Мели, тополь, мели

№36(832) 8—15 сентября 2017 г. 06 Сентября 2017 5

Возможно сейчас, в эту самую минуту, пока вы читаете газету, вашему городу делают ребрендинг. Но вы не пугайтесь — это не больно и не страшно. Кроме того, когда ребрендинг закончится, жизнь в вашем регионе, скорее всего, никак не изменится. Просто в дополнение к гербу, флагу и гимну у населенного пункта появится еще и логотип.

Мой рассказ о современности, но без экскурса в историю здесь не обойтись, с него и начну. То, о чем мы будем говорить, зародилось в Нью-Йорке в конце 70-х.

В те далекие годы городские власти решили повысить туристическую привлекательность своего мегаполиса и устроили рекламную кампанию. Для нее нужен был какой-то яркий, броский символ, и этот символ придумали: буквы I, N, Y и сердце. Расшифровывается это как I love New-York, и данный логотип хорошо знаком всей планете. Три литеры с сердечком растиражированы многократно, а уж подражаний этому символу просто не счесть.

Успех — а с логотипом Нью-Йорка он был феерическим — не оставил равнодушным другие города и страны. В результате они в дополнение к гербам стали обзаводиться собственными символами. Их много, они весьма разнообразны, и чтобы описать хотя бы часть городских логотипов, потребуется много бумаги и немало времени, поэтому сразу перейду к Украине.

Стейкхолдер! Это все для тебя

В 2012-м вместе с польскими городами матчи футбольного чемпионата Европы проходили в Киеве, Львове, Харькове и Донецке. Частью подготовки к спортивному празднику стало создание логотипов названных мной городов.

Наиболее удачным вышел символ Львова. Правда, свой окончательный вид он обретал в течение нескольких лет. Но в итоге получилось довольно стильно: четыре башни, среди которых ратуша и известные храмы города, плюс все яркое и запоминающееся.

В столице дело было иначе. На конкурс в КГГА подали 130 проектов, из них потом отобрали полтора десятка и устроили интернет- и смс-голосование. Когда победитель был выявлен, общественность возмутилась и заявила, что авторы выигравшего логотипа подтасовали результаты народного волеизъявления. Тогда киевская мэрия устроила новое голосование, и победителем стал... тот же проект, что выиграл в первый раз. И вот уже пять лет логотип Киева активно используется в разных мероприятиях и проектах, связанных со столичной администрацией.

Однако, глядя на этот официальный символ, многие киевляне испытывают неловкость, и я их хорошо понимаю. Каким-то логотип вышел, откровенно говоря, убогоньким. Толкование его следующее: капелька слева — Днепр, сердечко справа — крылья архангела Михаила. Между ними каштанчик и купола многочисленных киевских церквей. Ну а лозунг «Город, где все начинается» можно трактовать как кому заблагорассудится.

После Евро-2012 был небольшой перерыв, затем брендирование украинских городов пошло с новой силой. К примеру, за последние пару месяцев собственными логотипами обзавелись Днепр, Мелитополь в Запорожской области и Бар, что на Виннитчине.

Уместно задать вопрос, а зачем это все нужно? Вот как необходимость иметь собственный логотип объяснил горсовет Бара:

«Одним з важливих елементів будь-якої організації є її позиціонування та сприйняття зі сторони клієнтів. Те саме стосується і міста — від того, яким його бачать мешканці, яким воно буде презентоване для туристів та потенційних інвесторів, залежить розвиток громади.

Важливим елементом візуального сприйняття міста є його логотип та єдиний фірмовий стиль, які відображають унікальні особливості регіону та вирізняють населений пункт від сотень інших» (bar-city.com.ua, 20 июня).

Когда я это читал, то при слове «клиенты» в душе что-то зашевелилось и подумалось: лексика какая-то странноватая. Причем тут клиенты? Не о торговле ведь речь. Но мне тут же разъяснили — имеются в виду туристы с инвесторами.

В Днепре же о целях ребрендинга написали более пространно и заумно:

«Сучасні міста, стурбовані тим, що приплив ресурсів може виявитися нестабільним і непостійним, вступають у запеклу конкуренцію за людські, фінансові та інтелектуальні ресурси. Адже тільки це гарантує їм стійке зростання та розвиток. Щоб підвищити впізнаваність і привабливість міста, міські органи влади у всьому світі почали активно впроваджувати процес брендингу як важливу частину міського розвитку.

Так само, як і у товарного брендингу, основна мета бренду міста — зробити його кращим, сформувати лояльність до нього серед різних сегментів, які він обслуговує. При цьому кількість окремих, але пересічних сегментів або стейкхолдерів потенційно не обмежена. Серед найбільш очевидних — власники бізнесу, інвестори, некомерційні організації, жителі, студенти, спільноти за інтересами, туристи та гості» (brand.dp.ua, 17 мая).

У определения «стейкхолдер» есть несколько толкований, но в данном случае подразумеваются все те, кто заинтересован, чтобы город Днепр стал лучше и привлекательнее. Соответственно без своего логотипа — никак.

Примерно в том же духе высказались и в Мелитополе:

«Необходимыми составляющими успешного развития города, залогом его узнаваемости являются логотип и слоган» (mv.org.ua, 12 июля).

Итак, мы видим, что нас пытаются убедить в необходимости логотипа как составляющей местного бренда, и, получается, горожанам без него счастья не будет. Позже мы к этому вернемся, а пока о том, как обсуждались и принимались логотипы.

Ты просто космос, Днепр

В Днепре в конкурсе участвовали 27 проектов. В первых числах июля голосование в интернете закончилось, и публике была представлена тройка победителей. В соцсетях над ними стали немедленно потешаться. Больше всего критики досталось символу, занявшему второе место.

Официально этот логотип представляет собой значок, который используется для онлайн-карт. Его сделали похожим на ракету, чтобы подчеркнуть связь Днепра с космическими технологиями. Сопровождаться это должно было слоганом «Ты просто космос» (явный перепев ныне популярного клипа группы «Ленинград»).

А вот жители Днепра восприняли эту звездную символику иначе. Из более-менее приличных комментариев был такой: «Лысый мужик на унитазе». Остальные же вертелись вокруг темы половых органов и всего, что связано с их функционированием.

Прошло две недели, и вдруг выяснилось, что итоги голосования сфальсифицированы: одни и те же люди голосовали за понравившийся логотип по нескольку раз. В общем, объявили новый городской плебисцит. Но теперь, чтобы отдать свой голос, нужно было пройти ту же процедуру, что и при оплате счетов в интернете с помощью банковской карточки: вводишь номер, получаешь смс-сообщение с секретным кодом и только тогда отдаешь голос.

Всего в повторном выборе логотипа приняли участие 2301 человек, что для города-миллионника, согласитесь, немного. Однако гораздо интереснее другое: победу снова одержал «ракетно-космический» логотип. Тем не менее городским символом он не стал. Согласно регламенту конкурса окончательное решение должен был вынести оргкомитет, и он постановил, что логотипом будет волна с надписью «Дніпро. Хвилююче місто».

Возникает вопрос: зачем было нужно голосование и переголосование? Ведь последнее слово все равно оставалось за «Агентством развития Днепра» (есть такая структура при мэрии, и она как раз занимается брендированием города). Вот и выбирали бы логотип самостоятельно. Тем более что когда к началу августа эпопея с символикой закончилась, многим горожанам все эти страсти уже порядком поднадоели. Но в любом случае дело сделано, и официальный логотип у Днепра теперь есть.

В Мелитополе работу над новым символом начали еще осенью прошлого года, а первые варианты были представлены в июле 2017-го. Рассматривали их в депутатских комиссиях горсовета, на совещаниях с экспертами, также за них можно было проголосовать на сайте мелитопольской мэрии и в агитационной палатке у центральной библиотеки Мелитополя.

Последний вариант, кстати, оказался наиболее эффективным: на интернет-ресурсе горсовета в голосовании приняли участие только 125 человек, а в палатку заглянули более тысячи.

К середине августа вопрос вроде бы был решен, но тут всполошились общественники и заявили, что разработают свой вариант. Городской председатель Сергей Минько с ними согласился и предложил провести презентацию собственной версии логотипа на сессии горсовета, запланированной на 21 августа. В назначенный день общественники не пришли, и депутаты утвердили предложенный ранее логотип.

При первом взгляде на него сразу бросается в глаза, что название города как бы разделили на два слова — «Мели» и «тополь». Также на изображении присутствуют соты (Мелитополь часто называют «медовым городом») и шестеренки (намек на промышленный потенциал). Разноцветные буквы «о» и «л» — это черешня, которой славится данный населенный пункт.

Цвета логотипа подобраны не просто так: желтый — радость и вера в лучшее, зеленый — жизнь и достаток, синий — открытость и коммуникабельность, красный — сила и энергия. Толкования у черного цвета нет. Видимо, каждый может придумать его самостоятельно, как и завершающую фразу для слогана «Саме тут...».

Якоря раздора

Теперь о Баре. Конкурс на городской логотип здесь объявили 20 июня и к началу следующего месяца определили финалистов. Голосование проводилось в соцсетях и путем опроса т. н. фокус-групп — в данном случае представителей бизнеса, местных депутатов, общественных активистов, студентов и старшеклассников. Забавно, но среди объектов, которые могли бы претендовать на право быть символом города, назвали... автозаправку.

29 июля в Доме культуры Бара состоялось окончательное голосование за логотип.

Расшифруем его: слева находится контур монастыря сестер-бенедектинок, в центре — костел Святой Анны, справа — Свято-Успенский собор. Волны внизу — река Ров, венчают все это солнечные лучи.

К символу прилагается слоган: «Майбутнє в минулому». Очень двусмысленные, на мой вкус, слова. Догадываюсь, что речь идет о богатом историческом наследии Бара. Но можно слоган понять и по-другому: будущего у города нет, все осталось в прошлом. Сам же логотип мне очень сильно напоминает символ Львова.

Еще один существенный момент. Барские власти постоянно повторяли, что логотип нужен для привлечения туристов. О чем это говорит? О том, что из всех сфер экономики местные руководители знают только об одной — туризме. Это, кстати, относится не только к Бару в частности, а к Украине вообще. Так, в России сейчас тоже идет активное брендирование городов, и начальники на все лады повторяют: туризм, туристы, туризм, туристы... Похоже, это какое-то поветрие (к счастью, не моровое) среди постсоветского чиновничества.

Кроме того, помимо яркого бренда, туристам нужны гостиницы. Я открыл всемирно известный сайт Tripadvisor и попытался найти хоть одну гостиницу в Баре. Вместо этого мне предлагали отдых на Джохор-Бару в Малайзии и туры по барам Москвы или Санкт-Петербурга.

А Tripadvisor, между прочим, это около 390 млн. посетителей в месяц, 7 млн. туристических объектов по всему миру (в их числе и отели), а также полмиллиарда отзывов о них. Увы, среди этого пиршества Бару места не нашлось.

Точно так же обстоит дело с другим популярным ресурсом для путешественников — сайтом booking.com. Я попытался найти здесь информацию о гостиницах в украинском Баре, но вместо него получил его черногорского тезку, Барселону, итальянский Бари и бархатные сезоны в Адлере. Проявив настойчивость, я стал вводить в поисковое окошко запрос «Бар, Винницкая область», и опять мимо — booking.com упорно отправлял меня в областной центр.

Конечно, кроме двух упомянутых мной ресурсов существуют и другие. Но, думаю, вы согласитесь, что отсутствие на Tripadvisor и booking.com никак не способствует развитию туризма в регионе.

В целом же брендирование и логотипирование украинских городов выглядит попыткой сделать все «как у людей». Получается? По-моему, не совсем — стараниями чиновников от местного самоуправления логотипы превращаются в некие предметы, обладающие магической силой. Появился логотип, и повалили к тебе туристы со всего света, и началось процветание. В общем, не городской символ, а волшебная палочка какая-то выходит. Но будет ли она работать в реальной жизни?

И в заключение — о покушении на интеллектуальную собственность: логотип одного из областных центров Украины недавно якобы оказался объектом плагиата. Речь об Одессе. Ее символ разработали пять лет назад, занималась этим студия известного московского дизайнера Артемия Лебедева. Логотипом города стал якорь, напоминающий сердце.

В августе нынешнего года в шотландском Абердине поставили два десятка очень похожих якорей, расписанных местными художниками. С помощью этих арт-объектов планируют привлечь внимание к исследованиям в области лечения рака, которые проводятся в Абердинском университете, и собрать пожертвования.

Артемий Лебедев уже на весь интернет заявил о краже. Кое-кто из читателей его блога пообещал, что в знак протеста покончит со скотчем и перейдет на ирландский виски. Другие шотландцев гневно осудили. Ну а сами-то они что? Абердинцы претензии отвергают и считают, что имело место счастливое совпадение. Вот так.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Поражение в электронных правах

Эстония по праву считается мировым лидером в области внедрения электронного...

«Любіть Україну», чтоб вами не занялись

Программы воспитания гордости за происхождение по этническому принципу нет ни в...

Халатная диверсия или диверсионная халатность?

Взрывы на военных складах по масштабам последствий сопоставимы с интенсивным...

Сел в такси — задолжал 70 гривен

В каждой стране к такси предъявляют собственные требования, а правила их пользованием...

Карнавал в Майлине: «Будда» дозревает

На дереве, отдаленно напоминающем грушу, висели фигурки Конфуция, Будды и бюсты Мао...

В «Планете кино» — «Злопамятные мытари»

Самым громким скандалом недели, стала попытка столичных налоговиков обложить...

Загрузка...

Зло-качественное образование

Днепропетровский облсовет принял решение о ликвидации лучшего в стране областного...

Krab вместо «Гвоздики»

Ежегодно 3 ноября принято поздравлять украинских артиллеристов с их профессиональным...

Гнать в шею или Нобеля?

За последние полтора месяца Владимир Гройсман сделал по крайней мере три разных...

Бесплатная приватизация земли. Проблема даже для...

Ажиотаж вокруг бесплатной приватизации в последнее время связан с обещаниями властей...

Новые ракеты Турции

12 сентября 2017 г. Турция подписала соглашение стоимостью в $2,5 млрд. на приобретение у РФ...

Фальшивая сенсация

Есть ли превышение предложения над спросом на рынке? Безусловно! Это результат...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка