Иностранец напрокат

№6(759) 12 — 18 февраля 2016 г. 11 Февраля 2016 0

Оценивая состояние экономики КНР, большинство экспертов анализируют набившие оскомину традиционные показатели и констатируют неутешительные результаты: темпы роста ВВП замедлились, рынки ценных бумаг просели, курс национальной валюты рухнул.

Тем не менее здоровье китайской экономики вполне можно диагностировать и по некоторым весьма забавным индикаторам, например по состоянию дел на рынке «проката иностранцев»...

Эта неожиданная услуга в Поднебесной всего несколько лет назад отличалась завидной устойчивостью. Так, на приезжавших в КНР иностранцев (студентов, преподавателей английского языка и рядовых менеджеров) существовал стабильный спрос.

Местные агентства нанимали их, поручая чужакам играть роли ученых мужей, архитекторов, инженеров и моделей. Китайцы шли на такие расходы, чтобы придать конференциям, брифингам и деловым встречам имидж «международных» престижных событий. В определенной степени феномен «иностранца напрокат» — несмотря на сомнительность этичности такой практики — служил надежным показателем бурного экономического роста в стране.

Следует признать, что дело порой доходило до откровенного абсурда. Так, американцу Митчу Моксли заплатили $1000 только за то, что он изображал «эксперта по системам контроля качества», представляя несуществующую калифорнийскую компанию. В 2010 г. Митч описал свой необычный опыт заработка в статье «Белый парень напрокат», опубликованной журналом Atlantic.

В 2008 г. гражданка Шотландии получила немалую сумму за то, что на конференции, посвященной бурению скважин, сыграла роль нефтяного магната из Европы! «Работа свелась к присутствию на церемонии открытия мероприятия и на корпоративном обеде. При этом нам запретили говорить, что мы на самом деле живем в Китае», — рассказала женщина, не пожелавшая назвать свое имя, чтобы не повредить дальнейшей «карьере».

Всего пару лет назад «профессиональные иностранцы» получали от $160 до $220 всего за несколько часов подобной «работы»: этой суммы хватало на оплату месячной аренды жилья, говорит Дэвид Боренштейн — автор документального кино «Царство грез Китая», посвященного этому любопытному феномену.

Однако времена меняются, и сегодня — по крайней мере в самых крупных мегаполисах — «чужаки» уже не пользуются былым спросом. Факторы снижения интереса к «прокатным иностранцам» сложны и комплексны, но главные причины просты: широкомасштабная борьба государства с коррупцией и мошенничеством любого рода, а также общее повышение грамотности китайских потребителей.

Сегодня ставки «иностранцев напрокат», судя по статистике, снизились на 75%, и в Пекине и Шанхае эта «профессия» спросом уже не пользуется. Зато в провинции эти люди вполне могут найти подобную работу. Правда, выглядит все это вульгарнее и примитивнее.

К примеру, летом прошлого года в центре общенационального внимания оказалась китайская компания Sweetie Salad. Ее руководство наняло несколько десятков мужчин-иностранцев и переодело их в костюмы древних спартанцев. В таком потешном виде чужаки (или «лаовай», как их здесь называют) приняли участие в рекламной акции компании.

Несколько недель назад крупная сеть розничной торговли Suning организовала необычную PR-акцию с участием «иностранцев напрокат». На этот раз им не пришлось изображать из себя ученых мужей. Эти люди поработали курьерами, доставлявшими клиентам разнообразные покупки.

Реакцию китайских властей сложно назвать благосклонной. Полиция Пекина быстро и решительно пресекла спектакль со «спартанцами», задержав принимавших в нем участие иностранцев за нарушение общественного порядка. А в результате шумихи вокруг рекламной кампании Suning иммиграционная служба провела специальное расследование, чтобы проверить, не нарушили ли временные работники Suning условия выдачи им въездных виз.

Как бы то ни было, акции оказались успешными, особенно в маленьких городах, где появление чужаков все еще вызывает неподдельный интерес. Китайская пресса опубликовала несколько репортажей о рекламной акции Suning с упором на недостойное поведение иностранцев, опустивших до работы курьерами.

В компании не признаются, сколько именно заплатили чужакам за работу. Но в рекрутинговых агентствах говорят, что ставка «иностранца напрокат» сегодня колеблется от $90 до $150 за день работы. Сумма отнюдь не заоблачная по китайским меркам, хотя настоящие местные курьеры получают в 2—3 раза меньше. Свои действия руководство компании оправдало заявлением о нехватке курьеров накануне праздников: дескать, потому и пришлось нанимать чужаков. Конечно, поверить в это сложно: Китай действительно испытывает дефицит во многом, но явно не в рабочей силе.

Забавно, но профессионалы прокатного бизнеса говорят об откровенной расовой сегрегации в вопросе оплаты труда! Так, темнокожий «наемник» за день работы на выставке или конференции может рассчитывать лишь на $75, а вот его белый коллега — на $150!

Вопреки пессимизму экспертов, снижение спроса на необычном рынке «иностранцев напрокат» можно считать позитивным симптомом для экономики Китая, поскольку государство более тщательно контролирует не слишком этичные сделки, а набравшегося опыта местного потребителя показухой уже не проведешь.

©2016 Los Angeles Times/TNS

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка