Образовательная революция

№32(782) 12 — 18 августа 2016 г. 10 Августа 2016 5 2.3

18 августа на заседании Кабмина будет презентована концепция новой украинской школы. А 4 августа Коллегия Министерства образования и науки утвердила изменения в учебных программах начальных классов, часть из которых можно назвать воистину революционными.

Еще в июне, анонсируя готовящиеся изменения, министр образования и науки Лилия Гриневич заявляла: «Я сторонница того, чтобы выполнение домашнего задания не приводило к психологическим травмам у детей».

Надо отметить, что мнения насчет реформирования начального образования разделились. Те, кто против, упирают на то, что программы упростили, и это, в свою очередь, сделает детей неучами и в дальнейшем приведет к деградации украинского образования и науки.

«Мы учили и знали таблицу умножения, решали уравнения с иксами. Конечно, не все и у всех сразу получалось, но и никаких «психических травм» ни у кого не было», — пишет, к примеру, в своем блоге один из противников изменений в учебной программе для начальных классов.

Максимум комфорта

Но так ли страшен падший ангел образовательных перемен, как его малюют противники реформ?

Люди, не вполне уяснившие суть изменений, пишут, например (этим даже грешат авторы некоторых интернет-изданий), что дети теперь не станут учить таблицу умножения. Это абсолютно не так. Ученики не будут ее заучивать, а это, согласитесь, совсем другое. Прогрессивные педагоги против зубрежки и считают, что дети должны усвоить таблицу умножения осознанно, через операции с числами. Причем не абстрактными, ребенку нужна конкретика. Как пример: «Вот три конфетки и еще три. Сколько всего? Два умножить на три — шесть».

Сергей Горбачев

— Основная деятельность детей — игра. Ребенок учится, играя, это возрастная особенность. Человек должен развиваться в том темпе, который ему доступен, — говорит директор киевской специализированной школы I—III ступеней №148, член коллегии Министерства образования и науки Сергей Горбачев.

Много пересудов вызвали рекомендации учителям не использовать при проверке задания красную ручку, а ученикам — писать карандашом, чтобы, если что, исправить замеченную ошибку. И что в этом плохого?

Красный цвет — это цвет опасности, тревоги, он психологически подавляет, раздражает. Почему бы не использовать ту же зеленую ручку? Тем более что детские психологи уверяют — зеленый цвет максимально комфортен для восприятия. Вообще ведь главное — чтобы цвет ручки учителя отличался от того, какой пишет ученик.

Насчет карандаша. Действующие нормативы оценивания учащихся говорят о том, что если ты написал предложение идеально правильно, но допустил исправления, то за это надо снизить оценку. Но ведь важен результат. За что снижать маленькому человеку оценку, если он сам все вовремя заметил и исправил?

В начальных классах дети изучают 14 предметов, но основные изменения в программе коснулись математики, украинского языка и чтения. Что касается языка, то здесь смещен акцент со структурной грамотности на речевую. Вот детям уже в первом классе предлагали составлять схемы предложений (родители называли эти схемы «азбукой морзе»). Но ребенок в таком возрасте мыслит образами, ему сложно абстрагироваться. Теперь упор будет на развитие речевых навыков, литературного чтения.

Кстати, раньше было несколько жанров — текст-размышление, текст-суждение и так далее. Но попробуйте предложить ребенку в 6 или 7 лет написать суждение. Дети этого еще не понимают. Теперь оставили один жанр — текст-эссе, свободный рассказ о том, что ребенок понял, увидел, почувствовал.

Изменен состав словарных слов. Например, исключены «фанера», «передовик», «комбайнер». И появились такие формирующие коммуникативные навыки слова, как доверие, чуткость, внимание. Что касается физкультуры — так нормативов уже более десяти лет нет.

Вообще все изменения перечислять долго. Проще зайти на ресурс ed-era.com, там в разделе «Разгрузка программ для начальной школы» представлены все 14 предметов и детально описаны ключевые изменения. Ничего такого, что угрожало бы в будущем интеллекту нации, лично я в них не обнаружил.

[img:93531]

Соломинки для верблюда

— Хочу обратить внимание, что программы целиком остаются в рамках действующего государственного образовательного стандарта, основного документа, который определяет, чем должна заниматься школа, что именно должен знать и уметь ребенок к определенному возрасту. Объем знаний остается тот же, но корректируется способ достижения цели, — говорит Сергей Горбачев.

По его словам, главное, фактически революционное изменение в программах — что с учителя сняли ограничения, которые сковывали его буквально по рукам и ногам.

— У нас до сих пор была советская модель. Которая, не умея контролировать результат, фиксировалась на контроле процесса, — рассказывает директор школы №148. — Вот у тебя положено 5 часов на определенную тему, и все: ни часом больше, ни часом меньше. А если дети за 5 уроков не успели все понять, или наоборот — хватило одного урока? И что теперь, четыре часа еще переливать из пустого в порожнее?

Вообще данное изменение всего лишь фиксирует то, что давно делают хорошие учителя: в журнале пишут так, как требует методист, а на самом деле поступают, как им нужно. И теперь преподавателю не надо бояться, что придет чиновник и начнет придираться: «у вас сегодня по плану должно быть правописание запятой, почему это вы изучаете двоеточие?» Учитель ответит: «Потому что я отвечаю за результат, приходите, когда дети закончат определенный цикл обучения. А до того, пожалуйста, не вмешивайтесь. Я знаю и этих детей, и как их лучше учить».

По словам Сергея Горбачева, изменения в программе вызваны тем, что дети сейчас действительно очень перегружены:

— Если брать аналогию с компьютером, то «система накопила мусор». В процессе живой работы школы программы все время уточнялись, дополнялись, изменялись. Приходили новые люди — «а давайте это сделаем, новую тему введем». Поодиночке изменения вроде и не очень значимые, но вместе — это та соломинка, что ломает спину верблюду.

В принципе с директором школы №148 сложно не согласиться. Вот, к примеру, в новых программах начальной школы не будут заучивать на память таблицы сложения и вычитания в пределах 10 и 20. Скажите честно те, кто учился еще в советской школе, — вы помните такую таблицу? Я — нет. Не было ее (в отличие от таблицы умножения), и откуда она взялась в новой украинской школе — непонятно.

Или вот отменили схемы составления предложений. В советской школе ничего подобного я не припоминаю, и лично меня эти схемы ставят в тупик (а сына-второклассника — тем более). А предметы? Ладно, согласен с информатикой, которую начинают изучать со 2 класса, — действительно необходимо. Но такие предметы, как «Основы здоровья», «Я в мире»... Причем многие разделы в новых предметах дублируют друг друга.

Так что избавление школьной системы от лишнего мусора — действительно очень важно.

Требуются новаторы

Реформирование начального образования — это только первый шаг. Как говорит Сергей Горбачев, это всего лишь полумера, чтоб хоть как-то дать возможность учителям и детям чувствовать себя нормально в рамках действующего образовательного стандарта. Но уже фактически завершена работа по созданию концепта новой украинской школы. Следующий этап — изменение базового стандарта и создание новых современных программ не только для начальной школы, но и для старшеклассников.

— В старшей школе — реальная жуть, — рассказывает Сергей Горбачев. — Программы не стыкуются, они не согласованы, перегружены формулами. Там столько чисто профильной информации — намного больше, чем в советское время. Причем спроси школьника, знающего кучу формул: почему зимой холодно, а летом жарко, — мало кто может внятно объяснить. Надо понимать взаимосвязь между положением Земли на орбите, углом наклона земной оси к Солнцу, состоянием атмосферы. А взаимосвязь, целостность восприятия мира в действующих школьных программах во многом утеряна.

В Министерстве образования и науки утверждают, что изменения в учебных программах начальных классов вступят в силу уже с 1 сентября. Но в это мало кто верит.

— Изменения правильные, но новаторские идеи должны внедрять новаторские, скажем так, люди, — говорит редактор платформы online-образования EduGet Наталья Шевчук. — Исполнители, учителя остаются прежними, как заставить их работать по новым правилам? Вот первоклассникам нельзя задавать домашнее задание. Покажите мне, в какой школе эта норма выполняется? Так что, боюсь, реформа останется только на бумаге.

Преподаватель младших классов столичной средней школы №182 Алла Росинчук признается, что с изменениями в программе знакома только «на уровне слухов», никаких методичек нет, и в наступающем учебном году они будут работать по старым нормам.

— Если изменения вступят в силу, нас они коснутся только в 2018 г., — говорит учитель. — Мы работаем по программе «Росток» (упор на математику), она рассчитана на 4 года, а если что-то начинаешь, надо доводить до логического конца. Так что как писали ручками, так и будем писать ими, а не карандашами. Вообще я в школе работаю более 25 лет, и за это время видела много инноваций и реформ.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Прощай, забой! Гуд-бай, мореходка!

Проблема не в профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных...

Сдутый сектор

Европейские финансисты не уверены в стабильности украинской валюты и не знают, каким...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Комментарии 5
Войдите, чтобы оставить комментарий
na-derevnyu-dedushke
15 Августа 2016, na-derevnyu-dedushke

Коль уж был упомянут автор, "решавший уравнения с иксами в первом классе", то надо бы и его вывод статьи привести здесь - те деятели, которые учреждают подобные "инновации", сами для своих детей будут предлагать совсем иные программы в ИНЫХ школах.

Автор журнала "Завтра" о гуманитарном образовании - социалогиям и т.п., утверждал, что то, что учится сегодняшними студиолусами в университетах - это "задворки западной науки сороколетней давности". И это очень похоже на правду. Точно так и здесь - это "ноу-хау" - явная калька с чьего-то специфического опыта, совершенно другой страны и совершенно других условий. Где-то узнавать, "как пахнут цифры" - это нормально, - но преподавать в подобном ключев школе - для этого нужно быть или Витгенштайном (согласитесь).ю - но уж во всяком случае, не девочкой-танцовщицей, пришедшей на педагогическое безрыбье предпавдавать основы мещанской добродетели в качестве учителя младших классов.

- 0 +
Игорь

Очередной поход за орденом...Когда опытные учителя криком кричали о сокращении часов - им говорили, что это инновации. Когда наводнили школьный курс кучей предметов, которые по логике вещей являются простой копией или развёрнутой темой того или иного предмета - тоже говорили что инновации...Я когда в советской школе учил операцию с дробями, меня сперва учили находить НОД - наибольший общий делитель, потом учили НОК искать - наибольшее общее кратное, а потом каждую операцию с дробями проходили неделю. Неделю сумма, неделю разность, неделю умножение ))) Боюсь сейчас зайти в 6 или 7 класс - они умрут находить такое в пределах сотни...
Вся эта чушь происходящая - от отсутствия уважения к учителю как к таковому. Сделайте учителю самой младшей категории зарплату на уровне 1-1,5 тыс.USD, введите темы обязательные к рассмотрению и время обязательного контроля и система сама придёт в норму без министерства...
Система тестовой сдачи экзамена предполагает, что рано или поздно - лет эдак через 3-5 будет чёткое понимание что учить надо, а что нет. И порой этого нет может становиться всё больше и больше...Зато результаты экзамена будут всё лучше и лучше ))) А вот что с такими знаниями потом делать ??? Стандарт в обучении и рождает такой же СТАНДАРТ в решении. И когда жизнь преподносит ВДРУГ что-то нестандарное получается опять "маемо шо маемо"...
Вы уж простите, но советская система требовала взращивания своих кадров, потому и экзамены устные, и сдавали порой до полуночи и профессура (без двух ФФ - теперь постоянно путаю) принимала экзамены порой по десятку раз,и двоек ставили столько - сколько ставилось, а не как согласно % успеваемости...И я до сих пор помню имя и отчество своей учительницы в старших классах по РУССКОЙ литературе, которая наизусть СТРАНИЦАМИ цитировала прозу. СТРАНИЦАМИ...Для сдачи тестов, кстати, учить ВСЁ не надо )))
А так вот задаюсь вопросом - а зачем Министерство как таковое ???
Для финансирования ? - Так для этого нужны толковые бухгалтера...Вы, кстати, знаете, что школьный бухгалтер по объёму ежедневной работы не сравним со своим коллегой в коммерческих структурах - ему КАЖДЫЙ день надо ведомость по детка сводить )))
Для контроля за процессом в школе ??? Так для этого есть система квалификации учителей, которая и без министров знает кто и по какому предмету является и новатором и светилом, и у кого есть чему поучится...
Вот потому и происходят у нас постоянные "революции и открытия" в школьных программах, что деточка приезжает на урок в машинке, портфельчик ему до парты доносят, а учитель в школе - это не место для зарабатывания денег...Это крест, наверное...
Есть старая восточная мудрость - Хочешь чему-то научится - забудь о достоинстве...Вот как-то так )

- 7 +
MDX

Очень удивила уверенность автора, что "ученик САМ увидел ошибку и САМ ее исправил", поэтому ему не за что снижать оценку. Если сделал с ошибкой, то знает не точно, а вот исправления... Точно сам? Не у соседа в тетрадке посмотрел? И чьи знания оценит учитель, ученика или соседа по парте? Разумеется, с карандашом и резинкой тут раздолье, исправляй - не хочу! И почему исправленная учителем ошибка не должна восприниматься как тревога или опасность? Разве это не опасно - НЕ ЗНАТЬ?
Ни разу не споря с тем, что основа восприятия мира для детей - игра, хочу высказать сомнение в том, что обучение надо низводить до игры. Главное - научить ребенка, сделать процесс обучения интересным, а не "не будем детей грузить, пусть они играют". С той же таблицей умножения всем ясно и понятно, откуда она берется, но - для собственного же удобства, чтобы не складывать каждый раз - ОДИН РАЗ ее нужно ЗАУЧИТЬ НАИЗУСТЬ. И, извините, до каких пор наши дети будут ДЕТОЧКАМИ? Они же сами потом от собственного инфантилизма страдают. И как быть с народной мудростью, что "Без труда не вынешь рыбку из пруда"?

- 9 +
Alexandr Perov
13 Августа 2016, Alexandr Perov

Все правильно. Как утверждается *0% информации гомо сапиес усваивается в первые 5 лет. В это же время должны закладываться основы абстрактного аналитического мышления. Как я понял, с гомо сапиенса будут производить одно инстинктогомо, примитизировать. Такими существами проще манипулировать. Но манипуляторяыне должны забывать: стадо способно брыкаться.

- 4 +
Alexandr Perov
13 Августа 2016, Alexandr Perov

Пардон: 80%.

- 0 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка