Яхтинг против шлюзинга

№26(825) 30 июня -- 6 июля 2017 г. 28 Июня 2017 5

В Днепре решили возродить казацкую парусную регату памяти Ивана Сирко — некогда она была крупнейшей на постсоветском пространстве. Успех мероприятия зависит от возможности яхтсменов беспрепятственно проходить шлюзы днепровского каскада водохранилищ.

Регата имени легендарного казацкого атамана проводилась с 1990-го по 2006 г. Парусники стартовали в Днепропетровске (тепер уже в Днепре), обязательно останавливались в Капуловке на Каховском водохранилище, где похоронен Сирко, а затем по Днепру спускались в Черное море до Одессы. Самые опытные яхтсмены завершали гонку в Стамбуле. В 2004 — 2005 гг. регата начиналась в Киеве, завершалась — в Севастополе.

На вопрос, почему регата прекратила свое существование, один из ее нынешних организаторов — глава Украинской ассоциации классических яхт Игорь Яцына говорит, что в прошлом десятилетии ее проведению способствовал Леонид Кучма. Это, в частности, выражалось в возможности бесплатного прохождения шлюзов на Днепре. Но с годами административные препоны все же победили энтузиазм организаторов гонки.

В нынешнем году организаторы возрожденной регаты заручились поддержкой влиятельной сейчас УПЦ КП и нескольких облгосадминистраций. Но вопрос бесплатного прохождения днепровских шлюзов до сих пор остается открытым.

Складывается впечатление, что госпредприятие «Укрводшлях», занимающееся их эксплуатацией, зарабатывает не на коммерческих судах, а исключительно на яхтах.

По украинскому законодательству шлюзование маломерных судов (в т. ч. парусных, водоизмещением от 0,5 до 10 т) приравняли к коммерческим — массой до 2 тыс. т. Коллективное шлюзование не допускается. Плату берут за каждое судно. Таким образом, затраты на прохождение каскада днепровских водохранилищ в т. г. будут основной статьей расходов участников регаты.

Но если яхтсменам, стартующим в Днепре, за участие в гонке и обратный путь придется заплатить в общей сложности по 3 тыс. грн. за судно, то киевлянам — в 3 раза больше. Эти деньги участники должны платить из собственного кармана, или яхт-клубам придется искать спонсоров.

Безусловно, среди поклонников парусного спорта в Украине есть обеспеченные люди, которые в состоянии оплатить как собственное шлюзование, так и помочь другим участникам гонки. Однако парусники, которые примут участие в регате имени Сирко, не имеют ничего общего с суперъяхтами стоимостью сотни тысяч долл. и более.

Яхтинг в нашей стране — до сих пор увлечение бывших спортсменов и интеллигенции. В частности, городу на Днепре советская эпоха дала плеяду знаменитых тренеров союзного масштаба, таких как Валерий Куплецкий, Лев Дорофеев, Валерий Баранов. В первые годы независимости Украины на весь мир прославился Виктор Коваленко — в настоящее время тренер сборной Австралии. Его воспитанники Евгений Браславец и Игорь Матвиенко стали олимпийскими чемпионами 1996 г. на Играх в Атланте в классе яхт «470».

Нынешние известные днепровские яхтсмены — это старожилы движения Евгений Котышев и Вадим Горпинченко, преподаватели Национального горного университета Сергей Крюков и Евгений Запара, архитекторы Виталий Нестеров, Эдуард Чубаров и Александр Филиппов, журналист Геннадий Сахаров.

Свои суда они построили собственными руками или вложили немало сил и средств в восстановление и обновление купленных парусников.

К примеру, свою яхту Enif (так называется самая яркая звезда в созвездии Пегаса) руководитель Игорь Яцына нашел в 2000 г. в Одессе.

К тому времени она стояла на причале около десятилетия. Все, что можно было снять, с нее сняли, и яхта превратилась в подобие «шашлычного набора».

Содействие в ее приобретении днепровскому яхтсмену оказал один из самих титулованных одесских спортсменов — почетный член Английского королевского яхт-клуба Анатолий Верба.

Enif и вправду оказалась очень непростой яхтой. В конце 60-х гг. прошлого века она (и еще два однотипных судна) была спущена на воду верфью Конрада в Польше. Особенностью этой модели является отсутствие набора, или скелета, на который накладывается обшивка. Яхта держится на воде за счет жесткости самой оболочки — четырех клееных и спрессованных слоев красного дерева.

После перевозки из Одессы в Днепр яхте пришлось пройти коренную реконструкцию, в процессе которой на судне заменили килевой брус, часть днища и установили множество новых деталей. Enif получила вторую жизнь и неоднократно побеждала в различных регатах.

Enif. До и после

Как утверждает Игорь Яцына, в настоящее время только в Днепропетровской области зарегистрировано около 500 парусных судов. В Украине в целом, вероятно, на порядок больше.

В возрожденной регате имени Ивана Сирко, которая пройдет с 5 по 22 июля, примут участие около 50 парусников из Киева, Черкасс, Светловодска, Днепра и Запорожья.

Изюминкой гонки станет открытие в Днепре памятника легендарному атаману. Его установят на отмели — несудоходной части Днепра выше Монастырского острова. Трудно сказать, получится ли это сделать в нынешнем году, но конкурс на лучший проект памятника объявлен и активно освещается днепровскими СМИ. Членами конкурсного жюри стали известные в городе архитекторы, искусствоведы и общественные деятели.

Однако вопрос специального режима прохождения днепровского каскада водохранилищ яхтсменами пока остается открытым. Еще в феврале организаторы регаты — Ассоциация классических яхт и ОО «Жизнь на воде» — обратились к министру инфраструктуры Владимиру Омеляну с просьбой взимать плату за шлюзование не с каждого судна, а за цикл наполнения шлюза и установить для участников соревнований возможность бесплатного следования к месту старта гонки и возвращения к месту базирования. Именно такая практика действовала в Украине в бытность министром транспорта Георгия Кирпы.

Аналогичные письма г-ну Омеляну направили главы Днепропетровской, Запорожской и Одесской ОГА, но ответа так и не получили.

Как отмечают авторы заявления, нынешняя практика шлюзования нарушает право на свободное перемещение граждан Украины, ряд норм международных конвенций и Водного кодекса Украины. Кроме того, ставит под сомнение проведение в Украине гонок крейсерских яхт, таких как «Кубок Большого Днепра», регата имени Ивана Сирко и других соревнований.

Пока государство относится к парусному спорту как к прихоти нуворишей, развитие этого вида остается уделом энтузиастов. Хотя — имея одну из крупнейших в Европе водных артерий с выходом в Черное море, квалифицированных тренеров и множество энтузиастов, мечтающих покорять не только речные, но и океанские глубины, — Украина могла бы занять достойное место среди государств, где развит парусный спорт.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Россия «искалечила» наши отходы

Общий объем перечислений в фонд составляет более 4,5 млрд. грн. Но фонда при этом нет!

Ажиотажные сборки

Малоизвестный житель Полтавщины стал обладателем госпакета межгосударственной...

Мах на сонце — ляп на землю

Київські євросмітники — символ наших мертвонароджених реформ

Экс-лидер СПУ Александр Мороз: «Наша кадрированная...

Как можно говорить о реформах и вести агитацию через телевидение, если Конституция...

Кому Bugatti по карману

Французская компания выпустила всего 500 суперкаров модели Chiron, а цена одного авто лишь...

«Шатун» высшего образования

В одном только Днепре дети шахтеров отсуживают у украинских вузов миллионы гривен...

Загрузка...

Жертва прогресса, или Прощай, телефония

Кабмин готов ликвидировать ГАХК «Днепровский машиностроительный завод», где...

Человек неба, ставший открытием года

Полковник Александр Оксанченко из Миргорода получил приз «За безупречный...

Мели, тополь, мели

Нас убеждают, что без логотипов счастья нашим городам не будет

Пролетая над гнездом «Мотор Сичи»

В недавнем полете Петра Порошенко в качестве второго пилота истребителя МиГ-29 в День...

Позиция «Антонова» может убить харьковский авиазавод

Документация в Россию по самолету Ан-148 была передана всего за 30 тыс. долл. —...

Швейцарцы бьют рекорды по минимальной зарплате

Швейцарский Невшатель первым из кантонов страны сумел добиться введения минимальной...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка