Днепропетровский метрополитен: везет, как утопленник

№7(760) 19 — 25 февраля 2016 г. 17 Февраля 2016 4.7

, УНИАН

Жители Днепропетровска в ближайшие годы могут не дождаться обещанной достройки первой очереди метрополитена, а Украина не получит более 300 млн. евро инвестиций от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), уже выделенных на реализацию этого проекта. Такими неутешительными перспективами недавно ошарашил горожан и. о. первого заместителя мэра Дмитрий Погребов.

По его словам, команда недавно избранного городского головы Бориса Филатова считает достройку метрополитена нецелесообразной и губительной для местного бюджета.

В исполкоме даже провели совещание с приглашенными специалистами по горному делу, рассматривая варианты безопасной консервации недостроенного участка.

Уже прорытые туннели, пролегающие прямо вдоль центрального проспекта Днепропетровска, предлагают либо затопить, либо «запаковать» по специальной технологии.

Затопление недостроенного объекта, по словам Погребова, является наиболее дешевым способом и оценивается до 10 млн. грн. Засыпка пустот с трамбовкой на порядок дороже — примерно 100 млн. грн. Впрочем, любой вариант команда нового мэра считает для города лучшим исходом, чем завершение работ.

Переговоры о финансировании достройки первой линии подземки, которая позволит к уже существующим шести станциям добавить три новые — «Театральную», «Центральную» и «Музейную», велись как минимум последние пять лет.

В городе побывало немало потенциальных инвесторов из Европы и Китая. В конце концов к проекту удалось привлечь крупнейшие европейские банки — ЕБРР и ЕИБ.

В 2013 г. с ними было подписано соглашение, предполагающее выделение каждым из банков по 152 млн. евро на срок с 2016-го до 2027 г. Гарантию погашения этих кредитов взяло на себя государство.

Впрочем, совершенно очевидно, что реализация столь масштабного проекта потребовала бы и от города серьезных усилий. При бывшем мэре Иване Куличенко власти Днепропетровска говорили о масштабной реконструкции центрального проспекта, на который выйдут новые станции, а заодно и о серьезном изменении транспортной схемы, предполагающей едва ли не полную замену автотранспорта в центре — общественным электрическим.

Теперь г-н Погребов (здешний известный ресторатор) утверждает, что метрополитен в принципе не нужен. По его словам, «из одного конца в другой можно добраться за 15 минут». Доплаты же на подземку из городской казны лягут на Днепропетровск тяжелым грузом.

«При плановом освоении в 2016 г. (на метро. — Авт.) 1 млрд. 120 млн. грн. плюс еще 200 млн. грн. город должен добавить к ним свои 700 млн. грн.», — утверждает и. о. первого заместителя мэра.

На чем основаны эти расчеты, неизвестно. В перечне кредитов, привлеченных специальным фондом госбюджета от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций, для реализации инвестиционных программ (одно из приложений к бюджету Украины на т. г.) на завершение строительства днепропетровского метрополитена в нынешнем году предусмотрена госсубвенция в общем объеме 546,4 млн. грн.

Возможно, дело в том, что кредит от европейских банков не полностью покрывает расходы на строительство? Согласно технико-экономическому обоснованию, утвержденному несколько лет назад, общая смета проекта должна была составить 367 млн. евро. Вероятно, именно эту разницу — 63 млн. евро — и имел в виду Погребов, когда говорил, что метро ляжет на городскую казну неподъемным грузом?

Как бы то ни было, экономический обвал последних лет и более чем троекратная девальвация гривни требует нового обсуждения перспектив строительства метро и пересмотра ТЭО проекта. Вполне вероятно, чтобы выяснить, быть или не быть метрополитену в Днепропетровске, придется даже провести общегородское обсуждение.

Теоретически реализация столь крупного проекта для региона означает оживление промышленного производства — выпуск тюбингов и металлоконструкций, снабжение стройки цементом и другими стройматериалами, создание тысяч новых рабочих мест.

Однако существуют опасения, что победитель тендера на достройку метро — турецкая компания Limak Insaat Sanayi Ve Ticaret AS — будет использовать импортные материалы даже там, где их могут заместить отечественные, и завезет турецких рабочих.

Развеять эти сомнения на прошлой неделе попытался старший советник по внешним связям ЕБРР Антон Усов, который заявил, что официальный победитель тендера еще не назван, а правила закупок товаров и услуг ЕБРР устроены так, что подрядчик должен предоставить серьезные финансовые гарантии. Если подрядчик наделает ошибок, то исправлять их ему придется за свой счет. Кроме того, многолетний опыт финансирования банком инфраструктурных проектов в Украине свидетельствует о том, что в подавляющем случае львиная доля субподрядчиков — местные компании. И во всех проектах ЕБРР предусмотрен механизм консультаций с общественностью.

Впрочем, в конце февраля Днепропетровск ожидает приезда делегации экспертов ЕБРР, которые хотят получить от мэра Бориса Филатова подтверждение слов его первого зама и выяснить, стоит ли вообще продолжать сотрудничать с новыми городскими властями.

По информации из Днепропетровской облгосадминистрации, мэрия всячески затягивает прием имущества метрополитена на свой баланс, таким образом давая понять, что не хочет нести за него ответственность.

В конечном счете скрытыми мотивами отказа от грандиозной стройки века для нового мэра могут быть нежелание отвлекать средства из городского бюджета в пользу турецкой компании, не имея возможности влиять на их освоение, или же попытка насолить Петру Порошенко и его команде за арест и содержание под стражей своего делового партнера Геннадия Корбана, чтобы выторговать условия его освобождения.

На прошлой неделе также появилась информация об аресте имущества трех крупных ТЦ Днепропетровска — «Пассажа», «Европы» и Library, к которым имеют отношение Корбан и Филатов, за долги перед национализированным банком «Форум».

Но, возможно, дело в трезвом экономическом расчете, который показывает, что в условиях девальвированной гривни город просто не справится с многолетними вложениями в развитие подземки.

Как утверждает Погребов, если пойти на достройку метро, то в течение многих лет объем строительства и ремонта дорог, реконструкцию и благоустройство улиц или парков Днепропетровску придется сообразовывать с необходимостью выделения средств на подземку. При этом совершенно очевидно, что демарш городской команды управленцев совершенно не способствует улучшению инвестиционного климата в регионе и имиджа Днепропетровска как предсказуемого делового партнера. А его примеру могут последовать власти других населенных пунктов, имевших планы по финансированию собственной инфраструктуры в кредит, разработанные при экс-президенте Викторе Януковиче и премьере Николае Азарове.

Но и скептикам продолжения строительства метрополитена не откажешь в логике. Деньги любят счет. И вполне возможно, что в нынешней ситуации до восстановления экономики и возобновления экономического роста метро для Днепропетровска превратилось в непозволительную роскошь.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Выпускники вузов не хотят работать по специальности

Они учились ради «корочки», а нужные навыки приобретали в процессе работы или...

Прощай, забой! Гуд-бай, мореходка!

Проблема не в профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных...

Сдутый сектор

Европейские финансисты не уверены в стабильности украинской валюты и не знают, каким...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка