Дорогой бразильский космос

№14v(742) 17 — 23 апреля 2015 г. 17 Апреля 2015 5

Украину попросят уйти с Алкантара

Затянувшееся на четверть века расставание с общим советским прошлым будет дорого стоить высокотехнологичным отраслям украинской промышленности. Очередное такое напоминание пришло из Бразилии.

Одно из ведущих бразильских изданий Folha de S.Paulu сообщило, что президент страны Дилма Русеф на совещании с руководителями оборонного, научного и строительного министерств приняла решение разорвать межгосударственное соглашение о запуске украинского ракетоносителя «Циклон-4» с бразильского космодрома Алкантара. Решение было принято по итогам работы специально созданной межведомственной комиссии. (www1.folha.uol.com.br)

Причиной такого решения бразильское издание назвало дороговизну проекта. По ходу его реализации, которая длится уже 12 лет, выяснилось, что стоимость выведения полезной нагрузки будет неконкурентно высокой. Окупаемость проекта AlcantaraCycloneSpace бразильцы оценивают в 20 лет.

Между тем стороны успели вложить в AlcantaraCycloneSpace порядка одного миллиарда бразильских реалов ($330 млн.). Еще год назад стороны оценивали готовность украинской ракеты на 70%, а наземной инфраструктуры — в 40%.

Но теперь бразильские власти считают, что дальнейшее развитие проекта стране не по карману. И, скорее всего, перестанут финансировать его уже в этом году, скорректировав бюджетные расходы.

Изначально первый старт украинской ракеты-носителя «Циклон-4» в Бразилии был назначен на 2006 г. Затем его переносили едва ли не ежегодно по самым разным причинам. Самая экстравагантная — протесты местного индейского населения, обеспокоенного ухудшением экологической обстановки и традиционного жизненного уклада. Чтобы успокоить потомков индейцев и беглых рабов с Африканского континента, власти увеличили капиталовложения в местную социальную инфраструктуру, построив жилье и новые школы и пообещав привлекать к работам по строительству пусковой площадки. После чего протесты затихли.

В других случаях проект буксовал из-за нехватки финансирования то с одной, то с другой стороны. В Бразилии AlcantaraCycloneSpace (ACS) считалась детищем бывшего министра науки и технологий Роберто Амарала, оппонентами которого были представители бразильских ВВС, настаивавшие на развитии собственного ракетного проекта.

Задачи сторон были распределены так, что Украина должна обеспечить для ACS изготовление и отработку ракет-носителей и стартового стола, а Бразилия — за свой счет построить инфраструктуру космодрома по предоставленной украинцами документации.

Практическая реализация проекта активизировалась в 2011 г., когда правительство Украины предоставило госгарантии КБ «Южное» на привлечение кредита в $260 млн. для завершения работ на пусковом комплексе Алкантара, а Бразилия выдала СП разрешение на строительство и начала возведение вспомогательных объектов.

От украинской стороны в проекте задействовано по меньшей мере 16 предприятий. Основной разработчик ракеты-носителя — ГКБ «Южное», изготовитель — ПО «Южмаш» (оба — Днепропетровск). Системы управления для «Циклон-4» изготавливают харьковские НИИ Радиотехнических измерений и НПО «Хартрон», гидравлические рулевые приводы — киевское КБ «Арсенал». Мариупольский «Азовмаш» занимается системой заправки ракеты топливом, ПАО «Днепротяжмаш» и ООО «Днепротехсервис» — стартовым столом, кременчугский «Кредмаш» — системами нейтрализации ракетного топлива, северодонецкая «Антекс-Автоматика» — системами газового контроля и т. д.

Но и после 2011-го первый старт украинской ракеты переносили как минимум дважды. По последним данным, пуск с пробной нагрузкой был назначен на вторую половину 2015 г.

Решение о выходе из проекта ACS президент Бразилии якобы приняла еще в январе. Но украинские власти до сих пор не информированы об этом официально.

Поэтому 7 апреля т. г. руководство бинационального СП сообщило о том, что завершена доставка в Бразилию полного комплекта рабочей конструкторской документации на наземное технологическое оборудование, позволяющее специалистам компании подготовиться к монтажным работам и испытаниям на пусковом центре.

Двумя днями позже после резонансной статьи в Folha de S.Paulu на сайте ACS появился развернутый фотоотчет о работах по изготовлению ракеты-носителя в Украине и строительных — на наземном комплексе в Алкантара. (www.alcantaracyclonespace.com)

Сопроводительная подпись к репортажу гласит, что текущие события в Украине не повлияли на ход реализации проекта. Создание РН «Циклон-4» производится по графику, и ракета будет готова к отправке в Алкантару во втором полугодии 2015-го. Выполнена значительная часть работ на наземном комплексе космического ракетного комплекса. На большую часть наземного технологического оборудования заключены контракты и некоторое уже доставлено.

Таким образом, представители бинационального СП дают понять общественности, что проблемы в реализации проекта возникли не по их вине. Хотя в посольстве Украины в Бразилии в ответ на просьбу местного представительства Deutsche Welle никак не смогли прокомментировать информацию о разрыве космических отношений между странами. На украинских предприятиях космической отрасли также ничего не говорят о будущем этого проекта.

Между тем элементарные знания по истории украинско-российских отношений в области освоения ближнего космоса и изготовления ракетно-космической техники, которая изначально производилась для оборонных целей и только потом — для выведения мирных спутников, позволяют говорить, что высокая стоимость проекта AlcantaraCycloneSpace — отнюдь не самая главная его проблема.

Следует признать, что с нынешними проблемными украинско-российскими отношениями «Циклон-4» вообще не имеет права на существование.

В процессе изготовления ракеты-носителя «Циклон-4» производитель этих ракет — ПО «Южмаш» — вынужден будет закупать для них в России основные двигатели первой и второй ступеней — РД-261 и РД-262 производства подмосковного НПО «Энергомаш». Это же предприятие из города Химки изготавливает основные двигатели для самого знаменитого украинского носителя «Зенит».

А вот на третьей ступени ракеты будет установлен украинский двигатель РД-861К, который по сравнению с предшественником — РД-861 обеспечивает более длительную работу и возможность трех включений вместо одного.

Ракеты семейства «Циклон» появились путем доработки межконтинентальной баллистической ракеты Р-36 (SS-9 Scarp), разработанной в 60-е гг. прошлого века КБ «Южное» в рамках общесоюзной кооперации. В конце 60-х ракеты Р-36 и Р-36-О были поставлены на вооружение, а с 70-х использовались для выведения военных спутников с космодромов Байконур («Циклон-2») и Плесецк («Циклон-3»).

Когда у России и Украины были нормальные отношения, отечественные специалисты ракетно-космического комплекса допускали мысль, что РФ может продать Украине некоторое количество ракетных двигателей из законсервированного арсенала боевых ракет SS-9, что существенно снизило бы стоимость изготовления доработанной РН «Циклон-4». Но для этого Бразилии понадобилось бы очень хорошо попросить РФ.

Дело в том, что с 2007 г. «Роскосмос» совместно с Европейским космическим агентством (ЕКА) участвует в проекте запусков с экваториального космодрома Куру (Французская Гвиана) российского носителя «Союз-СТ». Украинские ракетчики говорили, что место на рынке найдется обоим этим проектам. Хотя и «Циклон-4», и «Союз-СТ» относятся к легкому типу ракет и способны обеспечить вывод на орбиту одного и того же класса спутников. Поэтому для загрузки этих космодромов необходимы политические решения.

Далее, по данным из достоверных источников, «Роскосмос» отказывался поставлять Украине для бразильского проекта ракетное топливо. Заменить его собирались аналогичным китайским. Но и это технически сложно. Наконец, украинский «Южмаш», очевидно, имел некоторый запас российских двигателей для ракет «Циклон-4», но их не хватило бы для обеспечения ритмичной работы космодрома и окупаемости проекта.

Невозможно представить, что в Бразильском космическом агентстве, активно продвигавшем проект «Циклон-4», не знали об этих обстоятельствах, а украинцы сознательно морочили голову своим южноамериканским коллегам. Поэтому, скорее всего, решение г-жа Дилма Русеф принимала с оглядкой на вышеупомянутые обстоятельства.

Нельзя также не отметить, что утечка в СМИ решения об отказе сотрудничать с Украиной последовала ровно через месяц после расширенного заседания делового совета группы стран БРИКС (Бразилия, РФ, Индия, Китай, ЮАР), состоявшегося как раз в столице Бразилии.

Обсуждались там вопросы создания Банка развития БРИКС для реализации инвестиционных проектов, в том числе в области высоких технологий. Так что наверняка говорилось и о космосе.

Каким будет будущее бинационального СП AlcantaraCycloneSpace, мы пока не знаем. Местные СМИ допускают, что Бразилия предложит США или России использование своего недостроенного космодрома. Последний вариант более предпочтителен, поскольку США отказывались передавать Бразилии военные технологии, опасаясь их использования в военных целях.

Технически для ликвидации СП может быть запущен процесс банкротства этого предприятия, инициировать который могут крупные местные компании, допущенные к освоению многомиллионных инвестиций на космодроме.

В этом случае бразильские перспективы Украины в дальнейшем будут такими же, как после банкротства консорциума Sea Launch («Морской старт»), где наши предприятия лишились статуса акционеров, а ценные бумаги предприятия были перераспределены таким образом, что 95% акций Sea Launch оказались в собственности российской корпорации РКК «Энергия». Оставшиеся 5% поделили между собой американская Boeing и норвежская Kaerner.

Но приход России на бразильский космодром во всяком случае позволил бы украинским специалистам зарабатывать на техническом сопровождении проекта, а возможно, и на сборке ракет.

Если Бразилия выберет США в качестве партнера по миссии в Алкантаре, недостроенная стартовая площадка для «Циклонов» с большой долей вероятности станет памятником несбывшихся космических амбиций Украины в далекой Бразилии.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Россия «искалечила» наши отходы

Общий объем перечислений в фонд составляет более 4,5 млрд. грн. Но фонда при этом нет!

Ажиотажные сборки

Малоизвестный житель Полтавщины стал обладателем госпакета межгосударственной...

Мах на сонце — ляп на землю

Київські євросмітники — символ наших мертвонароджених реформ

Экс-лидер СПУ Александр Мороз: «Наша кадрированная...

Как можно говорить о реформах и вести агитацию через телевидение, если Конституция...

Кому Bugatti по карману

Французская компания выпустила всего 500 суперкаров модели Chiron, а цена одного авто лишь...

«Шатун» высшего образования

В одном только Днепре дети шахтеров отсуживают у украинских вузов миллионы гривен...

Загрузка...

Жертва прогресса, или Прощай, телефония

Кабмин готов ликвидировать ГАХК «Днепровский машиностроительный завод», где...

Человек неба, ставший открытием года

Полковник Александр Оксанченко из Миргорода получил приз «За безупречный...

Мели, тополь, мели

Нас убеждают, что без логотипов счастья нашим городам не будет

Пролетая над гнездом «Мотор Сичи»

В недавнем полете Петра Порошенко в качестве второго пилота истребителя МиГ-29 в День...

Позиция «Антонова» может убить харьковский авиазавод

Документация в Россию по самолету Ан-148 была передана всего за 30 тыс. долл. —...

Швейцарцы бьют рекорды по минимальной зарплате

Швейцарский Невшатель первым из кантонов страны сумел добиться введения минимальной...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка