«Мечта» китайского летчика и «Антонов»

01 Сентября 2016 5

При чем здесь лыжный инструктор?

Когда в июне т. г. автор анализировал перспективы возобновления серийного производства крупнейшего в мире самолета Ан-225 «Мрія», то пришел к выводу о том, что как минимум до истечения срока эксплуатации большинства самолетов Ан-124 «Руслан» этот проект не будет реализован.  

Но одно дело, реально поставить на поток производство уникальных и дорогих самолетов, а другое — продать чертежи и спецификации.

В последний день лета русскоязычный сегмент Интернет и социальные сети всколыхнула информация о продаже Украиной технологий производства «Мрії» Китаю.

Первоисточником информации оказался не какой-то там аноним из числа экспертов, «захотевших остаться не названным», а телеканал «ССTV – Русский», который является  одним из международных телеканалов вещания «Центрального телевидения Китая».

В сообщении ССTV говорится о том, что «30 августа китайская компания China airspace и украинское госпредприятие «Антонов» подписали договор о сотрудничестве. Согласно договору, к Китаю переходит право собственности на гигантский самолет-транспортёр АН-225, включая использование чертежей и спецификаций самолета. Переговоры по привлечению китайских инвесторов велись еще в мае 2016 года. После подписания договора с украинской компанией, Китай получил доступ к уникальным технологиям в области авиастроения. Планируется, что первый китайский АН-225 уже будет выпущен в первой половине 2019 года. АН-225 «Мрия» (в переводе с украинского - «мечта») является самым тяжёлым грузоподъёмным самолётом, когда-либо поднимавшимся в воздух. АН-225 был специально спроектирован для создания авиационной транспортной системы для проекта советского многоразового космического корабля «Буран». Самолет существует в единственном экземпляре».

Разглашение структурой центрального телевещания КНР во всей наготе столь серьезных договоренностей по самолету, который используется для перевозки крупногабаритных и супертяжелых грузов, но с таким же успехом может транспортировать большинство видов вооружений, а изначально задумывался как стартовый комплекс для ракет легкого класса, казалось бы, свидетельствует важности и престижности для Поднебесной соглашения с украинским «Антоновым», когда соображениями секретности можно пренебречь.

Однако, российские блоггеры, которые всегда очень болезненно относились к распродаже Украиной общего технологического наследия СССР, не преминули заметить, что в китайской версии подачи информации Украина выглядит в роли дурачка-простофили.

«Посмотрите, ребята, как часть территории бывшей УССР бесплатно отдала гордость СССР - летающий космодром.

"Мечта" была создана гением авиаконструктора Виктора Ильича Толмачёва (уроженца Курска, выпускника Харьковского авиационного института) в рамках великого проекта непревзойдённого Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского МАКС (Многоцелевая авиационно-космическая система)*.

"Умные люди, уверен, высоко ценят изящество названия: "Многоцелевая", - написал в Facebook писатель и публицист Дмитрий Конаныхин, ранее имевший опыт участия в создании образцов ракетно-космической техники.   

По мнению российского писателя, по соглашению с «Антоновым» компания China Airspace получила:

- материаловедческие технологии - уникальную материаловедческую энциклопедию советских технологов - все составы сплавов, все легирующие присадки, все составы сварочных материалов, все нюансы производства таких огромных изделий;

- машиностроительные технологии советского авиапрома времён расцвета (отнюдь не только фирмы Антонова, но всей огромной страны, которая была развалена усилиями Украины);

- бесценную, уникальную информацию по дефектоскопии гигантского аэроплана, летающего уже тридцать лет - то, как ведут себя специальные сплавы за такое время, где, как, какие появляются микротрещины, как ведут себя узлы и агрегаты, является самым драгоценным ноу-хау любой авиастроительной корпорации;

- комплекты документов и спецификации.

Вот это, ребята, и есть украинская мечта - получить на халяву чужое - и продать за бесценок. Ну, что ж... Такое у них чисто украинское счастье.

Квинтэссенция украинства.

А китайцев я поздравляю - отличная сделка. Бесплатно забрать величайшую драгоценность - бриллиант советских "Звёздных войн" - у скатившихся в нищету продавцов краденого - это высокий класс", - резюмировал автор.

Если не принимать во внимание уничижительные идеологические акценты, с мнением российского публициста трудно не согласиться. Ведь за годы независимости все разрабатываемые «Антоновым» самолеты рано или поздно оказывались за рубежом.

Не найдя сил или возможностей заняться восстановлением полноценного авиапроизводства в Украине, руководство «Антонова» выбрало стратегию размещения производства собственных самолетов за рубежом, а себе оставило перспективы получения авторского вознаграждения за разработанную технику – роялти.

Конечно, далеко не все комментаторы резонансной продажи Китаю самого большого самолета в мире были столь категоричны, как г-н Конаныхин.

Диапазон мнений оказался достаточно широк. От «рад за самолёт, хоть у кого-то он будет летать, а то не по сеньке шапка была - ни себе, ни людям" (Сергей Корычев) до «прежде чем покупать 225-й китайцы с Путиным договорились. И производство будет... китайско-российское! Неужто тяжело догадаться?» (Александр Подольский).

Журналист Павел Рябов вообще пишет о трагикомичности ситуации, которая заключается в том, что «Ан-225 "Мрия" - в единственном экземпляре. Вся техническая документация на него, в том числе и чертежи выполнены на бумаге. Единственное, что могут сделать с ним китайцы, это полностью разобрать этот самолет до последней заклепки и провести анализ запчастей. Потом придется самолет полностью перепроектировать с учетом имеющихся в Китае возможностей. Так что до реального производства еще очень не скоро. И будущие ТТХ (тактико-технические характеристики) китайской "Мрии" будут заметно отличаться от нынешнего Ан-225».

Учитывая большой резонанс, руководство «Антонова» вынуждено было также прокомментировать горячую тему.

Официальное сообщение на эту тему гласит о подписанном соглашении о сотрудничестве между «Антоновым» и компанией Aerospace Industry Corporation of China (AICC) по программе Ан-225. Оно предполагает два этапа. Во время первого будет достроен второй модернизированный экземпляр самолета Ан-225 «Мрія» на площадях ГП «Антонов» и передан AICC.

На втором этапе будет создано совместное серийное производство Ан-225 в Китае по лицензии ГП «Антонов». Оба этапа будут реализованы по условиям отдельных контрактов.

В общем, китайской фирме продали еще не построенный второй самолет и намерения в будущем наладить серийное производство Ан-225.

Наиболее осведомленным на эту тему оказался бывший сотрудник «Антонова» Юлий Киселев, отыскавший в дебрях китайского интернета новость о подписании 30 августа китайской, а на самом деле гонконгской компанией Aerospace Industry Corporation of China, президентом «Антонова» Александром Коцюбой и правительством города Лучжоу (провинция Сычуань) рамочного соглашения о создании в городе Лучжоу производственной базы по производству самолетов Ан-225 с 2019 года.

Комментируя эти события Юлий Киселев отмечает, что в реальности AICC является обычной экспортно-импортной фирмой, размещенной в офисном здании в Гонконге, не способной создать никакого производства, тем более в сжатые сроки. Название регистрировалось, по-видимому, чтобы мимикрировать под государственную Aviation Industry of China (AVIC).

И все же Китай через эту гонконгскую «прокладку», по всей видимости, приобрел комплект конструкторской документации на Ан-225. А для легализации этой сделки стороны подписали не обязывающее и заведомо невыполнимое рамочное соглашение о строительстве производственной базы.

«Зачем китайцам документация на Ан-225 мы не знаем. Известно, что китайцы прорабатывают проекты самолетов более крупных чем Y-20 (первый тяжелый военно-транспортный самолет КНР, совершивший первый полет в 2013 году. Проектировался при помощи «Антонова», - прим. Авт.), вероятно, размерности "Русланов" или даже больше. Но "Мрия" была уж совсем специальной машиной, делавшейся в единственном числе в интересах советской космической программы (на ней Буран должны были возить) и в обычной жизни работы для таких машин мало. Может быть китайцы будут учитывать и использовать эти материалы в работе над собственным большим транспортником. Может прорабатывают какую-нибудь новую мощную космическую программу с воздушным стартом (небольшие аппараты с H-6 они запускают). Может просто на будущее, ибо подобные приобретения на Укране не дороги.

Если подобная версия близка к истине, то не только к серийному производству «Мрії» в Китае можно отнестись с подозрением, но и поставить под сомнение возможность сборки второго экземпляра самолета.  

Есть подозрения, что сделка между AICC и «Антоновым» является чистой воды самодеятельностью нового руководства авиапредприятия, не санкционированной ни госкорпорацией «Укроборонпром», ни правительством Украины.

Все это очень напоминает историю с организацией бывшим главой Госинвестэкспертизы Владиславом Каськивым подписания соглашения о строительстве в Одессе газового терминала, с той лишь разницей, что там фирма Gas Natural была настоящая, а ее представитель (лыжный инструктор) фальшивый. Здесь же «прокладкой» оказалось целое предприятие?

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка