Летальное и нелетальное машиностроение

№39(789) 30 сентября — 6 октября 2016 г. 28 Сентября 2016 3.6

Поможет ли отрасли переход на военные рельсы?

За четверть века независимости Украины удельный вес машиностроения в структуре промышленности сократился более чем в три раза и сейчас составляет порядка 10%.

С промышленной карты исчезли как отдельные предприятия, так и целые подотрасли, такие как производство прессов и некоторых других станков, судовых дизельных двигателей, свеклоуборочных комбайнов, агрегатов для промышленной и сельскохозяйственной техники.

Производство тракторов и комплектующих к ним, морских судов, а также авиационной и ракетной техники, приборов различного назначения, а в последние годы и железнодорожных вагонов, тяжелых машин для горно-металлургического комплекса, проходческих комбайнов и т. д. сократилось в разы.

В четвертое воскресенье сентября в Украине традиционно празднуют День машиностроителя. В период пика развития машиностроения в конце 80-х гг. прошлого века непосредственно в отрасли работало порядка 1 млн. украинцев и еще для нескольких миллионов этот праздник был семейным.

По данным Госуправления статистики, в настоящее время машиностроение не является прибыльным бизнесом. В отраслевом срезе за первое полугодие т. г. из крупных и средних предприятий положительный финансовый результат показали добывающая промышленность, текстильное производство и изготовление одежды, фармацевтика, предприятия электронно-оптического оборудования, производство мебели и ремонт других машин и оборудования.

Тем не менее машиностроители среди промышленников все еще занимают далеко не последнее место.

Около 70% крупных и средних предприятий отрасли за первое полугодие т. г. показали прибыль около 5,4 млрд. грн., а убыток с общим отрицательным балансом 179 млн. грн. приходится на оставшиеся 30% предприятий.

Для сравнения: предприятия металлургии за этот же период показали отрицательное сальдо в размере 4,8 млрд. грн., пищевой промышленности — 3,9 млрд. грн., химической — 3,5 млрд. грн.

То есть даже после многолетней деградации и удручающего экономического обвала последних лет машиностроение сохраняет свой потенциал для модернизации экономики.

Наилучшие стартовые условия для этого прежде всего имеют экспортно ориентированные предприятия в связи с тенденцией к девальвации национальной валюты.

К счастью, Украине удалось сохранить несколько промышленных секторов, которые принято относить к олигопольным рынкам даже в мировом масштабе.

В мире найдется не более десятка-полутора стран, способных проектировать и изготавливать космические ракеты и спутники, производить пороха для ракет, управляемые реактивные снаряды и другую весьма специфическую продукцию.

Поможет ли отрасли переход на военные рельсы?

Нравится это кому-нибудь или нет, но в большинстве своем эти предприятия выросли из оборонно-промышленного комплекса. И в нынешних условиях имеют все шансы туда благополучно врасти.

В мире давно уже не требуют представления бронетанковая техника Харьковского завода им. Малышева, самолеты, спроектированные КБ «Антонова», ракеты-носители КБ «Южное» или авиадвигатели «Ивченко-Прогресс» и «Мотор Сич».

В некоторых секторах машиностроения отечественные предприятия за годы независимости сумели составить серьезную конкуренцию своим бывшим партнерам по общесоюзному разделению труда или даже превзойти их.

В качестве подтверждения можно припомнить крупнейший танковый контракт с Пакистаном на поставку 320 танков Т-80УД стоимостью $650 млн. или более «мелкие» поставки по нескольку десятков танков или БТР в другие страны Юго-Восточной Азии.

Для авиастроения и авиаремонта крупнейшим таким контрактом стала модернизация и ремоторизация 105 самолетов Ан-32 ВВС Индии общей стоимостью $400 млн.

Да и сегодня представители «Укр-оборонпрома» и основного проектировщика и производителя авиатехники в Украине — госпредприятия «Антонов» едва ли не ежемесячно сообщают о новых международных проектах, связанных с размещением за границей производства самолетов, спроектированных в нашей стране.

Последний из нашумевших информповодов — августовская декларация о планах ГП «Антонов» и гонконгской компании Aerospace Industry Corporation of China (AICC) по производству второго экземпляра крупнейшего в мире транспортника — Ан-225 «Мрія» с последующим развитием сборочного производства этих самолетов в Китае. По всем представлениям, проект, если будет реализован, потянет никак не меньше чем на миллиард долларов.

Минусом такого подхода является переход от предметной специализации, т. е. выпуска готовых продуктов, к технологической, когда украинские предприятия берут на себя задачу обеспечения определенного процесса (в данном случае — проектирования самолета), или к подетальной (производство отдельных агрегатов конечного изделия (авиадвигателей, элементов крыла, фюзеляжа и т. д.). Поэтому в некоторых случаях справедливо говорить о деградации.

Впрочем, такой переход имеет объективный характер, связанный с желанием иностранного заказчика-финансиста диверсифицировать экономику своей страны, создать новые рабочие места с высокой квалификацией сотрудников и дополнительные источники дохода. Рисковать капиталом, вкладывая серьезные инвестиции в предприятие на чужой земле, иностранные инвесторы, особенно восточные, не хотят.

Упования на квалифицированную и очень дешевую рабочую силу, которой с недавних пор стали украинцы, на арабских шейхов или китайских коммунистов действуют слабо. Разве что когда дело идет к покупке сельхозземель и их обслуживанию. А когда речь заходит о машиностроении, восточных инвесторов больше заботит развитие собственной промышленности, новых кластеров экономики и повышение трудовых навыков своих соплеменников.

Подобные процессы сейчас переживает и ракетостроение. После разрыва отношений с Россией и прекращения поставок оттуда необходимых комплектующих, под грузом геополитических обстоятельств, головное предприятие космической отрасли — КБ «Южное» объявило о проектировании собственных двигателей на замену российским семейства РД-180. В том числе с готовностью наладить производство двигателя GU250 на территории США с поставкой комплектующих из Украины и передачей соответствующих технологий.

Американским ракетостроительным корпорациям и основному заказчику пусковых услуг — ВВС США этот проект интересен с точки зрения замены с 2020 г. российских двигателей РД-180 на американские.

«2000» уже писали о том, что российские ракетные двигатели до сих пор используются в качестве маршевых на самом мощном американском носителе Atlas-5, выпускаемом альянсом компаний Boeing и Lockheed Martin — United Launch Alliance (ULA).

Atlas-5 и ULA обеспечивают практически все стратегические миссии ВВС США и НАСА. Однако применение российских комплектующих после введения санкций в отношении РФ за Крым, вкупе с высокой стоимостью пусковых услуг ULA, вызвало жесткую критику частных аэрокосмических компаний, в том числе Space X Илона Маска, и желание перенаправить на себя потоки многомиллиардного бюджетного финансирования.

Частью одного из таких конкурирующих альянсов стало КБ «Южное». Для реализации, в частности, этого проекта предприятие начало оснащение собственного опытного производства. Как пример — с помощью промышленного 3D-принтера SLM Solution будут изготавливаться крыльчатки турбонасосного агрегата двигателей GU250.

В то же время часть закупленного оборудования используется и в другом достаточно резонансном в узких кругах проекте — по созданию оперативно-тактического ракетного комплекса средней дальности ОТРК «Гром-2», на основе которого в дальнейшем планируется изготовление берегового и корабельного ракетного комплекса со способностью поражения судов водоизмещением до 5 тыс. т.

Этим летом были проведены успешные испытания демонстратора отсека боевого оснащения ОТРК. По мнению экспертов, Украина не была готова выполнить такие работы в сжатые сроки.

Кроме того, КБ «Южное» проводит работы по созданию зенитно-ракетной системы комплекса «Анчар» малой (до 50 км) и средней (до 150 км) дальности и проектирует несколько типов ракет-носителей, способных выводить на орбиту малые спутники.

В дальнейшем использование имеющихся производственных мощностей госпредприятий ПО «Южный машиностроительный завод», «Павлоградский механический завод» и «Павлоградский химический завод», а также модернизация опытного производства КБ «Южное» позволят обеспечить производство дозвуковых и сверхзвуковых крылатых ракет и модернизировать заряды для имеющихся в Украине реактивных систем залпового огня.

Таким образом, создается технологический задел для дальнейшего производства ударного беспилотного летательного аппарата УБПЛА, мобильного комплекса обнаружения и противодействия БПЛА и других образцов военной техники.

В условиях нежелания стратегических союзников поставлять Украине летальное оружие новые ракетные разработки рассматриваются как средство сдерживания и дополнительного заработка на внешних рынках. В мире найдется немало стран, желающих купить ОТРК или заряды к «Градам». Но фактически можно говорить о том, что машиностроение для Украины становится еще и средством обеспечения территориальной целостности.

Хотелось бы, чтобы эти факты внесли разлад в горячие умы сторонников аграрной державности или превращения Украины в нацию программистов. И тот, и другой варианты не сулят стране ничего хорошего.

Реализация исключительно аграрной стратегии при стагнации существующей промышленности не способна обеспечить должного развития экономики и прокормить население. Это приведет к эмиграции самых мобильных граждан и обнищанию большей части остальных.

Программирование в качестве национальной идеи можно только приветствовать. Но эта категория работников как раз и есть той самой мобильной группой, которая при первой возможности будет готова выехать на новые места работы и проживания. А рассчитывать, что даже полмиллиона айтишников обеспечат процветание 40-миллионному населению, конечно же, наивно.

Далее, в свете открытия границ и введения безвизового режима с ЕС, уже в ближайшие годы перед Украиной очень остро встанет вопрос обслуживания существующей энергетической, транспортной, коммунальной инфраструктуры. Поэтому промышленная повестка дня однозначно является одной из главных в вопросах развития государства.

Ракетно-космическая отрасль как никакая другая способна объединить личный престиж и общественную пользу. Ведь рынок космических услуг в ближайшие десятилетия объективно будет расти в связи с потребностью землян в новых, все более продвинутых космических аппаратах связи и дистанционного зондирования. Рынок услуг здесь развивается наиболее динамично.

Энергетическая отрасль требует качественного обслуживания, транспорт — модернизации, а горные и металлургические предприятия — выпуска внутри страны если не всей необходимой номенклатуры, то хотя бы вспомогательного оборудования. Все это украинские власти должны учесть, разрабатывая стратегию новой индустриализации Украины.

Конечно же, концепция невмешательства государства в рынок выглядит очень привлекательно, и многие украинские чиновники горячо придерживаются этой идеи. Не в последнюю очередь потому, что это позволяет им устраниться от промышленной политики, не отвечая за результаты работы подведомственных секторов, и не демонстрировать свою возможную некомпетентность. Рынок все исправит. А если рынок не исправил, то виноват в этом — рынок.

При этом невмешательство государства в бизнес, конечно же, не распространяется на регуляторную сферу, где чиновники выстраиваются в очередь за долей промышленной ренты в виде взяток или откатов за выдачу разрешений, необходимых для деятельности тех или иных предприятий. Поэтому говорить о свободном рынке в несвободной стране можно только условно.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Степное кораблестроение

Херсон страдает от безработицы, но найти в нем сотню рабочих невозможно

Обновка для железных магистралей

К началу летних перевозок «Укрзалізниця» планирует отремонтировать 405 км путей

«Азовнаш»

Власти Мариуполя хотели бы национализировать «Азовмаш». Но не знают, как это...

Путь трех поколений

Если ремонтировать по 80 мостов в год, то даже неотложные реконструкции растянутся...

Холодный черный душ

Радость россиян может оказаться преждевременной, поскольку оценить степень...

Дежавю азаровских реформ

Чтобы активизировать строительство дорог, украинские власти готовы возобновить...

Не-река: стоит ли спасать Веревчину

Местные жители хотят, чтобы функции свалки и места отдыха гармонично сочетались

Вертикальное купе: старость — не приговор

В Харькове 85% лифтов превысили нормативный срок эксплуатации

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка