Киевское метро спасает Крюковский завод

14 Октября 2015 4.3

Сегодня, 14 октября, в электродепо «Дарница» столичного метрополитена состоялась торжественная передача 10 вагонов, модернизированных на Крюковском вагоностроительном заводе (КВСЗ). До конца года Киев должен получить еще 15 таких вагонов. На них у предприятия пока что вся надежда.

Крюковский вагоностроительный переживает не лучшие времена. Впрочем, это мягко сказано.

Слава протоколу

В январе—сентябре 2015 г. предприятие, имеющее стратегическое значение для экономики и безопасности Украины, снизило производство грузовых вагонов (основная статья доходов) на 83,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го — до 328 единиц.

Падение практически катастрофическое. Особенно если учитывать, что по итогам 2014 г. КВСЗ снизил производство грузовых вагонов по сравнению с 2013-м на 54,7% — до 2406 единиц. Если говорить о пассажирских вагонах, то в позапрошлом году предприятие выпустило их 74, в прошлом — 1, в нынешнем — 0.

Но Крюковскому вагоностроительному заводу повезло с метрополитеном. В начале 2012 г. киевские власти заявили о планах модернизовать 200 вагонов метро. Покрыть все затраты согласилось правительство Японии, в обмен на часть украинской квоты загрязнения воздуха по Киотскому протоколу.

Тендер совершенно справедливо выиграл КВСЗ (стоимость контракта — 1 млрд. грн), и дело пошло. В 2014 г. были модернизированы 95 вагонов столичного метрополитена. Они стали более вместительными, комфортными и безопасными. Кабины машинистов оснащены кондиционером и эргономичным пультом управления. Энергопотребление снижено на 40% (поставку экономящего энергию тягового привода обеспечила японская корпорация Itochu). Модернизация, как утверждается, продлевает срок эксплуатации вагонов на 20 лет.

В конце прошлого года КГГА объявила конкурс на вторую очередь модернизации парка метрополитена. Контракт также достался Крюковскому заводу. И вот долгожданные 10 вагонов. На радостях мэр Киева Виталий Кличко заявил о планах модернизировать в 2016-м еще 130 единиц. Это помимо тех пятнадцати, которые должны сдать до конца декабря. То есть, вместо запланированных ранее двухсот будут модернизированы (если будут) 250 вагонов метро.

  • За модернизацию вагонов платит Япония, которая взамен получила часть украинской квоты загрязнения воздуха по Киотскому протоколу // KIEVCITY.GOV.UA

    За модернизацию вагонов платит Япония, которая взамен получила часть украинской квоты загрязнения воздуха по Киотскому протоколу // KIEVCITY.GOV.UA, фото №1

    За модернизацию вагонов платит Япония, которая взамен получила часть украинской квоты загрязнения воздуха по Киотскому протоколу // KIEVCITY.GOV.UA

  • Кабины машинистов оснащены кондиционером и красивым эргономичным пультом управления // KIEVCITY.GOV.UA

    Кабины машинистов оснащены кондиционером и красивым эргономичным пультом управления // KIEVCITY.GOV.UA, фото №2

    Кабины машинистов оснащены кондиционером и красивым эргономичным пультом управления // KIEVCITY.GOV.UA

  • Вагоны стали более вместительными и комфортными, при этом энергопотребление снизилось на 40% // KIEVCITY.GOV.UA

    Вагоны стали более вместительными и комфортными, при этом энергопотребление снизилось на 40% // KIEVCITY.GOV.UA, фото №3

    Вагоны стали более вместительными и комфортными, при этом энергопотребление снизилось на 40% // KIEVCITY.GOV.UA

  • Виталий Кличко обещает уверенно шагать в сторону модернизации всего подвижного состава киевского метрополитена // KIEVCITY.GOV.UA

    Виталий Кличко обещает уверенно шагать в сторону модернизации всего подвижного состава киевского метрополитена // KIEVCITY.GOV.UA, фото №4

    Виталий Кличко обещает уверенно шагать в сторону модернизации всего подвижного состава киевского метрополитена // KIEVCITY.GOV.UA

Фото 1 из 4

Жертвы перепроизводства

Напомним, в июле председатель правления Крюковского вагоностроительного завода Анатолий Шабала, отмечая, что уровень загрузки предприятия составляет лишь 44%, прогнозировал, что, несмотря на довольно сложное время, второе полугодие будет несколько лучшим, чем первое. (Подробнее, читайте, пожалуйста, «Дутая вагонная сенсация».)

Но пока что ситуация следующая: с начала года построено 328 грузовых вагонов, модернизировано 10 вагонов метро, а также по заказу Львовской железной дороги выпущен один трехвагонный дизель-поезд. Негусто. По плану в октябре КВСЗ должен работать 14 дней. То есть, ситуация мало отличается от той, что была в первом полугодии.

Каково будущее предприятия, руководитель пресс-службы Крюковского вагоностроительного завода Анна Кудиярова спрогнозировать затруднилась. Однако эксперты отрасли настроены оптимистично.

— Не думаю, что предприятие ждет катастрофа. Крюковский завод неоднократно демонстрировал чудеса выживаемости, были времена и похуже, — говорит Вячеслав Коновалов, эксперт по транспорту общественной кампании по мониторингу соответствия Украины евростандартам «Европатруль».

По его словам, резкий спад создания новых грузовых вагонов обусловлен падением грузоперевозок, вызванного, в свою очередь, событиями в Донбассе и общей экономической ситуацией. Кроме того, для продукции лидеров украинского грузового вагоностроения — Крюковского, Мариупольского, Днепродзержинского, Стахановского заводов, а также Дарницкого вагоноремонтного (находится в Киеве), фактически закрыт российский рынок. Надо подчеркнуть, что в этом нет никакой политики — чистая экономика.

Официальный Киев, в свою очередь, подвел под санкции крупнейшего российского оператора грузовых железнодорожных перевозок «Первую грузовую компанию» (возникшую в 2007 г. в результате реформирования РЖД). Убрав таким образом с украинского рынка 2,5 тыс. грузовых вагонов. Но это мало помогло: отечественного парка из 174 тыс. единиц (20 тыс. из которых — частные) хватает с лихвой. Даже остается.

— Проблема в том, что накануне кризиса 2008 г. наблюдался бешеный дефицит грузовых вагонов, и в результате также произошел кризис, но перепроизводства. Подвижной состав к тому времени был сильно изношен, и какое-то время перепроизводство шло на пользу — те, кто это мог себе позволить, меняли вагоны. Но в конечном итоге имеем, что имеем, рынок не обманешь, — рассказывает эксперт.

Возвращаясь к Крюковскому вагоностроительному заводу, не лишним будет отметить, что ему еще повезло, с географической точки зрения, если сравнивать с Мариупольским и тем более со Стахановским. (Там сейчас вообще чинят отбитую у украинской армии технику.) А КВСЗ вдобавок и метрополитен подвернулся. Если будет заказ на еще 130 вагонов, как обещает Виталий Кличко, смутные времена предприятие точно переживет.

Справка «2000»

Крюковский вагоностроительный завод, история которого начинается еще в 1869 г., — единственное на постсоветском пространстве предприятие, имеющее действующее производство двух видов вагонов — грузовых и пассажирских. Производство последних освоено в 2001-м, пионером стал первый скоростной поезд украинского производства «Столичный экспресс», который начал курсировать по маршруту Киев — Харьков.

Крюковский завод — второй по мощности в Украине, после предприятия в Мариуполе. В рамках СНГ он делит вторые-третьи места с российскими «Уралвагонзаводом» и «Алтайвагонзаводом». Сейчас в номенклатуре КВСЗ, помимо железнодорожных вагонов, — электро- и дизель-поезда, вагоны метрополитена и цистерны, колесные пары и эскалаторы.

ПАО «Крюковский вагоностроительный завод»: 39621 г. Кременчуг, ул. И. Приходько, 139. Тел. (0536) 76-95-05, kvsz@kvsz.com, www.kvsz.com.

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка