Две рыбы и пять хлебов от Арсения

№23–24(740) 18 – 24 сентября 2015 г. 17 Сентября 2015 4.9

Примерно столько пенсионеры смогут купить за сентябрьскую надбавку к пенсии от Кабмина

«Гречка» от Кабмина

Впервые за время правления постмайданной коалиции и почти через три года после начала евроволнений в Украине, когда гривня обвалилась более чем в 2,5 раза, а покупательная способность населения упала вдвое, правительство удосужилось формально поднять социальные стандарты.

На сайте Верховной Рады опубликован законопроект о внесении изменений в Госбюджет Украины на 2015 г. Главная новость, о которой уже поспешил поведать жителям страны премьер-министр Арсений Яценюк, а за ним и другие члены правительства, — повышение прожиточного минимума и прочих социальных выплат не с 1 декабря, как планировалось, а на три месяца раньше.

С 1 сентября т. г. правительство намерено увеличить прожиточный минимум на одного человека с 1176 грн. до 1330 грн. в месяц. Для детей возрастом 6—18 лет этот показатель установлен на уровне 1455 грн., для трудоспособных лиц — 1378 грн., а для утративших трудоспособность — 1074 грн.

Минимальная заработная плата (МЗП) с начала осени будет увеличена с 1218 грн. до 1378 грн. Почасовая оплата труда вырастет с 7,29 грн. до 8,29 грн.

Местным органам власти теперь не возбраняется устанавливать собственные надбавки к минимальным зарплатам для своих служащих и сотрудников коммунальных учреждений, если, конечно, позволят доходы местных бюджетов и если это не идет вразрез с Бюджетным кодексом.

Решение о повышении социальных выплат должно вступить в силу после утверждения законопроекта Верховной Радой.

«Надеюсь, что весь парламент в едином порыве проголосует за позицию правительства по повышению пенсий, зарплат и 80 видов различного рода социальных выплат, а также за списание и реструктуризацию долгов перед иностранными кредиторами», — заявил Арсений Яценюк в телепрограмме «10 минут с премьером».

По его словам, деньги уже накоплены на счетах в Госказначействе. После голосования в ВР и подписания закона президентом каждый гражданин страны получит в среднем от 13% до 18% доплаты к пенсии, зарплате и прочим социальным выплатам.

«Сентябрьская доплата к пенсиям будет оформлена либо отдельной ведомостью в конце этого месяца, либо в октябре пенсионеры получат одной суммой надбавку за оба месяца», — обещает премьер.

О серьезной обеспокоенности общества позицией ВР по вопросу социальных стандартов заговорил и министр социальной политики Павел Розенко. «Парламент сейчас очень политизирован накануне местных выборов, но я надеюсь, что вопрос социальных стандартов объединит Верховную Раду, и он будет проголосован», — заявил Розенко «5-му каналу».

По его словам, это «очень показательный шаг для общества, что реформы в Украине осуществляются не ради реформ, а что следствием реформ в Украине должно стать повышение качества и уровня жизни».

Между тем для многих в Кабмине и в парламенте не секрет, что установленные правительством Николая Азарова и пока еще действующие социальные стандарты принимались с нарушением закона и не отвечали существующим потребностям, а новые предложенные также взяты с потолка и удовлетворяют лишь сиюминутным потребностям власть имущих.

При нынешних ценах объявленные правительством доплаты — 135—160 грн. в месяц — не позволяют обеспечить ребенка первых лет жизни даже детским питанием или памперсами, а пенсионерам дадут возможность купить в магазинах разве что палку хорошей колбасы или пару килограммов мяса.

Для сравнения, арестованный на прошлой неделе глава Госслужбы занятости Ярослав Кашуба, назначенный на эту должность лично Павлом Розенко, был задержан за взятку 622 тыс. грн.

Библейский миф и административный суд

При наличии двойной морали для чиновников и рядовых членов общества нынешнюю попытку Кабмина накормить пенсионеров уместно сравнить с библейским чудом насыщения пяти тысяч человек двумя рыбами и пятью хлебами. Тем более что доплата правительства примерно соответствует стоимости этих продуктов в украинских супермаркетах или на рынке.

В Кабмине вряд ли расскажут и о том, что нынешнее решение о повышении прожиточного минимума ускорил иск о признании противоправной бездеятельности правительства, поданный в конце апреля представителями нескольких общественных организаций в Окружной административный суд Киева.

Этот иск как раз и касается систематических нарушений законодательства в части игнорирования процедур установления прожиточного минимума (ПМ), а вслед за этим и других социальных стандартов.

Украинское законодательство содержит четкую формулировку ПМ как базового государственного социального стандарта, на основе которого определяются социальные гарантии и стандарты в сферах доходов населения, жилищно-коммунального, бытового, социально-культурного обслуживания, здравоохранения и образования.

На базе ПМ устанавливаются размеры МЗП и минимальной пенсии по возрасту, социальной помощи, помощи семьям с детьми и по безработице, стипендий и других соцвыплат, а также величина необлагаемого минимума доходов граждан.

В то же время согласно закону «О прожиточном минимуме», принятом в 1999 г., ПМ — это стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья набора продуктов питания и минимального набора непродовольственных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей.

ПМ рассчитывается исходя из месячной потребности для одного представителя основных социальных групп (детей до 6 лет, возрастом 6—18 лет, трудоспособного и нетрудоспособного населения). Набор продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, часто называемый потребительской корзиной, согласно закону, подлежит обязательному пересмотру не реже чем раз в 5 лет.

Существует также порядок проведения научно-общественной экспертизы для определения потребительской корзины, утвержденный постановлением Кабмина, исходя из которой рассчитывается размер прожиточного минимума.

Такая экспертиза проводится комиссией в составе 12 человек: по 4 представителя от центральных органов власти (Минэкономразвития, Минфина, Минсоцполитики и Минздрава — не ниже замминистров), объединений работодателей и всеукраинских объединений профсоюзов.

Правительство в лице Минэкономразвития подает на утверждение трехсторонней комиссии научно обоснованные и систематизированные данные о необходимых товарах и услугах. А в случае двойного отказа экспертной комиссии согласовать набор потребительской корзины этот вопрос должен рассматриваться Национальным трехсторонним социально-экономическим советом.

И только затем на основании содержимого потребкорзины определяется размер ПМ для различных групп населения, который учитывается при формировании бюджета государства.

Однако последний раз набор продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, который лег в основу ПМ, обсуждался в 2000 г. и больше не пересматривался. Поэтому на сегодняшний день потребительская корзина уже не отвечает ни изменившемуся рациону украинцев, ни бытовым и культурным потребностям общества.

Как уже писали «2000», анализ продовольственного набора показывает, что в наиболее привилегированном положении находятся подростки. Детям 6—18 лет следует ежедневно употреблять 220 г хлеба, 11 г макарон, 42 г круп и 556 г овощей, около 160 г мяса и мясопродуктов, 60 г рыбы, 35 г сливочного масла, 20 г — подсолнечного. Поддержать этот рацион должны 450 г молока и кисломолочных продуктов, 70 г сыра и 1 яйцо, 170 г фруктов и около 150 г фруктового и овощного соков.

Рацион для трудоспособных украинцев по сравнению с минимальным для растущих организмов еще более занижен. Взрослым полагается немного больше хлеба (280 г в день вместо 220), но меньше круп (9 кг в год, или менее 25 г/день), овощей (553 г) и фруктов (164 г), мяса (145 г), почти в два раза меньше рыбы (36 г), в 2,5 раза — сливочного масла. И совсем не положены соки.

Но если продуктовый набор еще как-то соответствовал реалиям (хотя есть большие сомнения, что нынешний ПМ способен его обеспечить даже самыми дешевыми продуктами питания), то на непродовольственную часть потребительской корзины во многих случаях вообще нельзя смотреть без изумления.

Так, например, в гардеробе каждого трудоспособного мужчины и пенсионера должны быть одна зимняя куртка на синтепоне на 5—8 лет, один костюм-двойка на 5—7 лет, две пары брюк (полушерстяные и джинсы) на 3—5 лет, один свитер на 3 года (для пенсионера — на 6 лет) и т. д.

Способна ли современная зимняя обувь выдержать 5—6 сезонов? Прослужат ли столько же две пары осенних и две пары летних туфель? Вопросы вполне уместные. Почему пенсионеров обделили рубашками? Если трудоспособным людям их положено 5 шт. на 4 года, то пенсионерам — всего 3 на 5 лет.

Женщинам трудоспособного и пенсионного возраста положено одно зимнее пальто на 8 лет (для пенсионеров — на 10), по одному демисезонному пальто на 7—8 лет и плащу — на 5—8 лет, два платья (полушерстяное и хлопковое), один халат, три блузки, по одной юбке и свитеру. Срок службы остальных вещей также предполагает далеко не первую их свежесть.

Отстали от жизни и другие составляющие потребительской корзины. Достаточно сказать, что из медпрепаратов среднестатистической семье на год положено 5 упаковок валидола, аспирина и анальгина, 2 флакона йода и зеленки, 900 таблеток витаминов и 1 тюбик детского крема. Без пересмотра устаревшего и не отвечающего реалиям наполнения потребкорзины любое повышение существующих соцстандартов — профанация и нарушение закона.

Как мы уже говорили, альтернативой существующей методике, когда в одну кучу смешаны продукты, одежда, лекарства, постельное белье, моющие средства, кухонная посуда и бытовая техника, мебель, бытовые услуги, поездки в общественном транспорте, походы в театры и музеи и т. д., является выплата социальных пособий в двойном размере продуктового набора.

В нашем же случае, как считает глава Всеукраинской общественной организации «Социальная солидарность» Ирина Касьян (один из заявителей иска к Кабмину о признании противоправной бездеятельности правительства по установлению прожиточного минимума), объявленное с начала сентября повышение минимальной зарплаты, пенсий и социальных выплат в том виде, в каком это делается, — насмешка над людьми.

«Расчеты, проведенные «Социальной солидарностью», показывают, что лишь индексация инфляции с марта 2014 г., когда это делалось последний раз, по нынешний период должна была дать МЗП в размере 2174 грн., а не 1378 грн. Украинцам предлагают работать за 66 грн. в день (новая почасовая норма оплаты труда, прописанная в законопроекте Кабмина. — Ред.) и быть счастливыми.

Закон о прожиточном минимуме требует не реже чем раз в 5 лет пересмотра потребительской корзины и на этом основании — прожиточного минимума. Но за последние 15 лет эти стандарты ни разу не пересматривались. По нашим сведениям, в 2005-м и 2010 г. трехсторонняя комиссия, состоящая из чиновников Кабмина, представителей профсоюзов и организаций работодателей, все же проводила экспертизу потребительской корзины, но ее данные игнорировались. Вот и сейчас правительство огульно поднимает МЗП, не пересматривая прожиточный минимум.

По нашему иску к Кабмину на этапе предварительных слушаний сначала представитель правительства явился на заседание неподготовленным, но полностью отрицал наши требования, не представив никаких доказательств. На последнем заседании 9 сентября суд затребовал стенограмму заседания Кабмина, на котором решался вопрос о повышении социальных стандартов. Но юрист Кабмина заявил, что эти данные конфиденциальные и не подлежат оглаcке. Судья очень удивился. На следующем заседании он должен перейти к рассмотрению дела по сути. Мы ожидаем, что суд удовлетворит наши требования», — утверждает г-жа Касьян».

Успехи эмиссии и инфляции

Помимо требования к Кабмину — обеспечить пересмотр продуктового набора и перечня непродовольственных товаров и услуг, на основе которых будет определяться ПМ после проведения научно-общественной экспертизы, в иске содержится ходатайство к правительству — опубликовать все протокольные решения и стенограммы заседаний экспертной комиссии, правительственных комитетов и Кабмина, касавшиеся установления ПМ с 1999-го по 2015 г. Кроме того, общественные заявители настаивают, чтобы бюджет на этот год был пересмотрен с учетом нового ПМ, а не 15-летней давности.

Впрочем, и так понятно, что заявленное правительством повышение социальных стандартов имеет инфляционную природу и характер предвыборного пиара.

В пояснительной записке к проекту изменений в госбюджет на т. г. указано, что изначально главный финансовый документ рассчитывался в соответствии с макроэкономическим прогнозом МВФ, согласно которому годовое падение ВВП Украины в 2015 г. должно было составить 5,5% при потребительской инфляции 26,7%. Объем номинального ВВП при этом был утвержден в размере 1850,2 млрд. грн.

Минэкономразвития по результатам консультаций с МВФ уточнило прогноз развития экономики в этом году. По сравнению с 2014 г. ожидается падение ВВП на 8,9%, а инфляция составит 45,8%. При этом более высокий рост цен обусловил повышение номинального ВВП до 1981 млрд. грн.

Учитывая, что в госбюджет Украины традиционно закладывается около 30% ВВП, по итогам 2015-го казна должна дополнительно получить около 40 млрд. грн. Это вполне соответствует данным за 8 месяцев с. г., когда по итогам января — августа наблюдалось перевыполнение доходной части общего фонда бюджета на 24,6 млрд. грн.

Но по понятным причинам чиновники предпочитают говорить не об инфляции, а о собственных успехах. Как заявил Павел Розенко, 10 млрд. грн., выделенные на повышение социальных стандартов, имеют не инфляционный или эмиссионный характер, а это реально заработанные экономикой деньги, в том числе за счет наведения порядка на таможне и в фискальной службе.

Очевидно, он имел в виду данные о том, что за счет введения электронного администрирования НДС сбор этого налога увеличится на 9,2 млрд. грн. Также на 1% — до 18,2% увеличилась ставка налога, взимаемая за ввезенные в Украину товары.

Впрочем, с таким же успехом можно говорить и о том, что большую часть социальных денег малоимущим и пенсионерам обеспечила продажа за 8 млрд. грн. лицензий на связь 3G-формата. Не говоря уже о том, что итоги экономического года были бы вообще провальными, если бы не масштабные валютные вливания в страну от государств-союзников и доноров из МВФ и других международных организаций.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка