«Мечта» китайского летчика и «Антонов»

01 Сентября 2016 5

При чем здесь лыжный инструктор?

Когда в июне т. г. автор анализировал перспективы возобновления серийного производства крупнейшего в мире самолета Ан-225 «Мрія», то пришел к выводу о том, что как минимум до истечения срока эксплуатации большинства самолетов Ан-124 «Руслан» этот проект не будет реализован.  

Но одно дело, реально поставить на поток производство уникальных и дорогих самолетов, а другое — продать чертежи и спецификации.

В последний день лета русскоязычный сегмент Интернет и социальные сети всколыхнула информация о продаже Украиной технологий производства «Мрії» Китаю.

Первоисточником информации оказался не какой-то там аноним из числа экспертов, «захотевших остаться не названным», а телеканал «ССTV – Русский», который является  одним из международных телеканалов вещания «Центрального телевидения Китая».

В сообщении ССTV говорится о том, что «30 августа китайская компания China airspace и украинское госпредприятие «Антонов» подписали договор о сотрудничестве. Согласно договору, к Китаю переходит право собственности на гигантский самолет-транспортёр АН-225, включая использование чертежей и спецификаций самолета. Переговоры по привлечению китайских инвесторов велись еще в мае 2016 года. После подписания договора с украинской компанией, Китай получил доступ к уникальным технологиям в области авиастроения. Планируется, что первый китайский АН-225 уже будет выпущен в первой половине 2019 года. АН-225 «Мрия» (в переводе с украинского - «мечта») является самым тяжёлым грузоподъёмным самолётом, когда-либо поднимавшимся в воздух. АН-225 был специально спроектирован для создания авиационной транспортной системы для проекта советского многоразового космического корабля «Буран». Самолет существует в единственном экземпляре».

Разглашение структурой центрального телевещания КНР во всей наготе столь серьезных договоренностей по самолету, который используется для перевозки крупногабаритных и супертяжелых грузов, но с таким же успехом может транспортировать большинство видов вооружений, а изначально задумывался как стартовый комплекс для ракет легкого класса, казалось бы, свидетельствует важности и престижности для Поднебесной соглашения с украинским «Антоновым», когда соображениями секретности можно пренебречь.

Однако, российские блоггеры, которые всегда очень болезненно относились к распродаже Украиной общего технологического наследия СССР, не преминули заметить, что в китайской версии подачи информации Украина выглядит в роли дурачка-простофили.

«Посмотрите, ребята, как часть территории бывшей УССР бесплатно отдала гордость СССР - летающий космодром.

"Мечта" была создана гением авиаконструктора Виктора Ильича Толмачёва (уроженца Курска, выпускника Харьковского авиационного института) в рамках великого проекта непревзойдённого Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского МАКС (Многоцелевая авиационно-космическая система)*.

"Умные люди, уверен, высоко ценят изящество названия: "Многоцелевая", - написал в Facebook писатель и публицист Дмитрий Конаныхин, ранее имевший опыт участия в создании образцов ракетно-космической техники.   

По мнению российского писателя, по соглашению с «Антоновым» компания China Airspace получила:

- материаловедческие технологии - уникальную материаловедческую энциклопедию советских технологов - все составы сплавов, все легирующие присадки, все составы сварочных материалов, все нюансы производства таких огромных изделий;

- машиностроительные технологии советского авиапрома времён расцвета (отнюдь не только фирмы Антонова, но всей огромной страны, которая была развалена усилиями Украины);

- бесценную, уникальную информацию по дефектоскопии гигантского аэроплана, летающего уже тридцать лет - то, как ведут себя специальные сплавы за такое время, где, как, какие появляются микротрещины, как ведут себя узлы и агрегаты, является самым драгоценным ноу-хау любой авиастроительной корпорации;

- комплекты документов и спецификации.

Вот это, ребята, и есть украинская мечта - получить на халяву чужое - и продать за бесценок. Ну, что ж... Такое у них чисто украинское счастье.

Квинтэссенция украинства.

А китайцев я поздравляю - отличная сделка. Бесплатно забрать величайшую драгоценность - бриллиант советских "Звёздных войн" - у скатившихся в нищету продавцов краденого - это высокий класс", - резюмировал автор.

Если не принимать во внимание уничижительные идеологические акценты, с мнением российского публициста трудно не согласиться. Ведь за годы независимости все разрабатываемые «Антоновым» самолеты рано или поздно оказывались за рубежом.

Не найдя сил или возможностей заняться восстановлением полноценного авиапроизводства в Украине, руководство «Антонова» выбрало стратегию размещения производства собственных самолетов за рубежом, а себе оставило перспективы получения авторского вознаграждения за разработанную технику – роялти.

Конечно, далеко не все комментаторы резонансной продажи Китаю самого большого самолета в мире были столь категоричны, как г-н Конаныхин.

Диапазон мнений оказался достаточно широк. От «рад за самолёт, хоть у кого-то он будет летать, а то не по сеньке шапка была - ни себе, ни людям" (Сергей Корычев) до «прежде чем покупать 225-й китайцы с Путиным договорились. И производство будет... китайско-российское! Неужто тяжело догадаться?» (Александр Подольский).

Журналист Павел Рябов вообще пишет о трагикомичности ситуации, которая заключается в том, что «Ан-225 "Мрия" - в единственном экземпляре. Вся техническая документация на него, в том числе и чертежи выполнены на бумаге. Единственное, что могут сделать с ним китайцы, это полностью разобрать этот самолет до последней заклепки и провести анализ запчастей. Потом придется самолет полностью перепроектировать с учетом имеющихся в Китае возможностей. Так что до реального производства еще очень не скоро. И будущие ТТХ (тактико-технические характеристики) китайской "Мрии" будут заметно отличаться от нынешнего Ан-225».

Учитывая большой резонанс, руководство «Антонова» вынуждено было также прокомментировать горячую тему.

Официальное сообщение на эту тему гласит о подписанном соглашении о сотрудничестве между «Антоновым» и компанией Aerospace Industry Corporation of China (AICC) по программе Ан-225. Оно предполагает два этапа. Во время первого будет достроен второй модернизированный экземпляр самолета Ан-225 «Мрія» на площадях ГП «Антонов» и передан AICC.

На втором этапе будет создано совместное серийное производство Ан-225 в Китае по лицензии ГП «Антонов». Оба этапа будут реализованы по условиям отдельных контрактов.

В общем, китайской фирме продали еще не построенный второй самолет и намерения в будущем наладить серийное производство Ан-225.

Наиболее осведомленным на эту тему оказался бывший сотрудник «Антонова» Юлий Киселев, отыскавший в дебрях китайского интернета новость о подписании 30 августа китайской, а на самом деле гонконгской компанией Aerospace Industry Corporation of China, президентом «Антонова» Александром Коцюбой и правительством города Лучжоу (провинция Сычуань) рамочного соглашения о создании в городе Лучжоу производственной базы по производству самолетов Ан-225 с 2019 года.

Комментируя эти события Юлий Киселев отмечает, что в реальности AICC является обычной экспортно-импортной фирмой, размещенной в офисном здании в Гонконге, не способной создать никакого производства, тем более в сжатые сроки. Название регистрировалось, по-видимому, чтобы мимикрировать под государственную Aviation Industry of China (AVIC).

И все же Китай через эту гонконгскую «прокладку», по всей видимости, приобрел комплект конструкторской документации на Ан-225. А для легализации этой сделки стороны подписали не обязывающее и заведомо невыполнимое рамочное соглашение о строительстве производственной базы.

«Зачем китайцам документация на Ан-225 мы не знаем. Известно, что китайцы прорабатывают проекты самолетов более крупных чем Y-20 (первый тяжелый военно-транспортный самолет КНР, совершивший первый полет в 2013 году. Проектировался при помощи «Антонова», - прим. Авт.), вероятно, размерности "Русланов" или даже больше. Но "Мрия" была уж совсем специальной машиной, делавшейся в единственном числе в интересах советской космической программы (на ней Буран должны были возить) и в обычной жизни работы для таких машин мало. Может быть китайцы будут учитывать и использовать эти материалы в работе над собственным большим транспортником. Может прорабатывают какую-нибудь новую мощную космическую программу с воздушным стартом (небольшие аппараты с H-6 они запускают). Может просто на будущее, ибо подобные приобретения на Укране не дороги.

Если подобная версия близка к истине, то не только к серийному производству «Мрії» в Китае можно отнестись с подозрением, но и поставить под сомнение возможность сборки второго экземпляра самолета.  

Есть подозрения, что сделка между AICC и «Антоновым» является чистой воды самодеятельностью нового руководства авиапредприятия, не санкционированной ни госкорпорацией «Укроборонпром», ни правительством Украины.

Все это очень напоминает историю с организацией бывшим главой Госинвестэкспертизы Владиславом Каськивым подписания соглашения о строительстве в Одессе газового терминала, с той лишь разницей, что там фирма Gas Natural была настоящая, а ее представитель (лыжный инструктор) фальшивый. Здесь же «прокладкой» оказалось целое предприятие?


Загрузка...
Загрузка...

Фальшивая сенсация

Есть ли превышение предложения над спросом на рынке? Безусловно! Это результат...

Великой Октябрьской социалистической революции не...

Однажды отец моего товарища спросил меня: «А почему после Февральской революции в...

Бойтесь траву полынь

Всплеск радиации неизвестного происхождения, зафиксированный в начале октября, не на...

Избежать переплат за тепло? Сложно, но можно

Накануне отопительного сезона все более актуальными становятся вопросы оплаты за...

Украина & Россия: максимальная заморозка в режиме...

Визу в ЕС можно получить за 2 недели, а украинскую приходится ждать месяц, да и стоит она...

Как живут в Молдове и Приднестровье

В 2009 г. в Молдове состоялась своя проевропейская революция, а т. н. безвиз страна...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка