Мыльный экспресс

№36(786) 9 — 15 сентября 2016 г. 07 Сентября 2016 5

Дизельный поезд вместо монорельсового транспорта // news.bigmir.net

Многомиллионные растраты средств, выделенных на подготовку к строительству скоростной ж/д ветки Киев—международный аэропорт «Борисполь», получившей название «Воздушный экспресс», как минимум приведут к переформатированию проекта и его значительному удешевлению. В худшем случае проект будет закрыт.

Министерство инфраструктуры предлагает китайским инвесторам рассмотреть упрощенный вариант строительства «Воздушного экспресса».

По информации пресс-службы ведомства, разрабатываемый обновленный проект будет значительно дешевле. Вместо использования монорельсового транспорта столичный ж/д вокзал и главные воздушные ворота страны свяжет обычный дизельный поезд, ремонт которого при необходимости можно будет осуществлять на базе локомотивного депо «Дарница». В этом случае строительство новой ветки удастся завершить уже в 2018 г.

Экономность профильного министерства можно было бы только приветствовать, если бы не череда скандалов вокруг экспресса и выделенных на него денег.

Окупаемость проекта, который власти планировали реализовать к Евро-2012, изначально была под большим сомнением.

Даже по самым оптимистичным оценкам, при пассажиропотоке «Борисполя» в 30 млн. чел. в год накануне ЧЕ-2012 сооружение современной скоростной ветки из Киева в аэропорт окупалось за 17 лет при стоимости проезда $10.

Тем не менее предыдущие власти решились на строительство из соображений престижа. «Воздушный экспресс» стал одним из проектов, реализацией которого занималось Госагентство по вопросам привлечения инвестиций и управлению национальными проектами (Госинвестпроект) под руководством небезызвестного Владислава Каськива. Подготовка к нему велась на самом высоком уровне.

В июле 2011 г. во время визита в Киев председателя КНР Ху Цзинтао было подписано кредитное соглашение на 15 лет под гарантии правительства Украины между Экспортно-импортным банком Китая и госпредприятием «Дирекция по строительству и управлению национального проекта «Воздушный экспресс» и других инфраструктурных объектов Киевского региона». Оно предусматривало выделение $372 млн. на строительство ж/д линии Киев—Борисполь, в том числе виадука, проходящего над автомагистралью, четырех вокзалов, обеспечение этой ветки электропоездами. Часть выделенных средств предназначалась на сооружение второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту.

Генподрядчиком проекта была определена Китайская национальная машиностроительная строительно-инженерная корпорация (China National Machinery Industry Complete Engineering Corporation, Sinomach).

Она имеет штат около 110 тыс. сотрудников, находится под непосредственным управлением правительства КНР, входит в список 500 крупнейших компаний мира по версии американского журнала Fortune и ведет проекты в 170 странах.

А вот дальше, если верить украинским СМИ и отчетам контролирующих органов, вокруг «Воздушного экспресса» начинаются махинации и злоупотребления.

Так, по данным Госфининспекции, уже на стадии подготовки к строительству ГП «Дирекция по строительству и управлению национального проекта «Воздушный экспресс» самостоятельно выкупает у физического лица три земельных участка общей площадью 7,7 га на сумму 46,3 млн. грн.

Хотя прав на это, согласно действующему законодательству, госпредприятие не имело. А указанные наделы буквально накануне продажи дирекции были перепроданы упомянутому физическому лицу их предыдущим владельцем — ООО «Южная бухта» за 5,2 млн. грн. Таким образом, навар организаторов этой операции составил более 40 млн. грн.

Доказать вину руководителя дирекции Андрея Галущака не удалось. И в итоге он отделался административной ответственностью.

Дальше—больше. В декабре 2014 г. дирекция «Воздушного экспресса» без проведения конкурсных торгов и без согласования с Госинвестпроектом разместила на депозитных счетах в «Банке профессионального финансирования» («Профин Банке») 25 млн. грн. кредитных средств, полученных на реализацию проекта, и еще около 82 млн. грн. досталось прописанной в Днепропетровске финансовой компании «Сапфир Финанс».

Как обнаружилось при проверке, средства финкомпании, конечным владельцем которой оказался юрист Иван Радык, ранее осуществлявший юридическое сопровождение бизнеса депутатов Верховной Рады от Блока Петра Порошенко — братьев Богдана и Ярослава Дубневичей, достались под 22% годовых.

Само ООО «Сапфир Финанс» лишь за полгода до сделки с дирекцией «Воздушного экспресса» получило лицензию на ведение финансовой деятельности. А по данным Главного управления Государственной фискальной службы в Днепропетровской области, согласно поданной отчетности за 2014 г. ООО не имело основных средств и других необоротных активов. И с момента регистрации в декабре 2013 г. не платило налоги, что косвенно подтверждает отсутствие трудовых ресурсов.

Буквально через месяц после размещения средств на депозите «Профин Банка» решением НБУ это учреждение было объявлено неплатежеспособным, а затем начата процедура его ликвидации.

В марте т. г. Киевским апелляционным административным судом ликвидация «Профин Банк» была признана законной.

Насчет ООО «Сапфир Финанс» поступает противоречивая информация. Предприятие якобы не находится в состоянии ликвидации, но не находится и по месту своей регистрации.

Однако договор, подписанный между дирекцией и финкомпанией, вряд ли предполагает механизм досрочного расторжения. Поэтому Иван Радык может как минимум 4 года платить «дочке» Госинвестпроекта причитающиеся ей проценты, не осуществляя при этом никакой деятельности.

Факты злоупотреблений и разворовывания китайских кредитных средств украинскими менеджерами, вероятно, являются лишь вершиной айсберга и давно известны не только украинской общественности, но и менеджерам Sinomach, работающим в Киеве.

Последним якобы неоднократно предлагались варианты смены целевого назначения выделенных средств. Но те не соглашались. Одно время в Мининфраструктуры, куда после ликвидации Госинвестпроекта была передана дирекция по строительству «Воздушного экспресса», говорили о возможности полного прекращения проекта. А теперь его хотят удешевить и переформатировать. Не потому ли, что это позволит списать уже украденные средства?

Примечательно, что в далекой Панаме был арестован и помещен под домашний арест экс-глава Госинвестпроекта Владислав Каськив, получивший большую известность после истории с подписанием документов на строительство терминала по отгрузке сжиженного газа в Одессе.

Как известно, наряду с тогдашним премьер-министром Николаем Азаровым его подписал испанский лыжный инструктор Джорди Сарда Бонвехи.

Владиславу Каськиву вменяют в вину подписание договоров на фиктивные рекламные услуги, махинации с покупкой земли для горнолыжного курорта «Боржава», владельцами которой оказались его родственники, и другие эпизоды.

Однако злоупотребления в деятельности дирекции по строительству «Воздушного экспресса» относятся уже к послемайданному периоду руководства следующего за Каськивым руководителя Госинвестпроекта — Сергея Евтушенко. А это заставляет задуматься (и иностранных инвесторов тоже), не является ли такой стиль работы характерной особенностью инвестирования по-украински?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка