Очень мутный Океан

№34(784) 26 августа — 1 сентября 2016 г. 24 Августа 2016 4

19 августа на собрании кредиторов завода «Океан» были утверждены отчет ликвидатора предприятия Ирины Сербин и порядок реализации имущества предприятия.

По словам ликвидатора, продаваться будет целостный имущественный комплекс завода по цене существующей кредиторской задолженности, составляющей около 1,8 млрд. грн.

Г-жа Сербин признала, что выручить такую сумму за простаивающее предприятие будет проблематично. Однако решение кредиторов все же открывает возможность прихода на завод нового собственника.

Ведь если первые торги окажутся безрезультатными, законодательство позволяет снизить стоимость комплекса на 20% и более.

Кроме того, по ее словам, «Океаном» уже интересуются мировые судостроительные холдинги, которым завод нужен для производства и ремонта судов различного класса.

Производственные мощности предприятия позволяют выпускать и ремонтировать крупные морские суда, такие как танкеры, контейнеровозы, судоходные и несудоходные баржи и пр., водоизмещением до 350 тыс. тонн. И в конце прошлого века — начале нынешнего судостроители этим охотно пользовались.

В 1999 г. в судостроительной столице Украины была создана специальная экономическая зона (СЭЗ) «Николаев», действовавшая на территории Черноморского судостроительного завода, завода «Океан» и судостроительного завода им. 61 коммунара. Ее участники пользовались специальным таможенным режимом и льготами.

Результатом создания СЭЗ «Николаев» стал приход на «Океан» нидерландской группы Damen Shipyard's и строительство 55 судов различного класса общим дедвейтом 250 тыс. тонн. В те годы предприятие было известно под названием ОАО «Дамен Шипярдс Океан».

В 2005-м спецрежим регулирования внешнеэкономической деятельности в Николаеве был свернут, и иностранные судостроители потеряли интерес к украинским морским заводам.

До 2008 г. заводом «Океан» управляла компания Okean B.V., созданная Damen Shipyard's с участием норвежской судостроительной группы Aker Yards.

Затем «Океан» был перепродан компании Wadan Yards, которая, помимо николаевской верфи, приобрела судостроительные мощности в восточногерманских портах Висмар и Варнемюнде.

Акционерами Wadan Yards были российские бизнесмены — сначала Андрей Бурлаков, а затем Виталий Юсуфов, сын члена совета директоров «Газпрома» Игоря Юсуфова.

Однако ни норвежским, ни российским акционерам не удалось наладить нормальную работу николаевского завода.

В дальнейшем контроль над «Океаном» пытались заполучить украинские бизнесмены Константин Жеваго и Вадим Новинский. Причем оба доказывали, что приобрели его у российских собственников.

После этого предприятие вступило в полосу банкротств, следствием которых стал астрономический рост задолженности перед собственными работниками и кредиторами, главным из которых оказалась криворожская компания «Консалтинг-Гамма», небезразличная Вадиму Новинскому.

Из общей суммы долгов завода перед кредиторами в размере 1,774 млрд. грн. более 1,4 млрд. грн. принадлежит «Консалтинг-Гамме» как результат приобретения «Океана» у российских собственников Wadan Yards.

Более 90 млн. грн. невыплаченной зарплаты завод должен своим сотрудникам.

В процессе ликвидации предприятия обнаружились и другие интересные детали. Как утверждает Ирина Сербин, ей удалось исключить из кредиторских требований 6 млн. грн., на которые претендовал скандально известный экс-замглавы Николаевской облгосадминистрации Николай Романчук, в июне арестованный за взятку в $90 тыс.

Начальный период его трудовой биографии был связан с этим предприятием, а с 1996-го по 2001 г. он занимал должность директора судостроительного завода «Океан» до его переоформления на голландскую компанию.

Еще на 4,5 млн. грн. зарплаты претендовали другой бывший руководитель предприятия Валерий Морозов и шесть его помощников, якобы связанных с бывшими газпромовскими владельцами «Океана».

В мае 2014-го решением наблюдательного совета предприятия г-н Морозов был назначен президентом ПАО «Николаевский судостроительный завод «Океан» сроком на год. Но уже в январе 2015 г. Одесский апелляционный хозяйственный суд это решение признал незаконным.

Как утверждает г-жа Сербин, при средней зарплате на заводе в 3,5 тыс. грн. команда экс-президента Морозова назначила себе ежемесячные оклады от 30 тыс. до 108 тыс. грн.

При этом ни один из топ-менеджеров ни разу не появился на территории предприятия. Руководили они из офиса одной из частных фирм Николаева.

В настоящее время заявление по факту попытки незаконного завладения средствами предприятия передано в прокуратуру Николаевской обл.

Теперь «Океан» ожидают поиски компании — организатора торгов и аукцион по продаже целостного имущественного комплекса. Законодательство обязывает победителя сохранить профиль деятельности, т. е. заниматься производством и ремонтов судов.

Потенциальные кандидаты вроде бы уже есть, но назвать их ликвидатор отказалась из соображений неразглашения коммерческой тайны. К тому же, повторимся, первоначальную стоимость завода даже она считает завышенной и утверждает, что ее основная задача — обеспечить выплату долгов по зарплате трудовому коллективу.

Президент профильной ассоциации «Укрсудпром» Виктор Лисицкий рассказал «2000», что завод «Океан» для инвестора выглядит предпочтительнее других местных предприятий, поскольку был построен относительно недавно и расположен в удобном месте.

Существующие площади позволяют не только строить и ремонтировать суда, но и возвести логистический терминал для перевалки грузов.

Тем не менее при нынешней ситуации в судостроении, когда на мировых верфях стоит немало построенных, но непроданных судов, вкладывать деньги в модернизацию даже столь привлекательного актива вряд ли кто-то решится.

Единственным условием восстановления деятельности завода, как и всей судостроительной отрасли, по мнению г-на Лисицкого, является возобновление в том или ином виде СЭЗ «Николаев».

Пока власти хранят молчание на этот счет, «Океан» будет терять в цене. Иными словами, имущественный комплекс николаевского судостроительного завода может продаваться бесконечно долго.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Выпускники вузов не хотят работать по специальности

Они учились ради «корочки», а нужные навыки приобретали в процессе работы или...

Прощай, забой! Гуд-бай, мореходка!

Проблема не в профессии, а в том, обеспечит ли государство свежевыпущенных...

Сдутый сектор

Европейские финансисты не уверены в стабильности украинской валюты и не знают, каким...

По чиновничьим «канонам»

Главным же «толкачом» скандальной «реформы» остается Департамента бюджета...

Что общего у министра и бригадира грузчиков?

Лесники, завателье, завлабы и завкафедрами, начцехов, прорабы и бригадиры, присяжные...

Иран и Россия: дискомфортный альянс

Иран выбрал сотрудничество с Москвой в качестве противовеса Соединенным Штатам

Стратегические издержки пыток: как Америка...

Израиль и США действуют в одном ключе: без преференций не будет и компромиссов

Дрон — «скорая помощь» готов к вылету

Беспилотные летательные аппараты способны не только доставлять пиво, продукты и...

Восстание Васила

«Верните торговлю с Россией!» — с таким призывом обратились к Президенту...

Покажи свое IT

Все стали перепечатывать новости о масштабной акции протеста «Гройсман, не кошмарь...

Хозяйка железной горы и марганцевых руд

Занимая немногим более 5% территории Украины, Днепропетровская область может по праву...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка