Не позвать ли нам словаков?

№39(789) 30 сентября — 6 октября 2016 г. 28 Сентября 2016 4.5

52% продаж легковых машин отечественного производства принадлежат марке Skoda

Уже давно прошли те времена, когда в рейтинге продаж новых легковушек в первую тройку неизменно попадала продукция ЗАЗа. В январе 2016-го завод остановился и перешел на выпуск машинокомплектов для General Motors в Египте, где выпускают 20 тыс. авто Lanos в год.

Руководство предприятия объяснило его остановку сложившейся ситуацией на внутреннем рынке и невозможностью экспортировать машины в СНГ. Завод выпустил столько машин, что их будут продавать внутри страны еще долго.

По словам вице-президента корпорации «УкрАвто» Олега Папашева, за день завод может произвести 240 авто, примерно столько продается за месяц, а запускать линию из-за 10 единиц нерентабельно. Сегодня на заводе работает чуть больше 1 тыс. человек, а в 2000-м трудилось 18 тыс.

Следует отметить, что с начала года в нашей стране было продано 38 389 новых легковушек, однако продукцию отечественных производителей предпочли только 4326 украинцев. То есть они своими кошельками обеспечили отечественным производителям лишь 4-е место, причем 52% продаж принадлежит марке Skoda.

Напомним, что эти машины выпускает ЧАО «Еврокар», расположенное в с. Соломоново Ужгородского р-на Закарпатской обл. В январе—августе 2016-го предприятие выпустило 2208 авто (в 2 раза больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года). В апреле 2016-го на заводе наладили производство полноприводной версии Skoda Superb B8 и Skoda Octavia с дизельным двигателем, отвечающим стандарту Евро-6.

А первое место по продажам досталось немецким производителям (продано 8012 ед.), причем лидирует Volkswagen, чья доля составила 28%. Япония уступила немцам и заняла вторую позицию (6045 ед.), причем нарасхват была Toyota (43% всех проданных машин). Французские легковушки наши автомобилисты раньше слегка недолюбливали, однако за последние годы Франция исправилась и заняла почетное 3-е место (4982 авто), уверенно лидирует марка Renault (71%).

Пятое место — у российских авто, которые за последние годы хоть и значительно утратили свои позиции на нашем рынке, но по-прежнему популярны по причине дешевизны. Украинцы купили 3012 ед., из которых 40% составляли ВАЗы различных моделей и модификаций.

Далее в рейтинге последовательно расположились собранные в Словакии KIA — 1746 ед., английские авто — 1650 ед., из которых 52% составила марка Nissan, американские — 1587 ед. (60% пришлось на собираемые в США Mercedes-Benz), южнокорейские — 1470 ед. (55% — Hyundai) и турецкие — 1174 ед., из которых 97% — Toyota.

А теперь вернемся к бывшему флагману нашей автомобильной промышленности. Год от года ситуация потихоньку ухудшалась, пока не грянул гром — в январе 2013-го ЗАЗ временно остановился и перешел в дежурный режим. Подкосило его введение утилизационного сбора Россией и высокие кредитные ставки в отечественных банках, негативно сказывающиеся на уровне спроса населения. Потихоньку производство возобновилось, однако уже в июле 2014-го почетный президент корпорации «УкрАвто» Тариэл Васадзе заявил, что ситуация на ЗАЗе катастрофическая: экспорта в Россию нет, внутренний рынок сжался, а в ЕС пока выйти нельзя по техническим условиям.

Г-н Васадзе также отметил, что ВР отменила утилизационный сбор. В результате ЗАЗ при экспорте в Россию должен такой сбор оплачивать, а российские заводы поставляют продукцию в Украину без налогов. Из-за войны на востоке страны возникли сложности с поставками комплектующих, а из-за кризиса люди перестали покупать машины. ЗАЗ брал кредиты в валюте, а отдавать их приходится по новому курсу. Государство между тем отказалось поддерживать отечественный автопром, без этого конкурировать с зарубежными компаниями он не в состоянии.

2015 г. принес автомобильному рынку сплошные огорчения: было продано всего 46 443 легковушки. По сравнению с 2014-м продажи ЗАЗа сократились с 7463 до 2893 ед., а доля рынка — с 8 до 6,23%. В 2015-м автозавод выпустил 3937 ед. автотранспорта (на 71% меньше, чем в 2014-м). Предприятие по сравнению с предыдущим годом сократило выпуск легковых автомобилей на 71% — до 3624 ед. И не только оно. В целом производство автотранспорта в нашей стране в 2015-м уменьшилось в 3,5 раза — до 8,2 тыс. ед.

В мае 2016-го ЗАЗ презентовал концепт Slavuta Nova, который был разработан совместно c Chery. По словам Олега Папашева, китайцы готовы участвовать в освоении производства, уже есть штампы и сварочные линии, однако говорить о серийном производстве не приходится. Запускать конвейер целесообразно, когда на украинском рынке будут продавать хотя бы 300 тыс. автомобилей в год. Вкладывать деньги в освоение новой машины и продавать 200 штук в месяц нет смысла.

Кризис, конечно, затронул автопроизводителей всего мира, но почему именно ЗАЗ, чьи легковушки самые дешевые в стране, пал его жертвой? В связи с этим следует вспомнить, что средний возраст автомобиля в Украине — 21,5 года, что красноречиво свидетельствует о низкой покупательной способности населения. Для сравнения: в Саудовской Аравии он составляет 3,2 года, в ОАЭ — 5,1, в ЕС — 8,6, в Австралии — 10,1, в США — 11,4, в РФ — 12,4.

Продукция ЗАЗа европейским качеством никогда не славилась, зато обладала несомненным преимуществом — ценой. Поэтому покупали запорожские авто люди небогатые. Но именно они больше всех пострадали из-за обвала гривни, космических цен на услуги ЖКХ и закрытия предприятий. Им сейчас не до новых машин, многие не могут свести концы с концами, а их «железные кони» простаивают, поскольку бензин больно бьет по карману.

При этом зарубежные производители не скупятся на всяческие акции. К примеру, Renault уже в середине прошлого года выбился в лидеры, популярностью пользовались сравнительно недорогие Logan и Sandero, поскольку концерн «Рено Украина» предлагал собственную программу кредитования.

Люди со средним достатком, привыкшие к иномаркам с такими опциями, как кондиционер, подушки безопасности, антиблокировочная система тормозов и т. п., если у них нет денег на новые машины, предпочитают покупать подержанные, но сработанные за границей. Бюджетные отечественные их не интересуют.

Для тех же, кто не привык выходить из дома без пары сотен долларов, дорогое авто не столько комфорт, сколько престиж. Недаром в лидеры продаж выбилась Toyota.

Что касается перспектив отечественного автопрома, стоит приглядеться к Словакии, где компания KIA Motors построила один из лучших заводов в Европе, способный выпускать 300 тыс. авто в год. На нем работают 2740 человек. Эмиссары из Южной Кореи исколесили почти всю Европу, однако предпочли Словакию по той причине, что KIA бесплатно передали 166 га под строительство, за счет государства подвели коммуникации и освободили от многих налогов до момента получения прибыли.

Вот и получается, что 2015 г. для Украины стал провальным, а три завода в Словакии (Kia Motors, PSA Peugeot Citroen и Volkswagen) нарастили производство на 7% и выпустили 1 038 503 автомобиля. В этой стране проживает всего 5 млн. человек, однако она является одним из мировых лидеров по выпуску авто на 1 тыс. жителей — 184 ед. В местном автопроме работают 126 тыс. человек, и на него приходится 40% экспорта страны. Но и это еще не предел. В 2018 г. заработает завод Jaguar Land Rover. Сначала он будет выпускать 150 тыс. легковушек в год, а затем намерен увеличить производство вдвое. В итоге работу получат 3866 человек.

Так что завлечь инвесторов в нашу страну и наладить в ней производство современных автомобилей можно. Но для этого нужно поменять украинскую власть на словацкую.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Дети генерала Гранта*

Несмотря на обилие и разнообразие программ международной помощи, эффективность...

Китайцы вложили миллиард в украинскую энергетику

Компания CNBM завершила оформление права собственности на 10 крупнейших солнечных...

Офис сопровождения инвестиций заработает на...

Офис будет "достаточно качественным и профессиональным", — Гройсман

Инвестиции в Украину выросли в 4 раза

Профицит сводного платежного баланса Украины в апреле составил $468 миллионов

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка