Керченский мост с осадком

№27—28(826) 7—13 июля 2017 г. 05 Июля 2017 1 4.5

Мостовой переход из России в Крым оказался слишком узким для украинских портов Азовского моря

Как только Россия начала строить транспортный переход, соединяющий Таманский полуостров и Крым, стало понятно, что за этим последуют изменения в правилах судоходства через Керченский пролив. А это может негативно сказаться на деятельности крупных портов Азовского моря — Бердянска и Мариуполя, снижая их привлекательность и увеличивая убытки грузоотправителей.

До самого последнего времени позиция украинских властей по отношению к одному из крупнейших инфраструктурных проектов РФ стоимостью около $5 млрд. заключалась в его отрицании как такового. Публикации в украинских СМИ сводились к тому, что сложные тектонические условия в этом районе и подвижные глинистые грунты не способствуют возведению этого сооружения. А все усилия по строительству транспортного перехода направлены-де на отмывание бюджетных средств и закапывание миллиардов российских рублей в песок.

Еще в 2014 г. Украина вышла из двустороннего соглашения о совместных действиях по обустройству транспортного перехода через Керченский пролив, подписанного годом ранее при Януковиче. Дипломатическое сообщение об этом российским властям было направлено почти сразу же после референдума 2014 г. о статусе Крыма. И уже в октябре того же года Киев посчитал себя свободным от взятых ранее обязательств.

Тем временем стройка Керченского транспортного перехода идет уже более двух лет. По состоянию на конец июня общая готовность транспортного перехода достигла 55%, автодорожная часть завершена на 70%, и строители уже готовы начать формирование дорожного покрытия. Работы подошли к судоходной части Керченского пролива.

В прошлом месяце Министерство транспорта РФ сначала опубликовало для обсуждения, а 27 июня утвердило проект приказа «Об установлении запретных для плавания районов в районе строительства транспортного перехода через Керченский пролив».

Этим документом в целях обеспечения безопасности строительства мостового перехода в августе и сентябре на 23 дня в акватории Керченского пролива будет ограничено движение судов, кроме военных, федеральных органов безопасности и технологических, участвующих в проекте.

Запретный режим устанавливается 3–6, 810, 1421, 2831 августа и 14 сентября 2017 г. с 00.00 до 24.00 местного времени. В эти дни по морю будут доставлены «фарватерные арочные пролетные строения железн о и автодорожного мостов с подъемом их в проектное положение на постоянные опоры».

Как значится в пояснительной записке к приказу главы Минтранса РФ, эти операции можно провести только с обязательным закрытием судоходства по Керчь-Еникальскому каналу, соединяющему Азовское и Черное моря, и прилегающих акваторий.

Закрывать сам канал планируют 2 раза по 12 часов и 2 раза по 72 часа. Однако точные даты будут определены лишь за двое суток до проведения транспортировки арок, с учетом погодных условий. Судоходство, включая транзит по Керчь-Еникальскому каналу, будет регулироваться капитаном порта Керчь в рамках его компетенции. Российские власти обещают минимизировать запретный период. Но и так ясно, что движение торговых судов по Азову в ближайшие месяцы будет затруднено.

Это не единственные ограничения, которые ожидают азовские порты вследствие строительства мостового перехода. По информации Deutsсhe Welle, и.о. капитана морского порта Керчь было разослано письмо морским агентам, в котором говорилось, что для обеспечения безопасности судоходства во время действия ограничений габариты судов, которые смогут пройти под арками, не должны превышать по длине 160 м, по ширине — 31 м, надводному габариту — 33 м, а по осадке — не более 8 м.

Надо понимать, что и после установки арочных перекрытий на мосту ограничения по движению судов через Керчь-Еникальский канал будут такими же. А это чревато проблемами для вывоза продукции традиционного украинского экспорта из морских портов Бердянск и Мариуполь.

Так, по данным Администрации морских портов Украины (АМПУ), средние габариты судов, обрабатываемых в портах Азовского региона, составляют: 175 м — по длине, 27 м — по ширине и 9,6 м — по осадке.

В АМПУ акцентируют внимание на возможности азовских портов принимать суда типа Panamax (свое название они получили потому, что специально проектировались для прохода по Панамскому каналу) с параметрами: длина — 225 м, ширина — 32,5 м, максимальная осадка — 14 м, надводный габарит — 37,5 м.

Самое большое судно, которое было обработано в порту Мариуполь, имело полную грузоподъемность 94 тыс. т, длину 235 м, ширину 38 м, максимальную осадку 14,5 м, высоту 49 м, — указывается в ответе АМПУ на запрос DW.

Сравнение всех этих параметров свидетельствует о том, что после завершения строительства Керченского мостового перехода украинские грузоотправители будут прибегать исключительно к услугам судов типа Handysize — самого распространенного типа, водоизмещением, как правило, не выше 50 тыс. т (Panamax — 65 тыс. т и более). По предварительным данным, при новых габаритах безопасности зайти в украинские порты Азовского моря смогли бы не более половины судов, которые ранее обрабатывались в портах Бердянск и Мариуполь.

Это влечет за собой изменения логистики украинских экспортеров, конечной цены и спроса на металлургическую продукцию, выпускаемую в Мариуполе и отгружаемую на экспорт через местный порт, а также сельскохозяйственную, отгружаемую преимущественно через морской порт Бердянск. В свою очередь эти ограничения будут способствовать уменьшению привлекательности этих портов.

Руководство Министерства инфраструктуры Украины уже заявило о том, что лишь за 23 дня августа и сентября, когда проход по Керчь-Еникальскому каналу будет закрыт, убытки украинских портов Азова составят 0,5 млрд. грн.

Замглавы этого министерства Юрий Лавренюк заявил о том, что параметры строящегося моста с Украиной никто не согласовывал, а ограничивая судоходство, РФ нарушила международные нормы. Поэтому Мининфраструктуры вместе с представителями внешнеполитического ведомства готовят иски в международные суды. Кроме того, Украина уже подготовила обращение в Международную морскую организацию ООН о грубом нарушении Россией безопасности судоходства на море.

Вместе с тем замминистра признал, что Украина давно вышла из переговорного процесса по строительству моста, и представители министерства не имеют никаких контактов с российскими коллегами.

Украинская сторона считает, что после строительства мостового перехода на мостовых сваях будут образовываться ледовые пробки, из-за которых судоходство больших кораблей из Черного моря в Азовское и обратно в зимний период вообще станет невозможным. Таким образом, Украина потеряет возможность полноценной эксплуатации своих портов на Азове.

По данным Мининфраструктуры, только в мае в порты Бердянска и Мариуполя было сделано 110 судозаходов. Грузооборот бердянского порта составил 197 тыс. т грузов (преимущественно зерно и подсолнечное масло). Мариупольского — 979 тыс. т (в основном металлопродукция и минеральное сырье).

Такой дорогостоящий проект, как Керченский транспортный переход, вряд ли предполагает изменение высоты и ширины арок и пролетов, а значит, и габаритов проводки морских судов. Поэтому ограничение судоходства на Азове, очевидно, станет предметом еще одного международного судебного разбирательства между Украиной и Россией.

При этом уже сейчас понятно, что неучастие нашей страны в переговорном процессе вокруг строительства мостового перехода вряд ли можно считать козырем. Тогда как российские представители в процессе рассмотрения дела наверняка припомнят Украине политику торговой изоляции Крымского полуострова, водную и энергетическую блокады, которые вынудили РФ пойти на строительство транспортного перехода. Иначе говоря, Украине поставят в вину избыток патриотизма, из-за которого пострадали не только жители Крымского полуострова, но и соседнего Приазовья.

Справка «2000». Общая длина Керченского транспортного перехода составляет 19 км, из них около 8 км пройдет над водной преградой. Проект должен соединить Керченский и Крымский полуострова четырьмя полосами автодвижения и двумя — железнодорожного. Основу моста представляет ферменная конструкция длиной 227 м, которая пройдет в т. ч. под судоходным Керчь-Еникальским каналом. Высота свода над водой — 35 м.

Дорожная развязка моста со стороны Таманского полуострова возводится одновременно и для моста, и для строящегося порта Тамань, который должен стать крупнейшим российским портом на Черном море.

Для ускорения строительства моста была выбрана технология возведения пролетов из металлоконструкций, а для сложного морского участка с илистым грунтом толщиной до 19 м используются металлические трубчатые сваи.

Сложные тектонические условия в зоне возможных землетрясений и слой пластичных осадочных пород ила на дне пролива потребовали применения длинного свайного фундамента до полутвердых глин на глубине до 58 м, для чего были использованы сваи длиной до 94 м.

Сметная стоимость Керченского транспортного перехода составляет 227,92 млрд. руб.

Строительство перехода начато в апреле 2015 г. Начало эксплуатации автомобильной части ожидается 18 декабря 2018 г., железнодорожной — в декабре 2019 г.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Россия «искалечила» наши отходы

Общий объем перечислений в фонд составляет более 4,5 млрд. грн. Но фонда при этом нет!

Ажиотажные сборки

Малоизвестный житель Полтавщины стал обладателем госпакета межгосударственной...

Мах на сонце — ляп на землю

Київські євросмітники — символ наших мертвонароджених реформ

Экс-лидер СПУ Александр Мороз: «Наша кадрированная...

Как можно говорить о реформах и вести агитацию через телевидение, если Конституция...

Кому Bugatti по карману

Французская компания выпустила всего 500 суперкаров модели Chiron, а цена одного авто лишь...

«Шатун» высшего образования

В одном только Днепре дети шахтеров отсуживают у украинских вузов миллионы гривен...

Загрузка...

Жертва прогресса, или Прощай, телефония

Кабмин готов ликвидировать ГАХК «Днепровский машиностроительный завод», где...

Человек неба, ставший открытием года

Полковник Александр Оксанченко из Миргорода получил приз «За безупречный...

Мели, тополь, мели

Нас убеждают, что без логотипов счастья нашим городам не будет

Пролетая над гнездом «Мотор Сичи»

В недавнем полете Петра Порошенко в качестве второго пилота истребителя МиГ-29 в День...

Позиция «Антонова» может убить харьковский авиазавод

Документация в Россию по самолету Ан-148 была передана всего за 30 тыс. долл. —...

Швейцарцы бьют рекорды по минимальной зарплате

Швейцарский Невшатель первым из кантонов страны сумел добиться введения минимальной...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Роман Обоянский
10 Июля 2017, Роман Обоянский

Какие могут быть проблемы с мостом который "нэможлыво збудуваты"? АХАХАХ)))

- 5 +

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка