Яхтинг против шлюзинга

№26(825) 30 июня -- 6 июля 2017 г. 28 Июня 2017 5

В Днепре решили возродить казацкую парусную регату памяти Ивана Сирко — некогда она была крупнейшей на постсоветском пространстве. Успех мероприятия зависит от возможности яхтсменов беспрепятственно проходить шлюзы днепровского каскада водохранилищ.

Регата имени легендарного казацкого атамана проводилась с 1990-го по 2006 г. Парусники стартовали в Днепропетровске (тепер уже в Днепре), обязательно останавливались в Капуловке на Каховском водохранилище, где похоронен Сирко, а затем по Днепру спускались в Черное море до Одессы. Самые опытные яхтсмены завершали гонку в Стамбуле. В 2004 — 2005 гг. регата начиналась в Киеве, завершалась — в Севастополе.

На вопрос, почему регата прекратила свое существование, один из ее нынешних организаторов — глава Украинской ассоциации классических яхт Игорь Яцына говорит, что в прошлом десятилетии ее проведению способствовал Леонид Кучма. Это, в частности, выражалось в возможности бесплатного прохождения шлюзов на Днепре. Но с годами административные препоны все же победили энтузиазм организаторов гонки.

В нынешнем году организаторы возрожденной регаты заручились поддержкой влиятельной сейчас УПЦ КП и нескольких облгосадминистраций. Но вопрос бесплатного прохождения днепровских шлюзов до сих пор остается открытым.

Складывается впечатление, что госпредприятие «Укрводшлях», занимающееся их эксплуатацией, зарабатывает не на коммерческих судах, а исключительно на яхтах.

По украинскому законодательству шлюзование маломерных судов (в т. ч. парусных, водоизмещением от 0,5 до 10 т) приравняли к коммерческим — массой до 2 тыс. т. Коллективное шлюзование не допускается. Плату берут за каждое судно. Таким образом, затраты на прохождение каскада днепровских водохранилищ в т. г. будут основной статьей расходов участников регаты.

Но если яхтсменам, стартующим в Днепре, за участие в гонке и обратный путь придется заплатить в общей сложности по 3 тыс. грн. за судно, то киевлянам — в 3 раза больше. Эти деньги участники должны платить из собственного кармана, или яхт-клубам придется искать спонсоров.

Безусловно, среди поклонников парусного спорта в Украине есть обеспеченные люди, которые в состоянии оплатить как собственное шлюзование, так и помочь другим участникам гонки. Однако парусники, которые примут участие в регате имени Сирко, не имеют ничего общего с суперъяхтами стоимостью сотни тысяч долл. и более.

Яхтинг в нашей стране — до сих пор увлечение бывших спортсменов и интеллигенции. В частности, городу на Днепре советская эпоха дала плеяду знаменитых тренеров союзного масштаба, таких как Валерий Куплецкий, Лев Дорофеев, Валерий Баранов. В первые годы независимости Украины на весь мир прославился Виктор Коваленко — в настоящее время тренер сборной Австралии. Его воспитанники Евгений Браславец и Игорь Матвиенко стали олимпийскими чемпионами 1996 г. на Играх в Атланте в классе яхт «470».

Нынешние известные днепровские яхтсмены — это старожилы движения Евгений Котышев и Вадим Горпинченко, преподаватели Национального горного университета Сергей Крюков и Евгений Запара, архитекторы Виталий Нестеров, Эдуард Чубаров и Александр Филиппов, журналист Геннадий Сахаров.

Свои суда они построили собственными руками или вложили немало сил и средств в восстановление и обновление купленных парусников.

К примеру, свою яхту Enif (так называется самая яркая звезда в созвездии Пегаса) руководитель Игорь Яцына нашел в 2000 г. в Одессе.

К тому времени она стояла на причале около десятилетия. Все, что можно было снять, с нее сняли, и яхта превратилась в подобие «шашлычного набора».

Содействие в ее приобретении днепровскому яхтсмену оказал один из самих титулованных одесских спортсменов — почетный член Английского королевского яхт-клуба Анатолий Верба.

Enif и вправду оказалась очень непростой яхтой. В конце 60-х гг. прошлого века она (и еще два однотипных судна) была спущена на воду верфью Конрада в Польше. Особенностью этой модели является отсутствие набора, или скелета, на который накладывается обшивка. Яхта держится на воде за счет жесткости самой оболочки — четырех клееных и спрессованных слоев красного дерева.

После перевозки из Одессы в Днепр яхте пришлось пройти коренную реконструкцию, в процессе которой на судне заменили килевой брус, часть днища и установили множество новых деталей. Enif получила вторую жизнь и неоднократно побеждала в различных регатах.

Enif. До и после

Как утверждает Игорь Яцына, в настоящее время только в Днепропетровской области зарегистрировано около 500 парусных судов. В Украине в целом, вероятно, на порядок больше.

В возрожденной регате имени Ивана Сирко, которая пройдет с 5 по 22 июля, примут участие около 50 парусников из Киева, Черкасс, Светловодска, Днепра и Запорожья.

Изюминкой гонки станет открытие в Днепре памятника легендарному атаману. Его установят на отмели — несудоходной части Днепра выше Монастырского острова. Трудно сказать, получится ли это сделать в нынешнем году, но конкурс на лучший проект памятника объявлен и активно освещается днепровскими СМИ. Членами конкурсного жюри стали известные в городе архитекторы, искусствоведы и общественные деятели.

Однако вопрос специального режима прохождения днепровского каскада водохранилищ яхтсменами пока остается открытым. Еще в феврале организаторы регаты — Ассоциация классических яхт и ОО «Жизнь на воде» — обратились к министру инфраструктуры Владимиру Омеляну с просьбой взимать плату за шлюзование не с каждого судна, а за цикл наполнения шлюза и установить для участников соревнований возможность бесплатного следования к месту старта гонки и возвращения к месту базирования. Именно такая практика действовала в Украине в бытность министром транспорта Георгия Кирпы.

Аналогичные письма г-ну Омеляну направили главы Днепропетровской, Запорожской и Одесской ОГА, но ответа так и не получили.

Как отмечают авторы заявления, нынешняя практика шлюзования нарушает право на свободное перемещение граждан Украины, ряд норм международных конвенций и Водного кодекса Украины. Кроме того, ставит под сомнение проведение в Украине гонок крейсерских яхт, таких как «Кубок Большого Днепра», регата имени Ивана Сирко и других соревнований.

Пока государство относится к парусному спорту как к прихоти нуворишей, развитие этого вида остается уделом энтузиастов. Хотя — имея одну из крупнейших в Европе водных артерий с выходом в Черное море, квалифицированных тренеров и множество энтузиастов, мечтающих покорять не только речные, но и океанские глубины, — Украина могла бы занять достойное место среди государств, где развит парусный спорт.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Халатная диверсия или диверсионная халатность?

Взрывы на военных складах по масштабам последствий сопоставимы с интенсивным...

«Любіть Україну», чтоб вами не занялись

Программы воспитания гордости за происхождение по этническому принципу нет ни в...

Поражение в электронных правах

Эстония по праву считается мировым лидером в области внедрения электронного...

Карнавал в Майлине: «Будда» дозревает

На дереве, отдаленно напоминающем грушу, висели фигурки Конфуция, Будды и бюсты Мао...

Сел в такси — задолжал 70 гривен

В каждой стране к такси предъявляют собственные требования, а правила их пользованием...

Бесплатная приватизация земли. Проблема даже для...

Ажиотаж вокруг бесплатной приватизации в последнее время связан с обещаниями властей...

Загрузка...

Гнать в шею или Нобеля?

За последние полтора месяца Владимир Гройсман сделал по крайней мере три разных...

Krab вместо «Гвоздики»

Ежегодно 3 ноября принято поздравлять украинских артиллеристов с их профессиональным...

Зло-качественное образование

Днепропетровский облсовет принял решение о ликвидации лучшего в стране областного...

В «Планете кино» — «Злопамятные мытари»

Самым громким скандалом недели, стала попытка столичных налоговиков обложить...

Новые ракеты Турции

12 сентября 2017 г. Турция подписала соглашение стоимостью в $2,5 млрд. на приобретение у РФ...

Фальшивая сенсация

Есть ли превышение предложения над спросом на рынке? Безусловно! Это результат...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка