Как вы судно назовете?

№35–36(746) 30 октября — 5 ноября 2015 г. 28 Октября 2015 5

По совету «2000» корпорация «Антонов» даст народное имя своему новому самолету

Украинский Ан-178 на авиасалоне в Ле Бурже // IC.PICS.LIVEJOURNAL.COM

Около двух лет назад редакция «2000» предложила президенту — генеральному конструктору госпредприятия «Антонов» Дмитрию Киве высказаться о проекте только опубликованной на тот момент концепции развития авиапромышленности Украины до 2020 года.

Интервью с известным топ-менеджером авиаотрасли тогда не получилось. Вопросы попали к руководству предприятия менее чем за неделю до начала евромайдана, а уж после смены власти обсуждать проект, разработанный правительством Николая Азарова, не имело смысла. Но одна из идей, предложенная нами прославленному авиапредприятию, пусть и с опозданием, была оценена.

«2000» тогда обратили внимание на то, что новые самолеты «Антонова», в отличие от разработок времен СССР, не имеют собственных имен, и предложили предприятию провести конкурс на названия для самолетов Ан-140, Ан-148 и Ан-70. И вот на днях «Антонов» объявил первый такой конкурс — на народное имя для ближнемагистрального военно-транспортного самолета Ан-178.

Это последняя разработка авиаконцерна — развитие линейки самолетов Ан-148. Как отмечают на предприятии, его разработка продолжалась менее 3,5 лет, что в некотором роде рекорд для авиационной отрасли. От завершения постройки самолета до его первого полета прошло всего 20 дней, а меньше чем через месяц Ан-178 дебютировал во Франции на авиашоу-2015 в Ле Бурже. Сейчас самолет проходит программу летных испытаний, а 8—12 ноября его планируют показать на авиашоу в Дубае. Как раз в это время процесс работы над именем для военного транспортника будет в самом разгаре.

В пресс-службе госпредприятия рассказали «2000», что конкурс продлится с 22 октября по 19 декабря. Наиболее оживленная площадка для обсуждения вариантов имени — созданная для этого страничка в Фейсбуке.

Буквально за первые сутки ее посетили и прокомментировали более 2 тыс. пользователей сети, а к началу нынешней недели количество одних только комментариев на страничке перевалило за 3,8 тыс.

Проведение конкурса через соцсети дает возможность отследить авторство и оценить популярность названий по количеству лайков (отметок «нравится»). Здесь же можно подводить промежуточные итоги, отбирать наиболее понравившиеся имена и провести голосование в несколько туров.

Свои варианты названий поклонники авиации шлют и через другие соцсети — Твиттер и Линкедин, электронной почтой, звонят на предприятие. В общем, придуманное название для последней разработки «Антонова» имеет все шансы оказаться народным. Но вот будет ли оно отражать взгляды отца-основателя киевского КБ «Антонов», — вопрос остается открытым.

Соратники Олега Константиновича Антонова вспоминали о том, что, по его мнению, в каждом из сконструированных им самолетов должна присутствовать частица «АН». Вероятно, это повелось с Ан-2, ласково прозванного «Аннушкой». Эта же традиция была сохранена в названиях Ан-22 «Антей» и Ан-124 «РуслАН». А вот крупнейший в мире транспортный самолет Ан-225 уже после смерти конструктора назвали «Мрією».

Сейчас на «Антонове» говорят, что не собираются влиять на фантазию поклонников, хотя добросовестно упомянули и о желании основателя концерна Олега Антонова, и о кодификации НАТО, в которой всем транспортным самолетам присваиваются имена, начинающиеся с буквы «С», т. е. «Cargo» — грузовой.

Таким образом, за пределами СССР киевские самолеты были известны под другими названиями: Ан-2 — «Colt» («Жеребенок»),

Ан-22 — «Cock» («Петух»), Ан-124 — «Condor» («Кондор») и Ан—225 — «Cossack» («Казак»).

Нынешние украинские поклонники авиации вовсю дали волю фантазии и называют Ан-178 как кириллицей — с частицей «АН», так и латиницей — на «С».

Поскольку самолет военно-транспортный, многие из предложенных имен связаны с АТО. Например, Cyborg, «ДАН» (в память о погибшем в АТО капитане спецназа Дане Колеснике) или «АТОн» (в память обо всех погибших в зоне АТО).

Исторические названия — «БогдАН» в честь Богдана Хмельницкого или просто «ГетмАН», «Bandera» или «СтепАН» в честь Степана Бандеры, «СултАН» — в честь дважды Героя Советского Союза, летчика крымскотатарского происхождения Амет-Хана Султана.

Кроме того, Ан-178 имеет неплохие шансы получить название одного из братьев наших меньших — «КатрАН» (черноморская акула), «ОрлАН», «СапсАН» (птица из семейства соколиных), «ВарАН» (крупная ящерица), «КрылАН» (летучая мышь). Или имя мифологического героя — «ТитАН», «АтлАНТ», «КонАН» и т. д. Еще есть «ВатАН» (тюрк. «Родина») и др.

При этом не исключено, что даже имя, получившее наибольшее количество лайков в соцсетях, не станет официальным названием самолета и не будет наноситься на его борта.

«Конкурс, объявленный «Антоновым», — хороший инструмент для привлечения внимания к деятельности предприятия, но процесс отбора имени лучше все же поручить специалистам», — рассказала «2000» PR-директор брендингового агентства Grades Виктория Кравцова.

В современной бизнес-практике придумывание названий компаниям — процесс многоуровневый, хорошо отработанный и поставленный на широкую ногу. Этим занимаются специальные нейминговые (от англ. слова name — «имя») или брендинговые компании.

Их задача — сделать для заказчика подборку легко произносимых и хорошо запоминающихся названий, которые бы не вызывали отторжения у потенциальных покупателей и клиентов и подчинялись законам семонемики (от греч. semon — «знак» и nemein — «назначать»). Это еще одна современная область знаний, претендующая на звание науки и занимающаяся осмысленным конструированием коммерческих названий.

В семонемике считается, что на человека в равной степени влияют впечатление от имени (его звучание, набор букв, возникающие эмоциональные образы) и смысловая нагрузка. При конструировании названий активно применяются литературные приемы, используемые в поэтическом и художественном слове.

В этом контексте приятное для одних народов название может вызывать отторжение у других. Известный пример неудачного нейминга — название для новой модификации автомобиля «Таврия Nova», которое на испанском языке звучит как «Таврия не едет».

С точки зрения семонемики самолет с названием Bandera невозможно было бы продать в России. Но, наверное, он выглядел бы привлекательно в испаноговорящих странах, где отсутствует историко-политический подтекст, а bandera переводится как «знамя».

По этой же причине самолет, предназначенный для продажи на рынках арабских и тюркоязычных стран, логично было бы назвать Sultan.

По украинским расценкам подборка 10—20 удобоваримых вариантов коммерческих названий обходится предпринимателям в $500—600. Но если говорить о крупных компаниях с широкой международной географией продаж, то поиск для них привлекательной торговой марки включает широкую проверку на юридическую чистоту, чтобы знать наверняка, что перспективное название нигде не запатентовано, и обходится заказчику уже не в сотни, а в десятки тысяч долл.

Очевидно, этим же путем пойдет и концерн «Антонов», если хочет не просто привлечь к себе внимание общественности, а дать Ан-178 реальное коммерчески привлекательное название. В этом случае украинские участники конкурса выполнят для авиастроителей первую фазу поиска такого имени, а дальше дело доверят специалистам. Авторам трех самых лучших названий обещаны эксклюзивные призы.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Выпускники вузов не хотят работать по специальности

Они учились ради «корочки», а нужные навыки приобретали в процессе работы или...

Прощай, забой! Гуд-бай, мореходка!

Проблема не в профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных...

Сдутый сектор

Европейские финансисты не уверены в стабильности украинской валюты и не знают, каким...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка