Фемида впереди паровоза

№33–34(745) 23 — 29 октября 2015 г. 21 Октября 2015 2 0

Даже имея большую фантазию, сложно представить частного судебного исполнителя, описывающего имущество Министерства юстиции Украины, например оргтехнику и служебные автомобили, чтобы выполнить решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и возместить ущерб незаконно осужденному, или такую же процедуру в Пенсионном фонде для выплаты недоначисленных пенсий. Но именно этим мотивируют законодатели необходимость и безотлагательность создания в стране института частных судебных исполнителей.

Верховная Рада приняла в первом чтении сразу два законопроекта, закладывающих в Украине основу частного сопровождения судебных решений, — «О судебном производстве» и «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов». Инициатором обеих законодательных инициатив является президент Петр Порошенко.

В пояснительной записке к первому, подписанной замруководителя Администрации Президента Алексеем Филатовым, необходимость внедрения института частных исполнителей обосновывается неудовлетворительной практикой Государственной исполнительной службы и выводами на этот счет ЕСПЧ.

В частности, упоминается о том, что в 2011 г. Европейский суд рассматривал ситуацию с выплатой компенсации за непредоставленные лекарства днепропетровскому пенсионеру Анатолию Шмалько. Инвалид-пенсионер должен был за счет бюджета получать медпрепарат калимин-60, необходимый для лечения нервно-мышечной утомляемости (миастении). Однако вынужден он был лечиться за свой счет и в конце концов подал иск на государство для компенсации затрат на лечение. Но даже имея на руках выигранное дело, г-н Шмалько не смог получить причитающуюся ему выплату.

В выводе комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия ко второму законопроекту, подписанном главой комитета — Русланом Князевичем, названы и другие дела, в том числе «Юрий Николаевич Иванов против Украины». Бывший офицер украинской армии на протяжении многих лет безуспешно пытался взыскать с военного ведомства выходное пособие и компенсацию за неполученное имущество.

Согласно резолюции ПАСЕ 1787 (2011) от 26 января 2011 г. «Исполнение решений Европейского суда по правам человека», Украина оказалась среди стран, где невыполнение решений национальных судов является одним из «основных системных недостатков». Таким образом, постоянно нарушается статья № 6 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод.

В свою очередь невыполнение судебных решений негативно влияет на авторитет судебной власти, поскольку не достигается конечная цель правосудия — защита интересов граждан и реальное восстановление их нарушенных прав. Без надлежащего исполнения судебных решений правосудие теряет смысл.

Трудно не согласиться с г-ном Князевичем, что невыполнение решений судов наносит ущерб авторитету судебной власти, а если шире — то и государства. Но еще больше государственные устои подрывает избирательность правосудия и встроенные в систему правоохранительных органов элементы коррупции.

Теперь же, не реформируя судебную систему, существующую исполнительную службу предлагается усилить более многочисленными и мобильными частными исполнителями. И исполнять им придется отнюдь не решения ЕСПЧ, который, как правило, выносит их в отношении государства Украина, а отечественных судов и стыдливо не упомянутых «других органов» в отношении физических лиц и частных предприятий.

Ни для кого не секрет, что наибольший интерес к введению в практику частных исполнительных служб проявляют банки. По итогам первого полугодия т. г. 45 из 137 украинских банков имели совокупный убыток на сумму около 85 млрд. грн. При этом банки регулярно продают невозвращенные кредиты коллекторским фирмам по 10—15% их стоимости.

Пресловутыми «другими органами», упомянутыми в законопроекте, вероятно, являются коммунальные службы-монополисты, которым по итогам последнего отопительного сезона потребители задолжали еще 12 млрд. грн. С повышением расценок на газ и электроэнергию долги за «коммуналку» будут только расти.

Но ранее банковских и коммунальных должников, не сумевших вписаться в сегодняшнюю действительность, спасали бездействие или откровенное нежелание исполнительной службы «рыться в вещах», участвуя в описании личного имущества неудачников. Создание института частных исполнителей знаменует собой появление совершенно новой категории граждан, которые будут жить с процента от реализации арестованного и проданного имущества своих соплеменников. А в некоторых случаях можно говорить и о легализации криминальных структур, которые займутся обслуживанием конкретных финансово-промышленных групп, банков и коммунальных монополистов.

Цена вопроса в самом деле высока. Как заявила недавно первый замминистра юстиции Наталья Севостьянова, в Украине не выполняется около 70% судебных решений. По состоянию на прошлый год в Государственной исполнительной службе находились предписания по судебным решениям на сумму около 400 млрд. грн., из которых было взыскано 3,6%, т. е. менее 15 млрд. грн.

Между тем сами законодатели признают, что к выбиванию долгов с бюджетных и коммунальных учреждений частных исполнителей не допустят. Их деятельность будет ограничена предприятиями с долей госсобственности в уставном капитале не более 25%. Таким образом, упоминание ЕСПЧ и Конвенции по правам человека в сопроводительных документах к проектам законов о частной исполнительной службе — не более чем манипуляция.

Если же законопроекты «О судебном производстве» и «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» будут приняты ВР в их нынешнем виде, то частных исполнителей едва ли не приравняют в правах к правоохранителям.

Вторжение в приватную жизнь частного исполнителя будет караться наравне с аналогичными действиями в отношении сотрудника правоохранительных органов. Сопротивление «частнику» в ходе выполнения судебного решения — так же, как сопротивление полицейскому «при исполнении» или госисполнителю.

Наверное, реформирование системы правосудия стоило бы начать с судов и прокуратуры, а дореформенные судебные решения выделить в отдельную плоскость, защитив самые бедные слои населения от произвола частных фирм, наделенных государственными полномочиями.

Тем не менее нынешние власти, начиная с президента, торопятся с реформой исполнительной системы, поскольку это одно из требований иностранных инвесторов. Бизнес не хочет вкладывать деньги в страну, где даже решение суда не гарантирует его исполнения.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Выпускники вузов не хотят работать по специальности

Они учились ради «корочки», а нужные навыки приобретали в процессе работы или...

Прощай, забой! Гуд-бай, мореходка!

Проблема не в профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных...

Сдутый сектор

Европейские финансисты не уверены в стабильности украинской валюты и не знают, каким...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Покажи свое IT

Все стали перепечатывать новости о масштабной акции протеста «Гройсман, не кошмарь...

Хозяйка железной горы и марганцевых руд

Занимая немногим более 5% территории Украины, Днепропетровская область может по праву...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Бpодяга тот самый
25 Октября 2015, Бpодяга тот самый

Вашу Бога душу ма... Простите, Ярослав! Какого чёрта, ваши кураторы из Госдепа, ФБР, ЦРУ, ещё десятка "разведок" США и, главное, МинЮста США не объяснят вам всем (особенно, выпускникам "факультета стукачей" Порошенко, Саакашвили, Климкину и прочим), что преследование ЧАСТНЫМИ приставами разрешено ТОЛЬКО ПО УГОЛОВНЫМ СТАТЬЯМ? Причём, по истечении полугода (минимум) до трёх лет (по убийствам, "хищениям в особо крупных..." и т.д.) лет. Что, юриспруденцию в/на Украине отменили совсем?

С Геной Корбано(е)м ("Приват") - дело иметь приходилось - отбились. В Харькове.

Порошенко пытается легализовать "службы безопасности" (коллекторов) банковю Своего - в первую очередь. Недаром единственный банк, "выросший" аж в семь раз - порошенковский.Ну а "последняя приватизация" + распродаже остатков Окраины тем же самым "Каргил" и "Монсанто" - пару-тройку "ярдов" "зелени" яйценюху с "шоколадом" добавит. Только что людям делать потом? Когда новоявленные "приставы", не стеснённые законом, будут детей с мамками выгонять на улицу? Пенсионеров, лишённых пенсии? Журналистов, потерявшмх работу? :-) Последнее - для Ваших коллег.

Ну и?.. Исполнительное производство по экономике в руках бандитов? Россия это прошла в 90-х, Вы - тоже. "Назад в будущее" - 4?

- 0 +
Ярослав ДМИТРЕНКО
26 Октября 2015, Ярослав ДМИТРЕНКО

Не понял, что вам не нравится? В тексте.

- 1 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка