

Как утверждает руководитель школы раннего развития «Вундеркинд» (очень популярное название), действующей при коммунальном «Доме творчества» Суворовского района Одессы, Наталья Зозуля, текучесть кадров на рынке детских развивающих услуг очень высока: частные центры закрываются, на их месте создаются новые.

Тем не менее симбиоз раннего развития и кружковой работы может дать хороший результат. Сначала ребенок посещает занятия, включающие ритмопластику, развитие речи, логику и математику, иностранный язык, музыку и изобразительное искусство (4 урока по 30 мин. в игровой форме два раза в неделю).

Через год обучения ребенок более явно проявляет свои таланты. Поэтому родители вместе с педагогами могут передать его на специализированные занятия, которые проходят в том же Доме творчества. Посещая их, он будет видеть знакомых ему детей и преподавателей.

Преподаватели частных курсов, действующих при коммунальных учреждениях, финансово более раскованны, чем штатные педагоги. Хотя и они предпочитают не называть свои заработки, признавая, что работа с детьми позволяет обеспечить им вполне достойный уровень жизни.

В целом же организация развивающих курсов или частных мест пребывания детей с почасовыми нянями не требует больших затрат и является если не полноценным бизнесом, то хорошим средством самозанятости. Для молодых мам, решивших заняться этим делом, доходы от него измеряются не только гонорарами, но и возможностью сэкономить на качественном обучении собственных детей.

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Покажи свое IT

Все стали перепечатывать новости о масштабной акции протеста «Гройсман, не кошмарь...

Хозяйка железной горы и марганцевых руд

Занимая немногим более 5% территории Украины, Днепропетровская область может по праву...

Рейдерство под прикрытием реформ

Хаос и некомпетентность. Реформа здравоохранения по-херсонски

Индустрия питания убивает наших детей

В Полтаве ужаснулись педиатрической статистике и предложили естественный выход из...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка