Летальное и нелетальное машиностроение

№39(789) 30 сентября — 6 октября 2016 г. 28 Сентября 2016 3.6

Поможет ли отрасли переход на военные рельсы?

За четверть века независимости Украины удельный вес машиностроения в структуре промышленности сократился более чем в три раза и сейчас составляет порядка 10%.

С промышленной карты исчезли как отдельные предприятия, так и целые подотрасли, такие как производство прессов и некоторых других станков, судовых дизельных двигателей, свеклоуборочных комбайнов, агрегатов для промышленной и сельскохозяйственной техники.

Производство тракторов и комплектующих к ним, морских судов, а также авиационной и ракетной техники, приборов различного назначения, а в последние годы и железнодорожных вагонов, тяжелых машин для горно-металлургического комплекса, проходческих комбайнов и т. д. сократилось в разы.

В четвертое воскресенье сентября в Украине традиционно празднуют День машиностроителя. В период пика развития машиностроения в конце 80-х гг. прошлого века непосредственно в отрасли работало порядка 1 млн. украинцев и еще для нескольких миллионов этот праздник был семейным.

По данным Госуправления статистики, в настоящее время машиностроение не является прибыльным бизнесом. В отраслевом срезе за первое полугодие т. г. из крупных и средних предприятий положительный финансовый результат показали добывающая промышленность, текстильное производство и изготовление одежды, фармацевтика, предприятия электронно-оптического оборудования, производство мебели и ремонт других машин и оборудования.

Тем не менее машиностроители среди промышленников все еще занимают далеко не последнее место.

Около 70% крупных и средних предприятий отрасли за первое полугодие т. г. показали прибыль около 5,4 млрд. грн., а убыток с общим отрицательным балансом 179 млн. грн. приходится на оставшиеся 30% предприятий.

Для сравнения: предприятия металлургии за этот же период показали отрицательное сальдо в размере 4,8 млрд. грн., пищевой промышленности — 3,9 млрд. грн., химической — 3,5 млрд. грн.

То есть даже после многолетней деградации и удручающего экономического обвала последних лет машиностроение сохраняет свой потенциал для модернизации экономики.

Наилучшие стартовые условия для этого прежде всего имеют экспортно ориентированные предприятия в связи с тенденцией к девальвации национальной валюты.

К счастью, Украине удалось сохранить несколько промышленных секторов, которые принято относить к олигопольным рынкам даже в мировом масштабе.

В мире найдется не более десятка-полутора стран, способных проектировать и изготавливать космические ракеты и спутники, производить пороха для ракет, управляемые реактивные снаряды и другую весьма специфическую продукцию.

Поможет ли отрасли переход на военные рельсы?

Нравится это кому-нибудь или нет, но в большинстве своем эти предприятия выросли из оборонно-промышленного комплекса. И в нынешних условиях имеют все шансы туда благополучно врасти.

В мире давно уже не требуют представления бронетанковая техника Харьковского завода им. Малышева, самолеты, спроектированные КБ «Антонова», ракеты-носители КБ «Южное» или авиадвигатели «Ивченко-Прогресс» и «Мотор Сич».

В некоторых секторах машиностроения отечественные предприятия за годы независимости сумели составить серьезную конкуренцию своим бывшим партнерам по общесоюзному разделению труда или даже превзойти их.

В качестве подтверждения можно припомнить крупнейший танковый контракт с Пакистаном на поставку 320 танков Т-80УД стоимостью $650 млн. или более «мелкие» поставки по нескольку десятков танков или БТР в другие страны Юго-Восточной Азии.

Для авиастроения и авиаремонта крупнейшим таким контрактом стала модернизация и ремоторизация 105 самолетов Ан-32 ВВС Индии общей стоимостью $400 млн.

Да и сегодня представители «Укр-оборонпрома» и основного проектировщика и производителя авиатехники в Украине — госпредприятия «Антонов» едва ли не ежемесячно сообщают о новых международных проектах, связанных с размещением за границей производства самолетов, спроектированных в нашей стране.

Последний из нашумевших информповодов — августовская декларация о планах ГП «Антонов» и гонконгской компании Aerospace Industry Corporation of China (AICC) по производству второго экземпляра крупнейшего в мире транспортника — Ан-225 «Мрія» с последующим развитием сборочного производства этих самолетов в Китае. По всем представлениям, проект, если будет реализован, потянет никак не меньше чем на миллиард долларов.

Минусом такого подхода является переход от предметной специализации, т. е. выпуска готовых продуктов, к технологической, когда украинские предприятия берут на себя задачу обеспечения определенного процесса (в данном случае — проектирования самолета), или к подетальной (производство отдельных агрегатов конечного изделия (авиадвигателей, элементов крыла, фюзеляжа и т. д.). Поэтому в некоторых случаях справедливо говорить о деградации.

Впрочем, такой переход имеет объективный характер, связанный с желанием иностранного заказчика-финансиста диверсифицировать экономику своей страны, создать новые рабочие места с высокой квалификацией сотрудников и дополнительные источники дохода. Рисковать капиталом, вкладывая серьезные инвестиции в предприятие на чужой земле, иностранные инвесторы, особенно восточные, не хотят.

Упования на квалифицированную и очень дешевую рабочую силу, которой с недавних пор стали украинцы, на арабских шейхов или китайских коммунистов действуют слабо. Разве что когда дело идет к покупке сельхозземель и их обслуживанию. А когда речь заходит о машиностроении, восточных инвесторов больше заботит развитие собственной промышленности, новых кластеров экономики и повышение трудовых навыков своих соплеменников.

Подобные процессы сейчас переживает и ракетостроение. После разрыва отношений с Россией и прекращения поставок оттуда необходимых комплектующих, под грузом геополитических обстоятельств, головное предприятие космической отрасли — КБ «Южное» объявило о проектировании собственных двигателей на замену российским семейства РД-180. В том числе с готовностью наладить производство двигателя GU250 на территории США с поставкой комплектующих из Украины и передачей соответствующих технологий.

Американским ракетостроительным корпорациям и основному заказчику пусковых услуг — ВВС США этот проект интересен с точки зрения замены с 2020 г. российских двигателей РД-180 на американские.

«2000» уже писали о том, что российские ракетные двигатели до сих пор используются в качестве маршевых на самом мощном американском носителе Atlas-5, выпускаемом альянсом компаний Boeing и Lockheed Martin — United Launch Alliance (ULA).

Atlas-5 и ULA обеспечивают практически все стратегические миссии ВВС США и НАСА. Однако применение российских комплектующих после введения санкций в отношении РФ за Крым, вкупе с высокой стоимостью пусковых услуг ULA, вызвало жесткую критику частных аэрокосмических компаний, в том числе Space X Илона Маска, и желание перенаправить на себя потоки многомиллиардного бюджетного финансирования.

Частью одного из таких конкурирующих альянсов стало КБ «Южное». Для реализации, в частности, этого проекта предприятие начало оснащение собственного опытного производства. Как пример — с помощью промышленного 3D-принтера SLM Solution будут изготавливаться крыльчатки турбонасосного агрегата двигателей GU250.

В то же время часть закупленного оборудования используется и в другом достаточно резонансном в узких кругах проекте — по созданию оперативно-тактического ракетного комплекса средней дальности ОТРК «Гром-2», на основе которого в дальнейшем планируется изготовление берегового и корабельного ракетного комплекса со способностью поражения судов водоизмещением до 5 тыс. т.

Этим летом были проведены успешные испытания демонстратора отсека боевого оснащения ОТРК. По мнению экспертов, Украина не была готова выполнить такие работы в сжатые сроки.

Кроме того, КБ «Южное» проводит работы по созданию зенитно-ракетной системы комплекса «Анчар» малой (до 50 км) и средней (до 150 км) дальности и проектирует несколько типов ракет-носителей, способных выводить на орбиту малые спутники.

В дальнейшем использование имеющихся производственных мощностей госпредприятий ПО «Южный машиностроительный завод», «Павлоградский механический завод» и «Павлоградский химический завод», а также модернизация опытного производства КБ «Южное» позволят обеспечить производство дозвуковых и сверхзвуковых крылатых ракет и модернизировать заряды для имеющихся в Украине реактивных систем залпового огня.

Таким образом, создается технологический задел для дальнейшего производства ударного беспилотного летательного аппарата УБПЛА, мобильного комплекса обнаружения и противодействия БПЛА и других образцов военной техники.

В условиях нежелания стратегических союзников поставлять Украине летальное оружие новые ракетные разработки рассматриваются как средство сдерживания и дополнительного заработка на внешних рынках. В мире найдется немало стран, желающих купить ОТРК или заряды к «Градам». Но фактически можно говорить о том, что машиностроение для Украины становится еще и средством обеспечения территориальной целостности.

Хотелось бы, чтобы эти факты внесли разлад в горячие умы сторонников аграрной державности или превращения Украины в нацию программистов. И тот, и другой варианты не сулят стране ничего хорошего.

Реализация исключительно аграрной стратегии при стагнации существующей промышленности не способна обеспечить должного развития экономики и прокормить население. Это приведет к эмиграции самых мобильных граждан и обнищанию большей части остальных.

Программирование в качестве национальной идеи можно только приветствовать. Но эта категория работников как раз и есть той самой мобильной группой, которая при первой возможности будет готова выехать на новые места работы и проживания. А рассчитывать, что даже полмиллиона айтишников обеспечат процветание 40-миллионному населению, конечно же, наивно.

Далее, в свете открытия границ и введения безвизового режима с ЕС, уже в ближайшие годы перед Украиной очень остро встанет вопрос обслуживания существующей энергетической, транспортной, коммунальной инфраструктуры. Поэтому промышленная повестка дня однозначно является одной из главных в вопросах развития государства.

Ракетно-космическая отрасль как никакая другая способна объединить личный престиж и общественную пользу. Ведь рынок космических услуг в ближайшие десятилетия объективно будет расти в связи с потребностью землян в новых, все более продвинутых космических аппаратах связи и дистанционного зондирования. Рынок услуг здесь развивается наиболее динамично.

Энергетическая отрасль требует качественного обслуживания, транспорт — модернизации, а горные и металлургические предприятия — выпуска внутри страны если не всей необходимой номенклатуры, то хотя бы вспомогательного оборудования. Все это украинские власти должны учесть, разрабатывая стратегию новой индустриализации Украины.

Конечно же, концепция невмешательства государства в рынок выглядит очень привлекательно, и многие украинские чиновники горячо придерживаются этой идеи. Не в последнюю очередь потому, что это позволяет им устраниться от промышленной политики, не отвечая за результаты работы подведомственных секторов, и не демонстрировать свою возможную некомпетентность. Рынок все исправит. А если рынок не исправил, то виноват в этом — рынок.

При этом невмешательство государства в бизнес, конечно же, не распространяется на регуляторную сферу, где чиновники выстраиваются в очередь за долей промышленной ренты в виде взяток или откатов за выдачу разрешений, необходимых для деятельности тех или иных предприятий. Поэтому говорить о свободном рынке в несвободной стране можно только условно.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Обновка для железных магистралей

К началу летних перевозок «Укрзалізниця» планирует отремонтировать 405 км путей

«Азовнаш»

Власти Мариуполя хотели бы национализировать «Азовмаш». Но не знают, как это...

Выпускники вузов не хотят работать по специальности

Они учились ради «корочки», а нужные навыки приобретали в процессе работы или...

Прощай, забой! Гуд-бай, мореходка!

Проблема не в профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных...

Сдутый сектор

Европейские финансисты не уверены в стабильности украинской валюты и не знают, каким...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка