Мыльный экспресс

№36(786) 9 — 15 сентября 2016 г. 07 Сентября 2016 5

Дизельный поезд вместо монорельсового транспорта // news.bigmir.net

Многомиллионные растраты средств, выделенных на подготовку к строительству скоростной ж/д ветки Киев—международный аэропорт «Борисполь», получившей название «Воздушный экспресс», как минимум приведут к переформатированию проекта и его значительному удешевлению. В худшем случае проект будет закрыт.

Министерство инфраструктуры предлагает китайским инвесторам рассмотреть упрощенный вариант строительства «Воздушного экспресса».

По информации пресс-службы ведомства, разрабатываемый обновленный проект будет значительно дешевле. Вместо использования монорельсового транспорта столичный ж/д вокзал и главные воздушные ворота страны свяжет обычный дизельный поезд, ремонт которого при необходимости можно будет осуществлять на базе локомотивного депо «Дарница». В этом случае строительство новой ветки удастся завершить уже в 2018 г.

Экономность профильного министерства можно было бы только приветствовать, если бы не череда скандалов вокруг экспресса и выделенных на него денег.

Окупаемость проекта, который власти планировали реализовать к Евро-2012, изначально была под большим сомнением.

Даже по самым оптимистичным оценкам, при пассажиропотоке «Борисполя» в 30 млн. чел. в год накануне ЧЕ-2012 сооружение современной скоростной ветки из Киева в аэропорт окупалось за 17 лет при стоимости проезда $10.

Тем не менее предыдущие власти решились на строительство из соображений престижа. «Воздушный экспресс» стал одним из проектов, реализацией которого занималось Госагентство по вопросам привлечения инвестиций и управлению национальными проектами (Госинвестпроект) под руководством небезызвестного Владислава Каськива. Подготовка к нему велась на самом высоком уровне.

В июле 2011 г. во время визита в Киев председателя КНР Ху Цзинтао было подписано кредитное соглашение на 15 лет под гарантии правительства Украины между Экспортно-импортным банком Китая и госпредприятием «Дирекция по строительству и управлению национального проекта «Воздушный экспресс» и других инфраструктурных объектов Киевского региона». Оно предусматривало выделение $372 млн. на строительство ж/д линии Киев—Борисполь, в том числе виадука, проходящего над автомагистралью, четырех вокзалов, обеспечение этой ветки электропоездами. Часть выделенных средств предназначалась на сооружение второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту.

Генподрядчиком проекта была определена Китайская национальная машиностроительная строительно-инженерная корпорация (China National Machinery Industry Complete Engineering Corporation, Sinomach).

Она имеет штат около 110 тыс. сотрудников, находится под непосредственным управлением правительства КНР, входит в список 500 крупнейших компаний мира по версии американского журнала Fortune и ведет проекты в 170 странах.

А вот дальше, если верить украинским СМИ и отчетам контролирующих органов, вокруг «Воздушного экспресса» начинаются махинации и злоупотребления.

Так, по данным Госфининспекции, уже на стадии подготовки к строительству ГП «Дирекция по строительству и управлению национального проекта «Воздушный экспресс» самостоятельно выкупает у физического лица три земельных участка общей площадью 7,7 га на сумму 46,3 млн. грн.

Хотя прав на это, согласно действующему законодательству, госпредприятие не имело. А указанные наделы буквально накануне продажи дирекции были перепроданы упомянутому физическому лицу их предыдущим владельцем — ООО «Южная бухта» за 5,2 млн. грн. Таким образом, навар организаторов этой операции составил более 40 млн. грн.

Доказать вину руководителя дирекции Андрея Галущака не удалось. И в итоге он отделался административной ответственностью.

Дальше—больше. В декабре 2014 г. дирекция «Воздушного экспресса» без проведения конкурсных торгов и без согласования с Госинвестпроектом разместила на депозитных счетах в «Банке профессионального финансирования» («Профин Банке») 25 млн. грн. кредитных средств, полученных на реализацию проекта, и еще около 82 млн. грн. досталось прописанной в Днепропетровске финансовой компании «Сапфир Финанс».

Как обнаружилось при проверке, средства финкомпании, конечным владельцем которой оказался юрист Иван Радык, ранее осуществлявший юридическое сопровождение бизнеса депутатов Верховной Рады от Блока Петра Порошенко — братьев Богдана и Ярослава Дубневичей, достались под 22% годовых.

Само ООО «Сапфир Финанс» лишь за полгода до сделки с дирекцией «Воздушного экспресса» получило лицензию на ведение финансовой деятельности. А по данным Главного управления Государственной фискальной службы в Днепропетровской области, согласно поданной отчетности за 2014 г. ООО не имело основных средств и других необоротных активов. И с момента регистрации в декабре 2013 г. не платило налоги, что косвенно подтверждает отсутствие трудовых ресурсов.

Буквально через месяц после размещения средств на депозите «Профин Банка» решением НБУ это учреждение было объявлено неплатежеспособным, а затем начата процедура его ликвидации.

В марте т. г. Киевским апелляционным административным судом ликвидация «Профин Банк» была признана законной.

Насчет ООО «Сапфир Финанс» поступает противоречивая информация. Предприятие якобы не находится в состоянии ликвидации, но не находится и по месту своей регистрации.

Однако договор, подписанный между дирекцией и финкомпанией, вряд ли предполагает механизм досрочного расторжения. Поэтому Иван Радык может как минимум 4 года платить «дочке» Госинвестпроекта причитающиеся ей проценты, не осуществляя при этом никакой деятельности.

Факты злоупотреблений и разворовывания китайских кредитных средств украинскими менеджерами, вероятно, являются лишь вершиной айсберга и давно известны не только украинской общественности, но и менеджерам Sinomach, работающим в Киеве.

Последним якобы неоднократно предлагались варианты смены целевого назначения выделенных средств. Но те не соглашались. Одно время в Мининфраструктуры, куда после ликвидации Госинвестпроекта была передана дирекция по строительству «Воздушного экспресса», говорили о возможности полного прекращения проекта. А теперь его хотят удешевить и переформатировать. Не потому ли, что это позволит списать уже украденные средства?

Примечательно, что в далекой Панаме был арестован и помещен под домашний арест экс-глава Госинвестпроекта Владислав Каськив, получивший большую известность после истории с подписанием документов на строительство терминала по отгрузке сжиженного газа в Одессе.

Как известно, наряду с тогдашним премьер-министром Николаем Азаровым его подписал испанский лыжный инструктор Джорди Сарда Бонвехи.

Владиславу Каськиву вменяют в вину подписание договоров на фиктивные рекламные услуги, махинации с покупкой земли для горнолыжного курорта «Боржава», владельцами которой оказались его родственники, и другие эпизоды.

Однако злоупотребления в деятельности дирекции по строительству «Воздушного экспресса» относятся уже к послемайданному периоду руководства следующего за Каськивым руководителя Госинвестпроекта — Сергея Евтушенко. А это заставляет задуматься (и иностранных инвесторов тоже), не является ли такой стиль работы характерной особенностью инвестирования по-украински?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Гройсман предлагает создать новый аэропорт для...

Премьер хочет Ryaniar и других лоукостеров выселить в аэропорт «Гостомель»

Ryanair - прерванный полет

История с несостоявшимся приходом ирландской авиакомпании Ryanair должна войти в...

Омелян намерен уволить руководителя «Борисполя» за...

Будет инициирована смена руководства «Борисполя» в связи со срывом...

Ryanair: полеты в Украину отменяются из-за аэропорта...

Компания возвращает деньги за проданные билеты и приносит извинения пассажирам

Омелян: лоукостер «Ryanair» скорее всего «улетит» из...

Министр инфраструктуры считает, что от ухода ирландского лоукостера с украинского...

Загрузка...
Загрузка...

Как продать мясо в Тайване

Наша страна уже три года не осуществляет экспорт продовольствия по принципу...

Керченский мост с осадком

Мостовой переход из России в Крым оказался слишком узким для украинских портов...

Блеф Парубия как зеркало украинской дипломатии

Основной союзник США вне НАТО может рассчитывать на приоритетное снабжение...

Счет на полушария

Обучение образному счету «Соробан» намерен распространить на свои филиалы во...

Невидимые перспективы отрасли - привидения

У отечественных функционеров имеется странное слепое пятно, не позволяющее заметить...

Камера поиграет, похвалит — и даже накормит

Компания Petcube, основанная в 2013 г. тремя молодыми киевлянами, покупает канадский стартап...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка