Гости из будущего

№25(777) 24 — 30 июня 2016 г. 23 Июня 2016 5

Украинские IT-специалисты готовы внедрять в социальный ландшафт технологии, намного превышающие готовность и фантазии чиновников

Команда Александра Катичева знает все о выборах

Избрав путь глобализации, украинские власти объективно вынуждены мериться с другими государствами различными рейтингами и индексами — открытости, прозрачности, конкурентоспособности, удобства ведения бизнеса, развития человеческого капитала, подверженности коррупции, угрозы терроризма и т. д.

Одним из инструментов оценки готовности общества к интернет-технологиям является индекс электронного управления, в оригинале — E-Government Development Index, публикуемый ООН раз в два года. По-украински этот термин читается как «електронне урядування».

Согласно последнему такому индексу от 2014 г. Украина по уровню внедрения интернет-технологий в государственном управлении занимает 87-е место из 193 проиндексированных стран.

Из трех компонентов исследования наиболее высокую оценку наша страна получила в разрезе человеческого капитала (0,8616), среднюю — по развитости телекоммуникационной инфраструктуры — 0,3802, а самую низкую — в онлайн-сервисах — 0,2677. Общий E-Government De-veopment Index Украины — 0,5032.

Отставание от глобальных темпов развития электронного управления серьезно тянет страну назад. Как констатировали в Госагентстве по во-просам электронного управления, курирующем эти процессы, за два последних исследования, то есть с 2010 г., Украина в рейтинге ООН потеряла 33 позиции.

В самом тексте исследования найти нашу страну удалось не сразу. Хотя таким государствам, как Непал, Гаити, Руанда, Эфиопия, Шри-Ланка или Йемен, не говоря уже об Италии, Швеции, Франции, США или Корее, в нем были посвящены целые главы.

Украинские власти признают, что существующая система предоставления административных услуг характеризуется низкой доступностью, непрозрачностью, закрытостью для граждан и требует немедленного реформирования в виде сокращения бюрократических процедур и поэтапного перевода оставшихся на электронную платформу.

Поэтому развитие электронного управления и внедрение электронных админуслуг являются одним из стратегических приоритетов реформирования системы госуправления.

В рамках Соглашения об ассоциации с ЕС Украина обязана обеспечить комплексное развитие наиболее массовых и социально значимых электронных услуг. По словам замдиректора Госагентства электронного управления Алексея Выскуба, если суммировать все направления и представленные в них услуги, получится 70—80 услуг. Обеспечить их перевод в электронную форму Украина должна уже к 2018 г.

В концепции развития предоставления е-услуг, одобренной постановлением Кабмина, к приоритетным отнесено 54. Из них на национальном уровне реализовано пока не более 10.

На сегодня можно получать электронные выписки из земельного кадастра, начинать и завершать строительство в электронной форме, получать строительную лицензию, предприятиям — декларировать отходы в экологической сфере. Есть также несколько услуг в инвестиционной сфере и была запущена электронная процедура получения субсидии.

Процесс перевода админуслуг в электронную форму уже запущен и набирает обороты. За последний год в стране появились и заработали единый портал открытых данных Data.Gov.Ua, портал публичных финансов E-Data, госзакупок — Prozorro. По сравнению с предыдущими годами это огромная скорость движения вперед, которая даст необходимую динамику, чтобы продвинуться и в мировом рейтинге, считает Алексей Выскуб.

Ведь более чем за два десятилетия независимости в Украине так и не были решены базовые проблемы, такие как электронное взаимодействие органов власти, электронная идентификация граждан и внедрение электронных услуг, что позволяет чиновникам максимально усложнять определенные бюрократические процессы.

«Чтобы было понятно на пальцах, пока нет электронного взаимодействия органов власти, мы вообще не можем говорить об упрощении процедур взаимодействия граждан, бизнеса и власти. И эти процедуры будут всегда бюрократизированы, пока мы полностью не пересмотрим, не проведем внутренний реинжиниринг и не оптимизируем внутренние процессы с использованием новых технологий», — рассказал «2000» один из руководителей профильного госагентства.

За последние два года у граждан Украины и бизнесменов появились новые возможности сэкономить время, получив ту или иную услугу в электронном виде. Хотя процесс электронного управления все еще саботируется. Недавно «2000» писали о том, что лишь менее 10% госпредприятий публикуют финансовые отчеты и данные о трансакциях на портале публичных финансов.

Однако движение в направлении перевода админуслуг в электронную плоскость и их предоставления через интернет необратимо. Интернет-технологии и устройства стремительно меняются, а для представителей нового поколения украинцев смартфон с интернетом уже стал не менее важным предметом, чем расческа или зубная щетка.

О том, что интернет-технологии будут занимать все более важное место в нашей повседневной жизни, рассказали и участники первого всеукраинского хакатона EGAP Challendge, состоявшегося в Днепропетровске.

  • Пока вверху идут дискуссии, внизу кипит работа над проектами

    Пока вверху идут дискуссии, внизу кипит работа над проектами, фото №1

    Пока вверху идут дискуссии, внизу кипит работа над проектами

  • Гости из будущего, фото №2

    Гости из будущего, фото №2, фото №2
Фото 1 из 2

«Хакатон» — принятый в IT-сообществе неологизм, образованный от слов «хакер» и «марафон». Так называют форум, в ходе которого специалисты из различных областей разработки программного обеспечения (программисты, веб-дизайнеры, маркетологи и т. д.) сообща работают над разрешением какой-нибудь проблемы.

Днепропетровский EGAP Challenge был первым в серии хакатонов национального конкурса IT-проектов электронной демократии с призовым фондом 4,5 млн. грн., финансирование которому предоставили ведущие IT-компании, такие как IBM, Cisco Systems, De Novo и Intel.

В 32-часовом мероприятии соревновались 24 команды, которые показывали организаторам, как можно упростить жизнь и решить проблемы в области политического управления, в коммунальной отрасли, здравоохранении, образовании и других сферах.

По словам представителя «EGAP Challenge Днепр» Сергея Довгополого, сначала команды проводили презентации своих проектов, затем были менторские часы. На них эксперты, приехавшие из Киева и других городов, консультировали участников конкурса, обращая их внимание на сильные и слабые стороны. Для этого все команды собирались в рабочей зоне, к ним спускались эксперты. Участникам хакатона раздавали списки, кто из экспертов в чем силен. После чего организаторы периодически проводили «контрольные точки», отслеживая изменения и доработки в проектах.

Участие в мероприятии представителей уже зарекомендовавших себя на рынке IT-компаний, несомненно, понимающих коммерческую и социальную ценность представленных идей, существенно ускоряет процесс их внедрения. Поэтому определенно можно говорить, что проекты, прошедшие в следующий круг, т. н. инкубацию, имеют высокие шансы быть реализованными.

Среди самых перспективных жюри отметило проекты EduРay, Fact Point, iGOVBot и «Электоральная история Украины», прошедшие в следующий круг, а также Navizor, «Открытый бюджет» и «Домашняя нейрореабилитация», получившие отдельную менторскую поддержку. Приз зрительских симпатий достался EduPay. С него и начнем обзор социальных интернет-технологий, претендующих на всеукраинское внедрение, признание и славу.

Школьные поборы — под контроль

12 млн. украинских родителей безропотно сдают учителям кровно заработанные наличные на ремонт школ и обновление инфраструктуры учебных заведений. Это показалось организаторам самой большой несправедливостью, которую можно легко и быстро исправить.

По данным руководителя проекта «Украинская образовательная платежная платформа» (EduPay) харьковчанки Татьяны Ефимовой, порядка 94% платежей в школах и лечебных учреждениях Украины собирается абсолютно неподотчетно, а оставшиеся 6% оформляются как благотворительные взносы. Однако потребовать отчет о том, как расходуются и эти средства, граждане тоже могут едва ли.

В будущем, выбрав в поисковой системе портала EduPay номер конкретного учебного учреждения, родители смогут получить данные о его финансовых запросах, сколько денег уже собрано и как потрачено. Проект предполагает автоматический отчет о расходовании средств всем группам пользователей.

Г-жа Ефимова рассказала «2000», что EduРay работает уже два года, с ноября 2015 г., по самостоятельным протоколам банков. За это время было обслужено более 20 тыс. платежей.

Наиболее активно EduРay работает в Киевской и Сумской областях. Днепр и Харьков подключены, но пока не работают. Наибольшая проблема в том, что администрация не информирует родителей о существующих возможностях платформы. Тем не менее 300 учреждений к системе уже подключены.

«Мы заключаем договора с юридическими лицами — владельцами счетов. Это могут быть как учебные заведения, так и районо. Обслуживаем оплату за пробное ВНО.

Нами интересуются спортивные и творческие школы. Потому что везде, где существует наличка, — это поле для злоупотреблений.

В отличие от платежных систем, мы не являемся финансовым агентом — деньги идут напрямую с карточки родителей на счета образовательных учреждений, а мы всего лишь формируем правильное платежное сообщение — это позволяет нам работать со всеми госучреждениями.

Для масштабного внедрения проекта в украинской системе образования желательно, чтобы все учреждения имели статус юридического лица.

Также вместо благотворительных фондов лучше, чтобы все учреждения имели спецсчета с целевым назначением выделенных средств: таким образом, родитель, заплативший за установку окон, будет уверен, что эти деньги не пойдут, например, на закупку шифера для ремонта крыши или другие цели. Общее мнение специалистов сводится к тому, что фонды — это определенная зона для злоупотреблений», — считает победительница днепропетровского этапа отбора социальных интернет-проектов.

Образовательную сферу в проекте также представлял автор известных многим родителям и детям школьных электронных дневников Юрий Зайцев.

Сейчас у него более глобальные планы — свести на едином образовательном портале учеников, их родителей и учителей.

Монетизироваться (зарабатывать на жизнь) «Информационная система управления образованием» (ИСУО) могла бы за счет процента от трансакций и пользования репетиторской помощью преподавателей.

Такой замысел, вероятно, будет недешев. К тому же никто и сейчас не запрещает администрациям учебных заведений создавать собственные сайты и форумы, на которых все заинтересованные стороны могли бы обмениваться взглядами на предмет развития образования и решение возникающих проблем.

Еще один харьковчанин — кандидат технических наук, эксперт по реинжинирингу и внедрению процессно-ориентированного подхода в управлении предприятием Олег Гуца представил проект платформы Knowledge Market. Он предполагает перенос знаний экспертов из различных областей в интернет и обращение за советами к боту-консультанту. Рынок интеллектуальных ботов в мире считается весьма перспективным и быстрорастущим.

Коммунальный ракурс

Качество коммунальных услуг, предоставляемых украинцам, во многих случаях отстает от мировых стандартов. Однако существующие интернет-технологии дают возможность если не подтянуть их до цивилизованного уровня, то хотя бы усилить общественный контроль за выполнением тех или иных работ.

На конкурсе «EGAP Challenge Днепр» было представлено сразу несколько проектов, реализуемых в коммунальной сфере.

Самым перспективным из них жюри признало днепропетровский Fotofact.info.

Вкратце суть «фотофакта» заключается в том, что любой прохожий может сфотографировать переполненную урну, не вывезенный вовремя мусорный контейнер, незаизолированный провод или текущую трубу. Но это не просто фотоснимок, а своего рода электронный документ и одновременно обращение к коммунальным службам с требованием устранить проблему.

Чтобы обычный снимок с камеры смартфона стал фотодокументом, автор должен пройти ID-авторизацию, а коммунальный объект — содержать электронную метку (стикер). Таким образом будет сформирована ID-база коммунальных объектов, каждый снимок будет привязан к конкретному времени и месту. Исключается возможность редактирования снимка Fotoshop и другими подобными программами.

Городские власти могут регулярно получать от горожан достоверную информацию о том, как коммунальные службы справляются со своими задачами, и делать выводы об их финансовом обеспечении и кадровом соответствии руководителей занимаемым должностям.

Управляющий партнер проекта Fotofact.info Юрий Куратченко не скрывает, что технология пошагового фотографирования производственных процессов широко использовалась в общесоюзном ВПК. Теперь ее применение хотят распространить на коммунальные объекты. И эту идею эксперты сочли весьма перспективной.

Усилить обратную связь граждан с коммунальными службами призван еще один днепропетровский проект — LightVote.

LightVote намерены апробировать в днепропетровском «Горсвете»

В его названии объединено два английских слова — «свет» и «голос». По словам одного из авторов LightVote— Олега Осипова, они уже достигли договоренности с КП «Горсвет» Днепропетровского горсовета об апробации проекта.

LightVote позволит горожанам отправлять на портал проекта сообщения установленной формы о перегоревших лампах уличного освещения. Благодаря чему руководители КП будут иметь актуальную информацию о состоянии своего хозяйства и сэкономят деньги на инспекциях и объездах.

Более глобально, после создания интернет-портала и мобильного приложения, пользователь LightVote сможет открывать на экране смартфона или мониторе компьютера многослойную карту города, каждый слой которой будут занимать конкретные коммунальные предприятия.

Доступ к таким картам, с одной стороны, имеется у сотрудников КП, наносящих на них свои объекты, с другой — у горожан, которые смогут отправлять сообщения о том, что в каком-то конкретном месте стерлась дорожная разметка, течет труба, просел грунт или, опять же, не вывезен мусор.

При наличии только в Днепре порядка полусотни коммунальных предприятий такая система обмена данными ежемесячно собирала бы 150 тыс. грн., необходимых для поддержания ее в рабочем виде. Кроме того, сайт мог бы дополнительно зарабатывать на интернет-рекламе.

Сигнализируя о коммунальных проблемах, жители города автоматически проявляют гражданскую активность и, совершенно естественно, добиваются от властей, чтобы их проблемы решались быстрее, чем у тех граждан, которые LightVote не пользуются.

Однако идея авторов LightVote о предоставлении своим пользователям неких баллов за активность, дающих право на ремонты и работы, организаторам не понравилась. Они справедливо считают, что жители в равной мере должны получать качественные коммунальные услуги.

Кроме того, всем понятно, что проблема той же неосвещенности улиц заключается не в том, что коммунальщики не знают, где плохо горит, а в бюджетном содержании конкретной сферы. Вероятно, это и стало одной из причин, по которой LightVote не прошел в следующую стадию конкурса. Хотя идея онлайн-оповещения коммунальных служб о проблемах и недоработках является главным трендом коммунальных

IT-проектов. И в скором времени она так или иначе будет реализована.

К нам едет Navizor

Cхожую задачу в дорожной сфере решает проект Navizor, позволяющий сократить время и расходы на ремонт автомобилей.

Сервис в реальном времени собирает данные о состоянии дорог. На их основе Navizor составляет карты и планирует оптимальные маршруты.

По словам руководителя проекта Андрея Хомина — владельца преуспевающей интернет-компании, — такая информация позволяет экономить до 15% топлива и снижает затраты на ремонт автомобилей.

Авторы Navizor являются обладателями патентов, описывающих алгоритмы оптимизации логистических маршрутов и экономии топлива с учетом качества дорожного покрытия.

Советник проекта — министр инфраструктуры Владимир Омелян. А его применение, надо полагать, выйдет за пределы страны, поскольку Navizor собирает данные о дорогах 36 стран, помимо Украины.

Дорожным службам эта платформа позволит планировать оптимальные потребности в ремонтах, а общественникам и простым гражданам — контролировать проведение дорожных работ и их качество.

Как уверяет Андрей Хомин, в скором времени на интерактивной карте проекта мы сможем увидеть статистику состояния дорог, рейтинг наихудших из них, в каком они состоянии, предполагается ли их ремонт и когда, а также затраты на текущие ремонты по регионам и населенным пунктам.

После ремонта система будет контролировать состояние дорожного покрытия. И если разрушение происходит неестественно быстро, это даст возможность привлечь подрядчика к ответственности. Вполне вероятно, что Navizor будет сам рассылать соответствующие комментарии в Госавтодор и правоохранительные органы.

В контексте реформирования жилищно-коммунальной сферы и контроля за создаваемыми управляющими компаниями ОСМД весьма актуальным был бы и проект создания системы контроля коммунальных тарифов.

Дмитрий Чашин предлагает создать реестр управляющих компаний ОСМД

Судебно-строительный эксперт и преподаватель Приднепровской архитектурно-строительной академии Дмитрий Чашин предлагает публиковать данные об управляющих компаниях ЖКХ на едином портале. Там же будут анализироваться установленные ими тарифы на содержание придомовой территории, техническое обслуживание и текущий ремонт, ремонт подвала и кровли, подготовку к зиме и освещение мест общего пользования.

Чтобы тарифы были обоснованными, г-н Чашин предлагает управляющим компаниям пройти их экспертизу, проводить которую будут аттестованные эксперты.

При наличии в стране порядка 4,5 тыс. управляющих компаний и плате за экспертизу в размере 2 тыс. грн. проект мог бы собирать достаточную сумму не только на поддержание работоспособности в интернете, но и на работу экспертов.

Г-н Чашин полагает, что во многих случаях тарифы на содержание жилья завышены до неприличия. Разумной является плата 1,5—1,7 грн./кв. м, а не 5—7 грн., как предлагают сейчас иные управляющие компании. Поэтому затраты на экспертизу вернулись бы жильцам понижением квартплаты.

На едином портале коммунальных тарифов согласованные расценки могли бы выделяться зеленым цветом, незаконно завышенные — красным, а те, что проходят согласование, — черным. По каждому из них компании-управители должны отчитаться перед своими жильцами и экспертами.

Впрочем, в нынешней ситуации проект создания единого портала тарифов ЖКХ может быть реализован исключительно при наличии законодательной инициативы и политической воли. А заниматься его поддержанием должен был бы отдельный департамент Минрегионразвития или отдельное госагентство.

Организаторы хакатона отметили, что подобные проекты являются интернет-технологиями только на 5%. Оставшиеся 95% должны развиваться офлайн с применением методов государственного принуждения и регулирования. Поэтому продвижение таких социальных технологий не входит в задачи конкурса. Но сама по себе идея заслуживает внимания.

Еще одним проектом, прошедшим в следующий этап всеукраинского конкурса, стал IGovBot — мобильное приложение для смартфонов, которое работает уже два месяца. За это время его пользователями совершенно бесплатно стали 3 тыс. человек, в том числе журналист «2000».

По словам автора этого проекта, владельца днепропетровской IT-компании «908» Алексея Иванкина, в IGovBot реализована идея сделать более удобной для бизнеса работу с госреестрами. Сначала — с реестрами физических лиц и компаний, а затем и с порталом «Открытой судебной власти».

Установив приложение на свой смартфон, набрав ЕГРПОУ предприятия или его полное название на украинском языке, пользователь мгновенно получает на экране информацию о местонахождении искомой компании и ее контакты, данные о победах в государственных тендерах и судебных спорах, в которых она участвует.

Кроме того, у него есть возможность подписаться на обновление данных об интересующем предприятии — новом суде, смене местонахождения, возбужденном деле о банкротстве и т. д.

Алексей Иванкин утверждает, что, выводя на рынок этот продукт, не преследовал цели на нем заработать. Разработка велась его компанией за свободные средства.

Тем не менее едва ли не каждый украинский предприниматель имеет негативный опыт сотрудничества с коллегами, которые не выполняют условий по договорам, присваивают деньги или не предоставляют обещанные услуги.

Информация, которую пользователь может получать с помощью IGovBot, как раз и защищает от сотрудничества с недобросовестными предпринимателями.

О физическом лице мы можем узнать, занимается ли человек предпринимательской деятельностью, зарегистрировав ЧП или другое предприятие, а также в каком оно состоянии.

Политкорректность данных о выборах и политиках

Сегодняшнее украинское общество является политически гиперактивным и чрезмерно политизированным. Поэтому сразу в нескольких проектах, представленных на конкурсе, реализовывалась идея прямого народовластия, обратной связи между политиками и избирателями.

Так, например, днепропетровец Вадим Мищенко, один из авторов проекта «Приемная депутата», рассказал «2000», что, изучая ситуацию с приемными народных избранников Днепропетровского горсовета прошлого созыва, выяснил: лишь менее трети депутатов ведут прием граждан самостоятельно, еще столько же — через помощников. А более трети депутатов либо вообще не имели своих приемных, либо данные о них в интернете были недоступны для избирателей.

Зайдя на сайт региональной «депутатской приемной», посетители могли бы выяснить, какой депутат привязан к их округу, где расположены его приемные и когда они работают.

Кроме того, на сайте можно было бы размещать данные о движении средств местных бюджетов и оставить заявку или электронный наказ своему депутату. Это в немалой степени сэкономило бы время и депутатов, и избирателей.

Еще один проект, BigPolicy («Большая политика»), представляет собой краудфандинговую платформу, позволяющую политикам собирать средства на свою политическую деятельность. Идея не нова. С помощью интернет-технологий избиратели могут буквально проголосовать «гривней» за полюбившегося политического деятеля и его политсилу.

Победителем же днепропетровского этапа EGAP Challendge стал проект «Электоральная история Украины».

Как рассказал его руководитель Александр Катичев, этот веб-сервис для анализа и визуализации результатов выборов позволяет обеспечивать открытость и прозрачность избирательного процесса, в том числе в день голосования.

Будучи реализованным в виде интернет-портала и мобильного приложения, он позволит по адресу прописки получить на экране смартфона или компьютера адрес избирательного участка, схему, как на него попасть, и проверить себя в реестре избирателей.

Сервис будет интересен как избирателям, так и профессионалам — политологам, политтехнологам и журналистам. Для экспертов некоторые функции будут платными, а для обычного избирателя — карта-схема поиска своего участка и простейшие данные о выборах — бесплатными.

Александр Катичев рассказал «2000», что проект прежде всего рассчитан на 100 тыс. молодых людей, ежегодно пополняющих списки избирателей, а также переселенцев, которые переехали в другой населенный пункт и не знают, где расположен их новый избирательный участок.

Более глобально «Электоральная история Украины» представляет собой аналитический инструмент по обработке данных, позволяющий в несколько кликов выбрать округ, выборы и узнать, что там происходило и происходит.

В первую очередь политикам и их командам могут быть интересны различные выборные «аномалии», такие как всплески активности на отдельных участках, нереально большое количество голосов, отданных за определенного кандидата, по сравнению с другими участками, слишком высокое количество недействительных (испорченных) бюллетеней, например 20% вместо среднестатистических 5%, высокий процент голосования на дому на отдельных участках и т. д.

Такая информация дает кандидатам возможность приготовиться к вероятным нарушениям, выставив на конкретных участках больше наблюдателей, выстроить правильную стратегию борьбы на каждом избирательном участке.

В настоящее время информация об избирательных «аномалиях» накапливается в ЦИК, но она недееспособна — лежит там огромным массивом и не востребована широким кругом избирателей.

В веб-сервисе Катичева и его команды, в которую входят аналитик-математик, в прошлом директор физико-математического лицея, два разработчика программного обеспечения, веб-дизайнер и два консультанта по маркетингу, будет возможность сравнивать различные выборы одного и того же уровня, а также сопоставлять, как от выборов к выборам менялись электоральные предпочтения жителей конкретного региона.

От EGAP Challendge Александр Катичев с командой рассчитывают на помощь квалифицированных специалистов, которых иначе пришлось бы нанимать за деньги.

Как правило, стоимость разработки интерактивной системы или приложения стартует от $3 тыс. без учета затрат на маркетинговую поддержку. Большинство участников конкурса оценивали необходимое дофинансирование в $10—15 тыс.

Проекты, прошедшие в фазу инкубации, на протяжении последующих двух месяцев будут дорабатываться с участием специалистов в различных областях интернет-технологий — программистов, маркетологов, юристов и т. д.

Если проект предполагает внедрение с помощью государственных или местных органов власти, будут изучены механизмы сотрудничества чиновников и разработчиков и возможности монетизации. Уже на этом этапе наиболее перспективные социальные технологии получат и небольшую финансовую поддержку.

Помимо Днепра, аналогичные отборочные этапы этим летом пройдут и в других городах Украины, в том числе в Одессе и Луцке.

Как уверяют организаторы, по итогам конкурса можно ожидать полноценной реализации около десятка проектов. Они пополнят уже реализованные с помощью EGAP сервисы, такие как «Социальный инспектор», позволяющий общественным активистам контролировать расходы местных бюджетов на различные сферы жизнедеятельности территориальных общин, а также единый портал подачи петиций, на котором социально активные граждане публикуют свои предложения к власти. Если петиция набирает необходимое количество голосов, власти обязаны публично высказать свое отношение к той или иной социальной или коммунальной проблеме.

Конечно, электронная демократия в Украине находится в зачаточном состоянии. О чем свидетельствуют позиции нашей страны в мировом рейтинге. Однако в эпоху информационных технологий чиновникам становится все сложнее отгородиться от новых веяний. Поэтому те же социальные сети уже активно и эффективно применяются многими политиками для коммуникации со своими избирателями.

С другой стороны, стремительно обновляющиеся интернет-технологии не зря сравнивают с ящиком Пандоры. Следующим этапом внедрения е-демократии неизбежно станет всеобщий контроль за бюджетными и личными финансами политиков, ускорившаяся обратная связь между чиновниками и гражданами, принципиально новые механизмы аккумулирования средств и решения общих проблем.

Информационные технологии неминуемо приведут и к формированию нового политического класса. Уже в обозримом будущем управлять широкими массами, не владея пока еще очень специфическими знаниями, будет едва ли возможно.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Покажи свое IT

Все стали перепечатывать новости о масштабной акции протеста «Гройсман, не кошмарь...

Хозяйка железной горы и марганцевых руд

Занимая немногим более 5% территории Украины, Днепропетровская область может по праву...

Рейдерство под прикрытием реформ

Хаос и некомпетентность. Реформа здравоохранения по-херсонски

Индустрия питания убивает наших детей

В Полтаве ужаснулись педиатрической статистике и предложили естественный выход из...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка