Хмельной лакмус для депутатов

№17v(745) 8 — 14 мая 2015 г. 05 Мая 2015 5

Частный виноград общественному вину не помеха
Частный виноград общественному вину не помеха

В парламент поступил на рассмотрение законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» относительно оптовой торговли алкогольными напитками, изготовленными из собственного виноматериала (не приобретенного)». В случае его одобрения на рынок могут выйти не только мелкие производители виноградных и плодово-ягодных вин, но и наши медовары, напитки которых уже много лет подряд удостаиваются престижных наград на международных конкурсах.

Полмиллиона за опт

В документе впервые за годы независимости даны четкие определения винодельческой продукции.

«Виноматериалы — продукты первичной переработки винограда, плодов и ягод, раствора натурального пчелиного меда, предназначенные для производства алкогольной продукции». Виноградные виноматериалы — «полученные путем первичной переработки винограда, предназначенные для производства вин виноградных и другой винодельческой продукции».

Плодово-ягодные виноматериалы — «полученные путем первичной переработки плодов и ягод, предназначенные для производства вин плодово-ягодных и другой алкогольной плодово-ягодной продукции». Медовые виноматериалы — «полученные путем растворения натурального пчелиного меда в соках или виноматериалах плодово-ягодных, предназначенные для производства вин медовых и другой алкогольной продукции из меда».

Виноградное вино — «произведенное из винограда, крепость которого приобретается в результате спиртового брожения раздавленных ягод или свежеотжатого сока, а в случае изготовления вин крепленых — повышается путем добавления спирта этилового ректификованного».

Плодово-ягодное вино — «произведенное из плодов и ягод, крепость которого приобретается в результате спиртового брожения раздавленных плодов и ягод или свежеотжатого сока, а в случае изготовления вин плодово-ягодных крепленых — повышается путем добавления спирта этилового ректификованного». Медовые напитки — «произведенные из натурального пчелиного меда, крепость которых приобретается в результате спиртового брожения раствора натурального пчелиного меда, а в случае изготовления напитков медовых крепленых — повышается путем добавления спирта этилового ректификованного».

Авторы документа предлагают дополнить ст. 3 закона новой частью следующего содержания: «Субъект хозяйствования, получивший лицензию на производство алкогольных напитков (вин виноградных, вин плодово-ягодных или напитков медовых) и производящий их из виноматериалов (виноградных, плодово-ягодных или медовых) исключительно собственного производства (не приобретенных), имеет право осуществлять оптовую торговлю указанными алкогольными напитками без получения отдельной лицензии на такую оптовую торговлю».

Точно такой же текст должен появиться и в ст. 15.

В пояснительной записке авторы указали, что законом «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно платы за лицензии и акцизного сбора на производство спиртов, алкогольных напитков и табачных изделий» были внесены изменения в ч. 4 ст. 15 закона «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», которыми было предусмотрено введение с 1.01.2007 г. годовой платы за лицензию на право оптовой торговли алкогольными напитками в размере 500 тыс. грн.

Сегодня все субъекты предпринимательской деятельности, получившие лицензии на производство или импорт алкогольных напитков или табачных изделий, осуществляют поставку этой продукции предприятиям оптовой и розничной торговли и другим украинским потребителям при наличии лицензии на оптовую торговлю.

Однако введение указанной нормы приводит к неравным условиям конкуренции между товаропроизводителями и усиливает монополизацию рынка алкогольных напитков, в частности виноградного вина, плодово-ягодных вин и медовых напитков, производителями с большими объемами продукции, что позволяет им платить высокую стоимость лицензии на право оптовой торговли.

При этом действие вышеуказанной нормы делает невозможным создание уникальных местных виноградных и плодово-ягодных вин, а также натуральных медовых напитков (без добавления спирта), поскольку продукция, изготовленная из собственного сырья предприятиями, имеющими небольшие объемы производства, после уплаты действующей суммы сбора за лицензию на оптовую торговлю становится неконкурентоспособной. Например, в 2013 г. у предприятий с большими объемами производства доля стоимости указанной лицензии в себестоимости реализованной бутылки составляла: ОАО «ДМК «Таврия» Херсонской обл. — 0,9 грн., ООО «ПТК Шабо» Одесской обл. — 0,2 грн., ОАО «Коблево» Николаевской обл. — 0,3 грн. Вместе с этим у предприятий с небольшими объемами производства эта доля составляла: ООО «Велес» (ТМ «Колонист») — 58,3 грн., ЗАО «Одессавинпром» Одесской обл. — 27 грн., ОАО «Зеленый гай» Николаевской обл. — 24,9 грн.

При этом фермерское хозяйство «Курень» Херсонской обл. в 2013 г. изготовило 1194,1 дал (декалитров) вина из 1489,6 дал виноматериала, произведенного на собственных мощностях мини-завода из собственного винограда. В случае приобретения им лицензии на оптовую реализацию этой продукции ее доля в себестоимости реализованной бутылки могла составить 293,1 грн. ГП «Лианка» Закарпатской обл. произвело в 2013 г. 791,1 дал вина. В случае оплаты стоимости лицензии оно должно было бы добавить 442,4 грн. к себестоимости каждой реализованной бутылки вина. В нашей стране по состоянию на 1 января 2014 г. площадь виноградников составляла 75,1 тыс. га, в том числе по сельскохозяйственным предприятиям — 61,6 тыс. га. В собственности фермерских хозяйств находятся 12,5 тыс. га виноградников, причем 600 субъектов хозяйствования владеют массивами более чем по 10 га. Из общей площади 253,2 тыс. га плодово-ягодных насаждений на 88,3 тыс. га они выращиваются отечественными сельскохозяйственными предприятиями. Кроме того, на начало 2014 г. в стране насчитывалось почти 3 млн. пчелосемей. По показателю производства меда Украина занимает первое место в Европе и пятое в мире после Китая, Индии, Аргентины и США. В 2013 г. у нас было произведено 73,7 тыс. т меда.

Авторы законопроекта также указали, что его целью является создание благоприятного законодательного поля, благодаря которому на рынке появятся новые предприятия с небольшими объемами производства местных вин и уникальных медовых напитков из собственного сырья.

Это поможет решить ряд социальных проблем — в сельской местности появятся дополнительные рабочие места, а бюджеты всех уровней пополнятся финансовыми поступлениями в виде налогов. Среднегодовой объем медовых напитков и плодово-ягодных вин, которые сегодня отсутствуют на рынке, по предварительным подсчетам, составит соответственно 10 млн. л и 50 млн. л.

При этом 55 производителей винопродукции, расположенных в материковой части страны, по данным ГФС, в 2010—2013 гг. платили деньги за лицензию на оптовую торговлю и будут делать это и впредь: они не подпадут под действие предложенных изменений, так как сырье закупают, а не пользуются собственным.

Полулегальные винные погреба

Следует отметить, что это далеко не первая попытка отменить пресловутую лицензию на оптовую торговлю. Дело в том, что норму в полмиллиона гривен в 2006 г. пролоббировали тогдашние алкогольные «киты», вытеснившие с рынка мелкие хозяйства.

Уже в мае 2007 г. Минагрополитики подготовило законопроект, в котором предложило разрешить производителям этилового спирта реализовывать его в Украине без лицензии на оптовую торговлю, а также отменить лицензирование оптовой торговли для предпринимателей, занимающихся производством или импортом алкогольных напитков либо табачных изделий.

Компенсировать потери бюджета ведомство предложило повышением акцизного сбора на спирт, водку, коньяк и сигареты на 0,3 грн. При этом министерство сослалось на резкое сокращение субъектов хозяйствования в этой сфере: к концу января 2007 г. купить оптовые лицензии не смогло 51 предприятие, а поступления в бюджет уменьшились на 170 млн. грн.

В марте 2011 г. народные депутаты Павел Климец (ПР) и Сергей Гриневецкий (фракция «Народной партии») подали в парламент проект закона, в котором предлагалось разрешить производителям вина, имеющим лицензию на его производство, продавать продукцию дистрибьюторам и розничным точкам без документа на оптовую торговлю. Норма не должна была распространяться на продажу продукции, которая была закуплена, а не произведена.

В пояснительной записке авторы указали, что введение оптовой лицензии «породило диспропорцию в конкурентной среде на рынке вина. При производстве до 100 тыс. бутылок в год малый производитель платит такую же стоимость за лицензию, как и производящий ее миллионными тиражами. Это делает его неконкурентоспособным».

Особенно урожайным на законопроекты против оптовой лицензии оказался 2013 г.

В начале года Минагрополитики предприняло очередную атаку на водочных королей. В разработанном ведомством законопроекте предусматривались отмена оптовой лицензии и введение нормы, согласно которой предприятия должны были платить 0,15 грн. за 1 л задекларированного годового объема продукции. При этом общая сумма оплаты не должна была превышать 500 тыс. грн. независимо от объемов производства. По подсчетам ведомства, отмена лицензии позволила бы отрасли развиваться, и за счет других налогов и сборов бюджет получил бы 4 млн. грн.

Документ поддержала корпорация «Укрвинпром», гендиректор которой Владимир Кучеренко заявил, что лицензия ударила прежде всего по хозяйствам, средняя площадь виноградников которых 54 га. Многие предприниматели вообще перестали заниматься виноградарством и виноделием. По данным корпорации, в 2012 г. лицензии на право оптовой торговли оплачивали только 80 предприятий, хотя в стране насчитывалось 500 производителей виноматериалов.

В июле 2013-го в ВР поступил проект закона, разработанный народным депутатом Сергеем Мошаком. Он предложил ввести в закон новые термины. Микровиноделие объединяет производителей, которые могут произвести непромышленным способом не более 1 тыс. дал вина в год исключительно из собственного винограда. К мини-виноделию относятся производители, объемы производства вин которых в год составляют 1—50 тыс. дал. Для первых плата за лицензию должна быть 1 тыс. грн. Для вторых — 5 тыс. грн. Тот, кто превысит эти нормы, обязан уплатить полную стоимость лицензии в размере 500 тыс. грн.

В пояснительной записке Сергей Мошак указал, что чрезвычайно дорогая лицензия способствует тому, что несколько сотен малых винных погребов полулегально занимаются производством высококачественного виноградного вина в Крыму, а также в Одесской, Херсонской, Николаевской и Закарпатской областях. Предложенные им изменения позволят их легализовать, и в бюджет ежегодно будут поступать 6 млн. грн.

Ни один из вышеперечисленных законопроектов одобрения в парламенте не получил, что неудивительно, учитывая, чьи интересы выражало большинство народных депутатов прошлых созывов.

К слову, нынешний законопроект №2739 отличается от предыдущих прежде всего тем, что в нем учтены интересы отечественных медоваров. Об их успехах «2000» рассказали в статье «Бодрящие градусы улья» в №34 от 22 августа 2014 г. Известный не только в нашей стране, но и за рубежом пасечник Василий Соломка считает, что медовые хмельные напитки в нише «слабоалкоголки» смогут стать элитными и визиткой Украины, как виски для Шотландии, коньяки для Франции, ром для Кубы и водка для России.

Начиная с 2009 г. украинские медовары награждаются золотыми, серебряными и бронзовыми медалями на международных конкурсах, включая Австралию и Францию. Питные меды «Барабашівські» (Василий Барабаш), концентрат медового кваса с прополисом Александра Кобцева, меды, варенные с добавлением соков или ароматических трав «Черешневий медограй» и «Рубінові роси» (Константин Лобага), медовуха «Гуцульская» с добавлением соков и трав (Константин Лецин), «Питні меди сокиринські» (Николай Вовнянко), «Волынский питной мед в ассортименте» (Владимир Дмитрук), «Мед діда Тараса» (семья Бабенко). Это только небольшой перечень продукции, которую смогут лично продегустировать украинцы, если ей дадут зеленый свет.

Так что законопроект №2739 станет своеобразной лакмусовой бумажкой для нынешнего состава ВР. Если парламентарии его провалят, это будет означать, что они руководствуются исключительно меркантильными интересами и горой стоят за водочных королей. Ведь последние имеют громадные финансовые ресурсы, чтобы заблокировать любые попытки вывести на рынок предпринимателей, изготавливающих оригинальные и уникальные плодово-ягодные вина и медовые напитки.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Выпускники вузов не хотят работать по специальности

Они учились ради «корочки», а нужные навыки приобретали в процессе работы или...

Прощай, забой! Гуд-бай, мореходка!

Проблема не в профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных...

Сдутый сектор

Европейские финансисты не уверены в стабильности украинской валюты и не знают, каким...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка