Нежелезная гривня

№36(786) 9 — 15 сентября 2016 г. 07 Сентября 2016 5

Рисунок Игоря КОНДЕНКО, Игорь КОНДЕНКО

В Кабмине наконец-то демонстрируют желание более полно участвовать в решении проблем промышленного сектора. В минувшую пятницу премьер-министр Владимир Гройсман провел почти трехчасовое совещание без прессы с представителями горно-металлургического комплекса, которое его участники назвали беспрецедентным.

На совещании премьер-министр сообщил о создании департамента по вопросам промышленной политики в структуре Минэкономразвития и торговли.

В настоящее время МЭРТ рассматривает кандидатуры на должность руководителя этого департамента. Еще один чиновник получит должность замминистра МЭРТ, курирующего вопросы промполитики.

Новые веяния в деятельности Кабмина можно было бы рассматривать как вполне прогрессивные, если бы не ликвидация в марте 2014-го Министерства промышленной политики, до этого существовавшего не одно десятилетие, и передача его функций МЭРТ. После чего украинские промышленники на 2,5 года остались наедине со своими проблемами и по сути бесхозными.

Все это время отдельного подразделения, занимавшегося вопросами промышленности, в структуре МЭРТ так и не было создано. Более того, глава МЭРТ Айварас Абромавичус сам ратовал за ликвидацию собственного органа, назвав его неповоротливым и коррумпированным. В итоге МЭРТ не ликвидировали, но сократили количество штатных единиц наполовину.

Это министерство традиционно продолжало держать на контроле вопросы, связанные с заградительными пошлинами на украинскую продукцию за рубежом и защитой наших производителей на отечественном рынке.

Отчасти причины более благосклонного внимания правительства к ГМК можно было бы поискать в повестке дня последнего саммита G-20, проходившего 4—5 сентября в китайском Ханчжоу.

Один из вопросов, рассматриваемых на саммите, был связан с регулированием избыточных металлургических мощностей. Он был поднят по инициативе Китая, производящего и потребляющего около половины мировой стали.

По мере охлаждения экономики КНР и замедления темпов строительства в регионе избыток продукции китайских металлургов оказывается на внешних рынках, что затрудняет сбыт проката местным производителям или таким, как украинские, — экспортно-ориентированным.

Украина уже не первый год замыкает десятку крупнейших стран—производителей стали и проката и обладает наибольшими в Европе запасами железорудного сырья и ферросплавов.

Мировое сообщество готово вырабатывать какие-то общие правила игры на этом рынке, и украинские власти должны быть готовы к этому. Иначе преференции, которые мог бы получить наш ГМК, достанутся конкурентам.

Однако едва ли не главная причина любезности Владимира Гройсмана к металлургам заключается в том, что все заявления первых лиц государства о восстановлении и подъеме экономики, сделанные в этом году, не имеют ничего общего с действительностью.

Надежды на миллиардные кредиты и быстрый приток иностранных инвестиций не оправдались. В отсутствие притока валюты из-за рубежа на повестке дня опять вопрос стабильности гривни.

Фактически замороженные отношения с МВФ заставляют власти искать внутренние резервы. И в этом отношении ГМК, приносящий Украине более четверти валютных поступлений, в правительстве рассматривают как инструмент экономической стабилизации.

В пользу этой версии говорит внешнеэкономическая статистика, отразившая спад валютных поступлений по итогам января—июня почти на 11%, до $16,623 млрд., по сравнению с первым полугодием 2015 г. Это связано с сокращением экспорта горно-металлургической продукции — железорудного сырья (на 26,6%, до $869 млн.) и недрагоценных металлов (на 23,6%, до $3,85 млрд.). Львиную долю последних составляют полуфабрикаты и изделия из черных металлов.

При этом, по данным производственно-хозяйственного объединения «Металлургпром», куда входят основные сталепроизводители, количественные показатели деятельности за 8 месяцев демонстрируют заметное улучшение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Производство кокса выросло на 18%, чугуна — на 15%, стали и готового проката — на 9%. Сократилось лишь производство труб — на 5%. Однако товарный рост пока никак не отразился на показателях валютных поступлений. Вероятно, был съеден увеличившимися налогами и тарифами.

Изучением ситуации в ГМК в первую очередь и займется новосозданный департамент промышленной политики МЭРТ.

На совещании с металлургами Гройсман обещал представителям отраслевых ассоциаций и крупнейших предприятий смягчить негативные тенденции, связанные с ростом конкуренции на внешнем рынке, а также ограничениями и проблемами, накладываемыми на деятельность отрасли государством.

К последним традиционно относятся удорожание ж/д тарифа на перевозку металлургического сырья до заводов и готовой продукции до морских портов, увеличение портовых сборов, экспорт металлолома как металлургического сырья и повышение цен на него на внутреннем рынке и т.д.

Электрометаллургические предприятия и производители ферросплавов наверняка попросят власти уменьшить стоимость электроэнергии, которая является одним из основных факторов себестоимости их продукции.

Как утверждает народный депутат от Радикальной партии Виктор Галасюк, один из главных парламентских лоббистов крупных промышленников, актуальной на сегодняшний день является программа стимулирования внутреннего потребления металлопродукции путем модернизации и строительства объектов энергетики, дорог и другой инфраструктуры.

Кроме того, в стенах ВР залежался с прошлого года законопроект с амбициозным названием «Об обеспечении масштабной экспортной экспансии украинских производителей путем страхования, гарантирования и удешевления кредитования экспорта». К его созданию приложили руку более двух десятков народных избранников.

Законопроект предполагает создание государственного экспортно-кредитного агентства. Однако после принятия в ноябре прошлого года в первом чтении доработка документа не велась. Теперь же представителям базовых отраслей предложили в экстренном порядке прислать к нему свои замечания и предложения.

В конце августа свои предложения по восстановлению морской индустрии направила вице-премьеру, главе МЭРТ Степану Кубиву ассоциация «Укрсудпром».

В письме говорится, что из-за высоких налогов и портовых сборов под флагами иностранных государств зарегистрирована большая часть судов, принадлежащих украинским судовладельцам.

С 1994-го по 2014 г. полезное водоизмещение транспортных судов под украинским флагом сократилось в 14 раз — с 6206 тыс. т до 450 тыс. т, в то время как дедвейт украинского транспорта под иностранными флагами вырос до 3344 тыс. т. В настоящее время 14 украинских судов ходят под флагом Молдовы и одно — под монгольским.

Из переработанных украинскими портами 140—170 млн. т грузов лишь 6—7 млн. т приходится на отечественный флот.

В судостроении объем спущенных на воду судов сократился со 150—200 тыс. т водоизмещения по состоянию на начало 90-х (80—100 кораблей и судов) до 1,2 тыс. т в 2014-м.

На судостроительных-судоремонтных заводах наблюдается относительное оживление, связанное с увеличением гособоронзаказа и интересом компании «Нибулон» к строительству собственного флота для экспорта зерна в Северную Африку.

В минувшем году киевский завод «Ленинская кузня» построил два бронекатера для ВМФ. Строятся еще четыре. Кроме того, компания UMS Marine в кооперации с «Ленинской кузней» выпустила серию малых пограничных катеров.

Верфь «Нибулон» занята строительством серии из восьми несамоходных барж. Первая была спущена на воду в мае. Кроме того, был сдан в эксплуатацию плавкран «Нибулоновец».

Херсонский завод «Паллада» построил для заказчика из ЮАР новый док Dormac Dock 1 стоимостью 200 млн. грн. Херсонский судостроительный завод в прошлом году построил два буксира и в настоящее время ремонтирует одновременно 17 судов и т. д.

Для закрепления положительных тенденций «Укрсудпром» предлагает обсудить возможность возобновления для судостроения режима спецрегулирования, действовавшего в 2000—2005 гг. Данный режим отменял НДС при ввозе судового оборудования, уплату налога на землю предприятиями и устанавливал облегченный налог на прибыль.

Дойдут ли у правительства руки до судостроительной отрасли, сказать трудно. Но вслед за металлургами и судостроителями льгот попросят строители и машиностроители (также металлопотребляющие отрасли), агропереработчики и представители других отраслей.

Поэтому если заявления Гройсмана о желании «услышать каждого» — не блеф, ведомство Кубива в ближайшее время будет занято выяснением отношений между претендентами на льготы и теми, за счет кого образуются преференции. Среди пострадавших могут оказаться железнодорожная отрасль и энергетика.

Впрочем, не исключено, что попав в неудобное положение из-за сократившегося экспорта и уменьшившейся международной помощи, правительство Украины сделало вывод из недавнего конфликта Еврокомиссии и Ирландии.

Последняя, как стало известно, на протяжении 13 лет занижала налоги для компании Apple, разместившей там свое производство iPhone. В нынешнем году Еврокомиссия не сочла это нарушением и «избирательной налоговой политикой, давшей Apple преимущество перед другими бизнесами».

Подобные «избирательные» правила для отдельных игроков устанавливают и другие европейские страны. Во многих провинциях Австрии, Нидерландов, Швейцарии и других государств действуют облегченные нормы по налогообложению и привлечению инвестиций. Поэтому послаблений вправе требовать от собственного правительства и украинский бизнес.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Покажи свое IT

Все стали перепечатывать новости о масштабной акции протеста «Гройсман, не кошмарь...

Хозяйка железной горы и марганцевых руд

Занимая немногим более 5% территории Украины, Днепропетровская область может по праву...

Рейдерство под прикрытием реформ

Хаос и некомпетентность. Реформа здравоохранения по-херсонски

Индустрия питания убивает наших детей

В Полтаве ужаснулись педиатрической статистике и предложили естественный выход из...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка