Корзина минимальной сытости

№17(770) 29 апреля — 5 мая 2016 г. 27 Апреля 2016 5

Власти наконец-то признали, что утвержденные социальные стандарты в стране занижены как минимум в два раза. Но чтобы поднять планку выплат до новой отметки к следующему году, доходную часть бюджета придется увеличить более чем наполовину. А где взять деньги?

Одно из первых заданий, которое правительство Владимира Гройсмана получило от депутатов Верховной Рады, — наказ пересмотреть содержимое набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, на базе которого устанавливается размер прожиточного минимума и производятся социальные выплаты.

На прошлой неделе комитет по вопросам социальной политики ВРУ рекомендовал новому составу Кабмина «осовременить» подходы в определении потребительской корзины и заложить новые социальные стандарты уже в бюджете 2017 г.

По информации Минсоцполитики, еще в прошлом году экспертная комиссия при министерстве приняла решение одобрить обновленный состав потребительской корзины. Для этого нужно провести ее научно-общественную экспертизу. Затем новый состав набора продовольственных и непродовольственных товаров и услуг должен быть утвержден Кабмином.

Минэкономразвития и торговли еще в начале т. г. подало в Кабмин проект соответствующего постановления. Однако решения на этот счет правительство так и не приняло. Сама же процедура пересмотра потребительской корзины проходила без лишней огласки.

Представленные профильным парламентским комитетом некоторые цифры позволяют сделать вывод, почему в правительстве Яценюка не выказывали восторга по поводу новых стандартов. Хотя сам факт приведения социальных выплат к реальному, а не виртуальному прожиточному минимуму стал бы более чем достойным поводом для пиара и подтверждения реформаторских успехов правительства.

Сравнение этих данных с официально установленными стандартами показывает, что сегодняшние выплаты едва покрывают половину реальных потребностей тех, кому они полагаются.

Законом «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» предусмотрен прожиточный минимум: с 1 января — 1330 грн. в месяц, с 1 мая — 1399 грн., а с 1 декабря — 1496 грн.

Даже с учетом индексирования инфляции с 1 декабря т. г. детям до 6 лет будет положено ежемесячное пособие 1313 грн., от 6 до 18 лет — 1637 грн., трудоспособному населению — 1550 грн., а инвалидам — 1208 грн.

Между тем при обсуждении новых повышенных соцстандартов представители профсоюзов высказали замечание, что предложенный набор продуктов и услуг не вполне отвечает требованиям национального и международного законодательства. Иначе прожиточный минимум необходимо было бы поднять на более высокую отметку.

Но даже озвученные цифры создают заведомо непомерную нагрузку на государственную казну и имеют мало шансов на реализацию в проекте бюджета 2017 г.

По оценкам Министерства финансов, увеличение соцстандартов повлечет за собой дополнительные расходы на государственную социальную помощь в размере 21,3 млрд. грн., на пенсионное обеспечение — 107,7 млрд. грн. и на повышение минимальной зарплаты и должностного оклада I тарифного разряда — 225,4 млрд. грн.

Если сравнить суммарные дополнительные выплаты — 354,4 млрд. грн. с установленными госбюджетом на этот год доходами (595 млрд. грн.) и расходами (668 млрд. грн.), окажется, что для перехода к новым соцстандартам в следующем году власти должны увеличить доходную часть почти на 60%. Либо же компенсировать разницу возрастанием международной финансовой помощи.

Ни один из этих вариантов в нынешней экономической и политической ситуации не выполним.

Более реальным является признание государством факта, что оно не в состоянии обеспечить минимальный прожиточный уровень большинству своих граждан и законодательно утвердить поэтапный график увеличения соцвыплат до необходимого уровня.

Тем более что еще в прошлом году группа общественных организаций и активистов добилась в судебном порядке признания противоправными действий Кабмина по установлению прожиточного минимума на 2015 г. без проведения и учета результатов экспертизы по формированию набора продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, необходимой для утверждения этого стандарта.

Как уже писали «2000», законодательство обязывает проводить такую экспертизу не реже чем раз в 5 лет. Однако последний раз набор потребительской корзины пересматривался в 2000 г. С тех пор прожиточный минимум утверждался, что называется, с кондачка, из расчета возможностей наполнения бюджета, а не реальных потребностей населения.

В итоге это привело к резкому обнищанию граждан. По данным Госстата, уровень абсолютной бедности, когда домохозяйство не способно удовлетворить даже базовые потребности в пище, одежде, жилье и обеспечении коммунальными услугами, возрос с 16,8% (по данным за 9 месяцев 2014 г.) до 52,9% за аналогичный период 2015-го.

Если верить приведенным данным, за уровнем абсолютной бедности в прошлом году проживали около 7,7 млн. украинских домохозяйств.

В Кабмине пытались узаконить назначение прожиточного минимума без экспертизы потребительской корзины. Однако в декабре прошлого года Высший админсуд отказал правительству, тем самым обязав пересмотреть социальные стандарты.

В этом контексте нынешнюю активность Комитета по вопросам социальной политики ВР, возглавляемого бывшим министром соцполитики Людмилой Денисовой, и отдельных министерств можно считать следствием прошлогодних судов, которые признали противоправной бездеятельность Арсения Яценюка и его подчиненных.

Поэтому даже выступая модератором процесса, начатого активистами, г-жа Денисова вряд ли уклонится от вопросов о том, почему пересмотр методики формирования потребительской корзины и размера прожиточного минимума не был реализован во время ее руководства Минсоцполитики в 2014 г.

И только когда Кабмин возглавил Владимир Гройсман, а главой Минсоцполитики был назначен человек из команды премьера — Андрей Рева, ранее заммэра Винницы, в парламенте был дан старт кампании за увеличение социальных стандартов.

В итоге правительство Гройсмана стараниями своих «конкурентов» по коалиции получило трудновыполнимое задание, от которого всячески уклонялись его предшественники.

Но было бы наивным полагать, что добившись пересмотра явно заниженных социальных выплат, общественные активисты и примкнувшие к ним парламентарии на выходе получат реальное улучшение жизни и сокращение бедности.

Скорее речь идет о сокращении статистических манипуляций, когда, например, в прожиточный минимум сознательно закладывались последующие налоговые отчисления, а также об отказе от практики формирования потребительской корзины с учетом давно устаревших продуктовых и промтоварных предпочтений. Типа резиновых сапог на 3—7 лет, пальто на 8—10 лет, трех пар носков на пять лет или по одному платью для теплого и холодного сезонов.

Еще одним следствием пересмотра прожиточного минимума наверняка станет очередная ревизия нуждающихся в социальных пособиях и пересмотр пенсионных выплат. Естественно, не всегда в сторону их увеличения.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Покажи свое IT

Все стали перепечатывать новости о масштабной акции протеста «Гройсман, не кошмарь...

Хозяйка железной горы и марганцевых руд

Занимая немногим более 5% территории Украины, Днепропетровская область может по праву...

Рейдерство под прикрытием реформ

Хаос и некомпетентность. Реформа здравоохранения по-херсонски

Индустрия питания убивает наших детей

В Полтаве ужаснулись педиатрической статистике и предложили естественный выход из...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка