Фантомные кубометры

№7(807) 17 — 23 февраля 2017 г. 15 Февраля 2017 4.8

Водоканалы игнорируют решение правительства о компенсации гражданам из местных бюджетов сверхнормативных объемов потребления холодной воды.

В предыдущем номере «2000» в статье «Вода подорожала. Что дальше?» мы информировали читателей об очередном решении Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) повысить тарифы на централизованное снабжение холодной водой и водоотвод для населения.

Можно согласиться с некоторыми основаниями госрегулятора для повышения тарифов. Так, у водоканалов растет стоимость закупаемых электрической энергии и реагентов, увеличиваются ставки налогов и расходы на оплату труда, растет курс валют для лицензиатов, имеющих займы международных финансовых организаций.

В то же время структура себестоимости (см. графики), по которой НКРЭКУ утверждает для водоканалов тарифы на централизованное водоснабжение и водоотвод, свидетельствует, что львиную долю в ней (66 и 71,4%) занимают стоимость закупаемой электроэнергии (32,2 и 29,4%) и расходы на оплату труда (33,8 и 42,0%), доля же ремонтов и приобретения реагентов (3,3 и 4,5% для водоснабжения и 4,8 и 1,1% для водоотвода соответственно) сравнительно мизерна.

Таким образом, ответ на вопрос, почему жители Ивано-Франковска платят за воду 9,28 грн. за 1 куб. м, а Ужгорода и Кропивницкого — почти в два раза больше (16,67 и 17,69 грн. за 1 куб. м соответственно), лежит в плоскости разной стоимости приобретаемой электроэнергии и, возможно, неодинаковых расходов на оплату труда.

Однако, кроме повышения тарифов, здесь есть и другая сторона медали.

Начав в начале 2014 г. поэтапное галопирующее повышение тарифов на все виды коммунальных услуг для населения, правительство одновременно резко снизило их социальные нормы потребления, учитываемые при предоставлении субсидий. Первоначально такие нормы были зафиксированы в постановлении Кабмина №409 от 6.08.2014 г. «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания». В последующем в постановление вносились изменения и дополнения, в результате чего социальные нормы потребления с мая прошлого года приняли следующий вид (см. табл. 1).

Как видим, социальные нормы потребления холодной воды для предоставления субсидий были снижены с 5,5 куб. м на человека до 2,4 куб. м (для многоквартирного жилого фонда) и 4,0 куб. м (для частного сектора), а водоотвода — с 9,0 до 4,0 куб. м на человека.

При этом, установив низкие социальные нормы потребления, правительство почему-то оставило в ведении местных властей полномочия по определению общих норм потребления холодной воды и водоотвода. В результате это вылилось в установление норм, значительно превышающих социальные (см. табл. 2).

К чему это привело?

Фактический уровень оснащения многоэтажного жилого фонда средствами учета холодной воды, по данным Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минрегионразвития), по состоянию на 1.07.2014 г., составлял 32,9%, а частного сектора и того ниже — 24%. Таким образом, более двух третей граждан платят за потребленную холодную воду и водоотвод не по показаниям счетчиков, а по «нарисованным» местными властями нормам.

Особенно больно установленные местными властями нормы ударили по малоимущим гражданам — получателям субсидий. Ведь разницу между социальной и общей нормами им приходилось оплачивать по полному тарифу. И если в Житомире и Львове эта разница составляет 0,2 и 0,94 куб. м на человека соответственно, то в Николаеве, Черкассах и Сумах получатели субсидий должны платить по полному тарифу за 5 куб. м на человека и более, что даже превышает соцнорму.

Приведем конкретный пример. Проживающая в Киеве в частном доме семья из четырех человек с месячным доходом на одного члена семьи в размере 1340 грн. получила субсидию для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Обязательный платеж за все виды услуг составил 438 грн. в месяц, в т. ч. за холодное водоснабжение и водоотвод — 12,45 грн. Однако в платежках водоканала фиксировалась значительно большая сумма — 139,13 грн., ведь водоканал насчитывает потребление 2,3 куб. м (разница между местной и социальной нормами) по полному тарифу: 2,3 х 13,77 х 4 = 126,68 грн.

Осенью прошлого года Кабмин, казалось бы, положил конец вакханалии и незаконным поборам в сфере поставок холодной воды.

11 ноября 2016 г. правительство постановлением №803 внесло изменения в постановления КМ от 6 августа 2014 г. №409 «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания» и от 23 августа 2016 г. № 534 «Некоторые вопросы предоставления субсидий для возмещения расходов на оплату услуги по централизованному отоплению (теплоснабжению), услуг по газо- и электроснабжению для индивидуального отопления».

Постановление № 409 от 6.08.2014 г. дополнено пунктом 31 следующего содержания: «Установить, что в случае утверждения органами местного самоуправления норм потребления жилищно-коммунальных услуг, превышающих социальные нормативы, определенные подпунктами 2—4 пункта 3 настоящего постановления, компенсация дополнительных расходов гражданам, которым в соответствии с законодательством назначена субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг, в случае отсутствия квартирных приборов учета холодной и горячей воды осуществляется за счет местных бюджетов».

Кроме того, абзац второй пункта 7 Порядка расчета и возврата в бюджет неиспользованных сумм субсидии для возмещения расходов на оплату услуги по централизованному отоплению (теплоснабжению), услуг по газо- и электроснабжению для индивидуального отопления, утвержденного постановлением №534 от 23.08.2016 г., дополнен таким предложением: «При этом не допускается начисление и учет любой задолженности на лицевом счете получателя субсидии».

Прошло три месяца после принятия постановления, однако водоканалы, пользуясь недостаточной информированностью населения, продолжают начислять разницу в нормативных объемах.

При этом весьма примечателен нюанс, характеризующий уровень исполнительной дисциплины в стране. На мой вопрос о незаконных суммах в платежках в водоканале Подольского района столицы в начале января ответили, что они ничего не знают(?!) о постановлении Кабмина №803, а в начале февраля последовал ответ, что еще не разработан алгоритм возмещения водоканалу расходов из местного бюджета. Но с какой стати неимущие граждане должны оплачивать бездеятельность чиновников горгосадминистрации и нерадивость руководства водоканала?

Кое-кто может дать совет — установите счетчики, и не будет проблем. Однако сможет ли советчик ответить на вопрос: как порядка восьми миллионам пенсионеров с доходом (пенсией) 950—1300 грн. выкроить после оплаты обязательного коммунального платежа 600—800 грн. на приобретение и установку одного счетчика? Ведь законодательно приборы учета холодной и горячей воды почему-то устанавливаются за счет потребителей, тогда как счетчики электро-, теплоэнергии и газа — исполнителями соответствующих услуг.

В ряде регионов действуют программы, позволяющие льготным категориям граждан устанавливать счетчики горячей и холодной воды за счет бюджета, — возможно, читателям стоит проверить такую возможность. В Киеве, например, этим предложением могут воспользоваться: инвалиды I группы подгруппы А; дети-инвалиды подгруппы А; одинокие неработающие пенсионеры, нуждающиеся в уходе, размер пенсионной выплаты которых не превышает полутора прожиточных минимумов доходов; инвалиды I группы подгруппы Б и инвалиды II группы, размер пенсионной выплаты которых не превышает полутора прожиточных минимумов; опекуны несовершеннолетних детей-сирот. В столице для этого нужно подать заявление в центр коммунального сервиса.

Читателям «2000», получающим субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и не имеющих в квартире (доме) счетчиков холодной воды, мы дадим другой простой совет, который, думается, заставит водоканалы и местные органы власти выполнять решения правительства.

Не поддавайтесь произволу местных чиновников и нерасторопных руководителей водоканалов! Проставляйте в платежках водоканалов в графе «Сумма к оплате» только размер обязательного платежа, установленного соответствующим органом социальной защиты при назначении субсидии. И постоянно напоминайте водоканалам (по телефону и письменно) о вышеприведенных положениях постановления Кабмина №803 от 11.11.2016 г. Если же водоканалы не реагируют, продолжают высылать вам космические платежки и тем более начисляют задолженность, обращайтесь в суд.

P. S. 6 февраля Кабмин постановлением №51 в очередной раз внес изменения в вышеупомянутое постановление №409 от 6.08.2014 г., которым утверждены государственные социальные стандарты в сфере жилищно-коммунального обслуживания.

Документом с 1.05.2017 г. снижены социальные нормативы использования:

— природного газа для индивидуального отопления: с 5,5 куб. м до 5,0 куб. м на 1 кв. м отапливаемой площади в месяц в отопительный период;

— теплоэнергии для централизованного отопления (теплоснабжения) абонентами, жилые дома которых оборудованы домовыми и/или квартирными приборами учета: с 0,0548 Гкал. до 0,0431 Гкал. на 1 кв. м отапливаемой площади в месяц в отопительный период;

— электроэнергии для индивидуального отопления: с 65 кВт.ч до 51 кВт.ч на 1 кв. м отапливаемой площади в месяц в отопительный период.

Кроме того, пересмотрены (снижены) корригирующие коэффициенты для расчета размера расходов электроэнергии, природного газа и других видов топлива на нужды отопления в многоэтажном жилом фонде.

Достаточно ли 5 куб. м газа на 1 кв. м площади в месяц для отопления частных домов в нынешнюю сравнительно морозную зиму, мы проанализируем по окончании отопительного сезона.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Отопительный сезон: в столице из-за аварий по-прежнему...

Работы на 62 участках ведут ремонтные бригады «Киевэнерго», еще на 79 трудятся...

Ледяной ад в киевском морге: работники устроили...

Родственникам покойных приходится переносить похороны

В столице без отопления остаются 234 дома

70% теплосетей Киева уже исчерпали свой 25-летний ресурс

Тепло в жилые дома Киева будут пускать постепенно

На старте отопительного периода необходимо соблюдать установленный технологический...

Реструктуризировать коммунальные долги предложили в...

Государство идет навстречу гражданам и позволяет оформить договор реструктуризации...

Загрузка...

Халатная диверсия или диверсионная халатность?

Взрывы на военных складах по масштабам последствий сопоставимы с интенсивным...

«Любіть Україну», чтоб вами не занялись

Программы воспитания гордости за происхождение по этническому принципу нет ни в...

Поражение в электронных правах

Эстония по праву считается мировым лидером в области внедрения электронного...

Карнавал в Майлине: «Будда» дозревает

На дереве, отдаленно напоминающем грушу, висели фигурки Конфуция, Будды и бюсты Мао...

Сел в такси — задолжал 70 гривен

В каждой стране к такси предъявляют собственные требования, а правила их пользованием...

Бесплатная приватизация земли. Проблема даже для...

Ажиотаж вокруг бесплатной приватизации в последнее время связан с обещаниями властей...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка